Р Е Ш Е Н И Е
г.Тольятти «23» июня 2016 г.
Судья Ставропольского районного суда Самарской области ДЕМИДОВА Т.Н.,
с участием представителя ООО «СамараНИПИнефть» ТЕДЕЕВОЙ Б.Г. (по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
при секретаре ДЗАНАЕВОЙ З.В.,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Самарский научно-исследовательский и проектный институт нефтедобычи» на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области Шулындина В.Н. за № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ООО «СамараНИПИнефть»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области Шулындина В.Н. за № от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - ООО «СамараНИПИнефть» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ за несоблюдение законодательства о труде.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО «СамараНИПИнефть» обратилось с жалобой в Октябрьский районный суд г.Самары.
Определением Октябрьского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ указанная жалоба направлена для рассмотрения по территориальной подведомственности в Ставропольский районный суд Самарской области.
В жалобе ООО «СамараНИПИнефть» просит отменить постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области Шулындина В.Н. за № от ДД.ММ.ГГГГ в части признания незаконными действий ООО «СамараНИПИнефть» по организации и оплате предварительных медицинских осмотров и снизить административный штраф до минимального размера, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, мотивируя свои требования, тем, что предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр, выданного лицу, поступающему на работу, работодателем. Поэтому обязательный предварительный медицинский осмотр подлежит оплате работодателем в случае представления направления на медосмотр соискателю. На момент направления работников Общества Лариной В.И., Спиридонова П.Ю. на предварительный медицинский осмотр, с ними не был заключен трудовой договор, следовательно, они являлись соискателями. Трудовой договор может быть заключен при наличии положительного заключения медучреждения, т.е. при отсутствии противопоказаний для выполнения определённой работы. Таким образом, если соискатель, впоследствии ставший работником, оплатил стоимость медицинского осмотра, работодатель обязан компенсировать его расходы на прохождение медосмотра, что Обществом было сделано, поэтому просят отменить постановление в этой части.
Представитель ООО «СамараНИПИнефть» в судебном заседании жалобу поддержала в полном объеме. Просит постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области Шулындина В.Н. за № от ДД.ММ.ГГГГ в части признания незаконными действий ООО «СамараНИПИнефть» по организации и оплате предварительных медицинских осмотров отменить как незаконное, и снизить административный штраф до минимального размера, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Заинтересованное лицо: представитель Государственной инспекции труда в Самарской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства были уведомлены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть жалобу ООО «СамараНИПИнефть» в отсутствие заинтересованного лица – представителя Государственной инспекции труда в Самарской области.
Ознакомившись с доводами жалобы, выслушав представителя ООО «СамараНИПИнефть», изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как установлено судом, Государственной инспекцией труда в Самарской области была проведена выездная проверка общества с ограниченной ответственностью «Самарский научно-исследовательский и проектный институт нефтедобычи» по вопросам обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по результатам проведения которой ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда Шулындиным В.Н. вынесено постановление № о назначении административного наказания, согласно которому выявлены следующие нарушения:
Нарушения, указанные в пунктах 1, 2, 3, 5, 6 постановления государственного инспектора труда № от ДД.ММ.ГГГГ, представитель ООО «СамараНИПИнефть» признает и в содеянном раскаивается, в связи с чем суд, исследовав обстоятельства административного правонарушения в этой части и не найдя существенных нарушений действующего законодательства Российской Федерации, считает постановление государственного инспектора труда подлежащим оставлению без изменения, а вину ООО «СамараНИПИнефть» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, доказанной.
В части признания незаконными действий ООО «СамараНИПИнефть» по организации и оплате предварительных медицинских осмотров постановление государственного инспектора труда № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.214 ТК РФ работник должен проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
Обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя (абз.12 ч.2 ст.212 ТК РФ, п.6 разд.I Приложения N 3 к Приказу N 302н).
Предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр, выданного лицу, поступающему на работу, работодателем (п.7 разд.II Приложения N 3 к Приказу N 302н).
Таким образом, обязательный предварительный медицинский осмотр подлежит оплате работодателем в случае соблюдения порядка его проведения, установленного Приложением N 3 к Приказу N 302н, в том числе представления направления на медосмотр соискателю.
Согласно ст.56 ТК РФ, работодатель и работник являются сторонами трудового договора.
Работник - это субъект трудового права, физическое лицо, работающее по трудовому договору у работодателя и получающее за это заработную плату.
На момент направления работников ООО «СамараНИПИнефть» Лариной В.И., Спиридонова П.Ю. на предварительный медицинский осмотр, с ними не был заключен трудовой договор, следовательно, они являлись соискателями. Трудовой договор может быть заключен при наличии положительного заключения медучреждения, т.е. при отсутствии противопоказаний для выполнения определённой работы.
Таким образом, если соискатель, впоследствии ставший работником, оплатил стоимость медицинского осмотра, работодатель обязан компенсировать его расходы на прохождение медосмотра. Изложенная позиция подтверждается решениями судов, в частности, в постановлении ФАС ЗСО от ДД.ММ.ГГГГ по делу №; в Апелляционном делении Мурманского областного суда от 05.06.2013 N 33-1940-2013 отмечено, что если работник оплатил прохождение медицинского осмотра за счет собственных денежных средств, то в силу ст. 213 ТК РФ работодатель обязан возместить ему эту сумму.
При этом в Решении Самарского областного суда № от ДД.ММ.ГГГГ указывается о компенсации Работодателем расходов за самостоятельно пройденный предварительный медицинский осмотр работнику только при наличии полного пакета необходимых документов.
Из анализа судебной практики следует, что законодатель предусматривает возможность самостоятельной оплаты работником (соискателем) предварительного медицинского осмотра с обязательной компенсацией работодателем денежных средств при предоставлении работником пакета необходимых документов (в т.ч. платежных документов).
В судебном заседании установлено, что ООО «СамараНИПИнефть» полностью возместило расходы на предварительный медосмотр сотрудников (при поступлении на работу) на основании предоставленных ими платежных документов. Данный факт нашел свое отражение в постановлении государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Действующим законодательством Российской Федерации не установлен срок, в течение которого работодатель обязан компенсировать работнику стоимость прохождения обязательного медицинского осмотра при поступлении на работу.
Пункт 2.3 Методологических основ проведения предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда (утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития России 14 декабря. 2005 года), рекомендует работодателям для проведения медицинских осмотров заключать договоры с медицинской организацией, имеющей лицензию на срок не менее трех лет. Однако санкций за неисполнение данной рекомендации не установлено. Поэтому, если такой договор не заключен, работника можно направить в любое медицинское учреждение, у которого есть соответствующая лицензия.
Таким образом, ООО «СамараНИПИнефть», направляя работников на предварительный медицинский осмотр, действовало строго в рамках трудового законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области Шулындина В.Н. за № от ДД.ММ.ГГГГ в части признания незаконными действий ООО «СамараНИПИнефть» по организации и оплате предварительных медицинских осмотров, указанных в п.4 обжалуемого постановления, подлежит изменению.
Согласно ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В связи с тем обстоятельством, что ООО «СамараНИПИнефть» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, однако постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области Шулындина В.Н. № от ДД.ММ.ГГГГ в части признания незаконными действий ООО «СамараНИПИнефть» по организации и оплате предварительных медицинских осмотров подлежит изменению путем исключения из обжалуемого постановления п.4, суд полагает необходимым снизить административное наказание в виде административного штрафа до минимального, установленного санкцией ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.3, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области Шулындина В.Н. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ООО «СамараНИПИнефть» изменить, исключив из данного постановления указание на нарушение, изложенное в п.4, и снизив назначенное наказание до 50000 рублей, удовлетворив жалобу ООО «СамараНИПИнефть».
Считать ООО «СамараНИПИнефть» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб. (пятьдесят тысяч рублей).
Настоящее решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения через Ставропольский районный суд Самарской области.
Судья