НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Суда Ненецкого автономного округа (Ненецкий автономного округ) от 02.11.2020 № 3-219/20

Дело № 3а-222/2020

УИД 83OS0001-01-2020-000228-48

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нарьян-Мар 9 декабря 2020 года

Суд Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Лисицына А.А.,

при помощнике судьи в качестве секретаря судебного заседания Ляпуновой Д.В.,

с участием помощника прокурора Ненецкого автономного округа Жиркова В.Г.,

представителя административного ответчика – Собрания депутатов Ненецкого автономного округа Шаховой Л.А., действующей на основании доверенности от 2 ноября 2020 года ,

представителей административного ответчика – губернатора Ненецкого автономного округа Рахмилевича П.З., действующего на основании доверенности от 9 ноября 2020 года , Кулиной Д.Д., действующей на основании доверенности от 9 ноября 2020 года , Большаковой Л.В., действующей на основании доверенности от 8 декабря 2020 года ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Нарьян-Маре 9 декабря 2020 года административное дело

по административному исковому заявлению прокурора Ненецкого автономного округа о признании отдельных положений статьи 10.2 закона Ненецкого автономного округа от 6 января 2005 г. № 538-оз «О статусе лиц, замещающих государственные должности Ненецкого автономного округа» противоречащими федеральному законодательству и недействующими,

установил:

Постановлением Собрания депутатов Ненецкого автономного округа от 23 декабря 2004 г. № 284-сд принят закон Ненецкого автономного округа № 538-оз «О статусе лиц, замещающих государственные должности Ненецкого автономного округа» (далее – Окружной закон, закон НАО № 538-оз).

Данный закон подписан главой администрации Ненецкого автономного округа 6 января 2005 года, в первоначальном виде опубликован 2 февраля 2005 года в общественно-политической газете Ненецкого автономного округа «Няръяна Вындер» № 13 (18559) и с этого же дня вступил в силу.

Законом Ненецкого автономного округа от 9 марта 2007 г. № 32-оз «О внесении изменений в отдельные законы Ненецкого автономного округа» закон НАО № 538-оз дополнен статьей 10.2 «Пенсионное обеспечение лиц, замещающих государственные должности», текст данного закона округа опубликован 20 марта 2007 года в общественно-политической газете Ненецкого автономного округа «Няръяна Вындер» № 39 (19013) и с этого же дня вступил в силу.

В статью 10.2 указанного закона НАО № 538-оз в дальнейшем вносились изменения и дополнения законами Ненецкого автономного округа от 1 июля 2008 г. № 52-оз, от 27 января 2009 г. № 5-оз, от 25 мая 2009 г. № 37-оз, от 22 сентября 2011 г. № 59-оз, от 22 мая 2012 г. № 30-оз, от 29 декабря 2012 г. № 114-оз, от 15 июля 2013 г. № 68-оз, от 8 декабря 2014 г. № 32-оз, от 13 марта 2015 г. № 61-оз, от 30 сентября 2015 года № 119-оз, от 23 июня 2017 г. № 326-оз (данные законы публиковались в общественно-политической газете Ненецкого автономного округа «Няръяна Вындер», Сборнике нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (http:/www.pravo.gov.ru).

Предметом регулирования статьи 10.2 Окружного закона (с учетом внесенных изменений и дополнений) являются вопросы дополнительного пенсионного обеспечения лиц, замещающих государственные должности Ненецкого автономного округа, в том числе:

- частью 1 статьи 10.2 закона НАО № 538-оз предусмотрено, что лица, замещающие государственные должности Ненецкого автономного округа, перечисленные в пунктах 1 - 13, 15 - 17 части 2 статьи 2 данного Окружного закона, освобожденные от должности в связи с прекращением полномочий или иным основаниям, предусмотренным законодательством Ненецкого автономного округа (кроме случаев прекращения полномочий в связи с совершением виновных действий), имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пенсии за выслугу лет (пенсии по инвалидности), назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а также к пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации»;

- частями 1, 1.1 и 5 статьи 10.2 закона НАО № 538-оз установлены размеры, порядок и условия выплаты ежемесячных доплат к страховой пенсии (пенсии за выслугу лет) в зависимости от вида назначенной пенсии и замещаемых государственных должностей Ненецкого автономного округа;

- частью 6 статьи 10.2 закона НАО № 538-оз установлено, что в случае смерти лица, замещающего государственную должность, связанной с исполнением им должностных обязанностей, члены семьи умершего имеют право на получение доплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», пенсии по случаю потери кормильца, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в размере 20 процентов от денежного содержания по должности, замещаемой ко дню смерти должностного лица.

Прокурор Ненецкого автономного округа обратился в суд с административным исковым заявлением о признании указанных выше отдельных положений закона НАО № 538-оз недействующими со дня вступления решения суда в законную силу в связи с противоречием этих норм пункту 4 статьи 2.1, пункту 12 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что оспариваемые нормы Окружного закона не предусматривают, что право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) могут иметь лица, не только замещавшие государственную должность Ненецкого автономного округа в течение определенного времени и освобожденные от замещаемой должности в связи с прекращением полномочий, но и в обязательном порядке достигшие пенсионного возраста или потерявшие трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности Ненецкого автономного округа, а также полномочия которых не были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», либо по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «г» пункта 1 статьи 9 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 этого же Федерального закона, а в отношении лиц, замещавших государственную должность губернатора Ненецкого автономного округа, полномочия которых не были прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «г», «ж», «з», «и», и «л» пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Кроме того, оспариваемыми положениями закона НАО № 538-оз право на ежемесячную доплату к пенсии установлено для лиц, которые являются получателями пенсии за выслугу лет (иной пенсии), назначенной в соответствии с законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, что противоречит Указу Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы».

Таким образом, по мнению прокурора округа, оспариваемыми положениями статьи 10.2 закона НАО № 538-оз круг лиц, замещавших государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе, в отношении которых могут быть предоставлены дополнительные гарантии в связи с прекращением полномочий указанных лиц в виде ежемесячной доплаты к пенсии, в сравнении с федеральным законодательством необоснованно расширен.

В судебном заседании помощник прокурора Ненецкого автономного округа Жирков В.Г. поддержал заявленные требования по доводам и основаниям, указанным в административном исковом заявлении и дополнениях и уточнениях к нему.

Представитель Собрания депутатов Ненецкого автономного округа Шахова Л.А. с требованиями прокурора не согласилась, указав, что оспариваемые положения Окружного закона не противоречат федеральному законодательству, поскольку органами государственной власти округа порядок предоставления лицам, замещающим государственные должности Ненецкого автономного округа, возможности получения доплат к страховой пенсии (по старости, инвалидности), а также к пенсии по выслуге лет определен в пределах предоставленной компетенции, с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов.

Представители губернатора Ненецкого автономного округа Рахмилевич П.З., Кулина Д.Д., Большакова Л.В. с требованиями прокурора не согласились по тем же основаниям.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 22 и 23 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», статьей 27 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьей 208 КАС РФ, разъяснениями, данными в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 50 от 25 декабря 2018 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», прокурору или его заместителю предоставлено право обращения в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации, с требованием о признании нормативного правового акта законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации недействующим в случае его противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В соответствии с пунктами «ж» и «н» статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76 Конституции Российской Федерации).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Таким федеральным законом, устанавливающим на территории Российской Федерации общие принципы организации деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия, основные требования, предъявляемые к лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, является Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ).

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. № 446-ФЗ, вступившим в законную силу со дня официального опубликования, статья 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ дополнена пунктом 4, согласно которому в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», либо по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «г» пункта 1 статьи 9 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 данного Федерального закона.

Этим же Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. № 446-ФЗ статья 19 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ дополнена пунктом 12, согласно которому в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицу, замещающему должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лицо, достигшее пенсионного возраста или потерявшее трудоспособность в период осуществления им полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицу, полномочия которого были прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «г», «ж», «з», «и» и «л» пункта 1 статьи 19 данного Федерального закона.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ закреплено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

Таким образом, оспариваемые прокурором положения статьи 10.2 закона НАО № 538-оз в части, предусматривающей право лиц, замещающих (замещавших) государственные должности Ненецкого автономного округа, на дополнительные социальные гарантии в виде ежемесячной доплаты к пенсии, подлежали приведению в соответствие с вышеприведенными нормами Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ.

Между тем, часть 1 статьи 10.2 закона НАО № 538-оз в соответствие с указанными требованиями федерального законодательства не приведена, поскольку оспариваемая норма не содержит ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 2.1 и пунктом 12 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, в связи с чем в настоящее время, вопреки требованиям федерального законодательства, ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности) может быть назначена лицам, замещавшим государственные должности Ненецкого автономного округа и не достигшим пенсионного возраста и не потерявшим трудоспособности в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, а также полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», либо по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «г» пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 данного Федерального закона.

Аналогичным образом ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности), вопреки требованиям федерального законодательства, может быть назначена лицам, замещавшим должность губернатора (главы администрации) Ненецкого автономного округа, не достигшим пенсионного возраста и не потерявшим трудоспособности в период осуществления ими полномочий по данной должности, а также лицам, полномочия которых были прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «г», «ж», «з», «и» и «л» пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ.

Таким образом, законодательством Ненецкого автономного округа, по сравнению с федеральным законодательством, необоснованно расширен круг лиц, замещавших государственные должности Ненецкого автономного округа, которым установлены дополнительные меры социальной поддержки и гарантии в связи с прекращением их полномочий.

Доводы представителей административных ответчиков о том, что ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещающим государственные должности Ненецкого автономного округа, относится к гарантиям, связанным с исполнением ими своих полномочий, а не с их прекращением, в связи с чем положения пункта 4 статьи 2.1 и пункта 12 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ к данным правоотношениям неприменимы, суд находит несостоятельными, поскольку ежемесячная доплата к пенсии в период исполнения своих полномочий лицами, замещающими государственные должности Ненецкого автономного округа, им не выплачивается, что, в частности, следует из содержания части 3 статьи 10.2 закона НАО № 538-оз, и обязательным и необходимым условием для ее выплаты, помимо прочих, является именно прекращение таких полномочий.

При этом из дословного содержания пункта 4 статьи 2.1 и пункта 12 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ прямо следует, что пенсионный возраст и потеря нетрудоспособности как условия для предоставления дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, подлежат наступлению в период осуществления полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации.

Буквальное толкование содержания данных норм также не предполагает, что они регулируют вопросы, связанные исключительно с выплатами единовременного характера.

Ссылки представителей административных ответчиков в подтверждение своей позиции, указанной выше, на письма и заключения различных федеральных министерств и ведомств (том 1 л.д. 121-142) не могут быть судом приняты во внимание, поскольку указанные органы государственной власти правом толкования федеральных законов не наделены (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. № 17-П).

Доводы о дискриминационном характере установленных в пункте 4 статьи 2.1 и пункте 12 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ ограничений опровергаются определением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 января 2018 г. № 6-О, согласно которому введение ограничений при определении условий предоставления дополнительного материального обеспечения, таких как достижение пенсионного возраста или утрата трудоспособности в период осуществления полномочий по определенным должностям, призвано обеспечить соблюдение принципа социальной справедливости и согласуется с правовой природой дополнительного материального обеспечения, которое реализуется в рамках пенсионных отношений, предполагающих предоставление денежных выплат в целях компенсации утраченного заработка (дохода) в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости (достижения определенного возраста) или инвалидности.

При этом суд также приходит к выводу о том, что понятие «прекращение полномочий в связи с совершением виновных действий», использованное окружным законодателем в части 1 статьи 10.2 закона НАО № 538-оз, не является равнозначным понятию «прекращение полномочий в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», либо по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «г» пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 данного Федерального закона» и понятию «прекращение полномочий по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «г», «ж», «з», «и» и «л» пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ», вследствие чего оспариваемая норма вызывает ее неоднозначное толкование, что с учетом пункта 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» также свидетельствует о несоответствии оспариваемых норм закона НАО № 538-оз федеральному законодательству.

Иной подход к толкованию указанных норм закона НАО № 538-оз, по сути, свидетельствует о возможности неоправданно широкого усмотрения при их применении уполномоченными органами государственной власти Ненецкого автономного округа.

Доводы прокурора о несоответствии федеральному законодательству частей 1, 1.1, 5 и 6 статьи 10.2 закона НАО № 538-оз в той мере, в которой они предоставляют право на ежемесячную доплату к пенсии лицам, которые являются получателями пенсии за выслугу лет (пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца), назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 (следует отметить, что часть 6 статьи 10.2 закона НАО № 538-оз оспаривается прокурором только в данной части, в связи с чем, с учетом положений части 1 статьи 178 КАС РФ, административное дело рассмотрено в пределах заявленных требований), в частности, Указу Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы», суд также находит заслуживающими внимания.

Согласно пункту 1 данного Указа Президента Российской Федерации лица, замещавшие государственные должности Российской Федерации на постоянной основе и получавшие денежное вознаграждение за счет ассигнований федерального бюджета, освобожденные от указанных должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Таким образом, вышеуказанным лицам предусмотрена возможность установления ежемесячной доплаты только к страховой пенсии по старости (инвалидности), либо к досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и, соответственно, только в случае наступления права на получение таких пенсий.

Согласно пункту 10 данного Указа Президента Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений данного Указа за счет собственных средств.

Вместе с тем, административный ответчик не учел вышеуказанные рекомендации, при этом право субъекта Российской Федерации устанавливать иной, больший объем социальных гарантий для перечисленных в нем лиц, по сравнению с названными гарантиями, установленными данным Указом, Указ не содержит.

Тем не менее, законодательный орган Ненецкого автономного округа оспариваемыми нормами предусмотрел право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, которая не перечислена в вышеупомянутом Указе Президента Российской Федерации, а также без учета возраста, с которого действующим законодательством (в частности, статьей 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Приложениями 5 и 6 к нему (в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ) предусмотрено наступление права на страховую пенсию по старости, в том числе для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера, к которым относится Ненецкий автономный округ.

Одновременно суд приходит к выводу о том, что предусмотренное частью 6 статьи 10.2 закона НАО № 538-оз право членов семьи умершего лица, замещающего государственную должность Ненецкого автономного округа, на получение доплаты к пенсии по случаю потери кормильца, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», является производным от права на получение данной доплаты к государственной пенсии самим лицом, замещающим (замещавшим) государственную должность округа, и, соответственно, в случае отсутствия по указанным выше мотивам такого права у самого лица, замещающего государственную должность округа, отсутствует право на доплату к пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, и у членов его семьи.

Доводы представителей административных ответчиков о рекомендательном характере Указа Президента Российской Федерации противоречат части 2 статьи 90 Конституции Российской Федерации, согласно которой указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

При этом суд учитывает, что исходя из содержания части 3 статьи 90 Конституции Российской Федерации Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. № 446-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принят позже Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. № 854, по своей юридической силе имеет приоритет над ним, в связи с чем положения Указа подлежат применению в части, не противоречащей данному Федеральному закону.

Наличие права вводить дополнительные социальные и иные гарантии для лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, не означает возможности органов государственной власти субъекта Российской Федерации принимать правовые нормы по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации произвольно, без учета конституционных принципов разграничения государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и полномочий органов местного самоуправления, соотносимости основных условий замещения государственных должностей Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, прохождения государственной службы различного уровня и муниципальной службы, а также без соблюдения иных норм федерального законодательства.

Таким образом, суд приходит к выводу, что законодательный (представительный) орган государственной власти Ненецкого автономного округа оспариваемым Окружным законом по сравнению с федеральным законодательством фактически расширил круг лиц, имеющих право на дополнительную социальную гарантию в виде доплаты к государственной пенсии за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, при этом им не были соблюдены императивные требования к содержанию законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие соответствующие ограничения, в связи с чем оспариваемые нормы не могут быть признаны соответствующими федеральному законодательству и подлежат признанию недействующими.

Ссылки представителей административных ответчиков на подобное дополнительное пенсионное обеспечение депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации правового значения для разрешения настоящего дела не имеют, поскольку данное правовое регулирование находится в исключительном ведении Российской Федерации и предметом оспаривания по настоящему административному делу не является.

Поскольку право лиц, замещающих государственные должности Ненецкого автономного округа, на получение ежемесячной доплаты к пенсиям, назначенным в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации и их семей», оспаривается прокурором в полном объеме (в частях 1, 1.1, 5 и 6 статьи 10.2), оснований для признания данных положений закона НАО № 538-оз недействующими в соответствии с абзацами вторым и третьим резолютивной части заявления прокурора об уточнении административных исковых требований (том 4 л.д. 197-199) (применительно только к части 1 статьи 10.2 закона НАО № 538-оз) суд не усматривает (в ином случае решение суда будет содержать внутренние противоречия), при этом административные исковые требования прокурора и в данном случае по существу подлежат удовлетворению полностью.

С учетом изложенных обстоятельств, а также разъяснений, содержащихся в абзаце третьем пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суд признает оспариваемые положения закона округа недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

В целях исполнения требований пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ суд полагает необходимым возложить на Собрание депутатов Ненецкого автономного округа обязанность по опубликованию сведений о принятом решении в течение месяца с момента его вступления в законную силу в официальном печатном издании Ненецкого автономного округа – Сборнике нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа (статья 26.1 закона Ненецкого автономного округа от 3 февраля 2006 года № 673-оз «О нормативных правовых актах Ненецкого автономного округа» (в редакции закона округа от 18 февраля 2013 года № 1-оз).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Ненецкого автономного округа – удовлетворить.

Признать положения части 1 статьи 10.2 закона Ненецкого автономного округа от 6 января 2005 г. № 538-оз «О статусе лиц, замещающих государственные должности Ненецкого автономного округа» недействующими со дня вступления решения суда в законную силу в той мере, в которой право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также к пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», имеют лица, замещавшие государственные должности Ненецкого автономного округа (кроме губернатора Ненецкого автономного округа), и не достигшие пенсионного возраста или не потерявшие трудоспособность в период осуществления ими полномочий по указанным государственным должностям, а также полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», либо по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «г» пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»,

а также в той мере, в которой право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также к пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», имеют лица, замещавшие должность губернатора Ненецкого автономного округа и не достигшие пенсионного возраста или не потерявшие трудоспособность в период осуществления ими полномочий по указанной государственной должности, а также полномочия которых были прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «г», «ж», «з», «и», и «л» пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Признать положения частей 1, 1.1, 5 и 6 статьи 10.2 закона Ненецкого автономного округа от 6 января 2005 г. № 538-оз «О статусе лиц, замещающих государственные должности Ненецкого автономного округа» недействующими со дня вступления решения суда в законную силу в той мере, в которой данные нормы предусматривают возможность выплаты лицам, указанным в частях 1, 1.1, 5 и 6 статьи 10.2 закона Ненецкого автономного округа от 6 января 2005 г. № 538-оз «О статусе лиц, замещающих государственные должности Ненецкого автономного округа», ежемесячных доплат к пенсии за выслугу лет (пенсии по инвалидности) и к пенсии по случаю потери кормильца, назначенных в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации и их семей».

Обязать Собрание депутатов Ненецкого автономного округа в течение месяца после вступления решения суда в законную силу опубликовать в Сборнике нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа сообщение о настоящем решении.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы, а прокурором – путем принесения апелляционного представления через суд Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий - подпись А.А. Лисицын

Копия верна. И.о. председателя А.Л. Карманов

Мотивированное решение изготовлено 18 декабря 2020 года

Решение вступило в законную силу « 17» марта 2021года.

Подлинный документ подшит в материалах гражданского дела № 3а-222/2020 УИД 83OS0000-01-2020-000228-48 в производстве суда Ненецкого автономного округа.