НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область) от 19.08.2013 № 7/1-75/2013

  Судья М.

Дело № 7/1-75/2013                                                                                                         

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на решение суда по делу об административном правонарушении

19 августа 2013 года                                                                                     г. Биробиджан

         Судья суда Еврейской автономной области Золотарева Ю.Г.,

с участием:

представителей инспекции Федеральной налоговой службы России по                                   г. Биробиджану ЕАО ФИО1, ФИО2,

лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ФИО3, его представителя               ФИО4,

рассмотрев жалобу начальника инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Биробиджану ЕАО на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 19.07.2013, которым постановлено

Постановление начальника инспекции Федеральной налоговой службы по городу Биробиджану Еврейской автономной области ФИО5 от 26.06.2013 № <...> о привлечении к административной ответственности ФИО3 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5. КоАП РФ - отменить, производство по делу - прекратить в связи с отсутствием действиях ФИО3 состава административного правонарушения.

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника инспекции Федеральной налоговой службы по городу Биробиджану Еврейской автономной области ФИО5 (далее ИФНС по г. Биробиджану) от 26.06.2013 № <...> генеральный директор ООО «Подворье» ФИО3 привлечён к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО3 обратился в Биробиджанский районный суд ЕАО с жалобой, в которой просил его отменить.

Решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 19.07.2013 жалоба удовлетворена, постановление от 26.06.2013 отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях ФИО3 состава административного правонарушения.

Начальник ИФНС по г. Биробиджану ФИО5, не согласившись с решением районного суда, обратилась в суд ЕАО с жалобой, в которой просила решение суда отменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы указала, что статус плательщика единого налога на вмененный доход не является достаточным основанием для освобождения организации и индивидуального предпринимателя от применения контрольно-кассовой техники, так как необходимо осуществление ими предпринимательской деятельности, не включенной в пункты 2 и 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Вместе с тем при вынесении решения судом данное обстоятельство не учтено.

При осуществлении наличных денежных расчетов, ООО «Подворье» оформлялись самостоятельно разработанные ФИО3 квитанции и приходные кассовые ордера, которые не отвечают требованиям п. 3 «Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 и, соответственно, не являются бланками строгой отчетности.

В квитанциях к приходным кассовым ордерам, выданных заказчикам, указаны не все обязательные реквизиты. Учёт приходно-кассовых ордеров не ведётся.

Невыдача бланков строгой отчётности при осуществлении наличных денежных расчётов за оказанные услуги приравнивается к неприменению контрольно-кассовой техники, следовательно, в действиях генерального директора ООО «Подворье» имеется состав вменённого ему правонарушения.

Вина ФИО3 в совершении правонарушения доказана, поскольку у него имелась возможность, но при этом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

В судебном заседании представитель ИФНС по г. Биробиджану ФИО1 доводы и требования жалобы поддержал.

Представить ИФНС по г. Биробиджану ФИО2 жалобу поддержал. Дополнительно пояснил, что если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель оказывают услуги населению, включённые в Общероссийский классификатор услуг, то они в силу п. 2 ст. 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» могут осуществлять наличные денежные расчёты с покупателями без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи ими бланков строгой отчётности. ООО «Подворье», генеральным директором которого является ФИО3, в расчётах с клиентами использовал приходные кассовые ордера, которые не являются бланками строгой отчётности. Используемая ООО «Подворье» компьютерная программа учёта, на которую ссылается ФИО3, не соответствует требованиям, предъявляемым к автоматизированной системе, установленным «Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники», утверждённым Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359.

ФИО3 в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения.

Представитель ФИО3 ФИО4, действующая на основании ходатайства о допуске к участию в деле, просила решение суда оставить без изменения, жалобу начальника ИФНС по г. Биробиджану - без удовлетворения. Дополнила, что ООО «Подворье» оформляются приходные кассовые ордера, клиентам выдаются квитанции, которые являются бланками строгой отчётности и содержат все необходимые реквизиты.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав пояснения участников производства по указанному делу, нахожу, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 2 ст. 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Из материалов дела следует, что на основании поручения начальника ИФНС по г. Биробиджану № <...> от 18.06.2013 сотрудниками инспекции             ФИО2 и ФИО6 проведена проверка применения контрольно-кассовой техники, порядка ведения кассовых операций в ООО «Подворье». По её результатам составлены акт № <...> от 18.06.2013 и протокол об административном правонарушении № <...> от 20.06.2013, из которых следует, что общество, оказывая услуги населению по изготовлению деревянных конструкций, установке скважин и других строительно-монтажных работ, при оформлении заказов и приёме оплаты, производит наличные денежные расчёты без применения контрольно-кассовой техники, в связи с её отсутствием. При этом ООО «Подворье» использует приходные кассовые ордера, которые не являются бланками строгой отчётности.

В связи с установленными обстоятельствами должностные лица налогового органа пришли к выводу, что объектом проверки допущено нарушение статей 2, 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Генеральный директор ООО «Подворье» ФИО3 своей вины в выявленных нарушениях не отрицал, о чем свидетельствуют объяснение, данное им 18.06.2013 сотруднику ИФНС по г. Биробиджану ФИО2 и собственноручная запись в протоколе от 20.06.2013.

Постановлением начальника ИФНС по г. Биробиджану № <...> от 26.06.2013 генеральный директор ООО «Подворье» ФИО3 за вышеуказанные нарушения привлечён к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее Федеральный закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно п. 2 вышеуказанной статьи организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчётности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.

При этом организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, и не подпадающие под действие п.п. 2 и 3 настоящей статьи, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) (п. 2.1).

Вывод суда первой инстанции о том, что ООО «Подворье», как плательщик единого налога на вменённый доход, может осуществлять наличные денежные расчёты без применения контрольно-кассовой техники и бланков строгой отчетности противоречит требованиям закона.

Так, согласно уведомлению ИФНС по г. Биробиджану ООО «Подворье» 01.09.2011 поставлено на учёт в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход.

Однако в случае, когда организации и индивидуальные предприниматели оказывают услуги населению, они подпадают под действие п. 2 ч. 2 Федерального закона № 54-ФЗ, условия п. 2.1. на них не распространяются.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 16.08.2013 основным видом экономической деятельности ООО «Подворье» является производство строительных работ (код ОКВЭД 45.21).

Принадлежность к услугам, которые предоставляются населению, определяет Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163.

При оказании услуг, не включенных в ОКУН, применение контрольно-кассовой техники осуществляется с учётом п. 2.1. ст. 2 Федерального закона                     № 54-ФЗ.

Вместе с тем услуги, оказываемые ООО «Подворье», являются услугами в сфере бытового обслуживания населения и относятся к подгруппе «Ремонт и строительство жилья и других построек» (код 016000) группы «Бытовые услуги» (код 010000) ОКУН.

Таким образом, ООО «Подворье», оказывающее бытовые услуги населению по производству строительных работ, несмотря на применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, при расчетах наличными денежными средствами и (или) расчетах с использованием платежных карт обязано руководствоваться положениями п. 2 ч. 2 Закона от 22.05.2003                          № 54-ФЗ, то есть оно вправе не использовать контрольно-кассовую технику только при условии выдачи бланков строгой отчетности.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 утверждено «Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» (далее Положение).

Согласно п. 4 Положения бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем.

Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.

Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, могут самостоятельно разрабатывать и применять документы, приравненные к кассовым чекам, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, в случае если иное не предусмотрено п.п. 5 и 6 Положения. Документы (квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам) оформляются на бланках строгой отчетности, в которых в обязательном порядке должны содержаться реквизиты, установленные в пункте 3 Положения.

Пунктом 11 Положения определено, что формирование бланков документов может производиться с использованием автоматизированной системы. При этом для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа должно обеспечиваться выполнение следующих требований:

а) автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет;

б) при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.

Организации и индивидуальные предприниматели по требованию налоговых органов обязаны представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах (п. 12).

Пунктом 13 Положения установлено, что учет бланков документов, изготовленных типографским способом, по их наименованиям, сериям и номерам ведется в книге учета бланков документов. Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации (индивидуальным предпринимателем), а также скреплены печатью (штампом).

В нарушение вышеуказанных норм, ООО «Подворье» при осуществлении расчетов за услуги с населением использует приходные кассовые ордера и квитанции к ним, которые не являются бланками строгой отчетности, в них отсутствуют такие обязательные реквизиты, как шестизначный номер и серия, место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика, должность, фамилия и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность её оформления. Генеральный директор ООО «Подворье» ФИО3 осуществляет изготовление бланков приходно-кассовых ордеров самостоятельно на персональном компьютере, без использования автоматизированной системы, имеющей защиту от несанкционированного доступа, идентификации, фиксации и сохранности всех операций с бланками документов в течение 5 лет. Учет приходно-кассовых ордеров не ведется.

Это подтверждается имеющими в материалах дела копиями приходно-кассовых ордеров и квитанций, а также объяснениями генерального директора ООО «Подворье» ФИО3

При указанных обстоятельствах полагаю, что генеральный директор ООО «Подворье» ФИО3, являясь должностным лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учёта предприятия, нарушил требования ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ, в его действиях усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, следовательно, решение Биробиджанского районного суда ЕАО не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

Постановление о привлечении ФИО3 к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Наказание ФИО3 назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Оснований для отмены постановления начальника ИФНС по городу Биробиджану ЕАО о привлечении к административной ответственности                ФИО3 по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9, КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 19.07.2013, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы ФИО3 на постановление начальника инспекции Федеральной налоговой службы по городу Биробиджану Еврейской автономной области ФИО5 от 26.06.2013                      № <...> о привлечении ФИО3 к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5. КоАП РФ отменить.

Постановление начальника инспекции Федеральной налоговой службы по городу Биробиджану Еврейской автономной области ФИО5 от 26.06.2013 № <...> о признании генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Подворье» ФИО3 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ оставить без изменения.

Судья                                                                                               Ю.Г. Золотарева