НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Стерлитамакского городского суда (Республика Башкортостан) от 26.02.2021 № 2А-1612/2021

Дело № 2а-1612/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 февраля 2021 года г.Стерлитамак РБ

Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Э.Р.,

при секретаре Ожеховской Э.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к филиалу Республиканского центра социальной поддержки населения по г. Стерлитамаку, ГКУ Республиканский центр поддержки населения в Республике Башкортостан о признании незаконными снижения размеров единой денежной компенсации

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к филиалу Республиканского центра социальной поддержки населения по г. Стерлитамаку, ГКУ Республиканский центр поддержки населения в Республике Башкортостан о признании незаконным снижения размера удержаний. Просит признать незаконным самоуправное снижение размеров единой денежной компенсации по оплате коммунальных услуг, обязать филиал Республиканского центра социальной поддержки населения по г. Стерлитамаку и ГКУ Республиканский центр поддержки населения в Республике Башкортостан производить расчеты единой денежной компенсации по оплате коммунальных услуг в соответствии с ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ», обязать произвести перерасчет начислений единой денежной компенсации по оплате коммунальных услуг в соответствии с ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ», вернуть ФИО1 недоплаченные суммы в размере 6048 рублей, взыскать с ответчиков в свою пользу почтовые расходы в размере 796,32 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Требования мотивирует тем, что истица является инвалидом 3 группы, в связи с чем в соответствии со ст. 28.1 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ» ей полагаются льготы, в том числе единая денежная компенсаций по оплате коммунальных услуг. До июня 2020 года сумма компенсации в среднем составляла 1200 рублей, в июне 2020 года сумма уменьшилась наполовину. Истица обратилась к ответчику с заявлением о разъяснении ситуации, на что получила ответ, что компенсация снижена по причине применения республиканских стандартов межотопительного периода. Считает, что меньше федерального стандарта льготы, полагающиеся инвалидам, в регионах быть не могут.

В судебном заседании истец ФИО1 доводы и требования искового заявления поддержала. Пояснила, что в квартире не проживает с весны 2020 года, начисления не производились. Квартира приватизированная. Субъекты Российской Федерации не имеют право издавать постановление, противоречащее федеральным нормам. Просит вернуть недоплаченную компенсацию в размере 6048 рублей за период с июня по декабрь 2020 года.

В судебном заседании представитель ответчика филиала ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по г. Стерлитамаку РБ ФИО2 исковые требования не признала согласно представленному отзыву.

В судебном заседании свидетель ФИО3 суду пояснила, что начисления производят организации-поставщики, данные предоставляют путем файлообмена через выгрузку. На основании данных делается расчет. Расчет зависит от объема потребления коммунальных услуг, который делится на количество зарегистрированных лиц в квартире, умножается на тариф и на льготу 50 %. Если не было объема потребленных услуг, то единая денежная компенсация не начисляется. Все данные выгружаются в программу «Адресная социальная помощь», расчет производится автоматически.

В судебное заседание представитель ответчика ГКУ Республиканский центр поддержки населения в Республике Башкортостан (представлен отзыв), представитель третьего лица ООО УК «ТЖХ» не явились, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела.

Учитывая требования ст. 167 ГПК РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьего лица.

Суд, заслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям.

Из материалов дела следует и установлено судом, ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>

Согласно справке от 1 января 2017 года ФИО1 присвоена <данные изъяты> бессрочно.

В силу ст.17 ФЗ № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

Согласно ст. 28.2 вышеназванного закона Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется:

по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, о стоимости жилищно-коммунальных услуг в конкретном субъекте Российской Федерации в расчете на 1 квадратный метр площади жилья за отчетный год, федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения, утвержденного Правительством Российской Федерации и применяемого для расчета межбюджетных трансфертов, а также исходя из установленного конкретным субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В развитие указанных положений ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» 18 ноября 2008 года Государственным собранием Республики Башкортостан принят закон № 69-З «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан», согласно которому настоящий Закон определяет форму предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, предусмотренных в том числе ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ.

Согласно ст. 4 Закона порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации определяется Правительством Республики Башкортостан.

С 1 января 2009 года меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг льготным категориям предоставляются в денежной форме в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Постановлением Правительства РБ № 466 от 29 декабря 2008 года в целях реализации Закона Республики Башкортостан «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан» утверждено Положение о порядке предоставления отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Башкортостан, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации.

Согласно п. 3 Положения главам администраций муниципальных районов (городских округов) Республики Башкортостан рекомендовано организовать наполнение сведениями о фактическом начислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, объеме потребленных коммунальных услуг (в том числе показаниях приборов учета коммунальных услуг), количестве совместно зарегистрированных граждан, общей площади жилых помещений, наличии (отсутствии) задолженности или наличии (отсутствии) и выполнении соглашения о ее погашении гражданами, по которым принято решение о предоставлении ежемесячной денежной компенсации, тарифах (ценах) и нормативах потребления коммунальных услуг, об изменении тарифов (цен) на указанные услуги, нормативов потребления коммунальных услуг и методики исчисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги (далее - сведения) подсистемы государственной информационной системы Республики Башкортостан «Адресная социальная помощь» организациями (предприятиями), осуществляющими начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, независимо от форм собственности (далее - организации).

Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан осуществлять контроль за полнотой, достоверностью и своевременностью внесения организациями сведений в подсистему государственной информационной системы Республики Башкортостан «Адресная социальная помощь».

Государственному казенному учреждению Республиканский центр социальной поддержки населения (далее - ГКУ РЦСПН) обеспечить ежемесячный расчет филиалами (отделами филиала) ГКУ РЦСПН размеров ежемесячной денежной компенсации на основании сведений, загружаемых в государственную информационную систему Республики Башкортостан «Адресная социальная помощь».

Согласно пп.2.2 Положения право на ежемесячную денежную компенсацию при условии начисления платежей за жилое помещение и коммунальные услуги имеют в соответствии со статьей 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в том числе инвалиды.

В силу п. 8 Положения, ежемесячная денежная компенсация предоставляется филиалом государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по району (городу) (отделом филиала государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по району (городу) (в районе (городе)) по месту жительства заявителя (носителя льгот) с месяца его обращения, но не ранее месяца, в котором у него возникло право на ежемесячную денежную компенсацию, за исключением случая изменения им места жительства в пределах Республики Башкортостан. В случае изменения заявителем (носителем льгот) места жительства в пределах Республики Башкортостан ежемесячная денежная компенсация назначается по новому месту жительства, но не ранее месяца, следующего за месяцем переезда. Перерасчет ежемесячной денежной компенсации осуществляется за весь период с месяца, следующего за месяцем переезда на новое место жительства, до месяца, в котором поданы заявление о предоставлении ежемесячной денежной компенсации по форме, устанавливаемой Министерством семьи, труда социальной защиты населения Республики Башкортостан (далее - заявление), и документы, указанные в пункте 13 настоящего Положения.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 503 от 19 августа 2020 года внесены изменения в Постановление Правительства Республики Башкортостан № 466 от 29 декабря 2008 года, согласно которым с июля 2020 года ежемесячная денежная компенсация рассчитывается исходя из фактически начисленных сумм платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в размерах, установленных законодательными актами, указанными в пункте 2 настоящего Положения, для соответствующей категории граждан.

Филиалы (отделы филиала) ГКУ РЦСПН осуществляют ежемесячный расчет размеров ежемесячной денежной компенсации на основании загружаемых организациями (предприятиями), осуществляющими начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, независимо от форм собственности (далее - организации), в государственную информационную систему Республики Башкортостан «Адресная социальная помощь» сведений о фактическом начислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, объеме потребленных жилищно-коммунальных услуг (в том числе показаниях приборов учета коммунальных услуг), количестве совместно зарегистрированных граждан, общей площади жилых помещений, наличии (отсутствии) задолженности или наличии (отсутствии) и выполнении соглашения о ее погашении гражданами, по которым принято решение о предоставлении ежемесячной денежной компенсации, тарифах (ценах) и нормативах потребления коммунальных услуг, об изменении тарифов (цен) на указанные услуги, нормативов потребления коммунальных услуг и методики исчисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с регламентом информационного взаимодействия по обеспечению предоставления мер социальной поддержки населения по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан на территории Республики Башкортостан согласно приложению № 1 к настоящему Положению.

Размер ежемесячной денежной компенсации пересчитывается при изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Расчет размера ежемесячной денежной компенсации осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Положением, за месяц, предшествующий месяцу, в котором производится расчет ежемесячной денежной компенсации.

В силу п. 6 Положения размер ежемесячной денежной компенсации рассчитывается согласно методике расчета размеров ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и единовременной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг (твердое топливо, баллонный газ) отдельных категорий граждан, проживающих в Республике Башкортостан, согласно приложению № 2 к настоящему Положению.

Сторонами не оспаривалось, что согласно автоматизированной системе «Адресная социальная помощь» ФИО1, зарегистрированная по адресу: <адрес>, состоит на учете в филиале ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по г. Стерлитамаку РБ в качестве получателя мер социальной поддержки по категории <данные изъяты>, в связи с чем истице назначена и ежемесячно выплачивается единая денежная компенсация.

Из представленных платежных документов за период с июля 2020 года по январь 2021 года следует, что за указанный период истицей коммунальные услуги не потреблялись, поскольку как пояснила истица с весны 2020 года в квартире по ул<адрес> она не проживает, в связи с чем начисление платы за коммунальные услуги не производилось, что истицей не оспаривалось.

Следовательно, оснований для признания незаконными действий ответчика по снижению размера единой денежной компенсации, перерасчете компенсации, возврате компенсации по доводам искового заявления не имеется, поскольку в связи с отсутствием объема потребленных коммунальных услуг и отсутствием фактически начисленных сумм платы за жилое помещение, компенсация ответчиком не начислялась либо начислялась в меньшем размере, что не противоречит действующему законодательству.

Доводы истицы о том, что льгота не может быть меньше федерального стандарта, во внимание судом не принимаются, так как основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку согласно ст. 28.2 ФЗ № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Доводы истицы о том, что компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов за наем и за содержание жилого помещения, не предоставляется, судом отклоняются, поскольку указанная компенсация предоставляется инвалидам, занимающим жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов, в то время как истица является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>

Из определения Конституционного суда РФ № 593-О от 13 марта 2018 года следует, что согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе в случае инвалидности (статья 39, часть 1).

Право инвалидов на экономическое и социальное обеспечение и на удовлетворительный уровень жизни провозглашено в Декларации о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1975 года). Наряду с этим в пункте 6 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года) подчеркивается право инвалидов на равные с другими гражданами возможности и на равное улучшение условий жизни в результате экономического и социального развития. Ратифицированная Российской Федерацией и являющаяся составной частью ее правовой системы в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации Конвенция о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года) также признает за инвалидами право на достаточный жизненный уровень и социальную защиту (статья 28).

В силу приведенных положений Конституции Российской Федерации и международно-правовых актов при осуществлении правового регулирования в какой бы то ни было сфере необходимо учитывать интересы и потребности инвалидов как лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите, что предполагает создание специальных правовых механизмов, имеющих целью предоставление инвалидам различных мер поддержки, призванных гарантировать им дополнительные материальные и иные возможности при реализации конституционных прав.

Реализуя свои полномочия в сфере социальной защиты инвалидов, федеральный законодатель установил в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» систему гарантированных государством мер социальной поддержки, которая в числе прочих включает в себя компенсацию расходов в размере 50 процентов платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Установление данной меры социальной поддержки для инвалидов, проживающих в жилых помещениях государственного и муниципального жилищных фондов, обусловлено правовым режимом таких жилых помещений, отличным от правового режима жилых помещений, находящихся в собственности граждан, на которых в силу статьи 210 ГК РФ, а также части 3 статьи 30 ЖК РФ возлагается бремя содержания принадлежащего им имущества.

Дифференциация социальной поддержки, предоставляемой инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в виде компенсации 50 процентов платы за наем и содержание жилого помещения, в зависимости от того, принадлежит ли жилое помещение им на праве собственности либо относится к государственному или муниципальному жилищному фонду, не может считаться необоснованной, поскольку конституционный принцип равенства, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, не исключает возможность установления объективно обусловленных различий в правовом регулировании (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 463-О, от 15 июля 2010 года № 1000-О-О, от 23 сентября 2010 года № 1160-О-О, от 16 декабря 2010 года № 1638-О-О, от 29 мая 2012 года № 951-О, от 21 ноября 2013 года № 1772-О и от 26 мая 2016 года № 975-О).

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к филиалу Республиканского центра социальной поддержки населения по г. Стерлитамаку, ГКУ Республиканский центр поддержки населения в Республике Башкортостан о признании незаконным снижения размеров единой денежной компенсации, обязании производить расчеты единой денежной компенсации в соответствии с ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обязании произвести перерасчет, взыскании судебных расходов – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан.

Председательствующий судья Э.Р. Кузнецова

Решение10.03.2021