НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Стерлитамакского городского суда (Республика Башкортостан) от 19.09.2022 № 2А-4911/2022

Дело № 2а-4911/2022

УИД 03RS0017-01-2021-004732-42

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 сентября 2022 года г. Стерлитамак

Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Гаязовой А.Х.,

при секретаре Исанбаевой Э.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России по <адрес> к Ковшову Максиму Леонидовичу о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России по <адрес> обратилась в Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Ковшову М.Л. о взыскании обязательных платежей, в обоснование указав, что Ковшов М.Л. является налогоплательщиком по налогу на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты городских округов. Налоговым органом в адрес Ковшова М.Л. направлялись налоговые уведомления. В связи с неисполнением обязанностей по уплате обязательных платежей в установленные сроки на сумму недоимки начислены пени.

Просит взыскать с Ковшова М.Л. задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 8426 рублей, пени в размере 1156 рублей 50 копеек по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; по налогу на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ в размере 60568 рублей 51 копейка, пени в размере 2650 рублей 68 копеек по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы: налог за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 126300 рублей 11 копеек, пени в размере 18521 рубль 20 копеек по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, штраф за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 17322 рубля 30 копеек; по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемому в бюджеты городских округов за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 2744 рубля, пени в размере 41 рубль 70 копеек по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец Межрайонная ИФНС России по <адрес> в судебное заседание своего представителя не направила, извещены надлежащим образом.

В судебное заседание административный ответчик Ковшов М.Л. не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы административного дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч.1 ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога и сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

До внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, на основании п.1 ст.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшим до 01 января 2017 года, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществлял Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 указанного Федерального закона плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым в том числе относятся и плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - Кодекс), введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса индивидуальные предприниматели, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.

На основании пункта 3 статьи 420 Кодекса объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Кодекса.

Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 5 статьи 430 Кодекса).

Согласно статье 432 Кодекса исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 1). Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (часть 2).

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса установлен дифференцированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для указанной категории плательщиков в зависимости от величины дохода плательщика за расчетный период.

Абзацами вторым, третьим и четвертым этого подпункта, в редакции, действовавшей до 1 января 2020 года, размер страховых взносов определялся в следующем порядке:

- в случае, если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29 354 рубля за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года (в редакции статьи 430 Налогового кодекса, действовавшей в 2020 году);

- в случае, если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29 354 рубля за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года (в редакции статьи 430 Налогового кодекса, действовавшей в 2020 году) плюс 1,0 процента суммы дохода индивидуального предпринимателя, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на ОПС за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (абзац второй пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса).

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

В силу подпункта 3 пункта 9 статьи 430 Кодекса для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, в целях применения положений пункта 1 настоящей статьи доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также ч. 1 ст.419 Налогового Кодекса Российской Федерации, Ковшов М.Л. является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся индивидуальным предпринимателем.

Как следует из материалов дела, Ковшов М.Л. должен был уплатить сумму страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период ДД.ММ.ГГГГ года в размере 8 426 рубля. За неуплату страховых взносов ответчику начислены пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 1156 рублей 50 копеек.

За период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год ответчику подлежало уплатить сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 60568 рублей, 51 копейка. В связи с неуплатой страховых взносов начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 2650 рублей 68 копеек по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 346.43 НК РФ применение патентной системы налогообложения возможно лишь в отношении тех видов предпринимательской деятельности, которые прямо перечислены в названной статье.

Согласно ч.ч.1, 2 ст. 346.44 НК РФ налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения в порядке, установленном настоящей главой. Переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно в порядке, установленном настоящей главой.

В соответствии с ч.1 ст. 346.45 НК РФ документом, удостоверяющим право на применение патентной системы налогообложения, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности (если иное не предусмотрено подпунктом 5 пункта 8 статьи 346.43 настоящего Кодекса), в отношении которого настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения.

Согласно ч.1 ст. 346.46 НК РФ постановка на учет индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, осуществляется налоговым органом, в который он обратился с заявлением на получение патента, на основании указанного заявления в течение пяти дней со дня его получения. В случае, предусмотренном абзацем третьим пункта 2 статьи 346.45 настоящего Кодекса, индивидуальный предприниматель подлежит постановке на учет в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, в налоговом органе по месту его жительства со дня государственной регистрации этого физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Датой постановки индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата начала действия патента.

В соответствии с абз.1 ст.346.47 НК РФ объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ч.1 ст.346.51 НК РФ налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. В случае получения индивидуальным предпринимателем патента на срок менее календарного года налог рассчитывается путем деления размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на количество дней в этом календарном году и умножения полученного результата на налоговую ставку и количество дней срока, на который выдан патент. В случае прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется патентная система налогообложения, до истечения срока действия патента сумма налога пересчитывается путем деления размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на количество дней в этом календарном году и умножения полученного результата на налоговую ставку и количество дней, в течение которых индивидуальным предпринимателем применялась патентная система налогообложения.

Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 346.43 Налогового Кодекса индивидуальный предприниматель в отношении предпринимательской деятельности по ремонту объектов капитального строительства, в частности, офисных и складских помещений, производственных цехов, медицинских и образовательных учреждений, не связанных с проживанием граждан, не вправе применять патентную систему налогообложения.

Решением заместителя начальника МИФНС по РБ Туктаровой Д.М. от ДД.ММ.ГГГГ Ковшов М.Л. привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Из указанного решения следует, что ДД.ММ.ГГГГ ИП Ковшовым М.Л. было подано заявление на получение патента (форма .5-1), вследствие чего был выдан патент на право применения патентной системы налогообложения (форма .5-П) на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении осуществляемого вида предпринимательской деятельности «Ремонт жилья и других построек» (идентификационный код ). ДД.ММ.ГГГГ ИП Ковшовым М.Л. было подано заявление на получение патента (форма .5-1), вследствие чего был выдан патент на право применения патентной системы налогообложения (форма ) на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении осуществляемого им вида предпринимательской деятельности «Ремонт жилья и других построек» (идентификационный код ). ДД.ММ.ГГГГ ИП Ковшовым М.Л. было подано заявление на получение патента (форма вследствие чего был выдан патент на право применения патентной системы налогообложения (форма .5-П) на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении осуществляемого им вида предпринимательской деятельности «Ремонт жилья и других построек» (идентификационный код ).

В ходе камеральной проверки проведены мероприятия налогового контроля и выявлены нарушения.

Пунктом 1 ст. 346.18 НК РФ установлено, что если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 Налогового Кодекса РФ. Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном статьей 250 НК РФ.

Доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются (подпункт 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса).

В нарушение п.1 ст. 346.17, п.2 ст. 346.18 НК РФ ИП Ковшовым М.Л. в налоговой декларации по упрощенной системе налогообложения занижена налогооблагаемая база по УСН за ДД.ММ.ГГГГ год, тем самым занижена сумма исчисленного налога.

Сумма к уплате налога за ДД.ММ.ГГГГ год по данным Межрайонной ИФНС по <адрес> составляет 126300 рублей 11 копеек.

За несвоевременную уплату налога Ковшову М.Л. начислены пени в размере 18521 рубль 20 копеек и штраф в размере 17322 рубля 30 копеек.

За 2020 год ответчику начислен налог, взимаемый с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты городских округов в размере 2744 рубля, пени в размере 41 рубль 70 копеек.

Межрайонной ИФНС по РБ в адрес Ковшова М.Л. направлены требования от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога.

В связи с неуплатой налогов в установленный срок налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка по <адрес> РБ вынесен судебный приказ о взыскании с Ковшова М.Л. задолженности по обязательным платежам.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка по <адрес> РБ вынесено определение об отмене судебного приказа, в связи с представлением ответчиком возражений относительно судебного приказа.

Таким образом, учитывая, что доказательств оплаты долга по налоговым обязательствам ответчиком не представлено, также не представлен контррасчёт налоговых начислений, суд считает требования Межрайонной ИФНС России по <адрес> о взыскании с Ковшова М.Л. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за ДД.ММ.ГГГГ годы в размере 60568 рублей 51 копейка, суммы пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 2650 рублей 68 копеек; задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 8 426 рублей, суммы пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 1156 рублей 50 копеек; задолженности по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы: налог за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 126300 рублей 11 копеек, суммы пени в размере 18521 рубль 20 копеек, штрафа за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 17322 рубля 30 копеек; по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемому в бюджеты городских округов за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 2744 рубля, суммы пени в размере 41 рубль 70 копеек обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст.333.36 Налогового кодекса РФ налоговые органы освобождены от уплаты госпошлины по делам рассматриваемых в судах общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст.114 КАС РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию госпошлина – 5 577 рублей 31 копейка.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, ст.290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России по <адрес> к Ковшову Максиму Леонидовичу о взыскании обязательных платежей удовлетворить.

Взыскать с Ковшова Максима Леонидовича в пользу Межрайонной ИФНС России по <адрес> задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 60568 рублей 51 копейка, сумму пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 2650 рублей 68 копеек; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 8 426 рублей, сумму пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 1156 рублей 50 копеек; задолженность по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 126300 рублей 11 копеек, сумму пени в размере 18521 рубль 20 копеек, штраф в размере 17322 рубля 30 копеек; задолженность по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемому в бюджеты городских округов в размере 2744 рубля, сумму пени в размере 41 рубль 70 копеек.

Взыскать с Ковшова Максима Леонидовича госпошлину в доход городского округа город Стерлитамак в размере 5 577 рублей 31 копейка.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Стерлитамакский городской суд со дня составления судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 03 октября 2022 года.

Судья <данные изъяты> А.Х.Гаязова

<данные изъяты>

<данные изъяты>