НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Стерлитамакского городского суда (Республика Башкортостан) от 29.10.2018 № 12-504/18

Дело № 12-504/2018

РЕШЕНИЕ

29 октября 2018 года г. Стерлитамак

Судья Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан Мартынова Лариса Николаевна (адрес суда: Республика Башкортостан, г.Стерлитамак, ул.Вокзальная, д.1, каб.201), рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя АО «БСК» Миключевой О.Г. на постановление мирового судьи судебного участка № 7 по г.Стерлитамаку Республики Башкортостан от 26.06.2018г. о привлечении АО «БСК» к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 7 по г.Стерлитамаку Республики Башкортостан от 26.06.2018г. АО «БСК» признано виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, наложен административный штраф в размере 10 000 рублей.

Из постановления следует, что в отношении АО «БСК» должностным лицом УФС по надзору в сфере природопользования по РБ согласно приказу о проведении внеплановой документарной проверки №659-П от 03.04.2018г. в период проведения проверки с 16.04.2018г. по 16.05.2018г. установлено, что АО «БСК» не выполнило в установленный срок предписание №212/АВ-2 от 31.05.2017г., обязывающее АО «БСК» до 01.04.2018г. провести мероприятия: разработать, утвердить и представить в Управление Росприроднадзора по РБ в установленном порядке паспорта опасных отходов: образование отходов производства и потребления: уголь активированный отработанный, загрязнённый опасными веществами (отработанный сорбент), отходы обрабатывающей промышленности (включая отходы очистки сточных вод на локальных очистных сооружениях, исключая неспецифические отходы производственного потребления – шлам после очистки ртутьсодержащих стоков), отходы фильтров, не вошедшие в другие группы (отработанная ионообменная смола), жидкие отходы производства ТФХ-Т осуществлять на основании установленных уполномоченным органом нормативов образования отходов и лимитов их на размещение. Вследствие чего 01.06.2018г. государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по РБ Кутнышевой В.С. составлен протокол № 73-О/ВС об административном правонарушении в отношении АО «БСК».

Не согласившись с постановлением, представитель АО «БСК» Миключева О.Г., действующей на основании доверенности, подала жалобу, в которой просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, поскольку выводы проверки сделаны без учёта изменений в законодательстве об отходах и технологии производства ТФХ-Т и абгазной соляной кислоты. АО «БСК» полностью исполнило предписание №212/АВ-2 от 31.05.2017г.

В судебном заседании представитель АО «БСК» по доверенности Миключева О.Г. доводы жалобы поддержала, просила удовлетворить по изложенным в ней основаниям.

Представитель УФС по надзору в сфере природопользования по РБ Хабибуллин А.Г. по доверенности, с жалобой не согласился, просил постановление оставить без изменения.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы настоящего дела, прихожу к следующему.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Как следует из диспозиции ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, административная ответственность по указанной статье наступает в том случае, если в установленный срок не было исполнено законное предписание органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Проверив материалы дела, изучив приведенные выше доводы жалобы, выслушав объяснения представителя АО «БСК», прихожу к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что 31.05.2017г. должностными лицами УФС по надзору в сфере природопользования по РБ выдано предписание № 212/АВ-2, согласно которому АО «БСК» было предложено исполнить указания предписания в срок до 01.04.2018г.

Между тем, с момента получения предписания и до истечения срока устранения выявленных недостатков АО «БСК» предписание не выполнено, вследствие чего 01.06.2018г. государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по РБ Кутнышевой В.С. составлен протокол № 73-О/ВС об административном правонарушении в отношении АО «БСК».

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении АО «БСК» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Привлекая АО «БСК» к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, мировой судья исходил из того, что Росприроднадзором правомерно выдано предписание №212/АВ-2 от 31.05.2017г., а также неисполнение указанного предписания АО «БСК».

Судья, рассматривая жалобу представителя АО «БСК» Миключевой А.Г., с выводами мирового судьи не соглашается на следующих основаниях.

До 14.09.2016 года жидкие отходы производства ТФХ-Т образовывались в производстве по выпуску «Терефталоилхлорид-Т чешуированный», действующего в соответствии с постоянным технологическим регламентом производства ТФХ-Т (корпус 1401) №30-13 от 10.07.2013, с узлов осушки и хлорирования п-ксилола в виде водного слоя (осмолов), содержащего п-ксилол и органику (разд.4 регламента).

На деятельность с отходом у Общества имелась лицензия от 25.06.14 серии 02 №00132, согласно которой отход в смеси с иными хлорорганическими отходами размещался в емкостях на полигоне (ОРО) «Цветаевский» и обезвреживался на промышленной площадке Общества. На отход также имелся паспорт, его образование производилось в соответствии с ПНООЛР.

С 01.08.14 изменилось законодательство, касающееся паспортизации отходов. Так, вступили в силу постановление Правительства РФ от 16.08.13 №712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности», приказ Минприроды России от 30.09.11 №792 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов. Приказом Росприроднадзора от 18.07.14 № 445 утвержден новый федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), действующий также с 01.08.14 года.

Согласно названным нормативным актам на отходы, включенные в ФККО, необходимо было составить паспорт и представить в Управление. На отходы, не включенные в ФККО, юридические лица обязаны были подтвердить их отнесение к конкретному классу опасности и направить материалы паспортизации в установленном порядке в территориальные органы Росприроднадзора для последующего их включения приказом Росприроднадзора в ФККО.

В новом ФККО спорный отход отсутствовал. При этом, на дату проведения плановой проверки 2017 года Обществом была исполнена обязанность по отнесению отхода к классу опасности, однако он еще не был включен в ФККО. Указанные обстоятельства зафиксированы в актах проверки. Таким образом, у Общества на момент первоначальной проверки не имелось возможности разработать паспорта, получить лицензию и внести отходы в ПНООЛР. Возбужденные Управлением дела об административных правонарушениях на этом основании были прекращены за отсутствием вины Общества (постановления о прекращении дела об административном правонарушении от 17.08.17 № 04-04/92-О/АВ, от 31.08.17 № 04-04/90-О/АВ).

После окончания плановой проверки отход был включен в ФККО.

В рамках плановой и внеплановой проверок Обществом были представлены сведения об изменении с 14.09.2016 статуса образуемого вещества из отхода во вторичное сырье марки Б для производства абгазной соляной кислоты цеха №18.

Так, с 14.09.2016 на АО «БСК» введен в действие стандарт организации СТО 00203312-040-2016 «Вторичное сырье для производства кислоты соляной абгазной. Технические условия», который распространяется на вторичное сырье, образующееся при производстве химических продуктов на АО «БСК» без вывоза на полигон.

Производство абгазной соляной кислоты функционирует в соответствии с «Постоянным технологическим регламентом производства абгазной соляной кислоты цеха №18 №19-11» от 25.08.11 с изменениями 1-3. Сущность метода производства заключается в окислении хлорорганических соединений при температуре (1200-1400) ?С и давлении 0,05 МПа, с образованием углекислого газа, воды и хлористого водорода, с последующей абсорбцией хлористого водорода из продуктов сгорания с получением соляной кислоты.

При этом, химическое вещество, образуемое на производстве ТФХ-Т используется в качестве продукта сгорания в цехе 18 при производстве соляной кислоты без его размещения на полигоне или обезвреживания (утилизации) в смысле, придаваемом законодательством об отходах.

Согласно постоянному технологическому регламенту производства абгазной соляной кислоты цеха №18 №19-11 от 25.08.2011г. изменению №3 к данному технологическому регламенту от 03.04.2017г., в процессе производства абгазной соляной кислоты цеха №18 используется, в том числе, вторичное сырье марки Б - водный слой содержащий п-ксилол с узла осушки п-ксилола, органика с узла хлорирования п-ксилола и стадии получения ТФХ-Т сырца (ранее это были жидкие отходы производства ТФХ-Т).

Вторичное сырье марки Б производства ТФХ-Т в цех по производству абгазной соляной кислоты в качестве продукта сгорания (упрощенная схема производственного цикла прилагается).

Вторичное хлорорганическое сырье подается в циклонные топки, где происходит их термическое окисление. Далее дымовые газы, получаемые из продуктов сгорания, охлаждаются в нижней части топки и направляются в котлы утилизаторы на охлаждение и далее в скруббера, где после орошения деаэрированной водой, получается продукт – соляная кислота абгазная.

Таким образом, на предприятии реализован замкнутый цикл получения продукта без образования отходов.

Соответствующие изменения внесены в постоянные технологические регламенты задействованных производств.

На основании приказа АО «БСК» от 30.09.2016 № 3649а организован бухгалтерский учет вторичного сырья, образующегося в цехах. Управлению представлены сведения о поступлении сырья в цех 18 - срочные отчеты о движении выработанной продукции и о движении полуфабрикатов за апрель 2018 года.

Отсутствие образования отхода с 4 квартала 2016 года Общество подтвердило данными первичного учета в области обращения с отходами, обязанность по ведению которого исполняется Обществом в соответствии с требованиями ч.1 ст.19 Закона №89-ФЗ, приказа Минприроды России от 01.09.2011 №721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

В соответствии с абз.2 ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действовавшей до 01.01.15) отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Из указанного определения следует, что признаком принадлежности или непринадлежности вещи к отходам до 01.01.15 являлось сохранение или утрата вещью потребительских свойств, а также относимость вещи к остаткам сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления.С 1 января 2015 года согласно ст.1 Федерального закона от 29.12.14 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее – ФЗ № 458) абзац второй ст. 1 изложен в новой редакции.

Так, под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.

Таким образом, с 1 января 2015 года основными признаками, позволяющими отнести вещества или предметы к отходам, являются: образование веществ и предметов в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления; применение собственником веществ и предметов действий по их удалению посредством утилизации (возврата в хозяйственный оборот), обезвреживания, размещения либо передачи их другому лицу для последующего выполнения указанных операций.

В соответствии с п.2 ст.3 Закона №89-ФЗ сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования является приоритетным направлением государственной политики в области обращения с отходами.

При этом, собственник веществ или предметов самостоятельно принимает решение об отнесении веществ или предметов, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления к отходам.

В соответствии со ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон №184-ФЗ) под продукцией понимается результат производственной деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

Обязательные требования к продукции и связанным с требованиями к продукции процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также порядок подтверждения соответствия продукции техническим условиям, техническим регламентам, стандартам, сводам правил установлены Федеральным законом № 184-ФЗ.

Таким образом, если Общество осуществляет применение вещества, соответствующего требованиям Федерального закона №184-ФЗ, для производства другого продукта, то указанное вещество является продуктом, а не отходом.

Согласно п.6 ст.254 НК РФ сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов. В целях настоящей главы под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.

Не относятся к возвратным отходам остатки материально-производственных запасов, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса. Таким образом, если продукты используются на другом производстве или в других подразделениях как сырьё, то они не являются отходами.

В соответствии с Законом №89-ФЗ не содержит понятия «вторичные материальные ресурсы» и не относит их к отходам производства. При этом, должностное лицо в обоснование утверждения, что вторичное сырье является отходом, приводит определения ГОСТ Р 54098-2010, ГОСТ Р 53692-2009. Однако названные ГОСТы не являются нормативными требованиями, а носят рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в п.1 ст.46 Федерального закона № 184-ФЗ, который регламентирует требования в части разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции. В связи с чем, все понятия, термины и рекомендации в ГОСТ Р 54098-2010, ГОСТ Р 53692-2009 относятся к вторичному сырью, вторичным материальным ресурсам и отходам в части деятельности с ними, как продукцией, получению продукции и применению отходов, как продукции (побочной, попутной, вторичного сырья).

Таким образом, понятия ГОСТов однозначно не соотносятся с положениями Закона №89-ФЗ.

В соответствии с п.3.16 ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 28.12.01 № 607-ст, (далее – ГОСТ 30772-2001) побочный продукт – дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции.

Согласно примечанию к п. 3.16 ГОСТ 30772-2001 побочный продукт не является отходом.

Аналогичное понятие побочной продукции содержит вновь введенный в действие с февраля 2018 года ГОСТ Р 57702-2017 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Требования к малоотходным технологиям».

Согласно п.3.2.1 ГОСТ Р 54098-2010 вторичные материальные ресурсы, ВМР – это отходы производства и потребления, образующиеся в народном хозяйстве, для которых существует возможность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки (Примечание 2 К ВМР относят - отходы, специально складированные в техногенных ресурсных накоплениях для использования их в определенном или неопределенном (отдаленном) будущем в качестве вторичного сырья.).

В силу п.3.3.1 ГОСТ Р 54098-2010 вторичное сырье, ВС: Однородная и паспортизованная часть вторичных материальных ресурсов, образованных из собранных, накопленных и специально подготовленных для повторного хозяйственного использования отходов производства и потребления или продукции, отслужившей установленный срок или морально устаревшей (Примечание 2 ВС является часть вторичных материальных ресурсов, в отношении которых в настоящее время имеется техническая возможность и экономическая целесообразность использования в экономической деятельности в целях получения материалов и/или энергии).

Согласно п.3.3 ГОСТ Р 57702-2017 ВМР – это отходы производства и потребления, образующиеся в результате хозяйственной деятельности, для которых существует возможность повторного использования в качестве товарной продукции непосредственно или после дополнительной обработки.

Из технологических процессов, описанных в указанных выше постоянных технологических регламентах, следует, что химические вещества образуются при производстве одних видов продуктов (т.е. не являются его остатком) и далее направляются на производство другого продукта – абгазной соляной кислоты. Таким образом, образующиеся химические вещества находятся в едином технологическом цикле по производству продуктов. Такие признаки ВМР как повторное использование после завершения технологического цикла, возврат в производство, накопление (складирование), дополнительная обработка или подготовка химического вещества к его повторному использованию у спорных веществ отсутствуют.

Исходя из смысла понятий «утилизации отходов», установленного ст. 1 Закона № 89-ФЗ, а также понятий «рециклинг», «регенерация», «рекупирация», установленных ГОСТом 30772-2001, целью утилизации отходов является использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное использование отходов по тому же назначению, деятельность по технологической обработке отходов, включающая извлечение и восстановление ценных компонентов отходов, с возвращением их для повторного использования, а также, действие, приводящее к восстановлению отходов до уровня вторичного сырья или материала.

Таким образом, отдельные этапы единого производственного цикла по выпуску продуктов (ТФХ-Т и абгазной соляной кислоты), имеющие место в Обществе, также не отвечают признакам утилизации отходов.

В соответствии с приведенными терминами ГОСТов, у химического вещества имеются признаки побочной продукции, используемой в качестве сырья при производстве абгазной соляной кислоты. Указанное вещество не предназначено для удаления, не хранится, не подлежит дополнительной обработке и т.д., имеет потребительские свойства и его использование обусловлено существующей технологией производства Общества, в связи с чем, у него отсутствуют признаки отхода производства.

Исходя из вышеизложенного, с 14.09.2016 года у Общества отсутствует обязанность по внесению в ПНООЛР, а также разработке, утверждению и представлению в Управление паспортов на «Жидкие отходы абсорбции и нейтрализации абгазов хлорирования и гидролиза при производстве дихлорангидрида терефталевой кислоты, содержащие преимущественно трихлорметан», которые в деятельности Общества не образуются.

Таким образом, Общество полностью выполнило предписание №212/АВ-2 от 31.05.17 и в его действиях отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

Согласно п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка №7 по г.Стерлитамаку РБ от 26.06.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении АО «БСК» подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

РЕШИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 7 по г.Стерлитамаку Республики Башкортостан от 26.06.2018г. о привлечении АО «БСК» к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в соответствии с п.1 ч.1 ч.2 ст.24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан лицами, указанными в статьях 25.1- 25.5 и в ч. 1.1 ст. 30.1 КоАП РФ, в течение 10 дней со дня получения его копии.

Судья Л.Н. Мартынова