Мотивированное решение вынесено 27.01.2017 года Дело № 2-56/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
пос.Переяславка 24 января 2017 года
Суд района имени Лазо Хабаровского края в составе председательствующего судьи Потаевой Л.А.,
с участием: истца Климович Н.П.,
представителя истца ФИО8, действующей на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика ФИО9, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: ФИО10, ФИО11,
при секретаре судебного заседания Семченко И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуКлимович ФИО12 к Администрации муниципального <данные изъяты> Хабаровского края о признании недействительным распоряжения о перерасчёте пенсии за выслугу лет, обязании произвести доначисление пенсии за выслугу лет с учетом ранее установленного коэффициента,
УСТАНОВИЛ:
Климович Н.П. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального <данные изъяты> Хабаровского края о признании недействительным распоряжения о перерасчёте пенсии за выслугу лет, обязании произвести доначисление пенсии за выслугу лет с учетом ранее установленного коэффициента.
Исковые требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ распоряжением и.о.главы администрации муниципального <данные изъяты> Хабаровского края № от ДД.ММ.ГГГГ ей назначена пенсия за выслугу лет в размере <данные изъяты> рублей, стаж муниципальной службы <данные изъяты> года. Расчёт пенсии за выслугу лет был произведён в соответствии с «Порядком назначения, выплаты пенсии и определения стажа муниципальной службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципального <данные изъяты>», утверждённым Постановлением администрации муниципального <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Порядок). В соответствии с п.7.3 Порядка размер среднемесячного заработка, исходя из которого ей исчислялась пенсия, установлен коэффициент «2,8» должностного оклада и ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин по замещавшей должности муниципальной службы. Итоговые выплаты пенсии за выслугу лет после удержания страховой части составляют <данные изъяты> рубль ежемесячно. В ДД.ММ.ГГГГ произведён перерасчёт пенсии на основании распоряжения главы администрации муниципального <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ, установлен коэффициент должностного оклада и ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин «2,3». Выплаты составили <данные изъяты> рублей, что меньше на <данные изъяты> рубля. Полагает, что снижение коэффициента должностного оклада, установленного в соответствии с краевым законодательством и принятым в соответствии с ним постановлением администрации муниципального <данные изъяты>, не могло быть изменено распорядительным актом органа местного самоуправления. Просит признать незаконным распоряжение администрации муниципального <данные изъяты> «Об установлении количества должностных окладов…» № от ДД.ММ.ГГГГ, обязать администрацию муниципального <данные изъяты> Хабаровского края произвести доначисление пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с «Порядком назначения, выплаты пенсии и определения стажа муниципальной службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципального <данные изъяты>», утверждённым Постановлением администрации муниципального <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ, с учётом ранее установленного коэффициента 2,8.
Определением суда ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству ответчика, к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Финансовое управление администрации муниципального <данные изъяты> Хабаровского края.
Истец Климович Н.П. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила основания, изложенные в исковом заявлении.
Представитель истца ФИО8 в судебном заседании исковые требования Климович Н.П. поддержала, пояснила, что истцу произведено начисление пенсии за выслугу лет в соответствии с п.7 «Порядка назначения, выплаты пенсии и определения стажа муниципальной службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципального района имени Лазо», основания перерасчета пенсии изложены в п. 7.6 указанного «Порядка», данный перечень является исчерпывающим. Поскольку истцу был установлен размер коэффициента, полагает распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ не подлежащим применению в отношении истца, поскольку распространяет свое действие на тех лиц, которые должны были выйти на пенсию после указанной даты. Просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО9 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила в иске отказать, сославшись на доводы изложенные в письменном отзыве, согласно которого Климович Н.П. как лицо, ранее замещавшее муниципальную должность местного самоуправления, является получателем трудовой пенсии по старости, а также пенсии за выслугу лет. Пенсия Климович Н.П. была назначена по её заявлению согласно Порядку назначения, выплаты пенсии и определения стажа муниципальной службы, дающего право на назначении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципального <данные изъяты>, утверждённого постановлением администрации муниципального <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№. Последняя занимаемая должность Климович Н.П. – <данные изъяты>. В связи с чем, ей установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> рублей и оклад за классный чин в размере <данные изъяты> рублей, согласно штатному расписанию. Стаж муниципальной службы истца, дающий право на пенсию за выслугу лет, т.е. ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости, составляет <данные изъяты> года. Процент от среднемесячного заработка для расчёта размера пенсии за выслугу лет, исходя из стажа муниципальной службы, составляет 75%. В ДД.ММ.ГГГГ при назначении Климович Н.П. количество должностных окладов и ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин было установлено 2,8 должностных окладов. Размер пенсии за выслугу лет был увеличен на районный коэффициент и величину процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего севера, южных районах Дальнего Востока. В ДД.ММ.ГГГГ распоряжением администрации муниципального <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№, количество должностных окладов, из которых исчисляется пенсия муниципальным служащим, был установлен в муниципальном <данные изъяты> в размере 2,3. Данное решение было принято в связи с увеличившимся дефицитом бюджета муниципального <данные изъяты> и распространяется на всех получателей муниципальной пенсии, которых в районе <данные изъяты> человек. Считает, что администрацией данное решение принято законно и обоснованно. Основания возникновения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальным служащим муниципального <данные изъяты>, а также порядок назначения пенсии за выслугу лет и определения её размера определены Постановлением администрации муниципального <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке назначения, выплаты пенсии и определения стажа муниципальной службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципального района», которые приняты в соответствии с законами Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «О государственной службе Хабаровского края», от ДД.ММ.ГГГГ№ «О муниципальной службе в Хабаровском крае», постановлением Губернатора Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке назначения, выплаты пенсии и определении стажа государственной гражданской службы, дающего право на назначении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Хабаровского края». Правила определения размера пенсии за выслугу лет установлены разделом 7 Порядка. Согласно ст.5 постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ финансовое обеспечение расходов на выплату пенсии за выслугу лет производится за счёт средств бюджета муниципального района. Считает, что распоряжение администрации муниципального <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ принято с соблюдением норм законодательства РФ, Хабаровского края и муниципального <данные изъяты>.
Представитель третьего лица – председатель Собрания депутатов муниципального <данные изъяты>ФИО10, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что Собранием депутатов муниципального <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ во втором чтении был утвержден бюджет района на ДД.ММ.ГГГГ. В течение ДД.ММ.ГГГГ по предложению Финансового управления администрации муниципального района в бюджет района вносились корректировки, бюджет района дотационный.
Представитель третьего лица - Финансового управления администрации муниципального <данные изъяты>ФИО11, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что бюджет муниципального района глубоко дотационный, поэтому не может позволить установить коэффициент в размере 2,8. Постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ с ДД.ММ.ГГГГ был установлен новый порядок назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, а также были внесены изменения в правила определения размера пенсии за выслугу лет, а именно, установлено, что размер пенсии не может превышать 2,8 должностного оклада и ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин по замещаемой должности муниципальной службы и не может быть ниже фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленной Федеральным законом «О страховых пенсиях». Таким образом, были установлены коридоры размера пенсии муниципальным служащим в соответствии с краевым законодательством. Указанным выше постановлением было рекомендовано произвести перерасчет ранее назначенных пенсий. Источников увеличения размеров бюджетных ассигнований направляемых на доплаты к пенсиям в ДД.ММ.ГГГГ в районном бюджете не было. Увеличить расходы на ДД.ММ.ГГГГ также не представлялось возможным. Постановлением администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в постановлением №, которым предусмотрено, что предельное количество должностных окладов устанавливается муниципальным правовым актом ежегодно до ДД.ММ.ГГГГ текущего года в соответствии с возможностями районного бюджета и выделенными бюджетными ассигнованиями на очередной финансовый год. Распоряжением администрации района ДД.ММ.ГГГГ№ количество должностных окладов муниципальным служащим с ДД.ММ.ГГГГ установлено в размере 2,3. При принятии данного решения администрация руководствовалась принципами единых подходов при начислении пенсий.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Согласно положениям Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Приведенные нормативные положения Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципальных и государственных гражданских служащихпо своим основным параметрам являются сходными (но не тождественными, а определёнными с учётом возможностей местного бюджета).
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу. Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Законами Хабаровского края от 29.06.2005 №280 «О государственной гражданской службе Хабаровского края», от 25.07.2007 №131 «О муниципальной службе в Хабаровском крае» установлено, что условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Финансирование пенсий за выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Согласно ст.47.1 Устава муниципального <данные изъяты> Хабаровского края, муниципальному служащему гарантируется, в том числе пенсионное обеспечение за выслугу лет. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются решениями Собрания депутатов муниципального района в соответствии с законодательством РФ и законодательством края с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ. В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объёме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами края.
Постановлением администрации муниципального <данные изъяты> Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждён «Порядок назначения, выплаты пенсии и определения стажа муниципальной службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципального <данные изъяты>» (л.д.6-11).
Согласно подп.1,2 п.1 данного Порядка, его действие распространяется на лиц, замещавших должности муниципальной службы муниципального <данные изъяты>, предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы в Хабаровском крае, утверждённым Законом Хабаровского края от 25.07.2007 №131 «О муниципальной службе в Хабаровском крае». Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», либо досрочно оформленной в соответствии с законом Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения Российской Федерации», и выплачивается одновременно с ней.
Согласно подп.1 п.2 Порядка муниципальный служащий при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет имеет право на пенсию за выслугу лет за счёт средств бюджета муниципального <данные изъяты>.
В судебном заседании установлено то, что Климович Н.П. замещала муниципальную должность – <данные изъяты>, стаж муниципальной службы составляет <данные изъяты> года, с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия.
Согласно справки УПФР в <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ Климович Н.П. является получателем пенсии по старости, назначенной в соответствии с Федеральным законом РФ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» с 04.09.2013 (л.д.14).
В соответствии с подп.1 п.7 данного Порядка, муниципальному служащему назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка служащего за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях»
За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка.
При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности) не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка муниципального служащего.
Согласно подп.3 п.7 Порядка, размерсреднемесячного заработка, исходя из которого муниципальному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,8 должностного оклада и ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин по замещавшей должности муниципальной службы.
Распоряжением главы администрации муниципального <данные изъяты> Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении к назначению пенсии за выслугу лет Климович Н.П.» в соответствии с Законом Хабаровского края от 25.07.2014 «О муниципальной службе в Хабаровском крае», Климович Н.П. назначена с ДД.ММ.ГГГГ трудовая пенсия и пенсия за выслугу лет в размере <данные изъяты> рублей за вычетом страховой части трудовой пенсии в размере <данные изъяты> рублей, пенсия за выслугу лет составила <данные изъяты> рубль (л.д.12,13).
Распоряжением главы администрации муниципального <данные изъяты> Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении количества должностных окладов, размер которых с учётом ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин не может превышать размер среднемесячного заработка, исходя из которого муниципальному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет», в целях реализации постановления администрации муниципального <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№, с ДД.ММ.ГГГГ установлен коэффициент 2,3 (л.д.15).
На основании распоряжения главы администрации муниципального <данные изъяты> Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№, Климович Н.П. произведён перерасчет пенсии, в связи с изменением коэффициента индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и с ДД.ММ.ГГГГ размер её пенсии за выслугу лет составил <данные изъяты> рублей (л.д.16).
В силу ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», п. 6 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета (ст. 86 Бюджетного кодекса РФ).
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Указанные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих (пенсия за выслугу лет), осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим, как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Следовательно, распоряжение администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении количества должностных окладов, размер которых с учётом ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин не может превышать размер среднемесячного заработка, исходя из которого муниципальному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет», учитывая дополнительный характер такой пенсии, не свидетельствует об ухудшении положения истца, так как установление размера такой доплаты к получаемой Климович Н.П. трудовой пенсии по старости является правом органа местного самоуправления исходя из финансово-экономических возможностей.
Кроме того, указание в иске на то, что снижение коэффициента должностного оклада, установленного в соответствии с краевым законодательством с ним постановлением администрации муниципального <данные изъяты>, не могло быть изменено распорядительным актом органа местного самоуправления, не состоятельны, поскольку из системного толкования вышеприведенных норм материального права усматривается, что пенсия за выслугу лет муниципальному служащему по своей юридической природе является дополнительным обеспечением, предоставляемая им за счет средств соответствующих бюджетов, помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях, а потому изменение правил предоставления таких выплат не может расцениваться как нарушение права на получение пенсии в установленном законом случаях и размерах.
При указанных выше обстоятельствах, суд считает, исковые требования Климович Н.П. не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Климович ФИО12 к Администрации муниципального <данные изъяты> Хабаровского края о признании недействительным распоряжения о перерасчёте пенсии за выслугу лет, обязании произвести доначисление пенсии за выслугу лет с учетом ранее установленного коэффициента, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через суд района имени Лазо в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Потаева Л.А.