НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра) от 28.07.2021 № 12-299/2021

Судья Черкашин В.В. дело № 12-299/2021

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Ханты-Мансийск дело № 7-512/2021 28 июля 2021 года

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Солопаева Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО1 на решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Управление автомобильных дорог»,

у с т а н о в и л :

постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 15 марта 2021 года КУ ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100000 руб. за несоблюдение требований к сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Решением судьи Ханты-Мансийского районного суда от 11 мая 2021 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

В жалобе в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры старший государственный инспектор отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО1 просит решение отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что судом не дана надлежащая оценка доказательствам по делу, акцентируя при этом доводы жалобы на том, что КУ ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» не приняло всех зависящих от него мер, направленных на выполнение обязанностей по соблюдению законодательства в сфере охраны и сохранения водных биоресурсов, связанных с выращиванием молоди сиговых рыб.

В возражениях на жалобу и.о. директора КУ ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» ФИО2 выражает несогласие с ее доводами, просит решение суда оставить без изменения, а поданную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и доводы возражений на нее, оснований к отмене решения не нахожу.

В соответствии с частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 100000 до 200000 руб.

Согласно статье 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 данной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

В силу части 1 статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года № 380 (далее – Положение).

Согласно пункту 2 Положения к мерам по сохранению биоресурсов и среды их обитания относится, в частности, проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.

Как следует из материалов дела 11 октября 2019 года между Нижнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству и КУ ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» заключен договор на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в целях компенсации ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам и среде их обитания, по условиям которого последнее обязалось в срок не позднее 30 октября 2020 года произвести выпуск молоди муксуна в определенных объемах в водные объекты рыбохозяйственного значения (т.1, л.д.68-72).

Однако, в установленный срок обязательства по компенсации ущерба, причиненного водным биоресурсам и среде их обитания в результате осуществляемой деятельности, в рамках указанного договора КУ ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» не исполнило, чем допустило нарушение части 1 статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», части 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 2 Положения, что явилось основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по части 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отменяя постановление должностного лица, и, прекращая производство по делу в связи с отсутствием в действиях КУ ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» состава административного правонарушения, судья районного суда в решении указал, что юридическим лицом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, а причиной, повлекшей неисполнение условий договора № 20-023 от 11 октября 2019 года, явились обстоятельства непреодолимой силы, на которые лицо, привлекаемое к административной ответственности, не имело возможности повлиять.

С данными выводами судьи следует согласиться.

Так, из материалов дела усматривается, что в целях исполнения вышеуказанного договора, 10 июля 2020 года между КУ ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» и <данные изъяты> заключен государственный контракт на осуществление мероприятий по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения в целях компенсации ущерба водным биоресурсам и среде их обитания при реализации объекта: строительство автомобильной дороги г. Тюмень – п. Нижняя Тавда – п. Междуреченский – г. Урай – г. Нягань – п. Приобе на участке г. Тюмень – п. Нижняя Тавда – п. Междуреченский. II очередь: VIII пусковой комплекс Куминский – Тынкуль № 07/20/295. По заключенному контракту общее количество выпускаемой молоди муксуна должно составлять 39321 шт., срок выполнения работ определен до 30 октября 2020 года (т.1, л.д.54-67).

В свою очередь <данные изъяты> 09 июля 2020 года заключило с <данные изъяты> договор поставки продукции аквакультуры, согласно которому Учреждение обязалось передать в собственность Общества рыбоводную продукцию: молодь муксуна средней штучной навеской не менее 1,5 кг в количестве 60474 штук (т.1, л.д.44-47).

Однако, как следует из письма <данные изъяты> № 4105 от 13 августа 2020 года поставка молоди муксуна в 2020 году оказалась невозможной, поскольку весь период выращивания молоди (лето 2020 года) сопровождался аномально высокими температурами воздуха, вследствие чего, вода в водоеме выращивания молоди достигла критических для сиговых видов рыб температур, что привело к значительной гибели их части. ООО «Новая Аквакультура», как покупателю по договору, предложено рассмотреть вопрос об изменении его условий в части переноса сроков поставки молоди муксуна на 2021 года (т.1, л.д.48-49).

Согласно заключению <данные изъяты> о возможных причинах гибели значительной части молоди сиговых рыб в рыбопитомнике Ванзетурский сор от 27 октября 2020 года № 05-2762 с учетом ихтиопатологического благополучия одной из наиболее вероятных причин гибели выращиваемой молоди сиговых видов рыб (муксун, чир) в данном водоеме в июле 2020 года явилось стечение обстоятельств непреодолимой силы, а именно воздействие высоких температур воды и заморных явлений на фоне токсического отравления в результате естественных внутриводоемных процессов (т.1, л.д.28-42).

Из письма <данные изъяты> от 20 августа 2020 года усматривается, что <данные изъяты>, как поставщик по заключенному договору, в связи с объективными обстоятельствами природно-биологического характера не сможет выполнить обязательства по поставке продукции в 2020 года. В данном письме содержится просьба к КУ ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» рассмотреть возможность переноса выполнения условий контракта на следующий год (т.1, л.д.43, 96).

В соответствии с актами сдачи-приемки выполненных работ от 21 августа 2020 года и 28 августа 2020 года КУ ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» в период с 10 июля 2020 года по 07 августа 2020 года в соответствии с договором № 20-023 от 11 октября 2019 года выполнило мероприятия по искусственному воспроизведению водных биоресурсов, то есть выпуску молоди муксуна в общем объеме 11564 штуки (т.2, л.д.55,56).

Согласно письму от 22 сентября 2020 года № 05/01-исх-4748 в связи с окончанием срока действия договора № 20-023 от 11 октября 2019 года КУ ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» обратилось в Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству с уведомлением его об исполнении обязательств не в полном объеме по данному договору, поэтому между ними 30 октября 2020 года был заключен другой договор на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в целях компенсации ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам и среде их обитания № 21-018, по условиям которого КУ ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» обязалось в срок не позднее 30 октября 2021 года произвести выпуск молоди муксуна в определенных объемах в водные объекты рыбохозяйственного значения (т.1, л.д.79-83).

Установив эти обстоятельства, судья районного суда пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях КУ ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» состава вмененного ему административного правонарушения, так как причиной неисполнения обязанности по сохранению водных биологических ресурсов, явились обстоятельства непреодолимой силы, на которые юридическое лицо, привлекаемое к административной ответственности, не имело возможности повлиять.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Отсутствие в действиях лица состава административного правонарушения, то есть установленной правом совокупности признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением, включая обязательные признаки объективной и субъективной сторон конкретного адми-нистративного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса одним из оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах решение суда отмене по доводам жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л :

решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Управление автомобильных дорог» оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО1 – без удовлетворения.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры Л.М. Солопаева