НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ставропольского районного суда (Самарская область) от 16.12.2021 № 2-2647/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 декабря 2021 года г. Тольятти

Ставропольский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи – Безденежного Д.В.

с участием:

представителя истца по доверенности Пантелеева В.О.

представителя ответчика по доверенности Набатова О.А.

при секретаре судебного заседания Дзанаевой З.В.

рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2647/2021 по иску Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области к Шабусову Алексею Геннадьевичу о взыскании материального ущерба причиненного преступлением,

УСТАНОВИЛ:

Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области к Шабусову Алексею Геннадьевичу о взыскании материального ущерба причиненного преступлением, с учетом уточненных требований просят: взыскать с Шабусова Алексея Геннадьевича денежные средства в размере 478042 рублей 89 копеек в счет возмещения ущерба, причиненного преступлением, а также процентов за неправомерное удержание денежных средств и уклонения от их возврата в размере 214525 рублей 90 копеек.

Заявленные требования мотивированы тем, что Приговором Центрального районного суда города Тольятти от 13.05.2021 года по уголовному делу № 1-480/2020 установлена вина Шабусова А.Г. в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации Также Приговором суда установлено, что данным преступлением областному бюджету причинен ущерб в размере 478 042 рублей 89 копеек.

В ходе судебного следствия министерством труда, занятости и миграционной политики Самарской области к Ответчику предъявлен гражданский иск о возмещении ущерба, причиненного преступлением, в вышеуказанном размере.

Постановлением суда уголовное преследование Ответчика прекращено в связи с истечением срока давности уголовного преследования.

В судебном заседании представитель истца Пантелеев В.О. заявленные исковые требования поддержал по изложенным выше основаниям, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Шабусова А.Г. – Набатов О.А. с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что с учетом системного толкования норм ГПК РФ, в частности ст. 39 ГПК РФ, где не предвещен размер причиненного вреда и сам приговор в конституционно правовом толковании ст. 61 ГПК РФ не подразумевает приюдицию в части требования. Размер требования должен доказываться в форме выполнения каждой стороны ст. 66 ГПК РФ, то есть сторона должна доказать причиненный вред. Вред определяется по правилам ст. 15 ГК РФ. Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области из бюджета по средствам пытаются изъять денежные средства и передать их на свой расчетный счет. От областного бюджета выступают финансовые органы, а не Министерство. Правительство Самарской области и Министерство Самаркой области это разные ведомства, у них разные бюджеты. С суммой ущерба также не согласились, приговор в настоящее время обжалуется в кассационной инстанции. С расчетом неустойки не согласились.

Представитель третьего лица - ООО " Регион" в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил, возражений относительно исковых требований суду не представил.

Представитель третьего лица - Министерство управления финансами Самарской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, предоставили в суд письменный отзыв, согласно которому просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Суд выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, выслушав участников процесса, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с ч.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

По смыслу указанной нормы закона, обязательными условиями возложения гражданско-правовой ответственности на причинителя вреда являются - наличие самого вреда, противоправность поведения лица, причинившего вред, причинная связь между вредом и поведением причинителя вреда, вина последнего.

В соответствии с п.4 ст.61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Из правовой позиции, изложенной в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении» следует, что в силу части 4 статьи61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях деяний лица, в отношении которого вынесен приговор, лишь по вопросам о том, имели ли место эти действия (бездействие) и совершены ли они данным лицом. В решении суда об удовлетворении иска, помимо ссылки на приговор по уголовному делу, следует также приводить имеющиеся в гражданском деле доказательства, обосновывающие размер присужденной суммы.

Таким образом, преюдициальными для гражданского дела являются выводы приговора только по двум вопросам: имели ли место сами действия и совершены ли они данным лицом. Иные факты, содержащиеся в приговоре суда, преюдициального значения не имеют.

Исходя из этого суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения.

Таким образом, размер ущерба от преступления, установленный в приговоре суда, причиненного преступлением вреда, даже если он имеет квалифицирующее значение для конкретного состава преступления, не имеет преюдициального значения - суд, рассматривающий гражданское дело о гражданско-правовых последствиях преступления, устанавливает этот факт на основе доказательств, представленных сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Как усматривается из приговора Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 13.05.2021 г. Шабусов Алексей Геннадьевич признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159.2, ч. 1 ст. 159.2 УК РФ, назначено наказание в виде штрафа в доход государства в размере 50000 рублей. На основании ч. 8 ст. 323 и п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, освобожден от назначенного наказания в связи с истечением срока давности уголовного преследования. Приговор вступил в законную силу 25 мая 2021 года.

Согласно резолютивной части приговора Центрального районного суда от 13.05.2021 года, гражданский иск Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области о взыскании Шабусова А.Г. 478042 рублей 89 копеек подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, признав за гражданским истцом право на удовлетворение гражданского иска в порядке гражданского судопроизводства.

Данным приговором также установлено, что обман, совершенный Шабусовым А.Г., который заключался в создании видимости предоставления рабочих мест с целью получения социальных субсидий (в виде денежного выражения) из областного бюджета, хотя в действительности, представленные социальные выплаты были похищены.

С расчетного счета Министерства Управления Финансами Самарской области на расчетный счет ООО «Регион» учредителем и единственным участником общества являлся Шабусов А.Г. были перечислены денежные средства в общей сумме 478042 рублей 89 копеек, что подтверждается также представленными в материалы дела платежными поручениями: от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ,

В результате мошеннических действий ответчика истцу был причинен материальный ущерб на общую сумму 478042 рублей 89 копеек.

С учетом вышеизложенного, и представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу, что потерпевший Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области имеет законное право требовать возмещения вреда в полном объеме.

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области является ненадлежащим истцом, поскольку они опровергаются действующим законодательством.

Согласно положениям ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.02.2013 № 38 в судах от имени Самарской области (казны Самарской области) в качестве истца, ответчика, заинтересованного лица выступают органы исполнительной власти Самарской области, являющееся главными распорядителями средств областного бюджета (главными администраторами доходов областного бюджета), и иные органы исполнительной власти Самарской области поведомственной принадлежности расходов (доходов).

Органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере трудовых отношений, охраны труда, занятости населения, является министерство труда, которое также является главным распорядителем и получателем средств областного бюджета в соответствии с законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (п. 1.1 и 1.6 положения о министерстве труда, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 19.06.2012 № 278).

Предметы ведения данного министерства, к которым относится, в том числе разработка основных направлений политики на рынке труда в Самарской области, мер по их реализации, установлены п. 2.1 положения о министерстве.

Согласно положениям ст. 158 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) к полномочиям главных распорядителей бюджетных средств относится, в том числе планирование соответствующих расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, выступление в суде от имени соответствующего публично-правового образования (п. 1, 3 ст. 158 БК РФ).

В соответствии с бюджетным законодательством бюджетные ассигнования и соответствующие лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий в сфере труда, занятости и миграционной политики были доведены до главного распорядителя (министерства труда) и в соответствии с порядком предоставления соответствующих субсидий средства предоставляются главным распорядителем (министерством труда).

Взысканные денежные средства по искам от имени казны подлежат зачислению в бюджет через главного распорядителя средств бюджета, представлявшего в суде интересы области, по соответствующему коду дохода бюджета, администрирование которого данное лицо осуществляет как администратор (главный администратор) доходов областного бюджета (согласно п. 6 Порядка осуществления бюджетных полномочий главных администраторов доходов.., утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 08.04.2009 № 197, в случае отсутствия у главного администратора доходов подведомственных ему администраторов доходов бюджетные полномочия и функции администратора доходов осуществляются в соответствии с действующим бюджетным законодательством главным администратором доходов).

Перечень главных администраторов доходов областного бюджета утвержден в приложении 1 к закону Самарской области «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». В соответствии со ст. 160.1 БК РФ к полномочиям администраторов доходов бюджета относятся, в том числе начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, осуществление взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.

В Российской Федерации установлена казначейская система исполнения бюджетов.

Казначейское обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Для казначейского обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в Федеральном казначействе с учетом положений статьи 38.2 БК РФ открываются единые счета бюджетов, через которые осуществляются все операции по исполнению бюджетов (ст. 215.1 БК РФ).

Учет операций по исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации производится на лицевых счетах, открываемых в финансовых органах субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 221 БК РФ).

Таким образом, лицевой счет министерства труда как и лицевые счета всех главных распорядителей средств областного бюджета открыт в министерстве управления финансами Самарской области. В свою очередь, в соответствии с требованиями БК РФ счет финансового органа открыт в УФК по Самарской области.

При исполнении бюджета министерство управления финансами Самарской области аккумулирует платежные поручения от главных распорядителей средств областного бюджета и направляет их в казначейство.

Согласно ответу на запрос суда Управления Федерального казначейства по Самарской области, расчетный счет (далее - счет) открыт ДД.ММ.ГГГГ Управлению Федерального казначейства по Самарской области (далее - Управление) в Отделении по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации но адресу: 443099, г. Самара, ул. Куйбышева, д. 112.

Счет предназначался для кассового обслуживания исполнения бюджета Самарской области в соответствии с Порядком кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденным приказом казначейства России от 10.10.2008 н (далее - Порядок 8н).

Согласно п.2.2.1 Порядка №8н высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (Правительством Самарской области) был выбран вариант кассового обслуживания исполнения бюджета Самарской области с открытием лицевого счета бюджета с кодом 02 Министерству управления финансами Самарской области (далее - финансовый орган), в соответствии с которым лицевые счета получателей бюджетных средств открыты в финансовом органе.

Кассовые выплаты осуществлялись Управлением с лицевого счета бюджета финансового органа через расчетный счет Управления ! 08005. Счет закрыт ДД.ММ.ГГГГ.

В силу положений п. 3. ст. 158 БК РФ, ст. 125, ст. 1071 ГК РФ, постановления Правительства Самарской области от 13.02.2013 № 38 в суде в качестве представителей Самарской области выступают главные распорядители средств областного бюджета (главные администраторы доходов областного бюджета) по ведомственной принадлежности расходов (доходов).

Согласно ведомственной структуре расходов областного бюджета, утверждаемой законом Самарской области об областном бюджете на соответствующие финансовый год и плановый период, министерство является главным распорядителем бюджетных средств по направлению расходов, в том числе, в сфере содействия занятости населения.

Таким образом, министерство суд приходит к выводу, что истец - Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области вправе предъявлять исковые требования к лицу, причинившему ущерб областному бюджету.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что с ответчика в пользу Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области следует взыскать в счет возмещения ущерба, причиненного преступлением денежную сумму в размере 487 042 рублей 89 копеек.

В соответствии со ст. 395 ГК РФ случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.

Судом достоверно установлено, что денежные средства подлежащие взысканию с ответчика, были неправомерно им получены и удержаны при получении, при этом согласно расчету истца, указанному в уточненных исковых требованиях, он просит взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 30.07.2015 по 18.12.2015 в размере 235083 рубля, и с 18.12.2015 года по 30.11.2021 года (согласно представленному арифметическому расчету) на сумму 478042,89 рублей, в следствие чего общая в сумма просимая ко взысканию в виде процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 214525,90 рублей.

Суд, проверив расчет представленный истцом, признает его верным. Стороной ответчика контррасчет не представлен. При этом суд считает необходимым отметить, что не смотря на денежные средства в размере 235083 рубля и в размере 242959,89 рублей, были перечислены не двумя платежными поручениями а блольшими в различный период, суд приходит к выводу, что с учетом того, что именно стороной истца определяется объем заявленных требований, считает возможным принять именно данный расчет, при том, что общая сумма уплаченная на основании различных платежных поручений по состоянию на 18.12.2015 года составляет 235083 рубля, и с 18.12.2015 года с учетом общих платежей на сумму 242959,89 рублей.

С учетом вышеизложенного, на основании ст.395 ГК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию проценты за неправомерное удержание денежных средств и уклонения от их возврата размере 214525,90 рублей.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с Шабусова Алексея Геннадьевича в доход местного бюджета в сумме 10125 рублей 69 копеек.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Шабусова Алексея Геннадьевича в пользу Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области материальный ущерб в размере 478042,89 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 30.07.2015 по 18.12.2021 в размере 214525,90 рублей.

Взыскать с Шабусова Алексея Геннадьевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 10125 рублей 69 копеек.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления мотивированного решения в окончательной форме в Самарский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский районный суд Самарской области.

Мотивированное решение изготовлено 23.12.2021 года.

Судья подпись Безденежный Д.В.

Копия верна:

Судья

УИД:63RS0027-01-2021-003516-11