Дело № 2-9161/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2017 года г.Стерлитамак РБ
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Халитовой А.Р.,
при секретаре Ильиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Стерлитамак РБ (ГУ – УПФ РФ в г. Стерлитамак РБ) к ФИО1 о возмещении ущерба
УСТАНОВИЛ:
ГУ – УПФ РФ в г. Стерлитамак РБ обратилось в суд с иском к ФИО1 о возмещении ущерба.
Свои требования мотивирует тем, что 20 октября 2010 года ФИО1 обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении ее сыну ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, социальной пенсии по потере кормильца. В доказательство отцовства умершего предоставила решение Стерлитамакского городского суда РБ от 8 мая 2007 года. В заявлении ФИО1 указала, что не работает, пенсию по другому основанию или от другого ведомства не назначалась. Кроме того, отдельным заявлением от 20 октября 2010 года ФИО1 подтвердила, что за назначением пенсии обращается впервые, трудовую книжку умершего представить не может, никакими сведениями о стаже и заработке не располагает. Социальная пенсия по потере кормильца была назначена с 1 октября 2010 года по 22 декабря 2020 года. На основании ФЗ «О государственной социальной помощи» с 1 октября 2010 года ФИО1 назначена ежемесячная федеральная социальная доплата к пенсии ФИО3 в размере 624,11 рубля, который впоследствии пересчитывался. 9 декабря 2016 года из отдела пенсионного обслуживания МВД по РБ в ГУ – УПФ РФ в г. Стерлитамак РБ поступила справка от 30 ноября 2016 года о том, что ФИО3 получает пенсию от МВД по случаю потери кормильца с 18 мая 2007 года. В результате чего ответчику необоснованно выплачена социальная пенсия по потере кормильца за период с 1 октября 2010 года по 30 ноября 2016 года в размере 335867,86 рублей, федеральная социальная доплата за период с 1 октября 2010 года по 30 ноября 2016 года в размере 98979,14 рублей, всего 434847 рублей.
Просит взыскать с ФИО1 в пользу ГУ – УПФ РФ в г. Стерлитамак РБ ущерб в размере 434847 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 7548,47 рубля.
В судебном заседании представитель истца ГУ – УПФ РФ в г. Стерлитамак РБ ФИО4 исковое заявление поддержала.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО7. исковые требования не признала. Суду показала, что пропущен срок исковой давности, который следует исчислять с 20 октября 2010 года. Цели обмануть пенсионный фонд у ответчика не была, она не понимает, что такое социальная пенсия и пенсия по потере кормильца. Ответчик просила назначить социальную пенсию. Думала, что социальная пенсия будет назначена ей (ФИО8), а пенсия по потере кормильца – сыну.
В судебное заседание ответчик ФИО1 не явилась, будучи надлежаще извещенной о времени и месте рассмотрения дела.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика.
Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, считает необходимым исковые требования удовлетворить частично по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона от дата N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Пунктом 4 статьи 23 данного Закона предусмотрено, что пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.
В силу ст. 25 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от дата N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", введенной Федеральным законом от дата N 213-ФЗ (в редакции от дата г.), общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от дата N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 12.1 Закона предусмотрено, что федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Согласно пункту 12 ст. 12.1 данного Закона, пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Из материалов дела следует, что решением Стерлитамакского городского суда РБ от 8 мая 2007 года установлен факт признания отцовства ФИО5, умершего 2 декабря 2004 года, в отношении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Указанное решение не обжаловалось и вступило в законную силу 21 мая 2007 года.
20 октября 2010 года ФИО1, как представитель несовершеннолетнего ФИО3, обратилась в ГУ – УПФ РФ в г. Стерлитамак РБ с заявлением о назначении пенсии. В указанном заявлении ФИО1 предупреждена о необходимости извещать территориальный орган пенсионного фонда о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение, приостановление, продление их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
Согласно справке заместителя начальника ОПО ЦФО МВД по РБ от 30 ноября 2016 года ФИО3 действительно получает пенсию от МВД по РБ по случаю потери кормильца с 18 мая 2007 года.
Тем самым, поскольку обязанность безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты, предусмотренная действующим законодательством "О трудовых пенсиях в РФ", ФИО1 не исполнена.
Согласно справкам-расчетам от 12 декабря 2016 года ФИО1 необоснованно выплачена пенсия по потере кормильца за период с 1 октября 2010 года по 31 ноября 2016 года в размере 335867,86 рублей, федеральная социальная доплата за период с 1 октября 2010 года по 31 ноября 2016 года в размере 98979,14 рублей, всего 434847 рублей.
Претензия, направленная в адрес ответчика о выплате указанных сумм, оставлена без удовлетворения со стороны ответчика.
Тем самым, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца пенсию по потере кормильца за период с 1 октября 2010 года по 31 ноября 2016 года в размере 335867,86 рублей в качестве полученного неосновательного обогащения.
Удовлетворяя частично исковые требования истца, и признавая требования истца о взыскании федеральной социальной помощи необоснованными, суд исходит из того, что истцом в нарушение ФЗ "О государственной социальной помощи" данная доплата была назначена в отсутствие ее заявления.
Согласно п. 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи", государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" ФИО1 с 1 октября 2010 года была назначена федеральная социальная доплата к пенсии.
Согласно пункту 6 данной статьи Закона социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия.
Вместе с тем, в нарушение требований указанной нормы закона доплата была назначена ответчику без ее заявления.
В силу пункта 7 статьи 12.1 Федерального закона от дата N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" федеральная социальная доплата к пенсии в без заявительном порядке устанавливается только детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым установлена трудовая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" или пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от дата N 805н были утверждены Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, которые также не содержат норм, предоставляющих пенсионному органу право назначить федеральную социальную доплату в без заявительном порядке. Напротив, в силу пункта 12 Правил пенсионеры обращаются за установлением федеральной социальной доплаты к пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации путем подачи заявления об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии с приложением документов, предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил. При этом в заявлении о назначении доплаты должна содержаться информация, в частности, о том, что заявитель не осуществляет трудовую и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом от дата N 167-ФЗ, а также обязательство заявителя безотлагательно извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, и наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера федеральной социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с ответчика подлежат взысканию в пользу истца понесенные им расходы по оплате государственной пошлины пропорционально удовлетворенной части исковых требований в размере 6558,67 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Стерлитамак РБ к ФИО1 о возмещении ущерба о возмещении ущерба удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Стерлитамак РБ ущерб в размере 335867,86 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 6558,67 рублей.
В удовлетворении исковых требований Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Стерлитамак РБ к ФИО1 о взыскании федеральной социальной доплаты к пенсии в сумме 98 979,14 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 1 месяца со дня вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья А.Р. Халитова