НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра) от 06.09.2021 № 3А-373/2021

Дело (номер)а-373/2021

Р Е Ш Е Н И Е

И(ФИО)1

6 сентября 2021 года г. Ханты-Мансийск

Суд Ханты-Мансийского автономного округа –Югры в составе

председательствующего судьи Черниковой Л.С.,

с участием прокурора Зоричевой Д.С.,

при секретаре Мининой А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Транснефть-Сибирь» к Департаменту недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании не действующим в части нормативного правового акта,

установил:

Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ( далее – Департамент) 24 декабря 2018 года принят Приказ № 62-нп "Об утверждении лесохозяйственного регламента Нижневартовского лесничества и признании утратившими силу некоторых приказов Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»
( далее - Регламент).

Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 29.12.2018, в "Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры", 31.12.2018, N 12 (часть II, том 4), ст. 1504.

В настоящее время приказ действует в редакции от 24.07.2020г.

В пункте 1 таблицы 4 Лесохозяйственного регламента «Деление лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» кварталы: 568 - 571, 584 - 587, 613 - 614 Излучинского урочища, Излучинского участкового лесничества включены в «лесопарковую зону» защитных лесов.

АО «Транснефть-Сибирь» обратилось с заявлением (с учетом уточнений) о признании пункта 1 таблицы 4 лесохозяйственного регламента Нижневартовского лесничества не действующим в части отнесения кварталов 568,569,571,586,587,614 Излучинского урочища, Излучинского участкового лесничества к категории "лесопарковые зоны".

В обоснование требований общество ссылается на несоответствие нормативного акта в оспариваемой части положениям ст. 67, 68, 68.2, 114 Лесного кодекса РФ, п. 16 Лесоустроительной инструкции (утв. Приказом Минприроды и экологии РФ от 29.03.2018г. № 122). Незаконное отнесение указанных выше лесных участков, арендатором которых является Общество, к участкам лесопарковой зоны лишает его возможности получить положительное заключение на проект освоения лесов, наличие которого в силу положений ст. 12 ЛК РФ является обязательным, и как следствие использовать предоставленные земельные участки для эксплуатации существующего магистрального нефтепровода.

В судебном заседании представитель АО «Транснефть-Сибирь» (ФИО)7. требования поддержала. С учетом уточнений просила признать пункта 1 таблицы 4 лесохозяйственного регламента Нижневартовского лесничества, утвержденного Приказом Департамента недропользованияи и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 декабря 2018 года Приказ № 62-нп не действующим в части отнесения кварталов 568,569,571,586,587,614 Излучинского урочища, Излучинского участкового лесничества к категории "лесопарковые зоны", по основаниям изложенным в заявлении ( Т. 1 л.д. 4-13, Т. 6 л.д. 190-194).

Представитель Департамента недропользованиия и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ФИО)8 действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, пояснив, что оспариваемый приказ принят в пределах полномочий и в соответствии с нормами действующего законодательства. Оспариваемым приказом статус кварталов 568,569,571, 586,587, 614 Излучинского урочища, Излучинского участкового лесничества «лесопарковые зоны» не менялся. Оспариваемые кварталы были определены как лесопарковые части лесов зеленой зоны Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 03.04.1995г. № 50.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив доказательства их совокупности, заслушав заключение прокурора (ФИО)9., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.

Согласно пунктам "д" и "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды, лесное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются законы Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (статья 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.

В соответствии со статьей 87 ЛК РФ лесохозяйственный регламент является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

В соответствии с Положением о Департаменте недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ( утв. Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.12.2016г. № 157) ( далее – Департамент) Департамент является органом исполнительной власти, осуществляющим разработку и реализацию основных направлений региональной политики в области лесных отношений, в том числе: разработку нормативных правовых актов в соответствии с федеральным законодательством в форме приказов, разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств на территории автономного округа, проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов ( пункты 6.2, 6.2.1., 6.4.3.,6.4.14).

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к его форме, порядку опубликования и введения его в действие и по этим основаниям не оспаривается.

Проверяя соответствие нормативного правого акта в оспариваемой части положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 5 статьи 87 Лесного кодекса РФ (в редакции от 03.08.2018г., действовавшей на момент принятия оспариваемого Регламента) в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются: виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса; требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть7 статьи 87).

Приказом Минприроды России от 27.02.2017 N 72 утвержден состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроков их действия и порядок внесения в них изменений, которым предусмотрено, что Глава 1 Регламента должна содержать в себе, в том числе, распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов (пункт 6); разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ (пункт 10); основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования ( пункт 11).

Постановлением Совета Министров правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1065 на Федеральную службу лесного хозяйства были возложены полномочия по отнесению лесного фонда к группам лесов и категориям защитности.

Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 3 апреля 1995 года N 50 ( Т. 6 л.д. 131- 132) кварталы: 568 - 571, 586, 587, 613, 614 Излучинского урочища, Излучинского участкового лесничества, Нижневартовского лесничества переведены в первую группу и категории защитности « леса зеленых зон вокруг городов…» и по целевому назначению отнесены к лесопарковой части зеленых зон.

Такое деление лесов соответствовало положениям статей 3,14 Основ лесного законодательства 1993г., согласно которым лесной фонд в Российской Федерации подразделялся на три группы лесов, а первая группа лесов дополнительно подразделялась по категориям защитности, а также требованиям статьи 67 Закона РСФСР от 19.12.1991г. № 2060-1 « Об охране окружающей природной среды», статьи 44 Федерального закона от 10.01.20202г № 7 « Об охране окружающей среды», ГОСТу 17.5.3.01-78
« Совстав и размер зеленых зон городов» устанавливающих деление зеленой зоны по целевому назначению на « лесопарковую и лесохозяйственную части».

В Лесном кодексе РФ 1997г. деление лесов на три группы сохранилось
( ст. 55,56).

01.01.2007 году вступил в силу Лесной кодекс РФ от 04.12.2006г., который ввел новое деление лесов - на защитные, эксплуатационные и резервные ( статья 10).

Статьей 8 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что леса первой группы и категории защитности лесов первой группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, предусмотренными статьей 102 ЛК РФ.

Подпункт в.1 пункта 2 статьи 102 ЛК РФ прямо установлено, что лесопарковые зоны относятся к защитным лесам.

Федеральным законом от 14.03.2009 N 32-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие ЛК РФ", который дополнен статьей 8.1 предусматривающей, что лесопарковые части и лесохозяйственные части зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие ЛК РФ, подлежат преобразованию, соответственно, в лесопарковые зоны и зеленые зоны, предусмотренные статьей 102 ЛК РФ.

Аналогичные положения закреплены в действующей редакции ст. 8.1 вводного закона.

В соответствии с пунктом 6 Приказа Минприроды России от 27.02.2017 N 72 в структуре оспариваемого Регламента имеется таблица № 4 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов". В пункте 1 указанной таблицы 4 приведено распределение лесов в границах Нижневартовского лесничества по целевому назначению и категориям на защитные и эксплуатационные леса на основании Приказа Рослесхоза от 3 апреля 1995 года N 50. Кварталы 568 - 571, 586, 587, 613, 614 Излучинского урочища, Излучинского участкового лесничества, Нижневартовского лесничества включены в лесопарковую зону защитных лесов.

Текст оспариваемого лесохозяйственного регламента (раздел: введение, Глава 1-общие сведения), согласно пункту 11 Приказа Минприроды России от 27.02.2017 N 72, также содержит указание, что при его разработке использовались материалы лесоустройства 2016,2017г.

Из содержания представленных в материалы дела таксационных описаний лесничества 2017г. и 2001г. (Т. 7 л.д. 77- 99, 110-118), пояснительной записки по инвентаризации Нижневаровского лесхоза от 2002г. (Т. 7 л.д. – 39-49) следует, что спорные кварталы Излучинского участкового лесничества в соответствии с Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 3 апреля 1995 года N 50 относились к лесопарковой части лесов зеленых зон.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что категория лесных участков в кварталах 568 - 571, 586, 587, 613, 614 Излучинского урочища - лесопарковая часть зеленой зоны была установлена уполномоченным органом в 1995г. и при принятии административным ответчиком оспариваемого Лесохозяйственного регламента не изменялась.

Доводы административного истца в указанной части своего подтверждения в судебном заседании не нашли.

Несостоятельными являются и доводы административного истца о несоответствии Лесохозяйственного регламента требованиям ст. 67, 68, 68.2 ЛК РФ, п. 16 Лесоустроительной инструкции (утв. Приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122).

В статьях 67, 68 ЛК РФ закреплены общие положения о проведении лесоустройства, содержании лесоустройства, таксации лесов, проектировании, в том числе, защитных лесов, которые должны осуществляться по правилам, установленным Лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 16 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что проектирование, в том числе, защитных лесов осуществляется в пределах лесничества на основании анализа состояния и использования лесов, перспектив их освоения, развития особо охраняемых природных территорий с учетом документов территориального планирования.

Согласно статье 68.2 ЛК РФ по результатам проектирования защитных лесов, которое осуществляется в целях, предусмотренных статьей 12 настоящего Кодекса, органы государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 и 82 настоящего Кодекса, принимают решения об отнесении лесов к защитным лесам, а также об установлении или изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса.

Учитывая положения пунктов 26, 39 статьи 81, пункта 1.1 статьи 82, пункта 7 статьи 83, пункта 2 части 1 статьи 68 ЛК РФ проектирование защитных лесов и отнесение лесов к защитным лесам отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений, к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации - определение функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон.

Анализ приведенных нормативных положений позволяет прийти к выводу, что требования статей 67, 68, 68.2 ЛК РФ, п. 16 Лесоустроительной инструкции в той части, на несоответствие которой ссылается АО «Транснефть-Сибирь», порядок принятия Лесохозяйственного регламента не регулируют и распространяют свое действие на проектирование защитных лесов при проведении лесоустройства, что к компетенции административного ответчика не относится, в связи с чем оспариваемый нормативный правовой акт проверке на соответствие указанным нормам не подлежит.

Таким образом, состав лесохозяйственного регламента Нижневартовского лесничества в оспариваемой части соответствует требованиям ст. 87 Лесного кодекса РФ, пунктам 6, 10,11 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений".

Обращение административного истца с настоящим иском вызвано изменением лесного законодательства. С 01.07.2019г. действует установленный пп. 5 п. 2. ст. 114 ЛК РФ запрет на строительство и эксплуатацию объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, который влечет невозможность получения положительного заключения экспертизы плана освоения лесов и использования административным истцом арендованного лесного участка по назначению.

Вместе с тем, данное обстоятельство, возникшее после принятия оспариваемого Регламента, не может повлечь признание нормативного правового акта недействующим, а является основанием для проведения в установленном законом порядке процедуры перевода земель лесного фонда из категории лесопарковой зоны в иную категорию либо определения функциональной зоны, площади лесопарковой зоны, установление или изменение границ лесопарковой зоны.

В данной связи, суд приходит к выводу, что нормативный правовой акт в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу и прав административного истца не нарушает, в связи с чем предусмотренных ст. 208, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для признания административного искового заявления обоснованным и подлежащим удовлетворению не имеется.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ при отказе в удовлетворении административного иска, понесенные административным истцом расходы по уплате государственной пошлины возмещению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. ст.ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Акционерного общества
«Транснефть – Сибирь» о признании не действующим пункта 1 таблицы 4 Лесохозяйственного регламента Нижневартовского лесничества, утвержденного приказом Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 декабря 2018 года № 62-нп в части отнесения кварталов 568,569,571,586,587,614 Излучинского урочища, Излучинского участкового лесничества Нижневартовского лесничества к категории «лесопарковые зоны» ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Решение в окончательной форме изготовлено 16.09.2021г.

Судья суда ХМАО – Югры Л.С. Черникова