НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Стерлитамакского городского суда (Республика Башкортостан) от 30.06.2020 № 2А-4039/20

Дело № 2а-4039/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июня 2020 года г.Стерлитамак

Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Мартыновой Л.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Залимовой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Башкортостан к Азарсанову ФИО4 о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Башкортостан обратилась в Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Азарсанову Р.С. о взыскании недоимки по уплате задолженности и пени: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 10 560,91 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 2 323,44 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 12,35 руб., по УСН – 18 861 руб., пени по УСН – 3 298,07 руб., по ПСН – 5 400 руб., пени по ПСН 116,15 руб. Исковые требования мотивирует тем, что за налогоплательщиком Азарсановым Р.С. числится вышеуказанная задолженность.

В судебное заседание представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Башкортостан не явился, извещены надлежащим образом.

В судебное заседание административный ответчик Азарсанов Р.С. не явился, извещён надлежащим образом по известному суду адресу.

Суд, определив возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения дела, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу ч.1 ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога и сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Согласно ст. 357 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками налога (далее - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

До внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, на основании п.1 ст.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшим до 01 января 2017 года, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществлял Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым в том числе относятся и плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

В силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также ч.1 ст.419 Налогового Кодекса Российской Федерации, Азарсанов Р.С. являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, поскольку с 24.07.2017г. до 24.05.2018г. являлся индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.

На основании ч.ч. 2, 3,8 ст.16 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ, страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 настоящей статьи. Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

Согласно ч.1,2 ст.18 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ 1. плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В силу ч. 1 ст.14 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется как произведение двукратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (ч.1.2 ст.14 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ).

Из материалов дела следует, что Азарсанову Р.С. за период с 01.01.2018г. подлежало уплатить сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии в размере 10 560,91 руб., за период с 01.01.2018г. подлежало уплатить сумму страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в сумме 2 323,44 руб.

Согласно ст.346.44 НК РФ налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения в порядке, установленном настоящей главой. Переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно.

В силу ст.346.45 НК РФ Документом, удостоверяющим право на применение патентной системы налогообложения, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения.

Патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя на период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года. Если патент выдан на срок менее года, то налоговым периодом признаётся срок, на который выдан патент.

Согласно ст.346.50 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 6%.

В соответствии с ч.2 ст.346.51 НК РФ налогоплательщики производят уплату налога по месту постановки на учет в налоговом органе в следующие сроки (если иное не установлено пунктом 3 настоящей статьи): 1) если патент получен на срок до шести месяцев, - в размере полной суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента; 2) если патент получен на срок от шести месяцев до календарного года: в размере одной трети суммы налога в срок не позднее девяноста календарных дней после начала действия патента; в размере двух третей суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента.

Судом установлено, что Азарсанов Р.С. является плательщиком патентной системы налогообложения, поскольку действовал патент на ремонт жилья и других построек №0268170003407 с 01.09.2017г. по 31.12.2017г., №0268170003663 с 01.01.2018г. по 31.12.2018г.

За налоговый период 2017г. Азарсанову Р.С. подлежало уплатить в срок не позднее 31.12.2017г. налог, уплачиваемый в связи с применением с применением патентной системы налогообложения, в размере 5 400 руб.

В силу п.1 ст.346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно.

Согласно п.1 ст.346.13 НК РФ индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя 01 октября по 30 ноября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

Азарсанов Р.С. согласно Выписке из ЕГРИП прекратил предпринимательскую деятельность 24.05.2018г.

Согласно ст.346.19 НК РФ налоговым периодом признаётся календарный год.

В силу п.2, п.3 ст.346.21 НК РФ сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

В соответствии с п.1 ст.346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Азарсанов Р.С. представил 27.04.2018г. в налоговый орган налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системой налогообложения за 2017г., согласно которой сумма, подлежащая к уплате за 2017г. составила 78 855 руб. В связи с тем, что задолженность частично погашена, оставшаяся сумма к уплате – 18 861 руб.

Согласно ст.25 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

За неуплату страховых взносов ответчику начислены следующие пени: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 30.04.2018г. по 15.05.2019г. в размере 12,35 руб.; по патентной системе налогообложения в размере 116,15 руб. за период с 01.01.2018г.; по уплате налога по упрощённой системе налогообложения в размере 3 298,07 руб. за период с 01.04.2018г. по 01.11.2019г.

На выявленную недоимку ответчику Азарсанову Р.С. Межрайонной ИФНС России №3 по РБ были сформированы и отправлены требования: №554815 от 10.04.2018г., №557120 от 07.05.2018г., №558553 от 14.05.2018г., №561748 от 18.06.2018г., №242441 от 06.07.2018г., №564326 от 09.07.2018г., №346039 от 18.07.2018г. с указанием сумм задолженности и сроках её оплаты, однако, в добровольном порядке в установленный срок задолженность ответчиком не погашена.

В силу ч.2, 3 ст. 21 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течении шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей; заявление о взыскании недоимки по страховых взносам и пени может быть подано органом контроля за уплатой страховых взносов в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка №1 по Стерлитамакскому району Республики Башкортостан от 10.02.2020г. отменен судебный приказ от 31.01.2020г. о взыскании с Азарсанова Р.С. задолженности по налогам, в связи с чем, МИФНС России № 3 по Республике Башкортостан обратилась в Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением о взыскании задолженности.

С учётом изложенных обстоятельств и на основании приведенных выше положений Налогового Кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» суд приходит к выводу о законности заявленных административным истцом требований об уплате Азарсановым Р.С. задолженности.

Таким образом, с Азарсанова Р.С. в пользу МИФНС России №3 по Республике Башкортостан подлежат взысканию следующие суммы: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 10 560,91 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 2 323,44 руб., по УСН – 18 861 руб., по ПСН – 5 400 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 30.04.2018г. по 15.05.2019г. в размере 12,35 руб.; по патентной системе налогообложения в размере 116,15 руб. за период с 01.01.2018г.; по уплате налога по упрощённой системе налогообложения в размере 3 298,07 руб. за период с 01.04.2018г. по 01.11.2019г.

В соответствии с ч.1 ст. 114 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В силу ст.333.36 Налогового кодекса РФ налоговые органы освобождены от уплаты госпошлины по делам рассматриваемых в судах общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст.114 КАС РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию госпошлина – 1 417,16 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Башкортостан к Азарсанову ФИО5 о взыскании обязательных платежей – удовлетворить.

Взыскать с Азарсанова ФИО6 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Башкортостан недоимки по уплате задолженности и пени: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 10 560,91 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 2 323,44 рубля, по УСН – 18 861 рублей, по ПСН – 5 400 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 30.04.2018г. по 15.05.2019г. в размере 12,35 рублей; пени по патентной системе налогообложения в размере 116,15 рублей за период с 01.01.2018г.; пени по уплате налога по упрощённой системе налогообложения за период с 01.04.2018г. по 01.11.2019г. в размере 3 298,07 рублей.

Взыскать с Азарсанова ФИО7 госпошлину в доход городского округа город Стерлитамак в размере 1 417,16 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме – 03 июля 2020 года.

Судья Л.Н. Мартынова