НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра) от 27.06.2019 № 7-516/201927И

судья - Сосновская О.А.

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск дело № 7-516/2019 27 июня 2019 года

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Толстогузов А.В.,

с участием представителя ОАО «НАК «АКИ-ОТЫР» - Никитченко К.В.,

государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре – Темирова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре Темирова А.С. на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты–Мансийского автономного округа – Югры от 8 мая 2019 года, которым отменено постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре Темирова А.С. № 129-ЗН/44 от 28 марта 2019 года о привлечении юридического лица ОАО «НАК «АКИ-ОТЫР» к административной ответственности по ч.2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к штрафу в размере 400 000 рублей, а производство по прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление,

установил:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре Темирова А.С. № 129-ЗН/44 от 28 марта 2019 года юридическое лицо ОАО «НАК «АКИ-ОТЫР» привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей за то, что допустило загрязнение почвы земельного участка, возникшего в результате эксплуатации шламового амбара кустовой площадки (номер)(адрес) в (адрес), и не выполнило установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Считая данное постановление необоснованным, представитель ОАО «НАК «АКИ-ОТЫР» обратился в суд первой инстанции с жалобой о его отмене.

Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты–Мансийского автономного округа – Югры от 8 мая 2019 года отменено постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре Темирова А.С. № 129-ЗН/44 от 28 марта 2019 года о привлечении юридического лица ОАО «НАК «АКИ-ОТЫР» к административной ответственности по ч.2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к штрафу в размере 400 000 рублей, а производство по прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре Темиров А.С. обратился в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с жалобой, в которой просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение, мотивируя жалобу тем, что выводы суда первой инстанции об отсутствии у Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре полномочий по надзору за почвами лесных земель, основаны на неверном толковании нормативных актов, так как в полномочия Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре входит государственный земельный надзор в отношении земель всех категорий, в том числе и лесных земель, за исключением лишь земель сельскохозяйственного назначения.

В возражении на жалобу генеральный директор ОАО «НАК «АКИ-ОТЫР» Шаталов А.В. считает доводы жалобы необоснованными и просит оставить их без удовлетворения, а решение суда – без изменения.

В судебном заседании государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре Темиров А.С. доводы жалобы поддержал в полном объеме.

В судебном заседании представитель ОАО «НАК «АКИ-ОТЫР» Никитченко К.В. считает доводы жалобы необоснованными и просит оставить их без удовлетворения, а решение суда – без изменения.

Изучив материалы дела, доводы жалобы и возражений на жалобу, заслушав участников судебного заседания, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда. Решение суда является законным и обоснованным, основано на верном толковании норм права.

Так, в ходе рассмотрения дела должностным лицом Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре допущено существенное нарушение процессуального закона, а именно, в нарушение полномочий, предусмотренных ст. 23.29 КоАП РФ Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре составило протокол об административном правонарушении и рассмотрело дело о нарушениях экологических требований юридическим лицом на участке земли, относящемуся к лесному фонду.

В силу положений пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 названного Кодекса, переданы Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 №394, Федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в пределах полномочий, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

При этом Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (а также ее территориальные подразделения) осуществляет государственный земельный контроль в пределах своих полномочий; контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственный лесной контроль и надзор) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения (пункт 5 раздела II Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №400).

В силу пунктов 4.1.2, 4.1.6 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО - Югре, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Приказ Росприроднадзора от 25.08.2016 №549, управление осуществляет полномочия в установленный сфере деятельности, в частности, государственный земельный контроль в пределах своих полномочий, а также контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственный лесной контроль и надзор) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; государственный земельный контроль в пределах своих полномочий.

В соответствии с "Положением о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", утвержденном постановлением Правительства ХМАО - Югры от 24.08.2012 N 299-п "О Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Природнадзор Югры) является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики, нормативному правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, охраны атмосферного воздуха и водных объектов, региональному государственному экологическому надзору (за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов, в области обращения с отходами), федеральному государственному надзору (в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области лесных отношений), а также функции в области экологической экспертизы на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Служба (п. 5.3.) осуществляет переданные полномочия Российской Федерации: федеральный государственный надзор в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории автономного округа, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории автономного округа; федеральный государственный охотничий надзор на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения; федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда (в том числе государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федеральный государственный пожарный надзор в лесах; осуществляет региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору; в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

Таким образом, согласно норм Лесного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним нормативных актов федеральный государственный лесной надзор на лесных участках ХМАО-Югры, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах предоставленной им компетенции, за исключением государственного лесного контроля и надзора на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, относящихся к компетенции Росприроднадзора.

Так как рассматриваемый земельный лесной участок не относится к категории земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, то надзор за ним и привлечение к ответственности виновных лиц по ст. 8.7 КоАП РФ вправе осуществлять не федеральные органы (Росприроднадзор), а органы исполнительной власти субъекта РФ-ХМАО Югры, а именно Природнадзор Югры.

Доводы жалобы о том, что Росприроднадзор вправе осуществлять надзор за всеми земельными участками, в том числе и лесными, кроме земель сельскохозяйственного назначения, основаны на неверном толковании норма права.

Так, в соответствии со ст. 5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

В связи с чем, по смыслу закона, лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому невозможно разделение лесного надзора и земельного надзора в отношении участка лесного фонда. В отношении леса осуществляется общий лесной надзор, лесная охрана.

В связи с изложенным, Управление Росприроднадзора по ХМАО наделено полномочиями по лесному надзору (лесной охране) лишь в отношении земель особо охраняемых природных территорий федерального значения.

В связи с чем, юридическое лицо привлечено к ответственности органом, не полномочным осуществлять надзор за рассматриваемым участком лесного фонда.

Указанные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, являются существенными, повлиявшими на исход дела, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Указанные существенные нарушения требований КоАП РФ влекут отмену постановления о назначении административного наказания.

В связи с чем, выводы суда первой инстанции о необходимости отмены постановления должностного лица Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре и прекращения производства по делу, основаны на верном применении процессуальных норм.

Все выводы суда первой инстанции должным образом мотивированы.

При таком положении основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд,

решил:

Решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты–Мансийского автономного округа – Югры от 8 мая 2019 года в отношении ОАО «НАК «АКИ-ОТЫР» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре Темирова А.С. - без удовлетворения.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры А.В. Толстогузов

Копия верна

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры А.В. Толстогузов