НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ставропольского районного суда (Самарская область) от 17.10.2018 № 2А-2335/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 октября 2018 года г. Тольятти

Ставропольский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Болоховой О.В., при секретаре Нагиевой К.Р. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2335/2018 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России №19 по Самарской области, обратилась с административным исковым заявлением о взыскании недоимки и пени.Просит взыскать с административного ответчика – ФИО1 недоимку по налогам и пени по требованию от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 76657,90 руб., в том числе: по налогу на имущество за 2016 налоговый период- 76657,90 руб. Заявленные требования мотивированы тем, что ФИО1 является налогоплательщиком по налогу на имущество физических лиц в связи с наличием объектов налогообложения. В установленные законом сроки налоговый орган направил ответчику налоговое уведомление, однако в установленный срок, должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи с чем налоговым органом начислены пени. Позднее в адрес ответчика были направлены требования об уплате налога, которые оставлены ответчиком также без исполнения. Представитель административного истца ФИО2 действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании полностью поддержала требования. Административный ответчик - ФИО1 исковые требования не признал, ссылаясь на то, что сведения о кадастровой стоимости носят справочный характер, не согласен с размером кадастровой стоимости. Также не согласен со ставкой налога 1,2 %. Суд, исследовав письменные материалы административного дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В случае просрочки налогоплательщиком исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, за каждый календарный день просрочки начисляется пени (п. 3 ст. 75 НК РФ). К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков - физических лиц, транспортный налог (гл. 28 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ). Сведения о наличии у налогоплательщиков - физических лиц объектов налогообложения по указанным налогам предоставляется в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (п. 4 ст. 85 НК РФ). В силу п. 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков - физических лиц возложена на налоговый орган. В связи с чем налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В случае, указанном в абз. 2 данного пункта, при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной п. 2.1 ст. 23 НК РФ, исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность. Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ, п. 4 ст. 52 НК РФ). Датой получения налогоплательщиком налогового уведомления в электронном виде является дата, указанная в подтверждении о получении налогоплательщиком налогового уведомления с использованием Интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» (п. 4 ст. 31 НК РФ, Приказ ФНС РФ № ММВ-7-11/324@ от 23.05.2011г. «Об утверждении форматов и порядка направления налогоплательщику налогового уведомления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи"). Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.п. 1, 2 ст. 69 НК РФ). Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ, п. 6 ст. 69 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, а также пени, начисленной за каждый календарный день просрочки. В соответствии со ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Пунктом 2 статьи 44 НК РФ установлено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Согласно ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Расчет налога осуществляется налоговыми органами на основании ставок налога, налоговой базы, сведений о принадлежности объекта налогообложения и иных сведений, полученных налоговыми органами, а также представленной заинтересованными лицами информации о налоговых льготах. В соответствии со ст. 400 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (статья 401 НК РФ). Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (статья 406 НК РФ). Ставка применяется в соответствии с Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 12.11.2014 № 510 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа Тольятти». (Решение Думы городского округа Тольятти Самарской области от 21.10.2009г. №156 «О налоге на имущество физических лии» утратило силу). Согласно ст. 1 Решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 12.11.2014 № 510 ставки налога определяются в зависимости от кадастровой стоимости объектов налогообложения в следующих размерах: - Жилые дома, жилые помещения, объекты незавершенного строительства, в случае если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом, единые недвижимые комплексы, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), гаражи и машино-места, хозяйственные строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства- ставка налога составляет 0,3 %. -Объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, объекты налогообложения, предусмотренные абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации: в 2-15 году ставка налога – 0,9%; в 2016 году – ставка налога – 1,2 %; в 2017 году – 1,5%; в 2018 году – ставка налога – 1,8%; в 2019 году и последующие годы – 2%. -Объекты налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей - ставка налога 2%. -Прочие объекты- ставка налога 0,5%. -Объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации; объекты налогообложения, предусмотренные абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации: - в 2016 году - 1,2 процента. Согласно подп.1-2 п.1 ст. 378.2 НК РФ объектами налогообложения признаются административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. В Самарской области перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения в 2016 году и которые подлежат включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налоговою кодекса Российской Федерации, определяется Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 N 3033 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год". Установлено, что данный объект налогообложения включен в вышеуказанный Перечень в соответствии с Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 N 3033, в связи, с чем при расчете суммы налога по данному объекту применена ставка 1,2 %. В Письме Минфина России от 11.01.2017 N 03-05-06-01/343 указано, что пунктом 8 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен временный порядок исчисления налога на имущество физических лиц, установленный в целях недопущения резкого роста налоговой нагрузки. В связи, с чем п.8 ст.408 НК РФ сумма налога за первые 4 налоговых периода начала применения порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости исчисляется, по специальной формуле с применением понижающих коэффициентов. Согласно п.8 ст.408 НК РФ сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения по формуле: Н = (HI - Н2) х К + Н. Н1- налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости Н2-налог на имущество физических лиц за 2014 год исходя из инвентаризационной стоимости объекта недвижимости К- понижающий коэффициент. Как следует из материалов дела налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление: от ДД.ММ.ГГГГ, в котором налог на имущество рассчитан за 2016 налоговый период за: - иное строение, помещение и сооружение с кадастровым номером расположенное по адресу: <адрес>, в размере 106 298,00руб. (расчет налога по формуле в соответствии со ст. 408 НК РФ: 3 655 221,00руб (налоговая база) 1,2% (налоговая ставка); - квартира, расположенная по адресу: <адрес> размере 959,00руб. Однако данная сумма не подлежит уплате, поскольку в отношении указанного объекта применена льгота. Согласно п. 8 ст. 408 НК РФ вышеуказанная формула не применяется при исчислении налога в отношении объектов налогообложения, указанных в пункте 3 статьи 402 Налогового Кодекса (т.е. объекты налогообложения указанные в подп.1-2 п.1 ст. 378.2 НК РФ). Таким образом, на основании п. 8 ст.408 вышеуказанная формула при исчислении налога в отношении данного объекта не применяется. Сумма налога по данному объекту исчисляется по формуле (Н=КС*Д*СтН): 8858200,00руб (налоговая база)*1,2% (налоговая ставка)= 106 298,00руб. -КС- кадастровая стоимость объекта недвижимости (налоговая база) -Д-размер доли в праве собственности -СтН- ставка налога в размере 1,2% определена п. 1 Решения Думы г.о. Тольятти от 12.11.2014 № 510 № 510 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа Тольятти». Сумма налога на имущество за 2016 налоговый период со сроком уплаты 01.12.2017г. составляет 106298 руб. В соответствии со ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признаете письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. В нарушении ст. 45 НК РФ, ФИО1 не исполнил установленную законом обязанность, в связи с чем, в его адрес было требование об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ Налогоплательщиком данное требование оставлено без исполнения. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. 15.06.2018 года определением мирового судьи судебного участка № 157 Ставропольского судебного района Самарской области судебный приказ по заявлению должника, вынесенный в отношении ФИО1 отменен. Обращение в суд с настоящим административным иском последовало в пределах шести месяцев, что позволяет суду сделать вывод, что в рассмотренном деле сроки обращения в суд соблюдены. Доводы административного ответчика о том, что кадастровая стоимость завышена, цена, по которой было приобретено здание, ниже чем его кадастровая оценка, исходя из которой сделан расчет налога, суд отклоняет, так как на основании п. 1 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, при этом предметом настоящего спора правильность кадастровой стоимости не является. Расчет недоимки по налогу произведен верно. При несогласии с результатами определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, они могут быть обжалованы ФИО1 в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года. (п.4 ст. 85 НК РФ). Довод о том, что сведения о кадастровой стоимости носят справочный характер – суд отклоняет. Как следует из кадастровой справки, справочный характер носят сведения о датах внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости, а не сведения о кадастровой стоимости объекта. С учетом изложенного, исковые требования о взыскании с ответчика налога на имущество подлежат удовлетворению. В связи с тем, что истец на основании п.п.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины, последняя, в размере 2499,71 руб. подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес> пользу Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области недоимку по налогу на имущество за 2016 год в сумме 76657 руб. 90 коп. Взыскать с ФИО1 в доход государства государственную пошлину в размере 2 499,71 рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ставропольский районный суд.

Судья О.В. Болохова