Дело № 3а-202\2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2018 года г. Ханты-Мансийск
Суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Бажа И.М., с участием прокурора Зоричевой Д.С., представителя административного ответчика – Веселухиной О.В., представителя заинтересованного лица Шелепова А.В., при секретаре Крыловой А.З., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры к Департаменту недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании нормативного правового акта недействующим
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ханты-Мансийского автономного округа-Югра обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц об оспаривании отдельных положений лесохозяйственного регламента Самаровского лесничества, утвержденного приказом Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты - Мансийского автономного округа – Югры от 02.03.2018 № 13-нп.
В обоснование требований указал, что согласно п.1.7 Регламента на территории Самаровского лесничества располагается шесть особо охраняемых природных территорий, в том числе: государственный природный заказник федерального значения «Васпухольский» и памятник природы местного значения «Шапшинские кедровники». Перечень особо охраняемых природных территорий в границах Самаровского лесничества с указанием номеров кварталов или их части представлен в таблице № 6 Регламента. В структуре Регламента имеется таблица № 4 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов», согласно которой леса в границах Самаровского лесничества распределены по целевому назначению на защитные и эксплуатационные. При этом к эксплуатационным лесам отнесены лесные участки в границах особо охраняемой природной территорий. Так в границах государственного природного заказника федерального значения «Васпухольский» к эксплуатационным лесам отнесены лесные участки кварталов 634-639, 669-682, 685-697, 710-718, 720-722, 727-732, 735-749, части кварталов 719, 733, 734, 750, 751 Троицкого урочища Троицкого участкового лесничества, кварталы 153, 154, 156, части квартала 155 Троицкого урочища 1984г. л/у Троицкого участкового лесничества, кварталы 293-301, 320-328 Самаровского урочища Троицкого участкового лесничества Самаровского лесничества. В границах памятника природы местного значения «Шапшинские кедровники» к эксплуатационным лесам отнесен лесной участок в части квартала 9 Самаровского урочища Троицкого участкового лесничества Самаровского лесничества.
В соответствии с части 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.
В то время как в силу части 4 статьи 12 названного Кодекса защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В отличие от эксплуатационных лесов в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 5 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации).
Запрет на проведение в лесах, расположенных на территориях государственных природных заказников и природных парков, сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых территорий, установлен частью 3 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, отнесение лесных кварталов, включенных в состав природного заказника федерального значения «Васпухольский» и памятника природы местного значения «Шапшинские кедровники» к эксплуатационным лесам противоречит положениям статей 12, 102, 103 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку цели освоения эксплуатационных лесов не соответствует целям создания особо охраняемых природных территорий.
Данные нарушения законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации, как собственника лесных участков, а также права неопределенного круга лиц, которые постоянно или временно проживают в ХМАО-Югре на сохранение благоприятной окружающей среды.
На основании вышеизложенного Прокурор просил признать недействующим со дня принятия лесохозяйственный регламент Самаровского лесничества, утвержденный приказом Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры от 02.03.2018 № 13-нп, в части включения в эксплуатационные леса в таблице 4 раздела 1.5 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов» вышеуказанных лесных участков.
В ходе рассмотрения дела прокурором были уточнены исковые требования, в частности указано, что часть квартала 9 Самаровского урочища, находится не в Троицком, а в Ханты-Мансийском участковом лесничестве, а также иск был дополнен требованием о признании недействующим со дня принятия лесохозяйственного регламента Самаровского лесничества, утвержденного приказом Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры от 02.03.2018 № 13-нп, в части включения в эксплуатационные леса в таблице 4 раздела 1.5 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов» части квартала 34 урочища Пойменного Троицкого участкового лесничества, включенного в состав государственного природного заказника федерального значения «Елизаровский».
В судебном заседании прокурор прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры – Зоричева Д.С., поддержала уточненные исковые требования, по основания изложенным в исковом заявлении.
Действующая на основании доверенности представитель Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры – Веселухина О.В., просила в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, указанным в возражении на административное исковое заявление. В представленных суду письменных возражениях на иск Департамент указывает на то, что Регламент принят уполномоченным органом, однако полномочия по отнесению лесов к защитным, эксплуатационным, резервным лесам осуществляет Рослесхоз. Последним был издан приказ от 27.04.2010 года № 164 «Об отнесении лесов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к ценным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ». Данный приказ является основанием для установления целевого назначения лесов при проведении таксации лесов, и результаты которых являются основанием для внесения изменений в лесохозяйственные регламенты лесничеств. Приказы, изданные Рослесхозом в отношении конкретных субъектов Российской Федерации обязательны к применению, до настоящего времени данный приказ действующий, не оспорен и не отменен в связи с чем Департамент обязан был им руководствоваться.
Представитель БУ ХМАО-Югры «Природный парк «Самаровский чугас» - Шелепов А.В. в судебном заседании просил суд принять решение по своему усмотрению.
Представители заинтересованных лиц: Федерального агентства лесного хозяйства и ФГБУ «Государственный заповедник «Малая Сосьва о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, в суд не явились. Явка данных лиц судом обязательной не признана.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Государственный заповедник «Малая Сосьва» - Предит Б.В. в поступившем в суд письменном ходатайстве поддержал исковые требования и просил рассмотреть дело без его участия.
В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав мнение лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. Суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Судом установлено что, лесохозяйственный регламент Самаровского лесничества утвержден приказом Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты - Мансийского автономного округа – Югры от 02.03.2018 № 13-нп текст документа опубликован в издании «Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» от 15.03.2018 №3 (часть I, том 2), ст.216.
Согласно положений статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственный регламент подлежит изданию в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти; является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества; обязателен для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка; рассчитан на неоднократное применение и направлен на урегулирование общественных отношений, что свидетельствует о том, что он является нормативным правовым актом.
В силу пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации Лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти.
В судебном заседании установлено, что на территории Самаровского лесничества располагается несколько особо охраняемых природных территорий, в том числе:
- государственный природный заказник федерального значения «Елизаровский», учрежденный приказом Главного Управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 19.03.1982 г. № 78 в соответствии с решением Исполнительного комитета Тюменского областного Совета народных депутатов от 29.10.1974 г. № 632;
- государственный природный заказник федерального значения «Васпухольский», учрежденный распоряжением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.12.1993 № 2285-р на основании решения Тюменского облисполкома от 31.01.1990 № 18 «Об организации государственного республиканского заказника «Васпухольский» в Ханты- Мансийском автономном округе»;
- природный парк «Самаровский чугас», образованный постановлением Правительства ХМАО-Югры от 01.03.2013 г. № 65-п;
- памятник природы местного значения «Шапшинские кедровники», созданный решением Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области от 28.10.1990 № 181;
- памятник природы регионального значения «Луговские мамонты», созданный постановлением Правительства ХМАО-Югры от 15.12.2008 г. № 259-п;
- водно-болотные угодья международного значения «Верхнее Двуобье», образованный постановлением администрации ХМАО от 31.08.1995 г. № 176 по исполнение постановления Правительства РФ от 13.09.1994 г. № 1050.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закон ХМАО - Югры от 02.04.2010 N 62-оз "О системе исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и п.1 Положения о Департаменте недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры (утвержденного Постановлением Губернатора ХМАО-Югры от 22.12. 2016 г. N 157) последний является исполнительным органом государственной власти автономного округа.
При таких обстоятельствах Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утверждая лесохозяйственный регламент Самаровского лесничества, отдельные лесные участки которого расположены на землях особо охраняемых природных территорий, в оспариваемой части вышел за пределы предоставленных ему полномочий.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Тем не менее, судом были проверены доводы прокурора о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта положениям статей 12,102,103 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (пункт 1 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации), в том числе леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников (часть 1 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации).
Защитные леса в соответствии с частью 2 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Эксплуатационные леса имеют другие цели освоения: для устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что в структуре лесохозяйственного регламента Самаровского лесничества имеется раздел 1.5 с таблицей 4 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов», согласно которой леса в границах лесничества распределены по целевому назначению на защитные, ценные и эксплуатационные.
Согласно п.1.7 Регламента на территории Самаровского лесничества располагаются особо охраняемые природные территории: водно-болотные угодья международного значения «Верхнее Двуобье», природный заказник федерального значения «Васпухольский», государственный природный заказник федерального значения «Елизаровский», памятник природы местного значения «Шапшинские кедровники», памятник природы регионального значения «Луговские мамонты».
Перечень особо охраняемых природных территорий в границах Самаровского лесничества с указанием номеров кварталов или их части представлен в таблице № 6 Регламента.
Между тем на территории лесничества не выделена категория защитности "Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях".
Напротив, в оспариваемом нормативном правовом акте лесные участки, расположенные на такой территории, отнесены к эксплуатационным лесам.
Так в границах государственного природного заказника федерального значения «Васпухольский» к эксплуатационным лесам отнесены лесные участки кварталов 634-639, 669-682, 685-697, 710-718, 720-722, 727-732, 735-749, части кварталов 719, 733, 734, 750, 751 Троицкого урочища Троицкого участкового лесничества, кварталы 153, 154, 156, части квартала 155 Троицкого урочища 1984г. л/у Троицкого участкового лесничества, кварталы 293-301, 320-328 Самаровского урочища Троицкого участкового лесничества Самаровского лесничества.
В границах памятника природы местного значения «Шапшинские кедровники» к эксплуатационным лесам отнесен лесной участок в части квартала 9 Самаровского урочища Ханты-Мансийского участкового лесничества Самаровского лесничества.
В границах государственного природного заказника федерального значения «Елизаровский» к эксплуатационным лесам отнесена часть квартала 34 урочища Пойменного Троицкого участкового лесничества.
То обстоятельство, что все указанные в заявлении прокурора лесные участки расположены внутри границ государственных природных заказников федерального значения «Васпухольский» и "Елизаровский», а также памятника природы местного значения «Шапшинские кедровники» подтверждается документами, представленными Росреестром и Филиалом ФГПУ «ФКП Росреестра» по ХМАО-Югре: землеустроительным делом, картами (планами) зон особо охраняемых природных территорий; планами границ землеустройства, обзорной схемой границ ООПТ, сведениями о местоположении границ объектов землеустройства с обозначением характерных точек границы в системе координат МСК-86; сопоставлением содержания вышеуказанных карт с описанием границ заказников и природного парка и с содержанием таблиц 4, 6 оспариваемого лесохозяйственного регламента. Доказательств недостоверности указания в таблицах 4, 6 лесохозяйственного регламента кварталов, в которых располагаются особо охраняемые природные территории, отнесенные к эксплуатационным лесам, а также информации предоставленной ФГПУ «ФКП Росреестра» по ХМАО-Югре, суду не представлено.
Особо охраняемые природные территории представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния (преамбула Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).
В соответствии со статьями 21, 24, 27 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. На территориях памятников природы и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение их сохранности.
В силу части 2 статьи 108 Лесного кодекса в эксплуатационных лесах допускается использование лесов всех предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса видов, в том числе заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов; осуществление религиозной деятельности.
Таким образом, в отличие от эксплуатационных лесов в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 5 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации). Запрет на проведение в лесах, расположенных на территориях государственных природных заказников, сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых территорий, установлен частью 3 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 1.4, 2.1, 2.2 Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Васпухольский» утвержденого приказом Минсельхоза России от 24.11.2003 № 1500 заказник образован без ограничения срока действия для сохранения, восстановления, воспроизводства ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении охотничьих животных, а также редких и исчезающих видов животных, сохранение среды их обитания, путей миграции, мест гнездования, зимовки, а также поддержание экологического баланса. На территории заказника запрещена распашка земель; рубка леса без согласования с Охотуправлением, заготовка живицы, сенокошение, пастьба скота, заготовка и сбор грибов, ягод, плодов, орехов, семян, лекарственных и иных растений, другие виды пользования растительным миром.
В соответствии с пунктами 2.1.,3.3.3 Положения о природном парке "Самаровский чугас" (на территории лесопарковой зоны которого находится памятник природы местного значения «Шапшинские кедровники»), утвержденного постановлением Правительства ХМАО – Югры от 01.03.2013 года N 65-п, целью образования природного парка является охрана особо ценных природных комплексов, редких растений и животных, первозданных лесов и уникальных ландшафтов в районе слияния рек Оби и Иртыша, сохранения и изучения историко-культурного наследия, сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии природных комплексов и объектов, создания условий для полноценной регулируемой рекреации и экологического просвещения населения автономного округа. На территории лесопарковой зоны запрещается: проведение сплошных рубок, ведение сельского хозяйства; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов гражданами для собственных нужд в ограниченном объеме), заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (за исключением заготовки пищевых лесных ресурсов гражданами и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд в ограниченном объеме).
Согласно пунктов 1.2, 2.1, 2.2 Положения «О государственном природном заказнике федерального значения "Елизаровский", утвержденного Приказом Минсельхоза России от 24.11.2003 г. N 1500, заказник образован без ограничения срока действия, основными задачами заказника являются: сохранение, восстановление, воспроизводство ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении охотничьих животных, а также редких и исчезающих видов животных, сохранение среды их обитания, путей миграции, мест гнездования, зимовки, а также поддержание экологического баланса. На территории заказника запрещается любая деятельность, если она противоречит целям создания заказника или причиняет вред природным комплексам и их компонентам, в том числе: распашка земель; рубка леса без согласования с Охотуправлением, заготовка живицы, сенокошение, пастьба скота, заготовка и сбор грибов, ягод, плодов, орехов, семян, лекарственных и иных растений, другие виды пользования растительным миром; охота, рыболовство, добывание животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, другие виды пользования животным миром.
Однако в результате неправомерного отнесения оспоренным лесохозяйственным регламентом лесных участков, включенных в состав государственных природных заказников федерального значения «Васпухольский» и "Елизаровский», а также памятника природы местного значения «Шапшинские кедровники» к эксплуатационным лесам, на территории последних фактически разрешена заготовка древесины, живицы; заготовка и сбор недеревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства (таблица 9 Регламента «Виды разрешенного использования лесов»), что не соответствует целям создания заказников и памятника природы, не исключает возможность в будущем использовать вышеуказанные лесные участки без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством для особо охраняемых природных территорий, и создает угрозу нарушения прав лиц, проживающих на территории ХМАО-Югре на сохранение благоприятной окружающей среды, а также прав Российской Федерации как собственника земель.
В связи с чем положения лесохозяйственного регламента Самаровского лесничества в части отнесение лесных кварталов, включенных в состав государственных природных заказников федерального значения «Васпухольский» и "Елизаровский», а также памятника природы местного значения «Шапшинские кедровники» к эксплуатационным лесам противоречат положениям статей 12, 102, 103 Лесного кодекса Российской Федерации, имеющего большую юридическую силу, поскольку цели освоения эксплуатационных лесов не соответствующих целям создания особо охраняемых природных территорий.
Доводы ответчика о том, что полномочиями по отнесению земель лесного фонда к защитным лесам и эксплуатационным лесам обладает исключительно Федеральное агентство лесного хозяйства, и что оспоренный прокурором лесохозяйственный регламент устанавливает принадлежность вышеуказанных лесных участков лесов Самаровского лесничества к категории эксплуатационных лесов на основании приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 27.04.2010 года № 164 «Об отнесении лесов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к ценным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ», который не отменен и является действующим, не принимается во внимание судом.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, пункта 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 г. N 1009) государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Минюстом России. Решение о необходимости регистрации нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти принимается после представления документа органом, его издавшим, в Минюст России.
Вышеуказанный приказ затрагивает права граждан, однако как следует из письма Минюста № 01-97818\18 от 24.07.2018 г. на государственную регистрацию в Минюст России в порядке, установленном Правилами, он не представлялся и официально опубликован не был.
Федеральным законом не предусмотрено отнесение лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, к эксплуатационным лесам, а подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, и на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров (пункт 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 года № 763).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, исковые требования о признании нормативного правового акта недействующим являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт изначально был принят Департаментом недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры за пределами предоставленных ему полномочий, а также, что в судебном заседании не установлено фактов реализации на основании этого акта права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать соответствующие положения лесохозяйственного Регламента Самаровского лесничества не действующим с даты принятия.
Руководствуясь статьями 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании нормативного правового акта недействующим - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия лесохозяйственный регламент Самаровского лесничества, утвержденный приказом Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.03.2018 г. 13-нп, в части включения в эксплуатационные леса в таблице 4 раздела 1.5 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов»:
- кварталов 634-639, 669-682, 685-697, 710-718, 720-722, 727-732, 735-749, части кварталов 719, 733, 734, 750, 751 Троицкого урочища Троицкого участкового лесничества, кварталов 153, 154, 156, части квартала 155 Троицкого урочища 1984г. л/у Троицкого участкового лесничества, кварталов 293-301, 320-328 Самаровского урочища Троицкого участкового лесничества Самаровского лесничества, расположенных в границах природного заказника федерального значения «Васпухольский»;
части квартала 9 Самаровского урочища Ханты-Мансийского участкового лесничества Самаровского лесничества, расположенного в границах памятника природы местного значения «Шапшинские кедровники»;
- части квартала 34 урочища Пойменного Троицкого участкового лесничества, расположенного в границах природного заказника федерального значения «Елизаровский».
Резолютивная часть решения подлежит публикации в "Собрании законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа-Югра И.М. Бажа
Мотивированное решение изготовлено 28.09.2018 г.