НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра) от 06.10.2020 № 7-615/202006ОК

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Ханты-Мансийск дело № 7 – 615/2020 06 октября 2020 года

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Ушакова С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кирсановой О.Г., действующей на основании доверенности в интересах публичного акционерного общества «Варьеганнефтегаз», на решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 июля 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – публичного акционерного общества «Варьеганнефтегаз»,

у с т а н о в и л:

постановлением старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Нижневартовского управления Природнадзора Югры Боярковой О.А. от 30 октября 2020 года № 02-1053/2019, юридическое лицо – публичное акционерное общество «Варьеганнефтегаз» (далее – общество, ПАО «Варьеганнефтегаз») привлечено к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере ста одной тысячи рублей за нарушение правил санитарной безопасности в лесах, а именно: за загрязнение лесного участка нефтью (нефтепродуктами), при проведении работ по изучению недр, разработке и эксплуатации месторождений полезных ископаемых, в результате аварии (инцидента), произошедшей 03 сентября 2019 года, в квартале 171 выделе 26 Колек-Еганского участкового лесничества Аганского территориального отдела – лесничества, на напорном нефтепроводе ПК0 ВКЕ м/р – ГО ЦПС Бахиловского м/р (ПК 35+15 – узел р-н поворота на Сусликовское м/р) Верхнеколик-Еганского месторождения нефти, географические координаты в системе Пулково 42: N 62°22?59,041632?, Е 80°5?48,283044?, эксплуатируемом ПАО «Варьеганнефтегаз», в результате внутренней коррозии произошёл инцидент (авария), последствием которого явилось загрязнение земель лесного фонда (площадью 0,0301) химическими веществами (нефтью), чем нарушило требования пункта 1 статьи 50.7, статьи 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 14 правил санитарной безопасности в лесах.

Решением судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 января 2020 года названное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20 мая 2020 года решение судьи районного суда отменено, дело об административном правонарушении возвращено в Нижневартовский районный суд на новое рассмотрение.

Решением судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 июля 2020 года постановление должностного лица оставлено без изменений.

В жалобе, поступившей на рассмотрение в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Кирсанова О.Г., действующая на основании доверенности в интересах ПАО «Варьеганнефтегаз», указывает, что вина Общества материалами дела не подтверждена, отсутствуют доказательства, подтверждающие, что разлив нефтепродуктов произошёл на земли лесного фонда. Обществом осуществляются необходимые мероприятия для обеспечения безопасности эксплуатируемых внутрипромысловых трубопроводов, проводились регламентные работы, иное административным органом не подтверждено.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены решения судьи не нахожу.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со статьёй 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству. Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию. Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определённых в соответствии со статьями 81 - 84 данного Кодекса, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами.

Частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с названным Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

В силу части 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли, покрытые лесной растительностью и не лесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» загрязнение окружающей среды – поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество – вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

В силу пункта 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607 (далее – Правила), при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

Не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей (пункта 25 Правил).

В соответствии с частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административно-противоправным и наказуемым признается загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.

Таким образом, объективную сторону состава данного административного правонарушения образуют действия, при которых наступает загрязнение лесов.

Факт совершения ПАО «Варьеганнефтегаз» вменённого административного правонарушения, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым судьёй городского (районного) суда дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оснований не согласиться с которой, не имеется.

Вопреки утверждению заявителя, вина Общества в загрязнении лесного участка вредными веществами – нефтепродуктами, подтверждена материалами дела: формой оперативного сообщения об аварии (инциденте) на трубопроводе, указывающих на разлив 0,3 тонн нефти (л.д. 68-71 том 1); сведениями от уполномоченных органов государственной власти – департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ответственного за ведение государственного лесного реестра на территории автономного округа) свидетельствующих в совокупности с иными материалами дела о том, что загрязнённый участок относится к землям лесного фонда (л.д. 58-59, 67, 73-114 том 1).

Из договора аренды лесного участка от 05 сентября 2014 года № 0088/14-01-ДА с дополнительным соглашением от 16 ноября 2016 года № 2, следует, что инцидент произошёл на землях лесного фонда (л.д. 101 том 1).

При таких обстоятельствах основания полагать, что в ходе инцидента земли лесного фонда не были загрязнены нефтью, отсутствуют, а доводы жалобы, указанные выводы должностного лица и суда не опровергают. Соответствующие доказательства к материалам дела и жалобе не приобщены.

Осуществление обществом регламентных работ по содержанию безопасности эксплуатируемых внутрипромысловых трубопроводов не свидетельствует об отсутствии в его (без)действии состава вменённого административного правонарушения.

Административное наказание назначено ПАО «Варьеганнефтегаз» в пределах санкции, установленной частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не является максимальным.

Постановление о привлечении Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, регламентированного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов и, по сути, сводятся к несогласию с вынесенными актами.

Несогласие представителя ПАО «Варьеганнефтегаз» с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судьёй допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6, 30.9, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 июля 2020 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – публичного акционерного общества «Варьеганнефтегаз» оставить без изменения, жалобу Кирсановой О.Г., действующей на основании доверенности в интересах публичного акционерного общества «Варьеганнефтегаз», – без удовлетворения.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры С.М. Ушакова