НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Суда Чукотского автономного округа (Чукотский автономного округ) от 09.10.2020 № 3А-12/20

Дело №3а-12/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

9 октября 2020 года город Анадырь

Суд Чукотского автономного округа в составе

председательствующего судьи Поляковой О.А.,

при секретаре Петрове М.А.,

с участием прокурора Талаевой О.И., представителя административного истца Акционерного общества «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях», действующего на основании доверенности от 9 января 2020 года, Вдовича С.Ю., представителя административного ответчика Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа, действующего на основании распоряжения Губернатора Чукотского автономного округа от 14 августа 2020 года №83-лг, Ковальской Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 6 октября – 9 октября 2020 года административное дело №3а-12/2020 по административному исковому заявлению Акционерного общества «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» к Комитету государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа о признании постановления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 27 декабря 2019 года №25-э/2 «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Дирекция по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций» покупателям на розничном рынке Чукотского автономного округа, на 2020 год» не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не действующим с 1 января 2020 года; о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца путём принятия нового акта об установлении экономически обоснованных тарифов на электрическую энергию (мощность), производимую филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Дирекция по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций» покупателям на розничном рынке Чукотского автономного округа, на 2020 год, определённых в соответствии с нормами действующего законодательства,

установил:

в суд Чукотского автономного округа обратилось Акционерное общество «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» (далее по тексту - АО «Концерн Росэнергоатом») с административным исковым заявлением к Комитету государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа (далее по тексту – Комитет), в котором просило:

- признать постановление Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 27 декабря 2019 года №25-э/2 «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Дирекция по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций» покупателям на розничном рынке Чукотского автономного округа, на 2020 год» не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не действующим с 1 января 2020 года;

- возложить обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца путём принятия нового акта об установлении экономически обоснованных тарифов на электрическую энергию (мощность), производимую филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Дирекция по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций» покупателям на розничном рынке Чукотского автономного округа, на 2020 год, определённых в соответствии с нормами действующего законодательства.

В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует пункту 1 статьи 6, пункту 1 статьи 20, статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике», статье 34 Федерального Закона от 21 ноября 1995 года №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (в части достаточности финансовых ресурсов для осуществления своих обязанностей в полном объёме), Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178, Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178, пункту 7 Положения о порядке, источниках образования и правилах использования специального фонда для финансирования затрат, связанных с выводом из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, и для финансирования научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ по обоснованию и повышению безопасности этих объектов, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 1997 года №367, поскольку Комитетом при формировании тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) на 2020 год в составе необходимой валовой выручки необоснованно не были учтены расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов в размере 1 067 700 тыс. рублей, в том числе электрическая энергия – 969 367 тыс. рублей. Дополнительно отмечено, что в рамках согласования проекта инвестиционной программы АО «Концерн Росэнергоатом» на 2020 - 2024 годы и изменений, вносимых в инвестиционную программу общества на 2019 - 2023 годы, на запрос Акционерного общества «Чукотэнерго» о предоставлении информации по прогнозному уровню тарифов на электрическую энергию и балансовым показателям по филиалу АО «Концерн Росэнергоатом» «Билибинская атомная станция» и филиалу АО «Концерн Росэнергоатом» «Дирекция по сооружению и эксплуатация плавучих атомных теплоэлектростанций» (далее по тексту – филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Дирекция по сооружению и эксплуатация ПАТЭС») на 2020 – 2024 годы был выполнен базовый вариант расчёта тарифов на электрическую энергию для потребителей округа, в котором необходимая валовая выручка на производство электрической энергии (мощности) была принята Комитетом на уровне 4 062,3 млн. рублей (то есть с включением в расчёт расходов на амортизацию основных средств). Установленные тарифы могут повлечь недостаток финансовых средств для выполнения функций в области использования атомной энергии, что нарушает права АО «Концерн Росэнергоатом» в сфере осуществления им предпринимательской деятельности.

В возражениях на административное исковое заявление административный ответчик Комитет указал, что по результатам проведённой экспертизы расчётов тарифов на электрическую энергию (мощность) необходимая валовая выручка филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Дирекция по сооружению и эксплуатации ПАТЭС» для осуществления деятельности по производству электрической энергии (мощности) определена на 2020 год в размере 3 649 104 тыс. рублей. С учётом того, что тарифные предложения указанной организации сформированы на первый год регулирования и преимущественно отсутствовали действующие договоры, стоимость работ (услуг), расходы определялись Комитетом на основании договоров аналогов и фактических расходов за предыдущие периоды регулирования по Билибинской АЭС. В представленных документах к заявлению об установлении тарифа на электрическую энергию (мощность) не имелось информации об уже введённых основных средствах, копий учётных (первичных) документов. В этой связи, а также в целях установления тарифа на электрическую энергию (мощность) филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Дирекция по сооружению и эксплуатации ПАТЭС» на приемлемом для экономики региона уровне, который не приведёт к значительному росту конечного тарифа для потребителей Акционерного общества «Чукотэнерго», Комитетом исключены из необходимой валовой выручки организации плановые расходы на амортизацию основных фондов в размере 1 067 700 тыс. рублей, которые в структуре себестоимости составляют около 30% от общей суммы расходов на 2020 год. Полагал, что оспариваемое административным истцом постановление Комитета от 27 декабря 2019 года №25-э/2 соответствует требованиям действующего законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а признание его не действующим может привести к негативным социальным последствиям и дополнительной нагрузке на окружной бюджет (том 5, л.д.49-54).

В письменных объяснениях по существу административного иска заинтересованное лицо Акционерное общество «Чукотэнерго» указало, что постановлением Комитета от 27 декабря 2019 года №25-э/3 «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую АО «Чукотэнерго» покупателям на розничном рынке Чукотского автономного округа, на 2020 год» установлены тарифы на электрическую энергию на период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Согласно выписке из протокола заседания Правления Комитета от 27 декабря 2019 года №31 необходимая валовая выручка, принятая для расчёта и установления тарифов на электрическую энергию на 2020 год, определена в сумме 8 993 625 тыс. рублей и включает в себя расходы на покупную электрическую энергию (мощность) ПАТЭС в размере 2 546 108 тыс. рублей. Указанные расходы на покупку электрической энергии от ПАТЭС рассчитаны по утверждённым приказом Федеральной антимонопольной службы <дата> в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) плановым объёмам продажи электрической энергии (мощности) ПАТЭС и тарифам, установленным оспариваемым постановлением от 27 декабря 2019 года №25-э/2. В случае удовлетворения заявленных административных исковых требований о признании не действующим указанного нормативного правового акта, постановление Комитета от 27 декабря 2019 года №25-э/3 также подлежит отмене (том 5, л.д.25-27).

В судебном заседании представитель административного истца Вдович С.Ю. полностью поддержал административное исковое заявление по основаниям, изложенным в нём, и просил признать не действующим постановление Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 27 декабря 2019 года №25-э/2 с 1 января 2020 года, возложить обязанность принять в срок до 1 ноября 2020 года новый акт об установлении экономически обоснованных тарифов на электрическую энергию (мощность), производимую ПАТЭС, на 2020 год, определённых в соответствии с нормами действующего законодательства.

В судебном заседании представитель административного ответчика Комитета Ковальская Е.В. просила в удовлетворении административных исковых требований отказать по основаниям, изложенным в возражениях.

В судебном заседании прокурор Талаева О.И. просила административное исковое заявление АО «Концерн Росэнергоатом» удовлетворить в полном объёме, поскольку оспариваемое постановление Комитета от 27 декабря 2019 года №25-э/2 противоречит статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике», пунктам 12, 15, 27 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178, и нарушает права и законные интересы административного истца, как производителя электроэнергии.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица на стороне административного ответчика Акционерного общества «Чукотэнерго» не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял.

Выслушав объяснения представителя административного истца АО «Концерн Росэнергоатом» Вдовича С.Ю., представителя административного ответчика Комитета Ковальской Е.В., заключение прокурора Талаевой О.И., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Комитета от 27 декабря 2019 года №25-э/2 с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года установлены следующие тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую ПАТЭС покупателям на розничном рынке Чукотского автономного округа: одноставочный тариф на первое полугодие 2020 года – 18,8045 руб/кВт*ч., на второе полугодие - 32,8802 руб/кВт*ч, трёхставочный тариф: на первое полугодие 2020 года ставка стоимости единицы электрической мощности – 7797,0378 руб/кВт*мес., ставка стоимости электрической энергии – 7,0845 руб/кВт*ч; на второе полугодие 2020 года ставка стоимости единицы электрической мощности – 19020,1835 руб/кВт*мес., ставка стоимости электрической энергии – 6,4441 руб/кВт*ч.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В силу статьи 1, пункта «г» части 2 статьи 2 Кодекса о нормативных правовых актах Чукотского автономного округа от 24 февраля 2009 года №25-ОЗ (далее по тексту – Кодекс) нормативный правовой акт - официальный письменный документ, принятый (изданный) в определенной данным Кодексом форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанный на многократное применение, принятый либо правотворческим органом (в том числе Комитетом) в пределах имеющейся у него компетенции, либо путем референдума. К нормативным правовым актам Чукотского автономного округа относятся, в том числе, постановления Комитета.

Как установлено в судебном заседании, оспариваемое постановление Комитета от 27 декабря 2019 года №25-э/2 определяет размер и срок действия индивидуального тарифа на электрическую энергию, который впоследствии участвует в формировании тарифов для потребителей Чукотского автономного округа, то есть обладает признаками нормативного правового акта, поскольку содержит правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределённого круга лиц.

Принимая во внимание, что постановление Комитета от 27 декабря 2019 года №25-э/2 является нормативным правовым актом, то его правовые нормы могут быть обжалованы в порядке производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов (глава 21 КАС РФ).

В силу подпункта 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Согласно части 3 статьи 24, частей 1, 3 статьи 23.1 указанного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) относится установление цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. На розничных рынках государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей.

В силу пункта 1.1, подпункта 2 пункта 2.2 Положения о Комитете государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа, утверждённого постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 7 июня 2007 года №75, Комитет является органом исполнительной власти Чукотского автономного округа, уполномоченным осуществлять на территории Чукотского автономного округа государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль за их применением в рамках полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации. Комитет устанавливает цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Согласно статьям 12.1, 40, частям 1-3 статьи 41 Кодекса Комитет в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты исключительно в форме постановлений. Порядок подготовки и принятия постановлений Комитета устанавливаются правовыми актами указанного органа исполнительной власти. Постановления Комитета, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, в соответствии со ст.15 Конституции Российской Федерации подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме постановлений и приказов (распоряжений) или отдельных их положений, которые содержат государственную тайну или сведения конфиденциального характера. Постановления Комитета публикуются в газете «Крайний Север», на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), в учрежденном печатном средстве массовой информации и сетевом издании в течение 10 дней со дня их подписания, что считается их официальным опубликованием.

Оспариваемое постановление размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 31 декабря 2019 года.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемый региональный нормативный правовой акт принят Комитетом во исполнение предоставленных ему законодателем полномочий, в пределах его компетенции, в надлежащей правовой форме.

Порядок подготовки, принятия решений об установлении тарифов урегулирован Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178 (далее по тексту – Правила), Регламентом установления цен (тарифов) и (или) из предельных уровней, предусматривающим порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, утверждённым приказом Федеральной антимонопольной службы от 19 июня 2018 года №834/18 (далее – Регламент), а также Административным регламентом Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа по предоставлению государственной услуги «Государственное регулирование цен и тарифов», утверждённым постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 20 мая 2016 года №1 (далее по тексту – Административный регламент).

Проверив соблюдение административным ответчиком процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, а также правил введения его в действия, включая порядок опубликования, суд каких-либо нарушений в данной части не установил.

Так, на основании заявления АО «Концерн Росэнергоатом» («Дирекция по сооружению и эксплуатации ПАТЭС») от 29 апреля 2019 года (том 5, л.д.162-163, 164-166) приказами Комитета от 7 мая 2019 года №40-ут, от 13 мая 2019 года №40-д (том 5, л.д.160, 161) открыто дело от 30 апреля 2019 года №40 «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Дирекция по сооружению и эксплуатации ПАТЭС» покупателям на розничном рынке Чукотского автономного округа, на 2020 год», назначен уполномоченный по данному делу.

Извещение от 13 мая 2019 года №40 об открытии указанного дела об установлении тарифов направлено АО «Концерн Росэнергоатом» (филиалу «Дирекция по сооружению и эксплуатации ПАТЭС») 13 мая 2019 года (том 5, л.д.158, 159), то есть с соблюдением 14-дневного срока, предусмотренного пунктом 20 Правил, пунктом 27 Регламента, пунктом 3.3.8 Административного регламента.

Как следует из извещения от 16 декабря 2019 года №29 (том 5, л.д.116-117), письма от 26 декабря 2019 года №9-Ф33/07/210931 (том 4, л.д.44), административный истец был уведомлен о том, что заседание Комитета с повесткой дня, включающей, в том числе рассмотрение вопроса об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Дирекция по сооружению и эксплуатации ПАТЭС» покупателям на розничном рынке Чукотского автономного округа, на 2020 год, состоится 27 декабря 2019 года в 11 часов.

Расчёт тарифов и необходимой валовой выручки, заключение по результатам экспертизы расчёта тарифов на электрическую и тепловую энергию, производимую филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Дирекция по сооружению и эксплуатации ПАТЭС» на 2020 год, проект постановления Комитета направлены административному истцу в предусмотренный приведёнными выше нормативными правовыми актами срок (24 декабря 2019 года) в электронном виде на адрес электронной почты (том 4, л.д.16, том 5, л.д.115).

Исходя из выписки из протокола заседания Правления Комитета от 27 декабря 2019 года №31, при установлении оспариваемых тарифов на электрическую энергию (мощность) рассмотрено особое мнение АО «Концерн Росэнергоатом» (том 1, л.д.16-55, том 5, л.д.72-111).

Постановление от 27 декабря 2019 года №25-э/2 принято на заседании Комитета правомочным составом (том 5, л.д.69-70, 71). Копия данного решения, а также выписка из протокола заседания Правления Комитета от 27 декабря 2019 года №31 направлены в филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Дирекция по сооружению и эксплуатации ПАТЭС» 30 декабря 2019 года, то есть в предусмотренный пунктом 30 Правил, пунктом 3.6.3 Административного регламента срок (том 5, л.д.112).

Постановление Комитета от 27 декабря 2019 года №25-э/2 размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 31 декабря 2019 года.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждёнными Правительством Российской Федерации. Основными принципами государственного регулирования цен (тарифов) являются определение экономической обоснованности планируемых (расчётных) себестоимости и прибыли при расчёте и утверждении цен (тарифов), обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии.

Согласно пункту 12 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178 (далее по тексту - Основы ценообразования), при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учётом положений данного документа.

Постановлением Комитета от 8 мая 2019 года №5-м/3 «О выборе метода регулирования тарифов для филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Дирекция по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций» предусмотрено, что регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) на 2020 год осуществляется методом экономически обоснованных расходов (затрат) (том 1, л.д.57).

В силу пунктов 15, 16, 17, подпункта 7 пункта 18 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчётного объёма производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчётный период регулирования. Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учёта. В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчётный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения). Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя помимо прочего расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Правила определения расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов регламентированы в пункте 27 Основ ценообразования.

Согласно данной норме расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчёте налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. При расчёте экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года №1.

В силу части 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности и используются им для извлечения дохода. Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Порядок организации бухгалтерского учёта основных средств определён Положением по бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств» ПБУ 6/01, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года №26н (далее по тексту - ПБУ 6/01), согласно которому стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, годовая сумма амортизационных отчислений определяется при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. (пункты 17-19).

Перечень объектов основных средств, не подлежащих амортизации, приведён в пунктах 2, 3 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации, в пункте 17 ПБУ 6/01.

Из заключения Комитета по результатам экспертизы расчёта тарифов на электрическую и тепловую энергию, производимую филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Дирекция по сооружению и эксплуатации ПАТЭС», на 2020 год, следует, что объём финансовых средств, предлагаемый в расчёт тарифов на производство электрической и тепловой энергии на 2020 год, по расчёту Комитета составляет 3 861 991 тыс. рублей, в том числе электрическая энергия – 3 649 104 тыс. рублей, тепловая энергия – 212 887 тыс. рублей. Расходы на амортизацию основных средств определены предприятием в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере бухгалтерского учёта, и, исходя из прогнозной величины стоимости имущества и основных производственных фондов на начало 2020 года в соответствии с проектной документацией и стоимостью ранее введённых основных производственных фондов. Для определения величины начисленной амортизации принят линейный способ и усреднённый срок полезного использования для всех производственных фондов 40 лет. После постановки на учёт основных производственных фондов величина амортизации будет уточнена. Плановая расчётная амортизация на 2020 год по предложению ПАТЭС составляет 1067 700 тыс. рублей. Во избежание негативных последствий для экономики Чукотского автономного округа, учитывая, что ПАТЭС можно отнести к объектам научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, и её содержание не должно обеспечиваться за счёт потребителей электрической энергии и окружного бюджета, предложено рассмотреть на заседании Правления Комитета вопрос об исключении из необходимой валовой выручки расходов на амортизацию (том 4, л.д.17-43, том 5, л.д.118-157).

В соответствии со сведениями, содержащимися в выписке из протокола заседания Правления Комитета от 27 декабря 2019 года №31, объём финансовых средств, предлагаемый в расчёт тарифов на производство электрической и тепловой энергии на 2020 год, по расчёту Комитета составляет 3 861 991 тыс. рублей, в том числе электрическая энергия – 3 649 104 тыс. рублей, тепловая энергия – 212 887 тыс. рублей. При этом отмечено, что при включении расходов ПАТЭС в указанном выше объёме в необходимую валовую выручку Акционерного общества «Чукотэнерго» расходы на покупную энергию увеличатся в 2,5 раза к плану 2019 года и рост тарифа на электрическую энергию для конечных потребителей округа превысит 200% (в первом полугодии 2020 года тариф – 19,95 руб./кВт.ч, во втором - свыше 40 руб./кВт.ч). Произойдёт значительное увеличение финансовой нагрузки на окружной бюджет в части компенсации энергоснабжающим организациям недополученных доходов, связанных с предоставлением населению электрической энергии по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек. В 2019 году плановая субсидия Акционерного общества «Чукотэнерго» на возмещение недополученных доходов составила 470 млн. рублей, при установлении тарифа со второго полугодия 2020 года в размере 40 руб./кВт.ч субсидия возрастёт практически в 2 раза. Во избежание негативных последствий для экономики Чукотского автономного округа, учитывая, что ПАТЭС можно отнести к объектам научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, и её содержание не должно обеспечиваться за счёт потребителей электрической энергии и окружного бюджета, Комитетом исключены из необходимой валовой выручки расходы на амортизацию основных фондов в размере 1 067 700 тыс. рублей. Объём финансовых средств, предлагаемый в расчёт тарифа АО «Концерн Росэнергоатом» «Дирекция по сооружению и эксплуатации ПАТЭС» на производство электрической энергии на 2020 год, составляет 2 546 108 тыс. рублей (том 1, л.д.16-55, том 5, л.д.72-96).

Из расчёта тарифа на электрическую и тепловую энергию (мощность) исключены расходы на амортизацию основных фондов в размере 1 067 700 тыс. рублей, в том числе электрическая энергия - 969 367 тыс. рублей, что подтверждается приложениями 7, 8 к протоколу заседания Правления Комитета от 27 декабря 2019 года №31.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела (проектной документацией), что ПАТЭС предназначена для выработки и выдачи потребителям тепла и электрической энергии, то есть относится к основным средствам, находящимся в эксплуатации АО «Концерн Росэнергоатом» и используемым в рамках деятельности, направленной на получение доходов. Каких-либо ограничений по начислению амортизации на данное имущество действующим законодательством не предусмотрено, доказательств того, что данное имущество можно отнести к объектам научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, суду не представлено. Более того, статьёй 262 Налогового кодекса Российской Федерации не установлено особенностей, касающихся формирования первоначальной стоимости основных средств, созданных в результате осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, а соответственно, первоначальная стоимость указанных основных средств формируется в предусмотренном статьёй 257 Налогового кодекса Российской Федерации порядке и погашается путём начисления амортизации.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что основные средства ПАТЭС амортизируются в общеустановленном порядке исходя из срока их полезного использования.

Как указано выше в настоящем решении, Комитетом по результатам экспертизы предложения административного истца об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность) (без учёта тепловой энергии), производимую филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Дирекция по сооружению и эксплуатации ПАТЭС», на 2020 год признаны обоснованными, подлежащими включению в необходимую валовую выручку расходы в размере 3 649 104 тыс. рублей, в том числе амортизация 969 367 тыс. рублей.

В соответствии с приказами АО «Концерн Росэнергоатом» <дата> «О вводе в эксплуатацию плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» (том 1, л.д.61-62), от <дата> «О вводе в эксплуатацию объекта капитального строительства» (том 1, л.д.64) введены в эксплуатацию основные средства: плавучий энергетический блок проекта 20870 с ядерными реакторам КЛТ-40С «Академик Ломоносов»; гидротехнические сооружения: берегоукрепление береговой площадки ПАТЭС, судоходная акватория, мол-причал в составе: подходная дамба, оградительный мол, швартовые палы (2 шт.).

На основании приказа АО «Концерн Росэнергоатом» <дата> (том 1, л.д.67) введены в эксплуатацию объекты береговой сети: площадка твёрдых бытовых отходов, административное здание, объединённый вспомогательный корпус, комплексное здание охраны, навес над транспортным шлюзом, площадка установки ДЭС, распределительная подстанция «Береговая», здание 2КТП-10/0,4 кВ, отвод на ВЛ 110 кВ распределительная подстанция «Береговая» - ПС «Южный».

Согласно сведениям, содержащимся в справке АО «Концерн Росэнергоатом» от 16 июня 2020 года, оборотно-сальдовой ведомости по счёту 01 филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Дирекция по сооружению и эксплуатации ПАТЭС» по состоянию на 1 января 2020 года (том 3), стоимость основных средств ПАТЭС по данным бухгалтерского учёта на 1 января 2020 года составляет 32 689 348 628, 22 рублей, плановая годовая сумма амортизации основных средств, числящихся на балансовом учёте, по состоянию на 1 января 2020 года – 959 953 970,10 рублей.

Таким образом, на момент проведения Комитетом экспертизы расчёта тарифов на электрическую энергию (мощность) и принятия тарифного решения, имелись необходимые документы и материалы, на основании которых можно провести анализ экономической обоснованности расходов на амортизацию филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Дирекция по сооружению и эксплуатации ПАТЭС».

Возможность исключения регулирующим органом расходов на амортизацию основных средств при установлении тарифов на электрическую энергию (мощность) по причине значительного увеличения финансовой нагрузки на окружной бюджет в части компенсации энергоснабжающим организациям (Акционерному обществу «Чукотэнерго») недополученных доходов, связанных с предоставлением населению электрической энергии по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, не предусмотрена Основами ценообразования.

Кроме того, в решении Федеральной антимонопольной службы от 15 сентября 2020 года (том 6, л.д.47-59) отмечено, что при подаче заявления об установлении предельных уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, по Чукотскому автономному округу на 2020 год от 15 июля 2019 года Комитет заявил предельный максимальный уровень тарифа с 1 июля 2020 года с учётом расходов ПАТЭС на амортизацию. По результатам анализа вышеуказанного заявления Комитета приказом Федеральной антимонопольной службы от 11 октября 2019 года №1337/19 установлен предельный максимальный уровень тарифа с 1 июля 2020 года с включением расходов ПАТЭС в размере 3,6 млрд. рублей, в том числе расходов на амортизацию. При определении и утверждении размера дальневосточной надбавки амортизация ПАТЭС учитывалась в размере 959 979 тыс. рублей.

Ссылки представителя административного ответчика в судебном заседании на то, что к заявлению об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность) организацией не приложены первичные документы о вводе в эксплуатацию основных средств, не свидетельствуют о невозможности проведения Комитетом экспертизы представленных расчётов, в том числе в части определения расходов на амортизацию.

Так, из заключения Комитета по результатам экспертизы расчёта тарифов на электрическую и тепловую энергию, производимую филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Дирекция по сооружению и эксплуатации ПАТЭС», на 2020 год следует, что произведённый административным истцом расчёт расходов на амортизацию на основании прогнозной величины стоимости имущества и основных фондов ПАТЭС на начало 2020 года признан экономически обоснованным. Каких-либо замечаний к указанному расчёту у Комитета не имелось ни при проведении экспертизы, ни на заседании при установлении оспариваемых тарифов (цен).

Отсутствие каких-либо документов не является непреодолимым препятствием для регулирующего органа в установлении соответствующего тарифа, поскольку в силу пункта 24 Правил в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных данными Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).

Более того, в случае, если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 рабочих дней со дня поступления запроса (пункт 19 Правил), однако этого сделано не было. При этом, как указано выше в настоящем решении, на момент проведения Комитетом экспертизы расчёта тарифов на электрическую энергию (мощность) и принятия тарифного решения, у административного истца имелись документы, на основании которых был произведён расчёт расходов на амортизацию.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Комитетом при расчёте оспариваемых тарифов неправомерно из необходимой валовой выручки филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Дирекция по сооружению и эксплуатации ПАТЭС» были исключены расходы на амортизацию основных средств, а соответственно постановление Комитета от 27 декабря 2019 года №25-э/2 принято с нарушением Основ ценообразования, Правил и противоречит закреплённым в части 2 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» принципам определения экономической обоснованности планируемых (расчётных) себестоимости и прибыли при расчёте и утверждении цен (тарифов) и обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство электрической энергии и планируемых (расчётных) себестоимости и прибыли при расчёте и утверждении цен (тарифов).

Определяя момент, с которого оспариваемое постановление Комитета от 27 декабря 2019 года № 25-э/2 подлежит признанию не действующим, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Принимая во внимание, что постановление Комитета от 27 декабря 2019 года №25-э/2 не соответствует перечисленным в настоящем решении нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, с даты введения его в действие - 1 января 2020 года, учитывая ограниченный срок его применения с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года, суд приходит к выводу о том, что признание его не действующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренной статьёй 3 КАС РФ, в связи с чем данное постановление подлежит признанию не действующим с 1 января 2020 года.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

При таких обстоятельствах суд находит необходимым указать в резолютивной части решения на необходимость публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании - газете «Крайний Север».

Разрешая административное исковое требование о возложении на административного ответчика обязанности принять новый акт об установлении экономически обоснованных тарифов на электрическую энергию (мощность), производимую филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Дирекция по сооружению и эксплуатация ПАТЭС», определённых в соответствии с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 4 статьи 216 КАС РФ в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Как следует из разъяснений, приведённых в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 №63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», в случае признания судом не действующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчётах неопределённого круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс, с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закреплённой законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 КАС РФ).

Принимая во внимание, что условия, при которых суд возлагает на государственный орган обязанность по принятию нового нормативного правового акта, в настоящем деле имеются, в целях недопущения правовой неопределенности административное исковое требование АО «Концерн Росэнергоатом» о возложении на Комитет обязанности принять новый нормативный акт об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность) подлежит удовлетворению.

В силу части 2 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

С учётом фактических обстоятельств дела суд полагает необходимым установить срок для исполнения административным ответчиком обязанности по принятию нового нормативного правового акта, устанавливающего тарифы для АО «Концерн Росэнергоатом» «Дирекция по сооружению и эксплуатации ПАТЭС», один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

При этом, исходя из положений статей 187, 188 КАС РФ, пунктов 33, 33.1 Правил срок исполнения Комитетом данной обязанности не может быть установлен до 1 ноября 2020 года (как срок для исполнения решения Федеральной антимонопольной службы от 15 сентября 2020 года).

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.

Как усматривается из материалов дела, административным истцом при обращении в суд с настоящим административным исковым заявлением уплачена государственная пошлина в размере 4 500 рублей (том 1, л.д.9).

При таких обстоятельствах с Комитета в пользу АО «Концерн Росэнергоатом» подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина за подачу административного искового заявления в размере 4500 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Акционерного общества «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» к Комитету государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа – удовлетворить.

Признать не действующим с 1 января 2020 года постановление Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 27 декабря 2019 года №25-э/2 «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Дирекция по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций» покупателям на розничном рынке Чукотского автономного округа, на 2020 год».

Сообщение о принятии данного решения опубликовать в газете «Крайний Север» в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Возложить на Комитет государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа обязанность в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения принять новый акт об установлении экономически обоснованных тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую филиалом АО «Концерн Росэнергоатом» «Дирекция по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций» покупателям на розничном рынке Чукотского автономного округа, на 2020 год».

Взыскать с Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа в пользу Акционерного общества «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» уплаченную государственную пошлину в размере 4500 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд Чукотского автономного округа.

Судья О.А. Полякова

В соответствии с частью 2 статьи 177 КАС РФ мотивированное решение изготовлено 22 октября 2020 года.