Дело № 3 -13/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
07 апреля 2015 года
Суд Еврейской автономной области в составе:
председательствующего судьи Токмачевой Н.И.,
при секретаре Ермак О.А.,
с участием прокурора Холманских Т.А.,
представителя заявителя ООО «Водоснабжение» Витенко Н.Ф.,
представителей комитета тарифов и цен правительства ЕАО Тарасенко А.А., Коваленко М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Биробиджане
гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Водоснабжение» о признании недействительным приказа комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 28.10.2014 № 20/12-П «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для ООО «Водоснабжение» на территории муниципального образования «Облученское городское поселение» на 2015 год», взыскании государственной пошлины, уплаченной заявителем при обращении в суд,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Водоснабжение» (далее ООО «Водоснабжение», Общество) обратилось в суд ЕАО с заявлением о признании недействительным приказа комитета тарифов и цен правительства ЕАО (далее Комитет тарифов и цен, Комитет) от 28.10.2014 № 20/12-П «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для ООО «Водоснабжение» на территории муниципального образования «Облученское городское поселение» на 2015 год», взыскании государственной пошлины, уплаченной заявителем при обращении в суд.
В заявлении указало, что Комитет необоснованно уменьшил расходы по статье расходов на оплату труда, применив для расчёта минимальную месячную тарифную ставку рабочего первого разряда в размере 3 570, 34 руб., поскольку Общество присоединилось к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 годы, заключенному 09.09.2013 (далее Отраслевое соглашение) и решило с 01.01.2015 выплачивать своим работникам заработную плату, применяя минимальную месячную тарифную ставку рабочего первого разряда в размере 7 056 руб., установленную Отраслевым соглашением.
В соответствии со ст. 48 ТК РФ Комитет тарифов и цен должен был при расчёте тарифа применять штатное расписание, утвержденное заявителем из тарифной ставки в размере 7 056 руб., поскольку Общество не представило в материалы дела по установлению тарифа письменного отказа от присоединения к Отраслевому соглашению, следовательно, для Комитета это означало, что ООО «Водоснабжение» присоединилось к Отраслевому соглашению.
Таким образом, Комитет не применил закон, подлежащий применению, а также нарушил правила п. 17 Приказа Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее приказ ФСТ № 1746-э), где при определении расходов на оплату труда приоритетным являются параметры отраслевого тарифного соглашения.
Отмечает, что месячная тарифная ставка в размере 3570, 34 руб., используемая Комитетом при расчёте тарифа, менее минимального размера оплаты труда в РФ, которая с 01.01.2015 составляет 5 965 руб.
В судебном заседании представитель заявителя Витенко Н.Ф. требования поддержал и пояснил, что Общество не обращалось в Комитет с заявлением об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2015 год. Но вместе с тем, считает, что Комитет самостоятельно должен при определении расходов по оплате труда применять Отраслевое соглашение, поскольку это предусмотрено п. 52 Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее Постановление № 406) и п. 17 приказа ФСТ № 1746-э, согласно которому оно (Отраслевое соглашение) является приоритетным документом. А также отсутствовал письменный отказ ООО «Водоснабжение» от присоединения к Отраслевому соглашению. На сегодняшний день Общество выплачивает заработную плату согласно штатному расписанию, утвержденному 21.05.2014, исходя из месячной тарифной ставки рабочего первого разряда в размере 3570, 34 руб. - заработная плата сотрудников выше минимального размера оплаты труда.
Представитель Комитета тарифов и цен Тарасенко А.А. требования не признала и пояснила, что поскольку ООО «Водоснабжение» не обратилось к ним с заявлением об установлении тарифов на 2015 год, руководствуясь п. 13 Постановления № 406 Комитет по своей инициативе открыл и рассмотрел дело об установлении тарифов, используя документы Общества, находящиеся в деле об установлении тарифов на 2014 год (устанавливались с применением метода экономически обоснованных расходов), и сценарные условия социально-экономического развития страны. Об открытии дела заявитель был уведомлён. Тариф на первое полугодие 2015 года в соответствии с действующим законодательством установлен равным тарифу второго полугодия 2014 года, а тариф на второе полугодие 2015 года установлен с учётом определенного приказом ФСТ от 11.10.2014 № 228-э/4 предельного индекса максимально возможного изменения действующих тарифов на 2015 год в размере 110, 2 %. При этом размер фонда оплаты труда увеличен с учётом индекса потребительских цен в размере 106, 7 %. Оспариваемый приказ опубликован в средствах массовой информации. Довод Общества о том, что оно присоединилось к Отраслевому соглашению, считает несостоятельным, поскольку согласно письму общероссийского союза работников жизнеобеспечения от 16.12.2014 ООО «Водоснабжение» не значится в числе присоединившихся к нему.
Представитель Комитета Коваленко М.Н. требования не признала, поддержала позицию представителя Тарасенко А.А., пояснила, что оспариваемые заявителем тарифы установлены в предусмотренном законом порядке. Процедура, предшествующая установлению тарифов, соблюдена.
Выслушав пояснения представителя заявителя, представителей Комитета тарифов и цен, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Холманских Т.А., полагавшей, что требования удовлетворению не подлежат, поскольку тарифы приняты в соответствии с требованиями действующего законодательства, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Исходя из положений ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами или другими нормативными актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законах случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые и регулируемые уполномоченными на то государственными органами и органами местного самоуправления.
На уровне Российской Федерации правоотношения в указанной сфере регламентированы Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Федеральный закон № 416-ФЗ) и Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее Федеральный закон № 210-ФЗ).
Согласно ст. 3 Федерального закона № 210-ФЗ общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются: достижение баланса интересов потребителей услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающие доступность этих услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса.
Согласно ст. 5 Федерального закона № 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, в том числе, установление тарифов в указанной сфере и выбор методов тарифного регулирования.
В силу п. 4 ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 210-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учётом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Комитет тарифов и цен правительства ЕАО в соответствии с положением, утвержденным постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 321-пп, является органом исполнительной власти Еврейской автономной области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) и контроль за соблюдением порядка ценообразования на территории области.
В целях реализации возложенных на него полномочий Комитет устанавливает, в том числе, тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.
28.10.2014 Комитетом тарифов и цен правительства ЕАО в пределах своих полномочий издан приказ № 20/12-П «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для ООО «Водоснабжение» на территории муниципального образования «Облученское городское поселение» на 2015 год».
Данным приказом для ООО «Водоснабжения» установлены и введены: приложением № 1 к нему на период с 01.01.2015 по 30.06.2015 тарифы на питьевую воду 20, 51 руб. за 1 куб.м, на водоотведение 26, 48 руб. за 1 куб.м; приложением № 2 на период с 01.07.2015 по 31.12.2015 на питьевую воду 22, 52 руб. за 1 куб.м, на водоотведение 29, 32 руб. за 1 куб.м.
Приказ опубликован в газете «Биробиджанская звезда» № 79 от 05.11.2014 и 13.11.2014 в сетевом издании «Сборник правовых актов ЕАО и иной официальной информации» http://npa79.eao.ru.
В соответствии с пп. «б» п. 13 Постановления № 406 открытие и рассмотрение дел об установления тарифов осуществляется по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных данным Постановлением.
Поскольку в установленные законодательством сроки от Общества не поступило заявление об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2015 год, на основании указанной нормы права приказом Комитета от 26.08.2014 № 116-о по инициативе органа регулирования тарифов открыто дело № 02-01/116 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение, вырабатываемую и реализуемую ООО «Водоснабжение» на территории муниципального образования «Облученское городское поселение» на 2015 год».
Об открытии по инициативе органа регулирования тарифов дела об установлении тарифов ООО «Водоснабжение» извещено письмом от 27.08.2014 № 01-05/1525.
Спорным приказом на первое полугодие 2015 года тариф утверждён в размере тарифа, действующего во втором полугодии 2014 года, утвержденного приказом Комитета тарифов и цен от 11.07.2014 № 13/2-П.
Согласно делу № 02-01/07 от 14.04.2014 «Об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение на 2014 год для ООО «Водоснабжение» (ИНН № <...>)» расчёт тарифа в 2014 году производился на основании заявления Общества с использованием метода экономически обоснованных расходов.
При определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда Общества определялся в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к Методическим указаниям по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ № 1746-э. При этом использовалось штатное расписание, утвержденное 21.05.2014, в котором за основу взята минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда в размере 3 570, 34 руб., коллективный договор ООО «Водоснабжение» с приложениями к нему: № 2 по заработной плате предприятия, №, 4 о доплатах и надбавках, № 5 о премировании и поощрение работников предприятия, № 6 о выплате вознаграждений по итогам работы за год.
Свидетель Емельянова Т.В., исследуя в судебном заседании расчёт фонда оплаты труда (л.д. 144), пояснила, что минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда в размере 3 570, 34 руб. является составной частью заработной платы работников ООО «Водоснабжение», к которой в соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ прибавляются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. В связи с этим работник Общества с самой низкой квалификацией получает заработную плату выше минимального размера оплаты труда.
Согласно делу № 02-01/116 от 26.08.2014 при установлении тарифа на второе полугодие 2015 года расходы на оплату труда производственного персонала рассчитаны Комитетом с применением индекса потребительских цен к тарифной ставке рабочего первого разряда в размере 106, 7 %.
Эти обстоятельства представителем заявителя не оспаривались.
Согласно п. 52 постановления Правительства РФ № 406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учётом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчётный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учётом прогнозного индекса потребительских цен.
В соответствии с п. 17 приказа ФСТ № 1746-э при определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трёхстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчётном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.
Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2014-2016 годы со сроком действия с 01.01.2014 по 31.12.2016 утверждено 09.09.2013 Министерством регионального развития РФ, общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения.
Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (регистрационный № 230/14-16 от 01.10.2013), опубликовано в «Законодательные и нормативные документы в ЖКХ» (№ 11, ноябрь 2013 года), газете «Солидарность» (№ 47, 18 - 25.12.2013) и размещено на официальном сайте Министерства труда и социального развития РФ 01.11.2013.
В соответствии с п.п. 1.3, 10.3 Отраслевого соглашения его действие распространятся на организации жилищно-коммунального хозяйства, указанные в Приложении № 1, в случае присоединения к соглашению в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Организации, на которые не распространяются нормы Соглашения, вправе присоединиться к нему.
Из п. 1.7 Отраслевого соглашения следует, что оно является обязательным к применению при заключении коллективных договоров (соглашений) и индивидуальных трудовых договоров для Организаций, на которые оно распространяется. В случае отсутствия в Организации коллективного договора настоящее Соглашение имеет прямое действие.
Представитель ООО «Водоснабжение» Витенко Н.Ф. в судебном заседании не оспаривал то обстоятельство, что Общество не принимало участие в заключении указанного Отраслевого соглашения, не является участником общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз коммунальных предприятий» и общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения.
Выше установлено и не оспаривалось представителем Общества, что с заявлением об установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2015 год ООО «Водоснабжение» в Комитет не обращалось, документов, подтверждающих реальные расходы на оплату труда работников, не предоставляло, при установлении тарифов на 2014 год Комитет использовал штатное расписание, утвержденное 21.05.2014, в котором за основу взята минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда в размере 3 570, 34 руб. и коллективный договор Общества.
Таким образом, учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Комитет при определении расходов на оплату труда, руководствуясь указанными нормами права, обоснованно использовал размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.
Довод представителя заявителя о том, что Общество присоединилось к Отраслевому соглашению, основан на неверном толковании норм права.
В силу ч. 7 ст. 48 ТК РФ по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (в настоящее время это министр здравоохранения и социального развития РФ), имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2007, изданным в соответствии со ст. 48 ТК РФ, утвержден Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению.
В соответствии с этим Приказом после опубликования в журнале «Охрана и экономика труда» и размещения на официальном сайте Министерства (www.minzdravsoc.ru) стороны соглашения вправе предложить Министру здравоохранения и социального развития РФ обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении соглашения, с предложением присоединиться к нему.
Предложение работодателям о присоединении к соглашению составляется согласно Приложению к настоящему Порядку и направляется Министерством здравоохранения и социального развития РФ для официального опубликования в «Российской газете».
Если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения в Минздравсоцразвития России работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном ч. 8 ст. 48 ТК РФ порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
В судебном заседании установлено, что предложение Минздравсоцразвития России работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства РФ о присоединении к Отраслевому соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2014 - 2016 годы не было официально опубликовано, как того требует Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2007.
В связи с этим довод представителя заявителя о том, что Общество присоединилось к Отраслевому соглашению, несостоятелен.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оснований для признания приказа комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 28.10.2014 № 20/12-П «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для ООО «Водоснабжение» на территории муниципального образования «Облученское городское поселение» на 2015 год» не имеется и требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку требования заявителя оставлены без удовлетворения, следовательно, не подлежат возмещению и судебные расходы, в виде уплаченной им государственной пошлины при обращении в суд.
Руководствуясь ст.ст. 191-197, 251-253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Водоснабжение» о признании недействительным приказа комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 28.10.2014 № 20/12-П «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для ООО «Водоснабжение» на территории муниципального образования «Облученское городское поселение» на 2015 год», взыскании государственной пошлины, уплаченной заявителем при обращении в суд, отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Верховный суд Российской Федерации через суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья суда ЕАО Н.И. Токмачева
решение в окончательной форме изготовлено 09.04.2015