Судья Лаврущева О.Н.
Дело № 12-261/2023 (№ 71-127/2023)
РЕШЕНИЕ
11 декабря 2023 г. г. Биробиджан
Судья суда Еврейской автономной области Тимиров Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица административного органа на не вступившее в законную силу решение судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 18.10.2023, вынесенное в отношении главы администрации Волочаевского городского поселения ФИО2, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Еврейской автономной области ФИО1 от 14.08.2023 глава администрации Волочаевского городского поселения ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением судьи районного суда от 18.10.2023 постановление должностного лица административного органа отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
В жалобе, поданной в суд ЕАО, должностное лицо административного органа ФИО1 просит указанное решение суда отменить, постановление должностного лица административного органа оставить без изменения.
Мотивируя жалобу, указал, что главный государственный инспектор труда ГИТ ЕАО уполномочен возбуждать дела об административных правонарушениях на основании данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного часть. 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ в отношении лица, допустившего нарушение. Сведения о допущенных нарушениях срока подачи деклараций соответствия условий труда были обнаружены в результате мониторинга Федерального государственной информационной системы учёта результатов проведения специальной оценки условий труда, а не в ходе внепланового контрольного (поднадзорного) мероприятия.
Полагает, что установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» ограничения для возбуждения дел об административных правонарушениях по результатам государственного контроля (надзора) не отменяют предусмотренные КоАП РФ процессуальные механизмы получения доказательств по делу.
Также отмечает, что вышеназванное постановление Правительства РФ и Федеральный закон от 31.03.2020 № 248-ФЗ не содержат положений, ограничивающих возможность возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении нарушений обязательных требований, которые выявлены не по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ФИО2, должностное лицо ГИТ ЕАО ФИО1 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От главы администрации Волочаевского городского поселения ФИО2 поступило заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. Иных заявлений или ходатайств не поступало.
Помощник прокурора ЕАО ФИО3 просила решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 18.10.2023 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав заключение прокурора, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно части 3 статьи 11 указанного выше Федерального закона федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обеспечивает формирование и ведение реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации России от 17.06.2021 № 406н (далее - Порядок).
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда в порядке, установленном Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», на рабочих местах, в отношении которых подается декларация с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом <...>.
Судом установлено, что Государственной инспекцией труда в ЕАО в результате мониторинга Федерального государственной информационной системы учёта результатов проведения специальной оценки условий труда, было выявлено и отражено в докладной оператора ЭВМ и ВМ Государственной инспекции труда в ЕАО, что в администрации Волочаевского городского поселения в июне 2023 года проведена специальная оценка условий труда на 7 рабочих местах, из них с оптимально допустимыми условиями труда (по классу 2) согласно сводной ведомости 7 рабочих мест, срок подачи декларации - по 24.07.2023 включительно, на день выявления (31.07.2023) декларация в инспекцию не поступала.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица главы администрации Волочаевского городского поселения ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Отменяя постановление должностного лица административного органа и прекращая производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья районного суда исходил из того, что должностным лицом административного органа при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении администрации Волочаевского городского поселения в нарушение пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2023 № 336 не было получено согласование с органами прокуратуры, в связи с чем пришёл к выводу о проведении проверки с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственной контроля и признал полученные в рамках проверки сведения недопустимыми доказательствами для установления факта совершения административного правонарушения, вменённого главе администрации Волочаевского городского поселения ФИО2
С данным выводом судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» оценка соблюдения обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости, осуществляющим функции по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Еврейской автономной области является Государственная инспекция труда в Еврейской автономной области (пункт 2 Положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции труда в Еврейской автономной области, утвержденного приказом Федеральной службы по труду и занятости от 28.12.2009 № 475).
Отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ), который устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.
Согласно части 4 статьи 56 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований контрольными (надзорными) органами не может проводиться иными способами, кроме как посредством контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, указанных в данной статье.
Частью 3 статьи 56 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ предусмотрено, что без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия: наблюдение за соблюдением обязательных требований; выездное обследование (часть 3 статьи 56).
На основании части 2 статьи 57 названного Федерального закона контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа, в том числе в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 74 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ под наблюдением за соблюдением обязательных требований (мониторингом безопасности) в целях настоящего Федерального закона понимается сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети «Интернет», иных общедоступных данных, а также данных полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
В соответствии с частью 3 статьи 74 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ, если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, контрольным (надзорным) органом могут быть приняты следующие решения:
1) решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 60 настоящего Федерального закона;
2) решение об объявлении предостережения;
3) решение о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона, в случае указания такой возможности в федеральном законе о виде контроля, законе субъекта Российской Федерации о виде контроля;
4) решение, закрепленное в федеральном законе о виде контроля, законе субъекта Российской Федерации о виде контроля в соответствии с частью 3 статьи 90 настоящего Федерального закона, в случае указания такой возможности в федеральном законе о виде контроля, законе субъекта Российской Федерации о виде контроля.
Пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ установлено, что контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
В соответствии с пунктом 9 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).
В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия в отношении контролируемых лиц в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия не требует согласования с органами прокуратуры.
Таким образом, в данном случае, при проведении должностным лицом административного органа контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований, согласование с органами прокуратуры не требовалось.
Указанные обстоятельства дела судьёй районного суда при рассмотрении дела не учтены.
Таким образом, требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения настоящего дела, судом не соблюдены, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в свою очередь влечет отмену решения судьи как постановленного с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных пунктами 4, 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАПпо результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что годичный срок привлечения главы администрации Волочаевского городского поселения ФИО2 к административной ответственности по части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истёк, дело подлежит направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судье следует учесть изложенное, установить все имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, исследовать имеющиеся доказательства в совокупности, принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Еврейской автономной области ФИО1 удовлетворить.
Решение судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 18.10.2023, вынесенное в отношении главы Волочаевского городского поселения ФИО2, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить в Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области на новое рассмотрение.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения, на него может быть подана жалоба, принесён протест в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток) в порядке статей 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Р.В. Тимиров