НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра) от 22.06.2020 № 3А-319/20

Дело № 3а – 319/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июня 2020 года г. Ханты-Мансийск

Суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Черниковой Л.С.,

с участием прокурора Чукоминой О.Ю.,

при секретаре Постоваловой Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Буровая компания «Евразия» к Департаменту финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании не действующими в части Приказов Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.11.2017 № 27-нп, от 20.11.2018 № 18-нп, 21.11.2019 № 21-нп,

установил:

Приказом Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.11.2017г. № 27-нп утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, Приказом Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.11.2018г. № 18-нп утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, Приказом Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21.11.2019 № 21-нп, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год. Приказы действуют в редакции от 30.03.2020г.

В указанные перечни объектов недвижимого имущества под пунктами 9346, 9815, 10267, соответственно, включено здание с кадастровым номером (номер) по адресу: (адрес)

ООО «Буровая компания «Евразия» (далее- ООО «БКЕ»), являющееся собственником здания, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных пунктов указанных Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018, 2019 и 2020г., указывая, что спорное задание не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение здания в Перечени неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога в завышенном размере.

В судебном заседании представители административного истца (ФИО)9 требования поддержали, по основаниям, изложенным в заявлении, дополнениях к нему ( Т. 1 л.д. 4-10, Т. 2 л.д. 102-106). Просили взыскать с административного ответчика расходы по уплате государственной пошлины в сумме 13500 руб.

Представитель административного ответчика Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее- Депфин ХМАО – Югры) (ФИО)10 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска. Поддержала доводы письменных возражений ( Т. 2 л.д. 25-44). Пояснила, что объект включен в перечни по подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ как торговый комплекс, предназначенный для оказания услуг общественного питания, поскольку соответствует критерию, установленному в абзаце первом подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ. Согласно техническому паспорту, сведениям ЕГРН, свидетельству о праве собственности объект имеет наименование и назначение «торгово-общественный центр, здание для столовой и актовый зал». Площадь помещений для оказания услуг общественного питания составляет более 20 % от общей площади здания ( сумма помещений с наименованием «основное», банкетный зал, кухня). При проведении в 2019г. массовой кадастровой оценки объект отнесен к 5 группе « объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения». Фактическое использование объекта не определялось. Порядок и процедура принятия нормативных актов соблюдены.

Суд, выслушав представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Чукоминой О.Ю., считавшей административный иск подлежащим удовлетворению, приходит к следующему.

Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 11.04.2014 № 42 «Об исполнительном органе государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уполномоченном на осуществление отдельных полномочий в целях реализации статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» Департамент финансов ХМАО – Югры наделен полномочиями по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса признаваемого объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень), по определению вида фактического использования зданий( строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения..

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии со ст. 47 Устава ХМАО – Югры, ст. 13.1, 42.1 Закона ХМАО от 25.02.2003 N 14-оз "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", подпунктом 33.3 п. 9, п. 14.1 Положения о Департаменте финансов ХМАО – Югры (утв. Постановлением Губернатора ХМАО – Югры от 06.06.2010г. № 101), Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 01.11.2008 N 224-п "О подготовке нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и их государственной регистрации" Департамента финансов ХМАО – Югры принимает нормативные правовые акты, в том числе определяющие перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в форме приказов, подлежащих государственной регистрации и официальному опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и информационно-аналитическом интернет-портале ugra-news.ru ("Новости Югры").

Приказом Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.11.2017г. № 27-нп утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, Приказом Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.11.2018г. № 18-нп утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, Приказом Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21.11.2019 № 21-нп, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год.

Приказы размещены на официальном сайте Департамента https//depfin.admhmao.ru 16.11.2017, 23.11.2018 г., 25.11.2019, внесены в государственный реестр нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти ХМАО – Югры 13.02.2017г. за № 3278, 15.11.2017 г. за № 3564, 22.11.2018 г. за № 4040 и официально опубликованы в издании «Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округу – Югры» 15.11.2017г. № 11 ( часть1, том 5), стр.1181, 30.11.2018, N 11 (часть II, том 4), ст. 1240, 30.11.2019г № 11 (часть II, том 4), а также на официальном информационно-аналитическом интернет-портале ugra-news.ru ("Новости Югры")

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, с соблюдением установленного порядка, в пределах его компетенции, и в той форме, в которой этот орган вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры опубликования.

Указанные обстоятельства административным истцом не оспариваются.

Проверяя соответствие содержания перечней объектов недвижимого имущества в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. ст. 14, 372 Налогового кодекса РФ).

Пунктом 2 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

К таким объектам отнесены, в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них ( пп.1 п.1 ст.378.2 НК РФ).

Торговым центром (комплексом), согласно п. 4 ст. 378.2 НК РФ, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии со статьей 1.1 Закона ХМАО-Югры от 29.11.2010г. № 190-оз «О налоге на имущество организаций» налоговая база как кадастровая определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексы) и помещения в них ( пп.1); нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания( пп. 2).

Исходя из приведенных норм права, для включения спорного здания в перечни необходимо установить, что здание соответствует хотя бы одному из критериев установленных п. 4 ст. 378.2 НК РФ.

Указанное обстоятельство в силу положений ст. 213 КАС РФ подлежит доказыванию административным ответчиком.

Между тем административным ответчиком такие доказательства не представлены.

В ходе судебного разбирательства установлено, что административный истец является собственником нежилого здания «Торгово-общественный центр «Буровик» с кадастровым номером (номер) по адресу: (адрес) что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 26.03.2020 ( Т.1 л.д. 20,24-26).

Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером (номер), предоставленном обществу в аренду под размещение центральной базы ( договор аренды от 11.05.2018г. Т. 1 л.д. 40 – 44), имеет вид разрешенного использования: для размещения промышленных объектов (сведения ЕГРН опубликованы на официальном сайте rosreestr.net).

Данный вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Следовательно, для того, чтобы включить здание в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость необходимо определить, что площадь помещений не менее 20 % общей площади здания в соответствии со сведениями ЕГРН или технической документации должны быть предназначены или фактически используются для оказания услуг общественного питания.

Мероприятия по обследованию здания с целью определения вида его фактического использования на момент включения в Перечни не проводились.

Таким образом, здание не подлежало включению в Перечни ни по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, ни по фактическому использованию.

Установлено, подтверждается письменным отзывом административного ответчика и пояснениями представителя, что спорное здание включено в Перечни как торговый комплекс, предназначенный для оказания услуг общественного питания (пп.1 п.1 ст. 378.2 НК РФ), соответствующий условиям пп.2 п. 4 ст. 378.2 НК РФ, исходя из наименования здания, содержащегося ЕГРН - торгово-общественный центр «Буровик» и назначения, указанного в техническом паспорте по состоянию на 2002г. - «столовая, актовый зал», поскольку помещения площадью более 20 процентов (сумма помещений с наименованием «основное», банкетный зал, кухня) от общей площади здания 921,1 кв.м. предусматривают размещение объектов общественного питания.

Действительно, согласно выписке ЕГРН от 26.03.2020г. (аналогичные сведения содержатся в кадастровом паспорте здания по состоянию на 22.04.2015г.) здание имеет наименование « торгово-общественный центр «Буровик», назначение «нежилое» ( Т. 1 л.д. 21-26).

Однако такие сведения однозначно не свидетельствуют о том, что здание является объектом общественного питания либо предназначено для использования в целях размещении в нем объектов общественного питания.

Из содержания технического паспорта и экспликации к поэтажному плану по состоянию на 14.10.2002. следует, что здание имеет площадь 921,1 кв.м., назначение – «столовая, актовый зал», состоит из 2 этажей, на которых расположены помещения, имеющие назначение: кабинет, коридор, туалет, умывальник, склад, подсобные, бойлерная, актовый зал, холл, основные – общей площадью 270,5 кв.м., банкетный зал – 59,4 кв.м., что суммарно составляет 35 % от общей площади здания.

Вместе с тем, указанные характеристики не позволяют сделать вывод о назначении здания как объект общественного питания. В технической документации отсутствуют помещения с назначением «столовая», а помещения «банкетный зал, основное, актовый зал" не являются тождественными по значению с термином «столовая» и к самостоятельным объектам общественного питания не относятся.

В силу пункта 1 раздела 2 "Термины и определения" ГОСТ 31985-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения" общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.

Под предприятием общественного питания (предприятием питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей (пункт 3 раздела 2 ГОСТ 31985-2013).

Услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом (пункта 3 Правил оказания услуг общественного питания, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036)

В пунктах 20 - 40 указанного стандарта содержится перечень типов предприятий общественного питания, в том числе "столовая" (пункт 33) -. предприятие общественного питания, общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей, производящее и реализующее блюда и кулинарные изделия в соответствии с разнообразным по дням недели меню.

По Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности "ОК 029-2014" (КДЕС Ред. 2; далее - ОКВЭД 2), входящему в состав Национальной системы стандартизации Российской Федерации, деятельность предприятий общественного питания включена в группировку 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" раздел С "Обрабатывающие производства", включает услуги по предоставлению продуктов питания и напитков, готовых к употреблению, непосредственно на месте и предлагаемых в традиционных ресторанах, заведениях самообслуживания, на предприятиях питания, отпускающих продукцию на вынос, а также прочих предприятиях питания, работающих на постоянной или временной основе, с предоставлением мест для сидения или без них.

Из пояснений административного истца и материалов дела установлено, административным ответчиком не опровергнуто, что основным видом деятельности ООО «БКЕ» является предоставление услуг по бурению, связанному с добычей нефти, газа и газового конденсата, дополнительным – предоставление услуг по монтажу, ремонту и демонтажу буровых вышек
( код 09.10.1., 09.10.2 классификатора).

Здание «торгово-общественный центр «Буровик» входит в состав 19 зданий составляющих единую инфраструктуру Центральной базы Когалымского филиала ООО «БКЕ», на территории которой организован внутриобъектовый и пропускной режимы на объектах, в соответствии с договорами на оказание охранных услуг ( Т. 1 л.д. 100- 133), доступ посторонних лиц на территорию базы и в здание органичен.

В соответствии с требованиями ст. 223 Трудового кодекса РФ, санитарных норм и правил 2.09.04-87 объект используется для оказания услуг питания работников Общества, среднесписочная численность которых составляет более 2000 человек, организация которого осуществляется ООО «Покачаевторгнефть», ООО «Нижневартовсктранспродукт» в соответствии с договорами от 01.04.2014, 13.02.2018г., 13.02.2020г. ( Т. 1 л.д. 77 – 99).

Таким образом, здание не предназначено и фактически не эксплуатируется обществом для оказания услуг общественного питания в качестве самостоятельного вида деятельности, что не было учтено административным ответчиком при принятии оспариваемых нормативных правовых актов.

Ссылки административного ответчика на итоги государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, проведенной в автономном округе в 2012 и 2019 г.г., в соответствии с которыми спорный объект отнесен к группе объектов коммерческого назначения, предназначенных для оказания услуг населению, в том числе услуг общественного питания, правового значения по делу не имеют. Налоговым законодательством не предусмотрено такое условие для отнесения спорного здания к объектам указанным в ст. 378.2 НК РФ.

Установленные по делу обстоятельства, с учетом приведенных норм права, регулирующих спорные правоотношения, позволяют суду прийти к выводу, что спорное здание не соответствует критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации ни по виду разрешенного использования земельного участка, ни в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) и сведениям ЕГРН, ни по фактическому использованию, в связи с чем, у административного ответчика правовых оснований для его включения в Перечни не имелось.

При таком положении, на момент принятия оспариваемых в части нормативных правовых актов указанный объект недвижимости не отвечал установленным федеральным законодательством условиям, позволяющим отнести его к объектам недвижимости, налоговая база которых исчисляется как кадастровая стоимость, в силу чего пункты 9346, 9815, 10267, соответственно, Перечней на 2018, 2019, 2020г подлежат признанию не действующими, как не соответствующие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, учитывая, что административный истец обязан уплачивать налог в отношении спорного объекта, а также имеет право на перерасчет налога, признание оспариваемой нормы с момента вынесения настоящего решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя, предусмотренных статьей 3 КАС РФ, суд считает необходимым признать нормативные правовые акты в оспариваемой части недействующими с момента их принятия.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 35 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" сообщение о данном решении должно быть опубликовано на официальном сайте Департамента финансов ХМАО – Югры (https//depfin.admhmao.ru).

В силу положений статей 103, 111, пункта 4 части 6 статьи 180, пункта 3 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Департамента финансов ХМАО – Югры в пользу ООО «Буровая компания « Евазия» подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 13500 рублей.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования ООО «Буровая компания «Евразия» удовлетворить.

Признать не действующим со дня принятия пункт 9346 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденного Приказом Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.11.2017г. № 27-нп.

Признать не действующим со дня принятия пункт 9815 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного Приказом Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.11.2018г. № 18-нп

Признать не действующим со дня принятия пункт 10267 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного Приказом Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21.11.2019 № 21-нп.

Департаменту финансов ХМАО-Югры опубликовать сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на сайте Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры https//depfin.admhmao.ru.

Взыскать с Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в пользу общества с ограниченной ответственностью «Буровая компания «Евразия» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 13500 рублей.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы, представления в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 26.06.2020г.

Судья суда ХМАО – Югры Л.С. Черникова