НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Стерлибашевского районного суда (Республика Башкортостан) от 01.03.2019 № 2-1216/18

Дело № 2-26/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 марта 2019 года с.Киргиз-Мияки

Стерлибашевский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Галлямовой Л.Ф.,

при секретаре судебного заседания Темировой З.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора и.о. прокурора Миякинского района РБ Магадиевой Н.Б. в интересах ФИО11 к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Миякинская центральная районная больница, Фонду обязательного медицинского страхования, Министерству финансов Республики Башкортостан о возложении обязанности по бесперебойному обеспечению лекарственными средствами и взыскании материального убытка,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора <адрес> РБ Магадиева Н.Б. в интересах ФИО1 обратилась в Стерлибашевский межрайонный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением и уточнениями к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Миякинская центральная районная больница о возложении обязанности по бесперебойному обеспечению лекарственными средствами и взыскании материального убытка. В обосновании исковых требований указала, что прокуратурой <адрес> на основании обращения ФИО1 в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Башкортостан «Миякинская центральная районная больница» (далее – ГБУЗ РБ «Миякинская ЦРБ») проведена проверка соблюдения требований законодательства о здравоохранении, в части обеспечения лекарственными препаратами. Установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвали<адрес> группы и состоит на учете в ГБУЗ РБ «Миякинская ЦРБ» <данные изъяты>», в связи с чем рекомендован прием лекарственного препарата кетоаналоги аминокислот. Кроме того, в период с 25.07.2018г. по 06.07.2018г. ФИО1 находилась на стационарном лечении в отделении нефрологии ГБУЗ РБ КБ <адрес> и согласно выписному эпикризу ей рекомендовано лечение лекарственным препаратом «Кетостерил» по 1 таб. на 5 кг. веса в три приема. Кетоаналоги аминокислот включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 23.10.2017г. -р. ГБУЗ РБ «Миякинская ЦРБ» в Министерство здравоохранения Республики Башкортостан в 2017 году направлена сводная потребность в лекарственных препаратах на 2018 год для обеспечения граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, в которой указано дезинтоксикационные препараты «Кетоаналоги аминокислот». Также, в целях обеспечения ФИО1 указанным лекарственным средством ГБУЗ РБ «Миякинская ЦРБ» в Министерство здравоохранения Республики Башкортостан направлена заявка на препарат «Кетоаналоги аминокислот», таблетки , с указанием что на 1 квартал 2018 года необходимо 4 упаковки. Однако проверкой установлено, что ГБУЗ РБ «Миякинская ЦРБ» за 2018 год рецепт на лекарственный препарат выписан лишь 09.02.2018г. на 4 упаковки, согласно рецептам на 3 упаковки, на 1 упаковку и ДД.ММ.ГГГГ на 5 упаковок рецепт , что не соответствует назначенному лечению. В ходе проверки также установлено, что ФИО1, имея право на обеспечение бесплатно лекарственным препаратам «Кетостерил» не была обеспечена им, в связи, с чем была вынуждена нести расходы, связанные с приобретением указанного лекарственного средства. Так, 11.08.2018г. и 18.08.2018г. ФИО1 приобрела 2 упаковки лекарственного препарата «Кетостерил» на общую сумму 5412 рублей. ГБУЗ РБ «Миякинская ЦРБ» находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, которым также осуществляются функции и полномочия его учредителя от имени Республики Башкортостан. Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению исполнения требований законодательства об охране здоровья граждан являются обязанностью не только медицинских учреждений, но и органа государственной власти, обеспечивающего финансирование учреждения. Таким образом, обеспечение лекарственным препаратом ФИО1 возложено на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан. Бездействие Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, ГБУЗ РБ «Миякинская ЦРБ» противоречит действующему законодательству, влечет существенное нарушение прав ФИО1 на бесплатную медицинскую помощь. Просит:

признать действие Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан «Миякинская центральная районная больница» при формировании заявки для обеспечения ФИО1 необходимыми лекарственными препаратами незаконным;

обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом – «Кетостерил» в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, до отсутствия показаний к применению препарата;

взыскать с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в пользу ФИО1 расходы на самостоятельное приобретение лекарственных препаратов в размере 5412 рублей 00 копеек.

Определением суда привлечены к участию в качестве соответчиков Фонд обязательного медицинского страхования и Министерство финансов Республики Башкортостан, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования – ФИО1

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> РБ Загидуллин И.Р. доводы и требования, изложенные в уточненном иске, поддержал, просил удовлетворить. Пояснил, что прокуратурой <адрес> на основании обращения ФИО1 в ГБУЗ РБ «Миякинская ЦРБ» проведена проверка соблюдения требований законодательства о здравоохранении, в части обеспечения лекарственными препаратами. Установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвали<адрес> группы и состоит на учете в ГБУЗ РБ «Миякинская ЦРБ» с диагнозом «<данные изъяты> в связи, с чем ей рекомендован прием лекарственного препарата кетоаналоги аминокислот. Установлено, что согласно имеющимся рекомендациях больной ФИО1 подлежат предоставлению 37 упаковок препарата кетоаналоги аминокислот на 2018 год. Между тем, ГБУЗ РБ «Миякинская ЦРБ» в Министерство здравоохранения Республики Башкортостан в 2017 году направлена сводная потребность в лекарственных препаратах на 2018 год для обеспечения граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, в которой указано дезинтоксикационные препараты «Кетоаналоги аминокислот» в количестве 7 упаковок. Считает, что доводы представителя ответчика об установлении ограничении Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №298-ФЗ «О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов» при обеспечении льготных категорий граждан лекарственными препаратами не соответствуют требованиям законодательства. Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с частью 5 статьи 6.3 Закона № 178-ФЗ установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от ДД.ММ.ГГГГ N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан" (далее - Порядок). При этом процедура получения инвалидами лекарственных препаратов, установленная пунктами 2.1 - 2.8 Порядка, не содержит условия о том, что количество выдаваемых препаратов рассчитывается исходя из указанного выше норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами. Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и, по смыслу пункта 2.7 Порядка, должно осуществляться бесперебойно. Право ФИО1 на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения её лекарственными препаратами не поставлено законом в зависимость от указанного выше норматива и не ограничено размером субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета. Обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с фармацевтическими организациями. В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранении Республики Башкортостан, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГг. N 310 в целях реализации задач в сфере охраны здоровья Министерство осуществляет полномочия, переданные Российской Федерацией Республике Башкортостан, в том числе осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов. Установлено, что ГБУЗ РБ «Миякинская ЦРБ» 25.01.2018г. и 09.08.2018г. направлены письма в адрес Министерства здравоохранения Республики Башкортостан о выделении дополнительно лекарственных препаратов для ФИО1 В первом письме от 25.01.2018г. указано, что на 1 квартал 2018 года необходимо 4 упаковки лекарственного препарата кетоаналоги аминокислот, таблетки , во втором письме от 09.08.2018г. указано о необходимости 20 упаковок указанного препарата на 2018 год. Между тем ответчиком Министерством здравоохранения Республики Башкортостан меры по обеспечению лекарственными препаратами ФИО1 не приняты. Таким образом, Министерством здравоохранения Республики Башкортостан допущено нарушение права ФИО1 на своевременное получение бесплатно лекарственного препарата, поскольку препарат в аптечном учреждении отсутствовал по причине неисполнения заявки лечебного учреждения, так как закупка указанного препарата не была произведена. При таких обстоятельствах исковые требования считает подлежащими удовлетворению.

На судебное заседание представитель ответчика ГБУЗ РБ «Миякинская ЦРБ» Расаев З.З. не явился, надлежащим образом извещен. Ранее в судебном заседании исковые требования не признал, обратился с отзывом на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Пояснил, что ФИО1 обеспечивалась теми лекарственными средствами, которые ей были положены по состоянию здоровья в соответствии с утвержденным Министерством здравоохранения РБ, для инвалидов министерством здравоохранения и социального развития РФ Перечнем наименований лекарственных средств для определения потребности в обеспечении больных лекарственными средствами. В выписке рецептов на льготные лекарственные средства ей никто не отказывал. Доказательств, подтверждающих факты отказа лечебного учреждения в выписке рецептов на рекомендованные лекарственные средства ФИО1 прокуратура суду не представила, как не представила доказательств, свидетельствующих о том, что лекарственные средства ей не отпускались. Из материалов дела, приложенных к исковому заявлению видно, что несмотря на то, что силу ст. 1 Федерального Закона N 298-ФЗ от 28.11.2009г. "О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов" на 2010 г. был установлен норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную помощь в виде услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, ФИО1 за 2018 г. были получены льготные лекарства на сумму, превышающую установленный лимит. При этом после того, как ГБУЗ РБ «Миякинская ЦРБ» в пределах лимита направил заявку на обеспечение ФИО1 лекарственными средствами, дополнительно неоднократно, ответчик направлял обращение в Министерство здравоохранения РБ просьбой обеспечить ФИО1 лекарственными средствами сверх лимита. ФИО1 лечащим врачом выписан рецепт на получение бесплатного лекарства, в августе ФИО1 лекарства выданы не были и поставлены на отсроченное обслуживание. Как в день обращения, так и через 10 дней аптечный пункт лекарство ей не выдал. В связи с чем, ФИО1 приобрела указанные лекарственные препараты за собственные денежные средства, потратив 5412 руб. Предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами определено разделом II данного Порядка, согласно п. 2.7 которого в случае временного отсутствия лекарственных средств, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту. При этом ст. 4.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определено, что с ДД.ММ.ГГГГ органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы для осуществления следующие полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг: организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов; организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам. Таким образом, обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с фармацевтическими организациями. При этом субвенции на обеспечение лекарственными средствами в форме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета перечисляются в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, который перечисляет указанные субвенции в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Далее субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации. В этой связи, поскольку обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ с фармацевтическими организациями, то надлежащим ответчиком по делам о компенсации расходов, произведенных гражданами в связи с приобретением необходимых для лечения инвалидов лекарственных средств, указанных в рецепте, выписанном врачом (фельдшером) на бесплатной основе, в случае отсутствия этих лекарственных средств в аптеках, являются соответствующие уполномоченные фармацевтические организации, выигравшие конкурс на заключение этих контрактов в каждом конкретном субъекте РФ, либо иным способом уполномоченные субъектом Российской Федерации на реализацию этих лекарственных средств. Таким образом, обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с фармацевтическими организациями. Действующим законодательством не предусмотрено самостоятельное приобретение льготных лекарств государственным учреждением здравоохранения, так как денежные средства на приобретение лекарственных средств для льготной категории граждан им не выделяются. С учетом того, что надлежащим ответчиком по делам о компенсации расходов, произведенных гражданами в связи с приобретением необходимых для лечения инвалидов лекарственных средств, указанных в рецепте, выписанном врачом (фельдшером) на бесплатной основе, в случае отсутствия этих лекарственных средств в аптеках, являются соответствующие уполномоченные фармацевтические организации, выигравшие конкурс на заключение этих контрактов, то оснований требовать возмещении расходов по приобретению лекарственных средств с ГБУЗ РБ «Миякинская ЦРБ» не имеется. Такие требования могут быть предъявлены к фармацевтической организации, с которой Министерство здравоохранения РБ заключил государственный контракт на поставку лекарственных средств.

На судебное заседание представители ответчика Министерства здравоохранения РБ не явились, надлежащим образом извещены.

На судебное заседание представители ответчика территориального Фонда обязательного медицинского страхования РБ не явились, надлежащим образом извещены, направили отзыв на исковое заявление, в котором просили в удовлетворении исковых требований отказать. Просили учесть, что в соответствии с Федеральным законом № 326-ФЗ от 29.11.2010г. "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" финансовые средства обязательного медицинского страхования имеют целевое назначение и предназначены для финансирования медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями по обязательному медицинскому страхованию. Оплата происходит только за уже оказанную медицинскую помощь по конкретному страховому случаю, в объемах и в установленном законодательством порядке. Обеспечение льготных категорий граждан лекарственными препаратами при амбулаторном лечении не относится к ведению ТФОМС РБ. Кроме того, компенсация из средств обязательного медицинского страхования денежных средств, затраченных пациентами на приобретение лекарственных препаратов, не предусмотрена действующим законодательством.

На судебное заседание представители ответчика Министерства финансов Республики Башкортостан не явились, надлежащим образом извещены, направили отзыв на исковое заявление, в котором просили в удовлетворении исковых требований отказать. Сообщили, что согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве финансов Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2012г. (далее - Положение о Минфине РБ), Министерство финансов Республики Башкортостан (далее - Министерство) является республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики на территории Республики Башкортостан, координирующим деятельность в этой сфере иных республиканских органов исполнительной власти и осуществляющим свою деятельность под непосредственным руководством и контролем Главы Республики Башкортостан. Как следует из Положения о Минфине РБ, Министерство не наделено полномочиями по обеспечению граждан лекарственными средствами, в связи с чем, Министерство не является надлежащим ответчиком по данному делу. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом № 184-ФЗ, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья закреплены в Федеральном законе от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ). Нормы Федерального закона № 323-ФЗ, определяющие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации непосредственно закреплены в подпунктах 10 и 18 пункта 4.2 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09.07.2014г. (далее - Положение о Минздраве РБ). Согласно пункту 1.1 Положения о Минздраве РБ, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан (далее - Минздрав РБ) является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан. При этом, исходя из Положения о Минздраве РБ, следует, что непосредственное обеспечение граждан лекарственными препаратами в компетенцию Минздрава РБ не входит. Порядок организации предоставления мер социальной поддержки за счет средств бюджета Республики Башкортостан отдельным группам и категориям граждан в части обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по рецептам врачей при оказании амбулаторно-поликлинической помощи утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19.04.2017г. (далее - Порядок). Пунктом 4 Порядка определен состав участников обеспечения граждан лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения. К числу таковых относятся Минздрав РБ, государственное казенное учреждение Управление материально-технического обеспечения Минздрава РБ, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан "Медицинский информационно-аналитический центр", медицинские организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь (далее - медицинские организации), аптечные (фармацевтические) организации - исполнители услуги по обеспечению граждан лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения (далее - аптечная организация), организации оптовой торговли лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения - поставщики таких препаратов и изделий. Как следует из вышеприведенных норм действующего законодательства Российской Федерации, регулирующих вопросы обеспечения граждан лекарственными препаратами, Министерство не относится к участникам обеспечения граждан лекарственными препаратами, не участвует в организации работы по обеспечению граждан лекарственными препаратами. Данное обстоятельство подтверждается и судебной практикой (апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 15.12.2015г. , от 31.10.2017г. ). Порядок взаимодействия участников обеспечения лекарственными средствами утвержден приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 08.02.2012г. -Д (далее - приказ от 08.02.2012г. -Д). Приказом от 08.02.2012г. -Д определен порядок формирования Сводной потребности в лекарственных препаратах, на основании которой формируется размещение заказов по поставку лекарственных средств и обеспечение лекарственными препаратами лиц, имеющих на это право. Согласно пункта 2.9 приказа от 08.02.2012г. -Д по результатам потребности в лекарственных препаратах всеми медицинскими учреждениями, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, с учетом остатков лекарственных средств в пунктах отпуска лекарственных препаратов гражданам и на складе фармацевтической организации, оказывающей услугу хранения лекарственных средств, Минздрав РБ формирует Сводную потребность в лекарственных препаратах. Сводную потребность в лекарственных препаратах, техническое задание и проект государственного контракта передается в государственное казенное учреждение «Управление материально-технического обеспечения» для подготовки и размещения государственного заказа. Между тем, в действиях Минздрава РБ на предмет выполнения им своих обязанностей по обеспечению лекарственными препаратами, не установлено наличие с его стороны незаконного бездействия либо вины конкретного должностного лица. Исковые требования о взыскании расходов, понесенных в связи с приобретением лекарственных препаратов, истец основывает на положениях статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Кроме того, из иска следует, что прокуратурой <адрес> проводилась проверка в ГБУЗ РБ «Миякинская ЦРБ». Вместе с тем, Министерство полагает подлежащими отклонению доводы прокурора <адрес> о незаконном бездействии Минздрава РБ и ГБУЗ РБ «Миякинская ЦРБ» и о наличии оснований для взыскания убытков на основании статьи 1069 ГК РФ. Положения статьи 1069 ГК РФ не могут быть применены в отношении ГБУЗ РБ «Миякинская ЦРБ». В отношении Минздрава РБ проверка не проводилась, не предоставлены доказательства, подтверждающие бездействие Минздрава РБ и его должностных лиц, а также причинно-следственную связь между указанным бездействием и убытками, понесенными истцом. В соответствии со статьей 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лице или гражданина. В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявляемым к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета. Согласно приложению к Закону Республики Башкортостан от 30.11.2017г. -з «О бюджете Республики Башкортостан на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» Министерство здравоохранения Республики Башкортостан входит в ведомственную структуру расходов бюджета Республики Башкортостан и является главным распорядителем средств бюджета Республики Башкортостан. Кроме того, пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015г. «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» установлено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков. Таким образом, при предъявлении требований о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, факт возникновения убытков, факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков и размер подлежащих возмещению убытков. Между тем, взыскание с Министерства финансов Республики Башкортостан заявленных убытков является необоснованным в связи с отсутствием противоправности действий Министерства, причинно-следственной связи между действиями Министерства и возникшими убытками. Учитывая изложенное, Министерство просит в удовлетворении требований прокурора <адрес> в интересах ФИО1, заявленных к Министерству финансов Республики Башкортостан отказать.

На судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования – ФИО1 не явилась, надлежащим образом извещена. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Пояснила, что обратилась ГБУЗ РБ «Миякинская ЦРБ» за предоставлением лекарственного препарата «Кеторстерил», также указала в последующем об увеличение дозировки, ей было отказано ввиду его отсутствия. Поскольку ей аналог препарата или госпитализация в стационар не были предложены, она была вынуждена приобрести лекарственное средство за свой счет. Обращается в поликлинику каждый месяц.

В силу ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно положениям части 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой ДД.ММ.ГГГГ Генеральной Ассамблеей ООН, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

В силу статьи 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГг. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ).

В силу статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе сахарный диабет (7.Е10-Е.14).

К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 178-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1403 (далее - Федеральная программа).

Федеральной программой, в частности установлены перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе III Федеральной программы указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно, в том числе при болезни эндокринной системы.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - Перечень N 890).

Так, в разделах Перечня N 890 «Категории заболеваний» названы <данные изъяты> в соответствующей им графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» указано – «все лекарственные средства».

Пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 323-ФЗ предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденным Постановление Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 310 в целях реализации задач в сфере здравоохранения Министерство осуществляет полномочия, переданные Российской Федерацией Республике Башкортостан, в том числе осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов.

Согласно п.п. 2.13 и 2.14 Приказа Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГг. N 2862-Д «Об утверждении Порядка взаимодействия участников обеспечения необходимыми лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг» лечебно-профилактические учреждения (далее – ЛПУ) при изменении потребности после сроков, установленных п. п. 2.8 и 2.10 настоящего Порядка, имеет право обращения в Министерство здравоохранения Республики Башкортостан с указанием: причин изменения потребности в лекарственном препарате с приложением подтверждающих документов; принятых мер по оказанию гражданину лекарственной или другой медицинской помощи (в том числе за счет других источников финансирования); расчетов изменения потребности в лекарственном препарате в количестве упаковок и в сумме по расчетным ценам для изменения лимита финансирования следующего периода; информации о включении указанных лекарственных препаратов в "Сводную потребность в лекарственных препаратах по ЛПУ" в следующем периоде (квартале). Руководитель ЛПУ после 20 дней с даты обращения в Министерства здравоохранения Республики Башкортостан при невозможности перераспределения необходимого лекарственного препарат, не включенного в заявленную "Сводную потребность в лекарственных препаратах по ЛПУ" или необходимого сверх заявленной в установленные сроки "Сводной потребности в лекарственных препаратах по ЛПУ" в прикрепленный к лечебному учреждению пункт отпуска аптечной организации, незамедлительно решает вопрос оказания медицинской помощи гражданину путем: замены лекарственного препарата, определив для амбулаторного лечения лекарственный препарат, включенный в "Сводную потребность в лекарственных препаратах по ЛПУ"; обеспечения лекарственным препаратом при оказании амбулаторно-поликлинической помощи за счет других источников финансирования; направлением больного на госпитализацию в стационарные медицинские учреждения, дневные стационары всех типов для оказания бесплатной медицинской помощи, предоставляемой в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в <адрес> бесплатной медицинской помощи, ежегодно утверждаемой постановлением Правительства Республики Башкортостан.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвали<адрес> группы и состоит на учете в ГБУЗ РБ «Миякинская ЦРБ» с диагнозом <данные изъяты> в связи с чем рекомендован прием лекарственного препарата кетоаналоги аминокислот.

Кроме того, в период с 25.07.2018г. по 06.07.2018г. ФИО1 находилась на стационарном лечении в отделении нефрологии ГБУЗ РБ КБ <адрес> и согласно выписному эпикризу ей рекомендовано лечение лекарственным препаратом «Кетостерил» по 1 таб. на 5 кг. веса в три приема.

Из рецептурного паспорта амбулаторного больного усматривается, что федеральные льготные рецепты на препарат «Кетоаналоги аминокислот» выписывались ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из письма главного врача ГБУЗ РБ «Миякинская ЦРБ» ФИО6 в адрес Министра здравоохранения Республики Башкортостан ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ потребность в препарате кетоаналоги аминокислот для ФИО1 и ФИО8 на 1 квартал 2018 года составляет 4 упаковки, всего заявлено 55 упаковок на 2018 год.

Согласно письма главного врача ГБУЗ РБ «Миякинская ЦРБ» ФИО6 в адрес Министра здравоохранения Республики Башкортостан ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ потребность в препарате кетоаналоги аминокислот для ФИО1 на 2018 год составляет 20 упаковок.

Из ответа главного врача ГБУЗ РБ «Миякинская ЦРБ» ФИО6 на запрос от ДД.ММ.ГГГГд-2018/3442 следует, что на 2018 год согласно имеющимся рекомендациям ФИО1 подлежит предоставлению 37 упаковок препарата «Кетоаналоги аминокислот». При составлении сводной потребности по федеральной льготе на 2018 год было заявлено 7 упаковок препарата «Кетоаналоги аминокислот», по причине лимита финансирования, согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были сделаны запросы в Министерство здравоохранения Республики Башкортостан в общей сложности на 24 упаковки.

В судебном заседании свидетель ФИО9 пояснил, что является заведующим кабинета медицинской профилактики ГБУЗ РБ «Миякинская ЦРБ». Раз в квартал направляется заявка в Министерство здравоохранения Республики Башкортостан. Заявка была сформирована и направлена на препарат «Кетоаналоги аминокислот», в том числе и для ФИО1 Если дозировка изменяется, то они дополнительно направляют заявку, но обратной связи нет.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.

Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно положениям ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет субъекта Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Материалам дела подтверждаются расходы ФИО1 понесенные в связи с приобретением лекарственных средств в сумме 5 412 рублей 00 копеек. Так, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ею приобретен препарат «Кетостерил» на общую сумму 5 412 рублей 00 копеек, что подтверждено кассовым и товарным чеком.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ГБУЗ РБ «Миякинская ЦРБ» и Министерством здравоохранения Республики Башкортостан допущено нарушение права ФИО1 на своевременное получение бесплатно лекарственного препарата «Кетоаналоги аминокислот», поскольку препарат в аптечном учреждении отсутствовал по причине неполноты заявки, также неисполнения направленной заявки лечебного учреждения. При таких обстоятельствах, с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в пользу ФИО1 подлежит взысканию расходы на приобретением указанного препарата в сумме 5412 рублей 00 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск и.о. прокурора <адрес> РБ Магадиевой Н.Б. в интересах ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Миякинская центральная районная больница, Фонду обязательного медицинского страхования, Министерству финансов Республики Башкортостан о возложении обязанности по бесперебойному обеспечению лекарственными средствами и взыскании материального убытка – удовлетворить частично.

Признать действие Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан «Миякинская центральная районная больница» при формировании заявки для обеспечения ФИО1 необходимыми лекарственными препаратами незаконным.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом – «Кетостерил» в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, до отсутствия показаний к применению препарата.

Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в пользу ФИО1 расходы на самостоятельное приобретение лекарственных препаратов в размере 5412 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Стерлибашевский межрайонный суд Республики Башкортостан.

Судья: п/п Галлямова Л.Ф.

КОПИЯ ВЕРНА

Судья: Галлямова Л.Ф.