Дело № 3а -31/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июля 2023 года г. Ханты-Мансийск
Суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе
председательствующего судьи Черниковой Л.С.,
с участием прокурора Обухова Р.В.,
при секретаре Толстоплётове А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ивановой (ФИО)7 к Думе города Нижневартовска о признании недействующим решения Думы города Нижневартовска от 06.12.2018 № 419 «О внесении изменений в решение Думы города Нижневартовска от 26.04.2018 №341 «О порядке назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Нижневартовска»,
установил:
26.04.2018 решением Думы города Нижневартовска № 341 утвержден порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Нижневартовска ( далее – Порядок).
Глава 8 указанного Порядка предусматривала, что «Пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, индексируются в случаях и в порядке, установленном постановлением администрации города Нижневартовска», приложением 1 к указанному порядку является образец заявления о назначении пенсии.
06.12.2018 Думой города Нижневартовска принято оспариваемое решение № 419 о внесении изменений в решение Думы города Нижневартовска № 341 от 26.04.2018, которым: «1) глава 8 признана утратившей силу; 2) в приложении 1 к Порядку назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Нижневартовска слово "индексации" исключено».
Оспариваемое решение опубликовано в печатном издании "Варта", № 237, 12.12.2018.
Иванова О.Н. просит признать недействующим со дня принятия решение Думы города Нижневартовска от 06.12.2018 № 419, как противоречащее ст. 19, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, п. 6 ст. 5, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 17 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20.07.2007 №113-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре». В обоснование требований (с учетом дополнений) ссылается на то, что оспариваемым решением нарушено ее право, как лица состоявшего на муниципальной службе, на индексацию пенсии за выслугу лет.
В судебном заседании административный истец Иванова О.Н. участия не принимала, извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика - Думы города Нижневартовска Некрасова Н.С. просила в удовлетворении требований отказать по основаниям, указанным в отзыве на административное исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица - администрации города Нижневартовска просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Представил письменный отзыв, в удовлетворении требований просил отказать.
В силу ч. 5 ст. 213 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного истца, заинтересованного лица надлежащим образом извещенных, явка которых обязательной не является, судом таковой не признана.
Выслушав участников судебного разбирательства, заключение прокурора, полагавшего не подлежащими удовлетворению заявленные требования, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Часть 1 статьи 208 КАС РФ наделяет правом обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что Иванова О.Н. с 05.12.2015 является получателем пенсии за выслугу лет как лицо, замещавшее муниципальную должность и должность муниципальной службы в органах местного самоуправления города Нижневартовска (л.д.14), в связи с чем, является субъектом правоотношений, регулируемых Порядком, и вправе его оспаривать.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (часть 1 статья 7) социальное обеспечение по возрасту, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
В Федеральном законе от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации закреплено в числе основных прав муниципального служащего (пункт 12 части 1 статьи 11).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 23 данного федерального закона муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Исходя из положений пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьи 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Закон N 131-ФЗ), пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Закон N 166-ФЗ) установление условий предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 7 Закона N 166-ФЗ пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В статье 17 Закона ХМАО - Югры от 20.07.2007 N 113-оз (ред. от 21.12.2022) "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" определено, что на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего автономного округа, установленные федеральными законами и законами автономного округа (ч.1). Порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, устанавливается представительным органом муниципального образования. Финансирование пенсионного обеспечения осуществляется за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования ( ч.2).
В соответствии со статьей 18 Устава города Нижневартовска (принят решением Думы города Нижневартовска от 20.06.2005 N 502 с последующими изменениями), представительным органом муниципального образования город Нижневартовск является Дума города.
В силу положений ст. 43 Закона № 131-ФЗ, ст. 31, 32, Устава города Нижневартовска представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, которые входят в систему муниципальных правовых актов.
В пункте 9 статьи 18 Устава закреплено, что порядок созыва, подготовки и проведения заседаний Думы города, а также иные вопросы, связанные с организацией деятельности Думы города, определяются решением Думы города. Заседание Думы города правомочно, если на нем присутствует не менее половины от числа избранных депутатов Думы города.
Решением Думы города Нижневартовска от 25 марта 2016 года №1012 утвержден Регламент Думы города Нижневартовска, регулирующий вопросы организации и деятельности Думы, а также порядок принятия ею решений.
Согласно частям 5, 9,10 статьи 28 Регламента, статье 36 Устава города, решение Думы, устанавливающее правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, считается принятым, если за его принятие проголосовало не менее 13 депутатов Думы города, если иной порядок принятия решения не предусмотрен федеральным законодательством. Решение Думы нормативного характера, принятое Думой, направляется главе города для подписания и обнародования в порядке, установленном Уставом города. Решение думы вступает в силу с момента его опубликования в официальном сетевом издании "Газета Варта-24".
Проект решения о внесении оспариваемых изменений в Порядок, на который получены положительные заключения, рассмотрен на заседании Думы 06.12.2018, за принятие которого проголосовало 20 (+1 по доверенности) депутатов из числа присутствующих. В это же день решение подписано председателем Думы и Главой города Нижневартовска. Решение Думы города Нижневартовска от 06.12.2018 № 419 опубликовано в печатном издании "Варта"№ 237, 12.12.2018.
При указанных обстоятельствах оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к его форме, подписанию, порядку опубликования и введения в действие и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.
Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23); в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24)
В силу части 2 статьи 24 указанного Закона определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Приведенные нормативные положения направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципальных и государственных гражданских служащих должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 7 Федерального Закона N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств местных бюджетов регулируются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно статье 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования относится к бюджетным полномочиям муниципальных образований. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Данные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из анализа приведенных норма права следует, что поскольку муниципальным служащим к трудовой пенсии, назначенной в рамках системы обязательного пенсионного страхования, пенсия за выслугу лет выплачивается дополнительно за счет собственных доходов муниципальных образований, то органы муниципального образования вправе, с учетом бюджетных возможностей, определять правила исчисления таких пенсий и их размера, отличные от правил пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих, в том числе как вводить, так и приостанавливать, прекращать, возобновлять, определять порядок и условия индексации в отношении как вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Реализуя свои дискреционные полномочия, Дума г. Нижневартовска решением от 26.04.2018 № 341 утвердила Порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления.
Главой 8 указанного Порядка было предусмотрено, что пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, индексируются в случаях и в порядке, установленном постановлением администрации г. Нижневартовска. Приложением 1 к Порядку является образец заявления о назначении пенсии за выслугу лет, в тексте которого содержится слово « индексация».
Оспариваемым решением Думы города Нижневартовска от 06.12.2018 № 419 в Порядок внесены изменения, а именно: глава 8 признана утратившей силу; из текста образца заявления исключено слово «индексация».
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.
Муниципальные акты могут быть отменены, признаны утратившими силу или их действие может быть приостановлено. Признание муниципального правового акта или его отдельных положений утратившими силу осуществляется муниципальным актом того же вида и того же органа, принявшего (издавшего) данный муниципальный акт (статья 48 Федерального закона N 131-ФЗ).
Дума г. Нижневартовска, действуя в пределах предоставленных ей полномочий, была вправе, в порядке самоконтроля, с учетом установленного правового регулирования дополнительного пенсионного обеспечения лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы, бюджетных возможностей, оспариваемым решением от 06.12.2018 № 419 признать Главу 8 Порядка утратившей силу, а также исключить слово «индексация» из приложения № 1 к Порядку.
Возможность индексации пенсий муниципальным служащим вновь введена решением Думы г. Нижневартовска от 26.11.2021 № 36, которым Глава 1 Порядка дополнена пунктом 3 следующего содержания: «перерасчёт и индексация пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, производится в случаях и в порядке, установленном постановлением администрации г Нижневартовска».
Постановлением администрации г. Нижневартовска от 07.11.2022 № 784 утвержден такой Порядок, подлежащий применению к правоотношениям, возникшим с 01.10.2022. В административном исковом заявлении Иванова О.Н. приводит доводы, сводящиеся к оспариванию указанного нормативного правового акта, принятого исполнительным органом местного самоуправления, проверка которого в порядке нормоконтроля к полномочиям суда автономного округа в силу ст. 20 КАС РФ не относится.
Фактически с декабря 2018 по октябрь 2022 в муниципальном образовании не имелось нормативных положений об индексации пенсий муниципальным служащим, однако это не противоречит вышеприведённому законодательству, регулирующему правоотношения в сфере дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, а, следовательно, не может рассматриваться как нарушение прав Ивановой О.Н. на пенсионное обеспечение и ухудшающее ее положение по сравнению с государственными гражданскими служащими автономного округа,
Доводы административного истца в указанной части основаны на неверном толковании норм права.
Установленные по делу обстоятельства позволяют суду прийти к выводу, что оспариваемое решение Думы г. Нижневартовска от 06.12.2018 № 419 не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, прав административного истца не нарушает, в связи с чем предусмотренных ст. 208, 213 КАС РФ оснований для признания административного искового заявления обоснованным и подлежащим удовлетворению не имеется.
Какого-либо нормативного правового акта большей юридической силы, который бы иначе разрешал вопрос дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, и которому бы не соответствовало оспоренное решение, не имеется.
В соответствии со ст. 111 КАС РФ при отказе в удовлетворении административного иска, понесенные административным истцом расходы по уплате государственной пошлины возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Ивановой Ольги Николаевны о признании решения Думы города Нижневартовска от 06.12.2018 №419 «О внесении изменений в решение Думы города Нижневартовска от 26.04.2018 №341 «О порядке назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Нижневартовска» (с изменениями) недействующим, отказать.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию Думой города Нижневартовска в официальных средствах массовой информации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 01.08.2023
Судья суда ХМАО – Югры Л.С. Черникова