РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 11 октября 2021 года г. Тольятти Ставропольский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Топчиёвой Л.C., при секретаре Журавлевой Д.Д., с участием: представителя административного истца (ответчика по встречному административному иску) межрайонной инспекции ФНС № 15 по Самарской области - Потехина С.А. ( по доверенности); административного ответчика (истца по встречному административному иску) Проценко А.В. представителя заинтересованного лица УФНС России по Самарской области - Баграмяна Т.Б. ( по доверенности); рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1681/2021 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 15 по Самарской области к Проценко Алексею Викторовичу о взыскании недоимки по налогу, встречному административному исковому заявлению Проценко Алексея Викторовича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Самарской области об оспаривании требования по уплате земельного налога, УСТАНОВИЛ: Межрайонная ФНС России № 15 по Самарской области обратилась в суд с указанным иском. Просит суд взыскать с ответчика недоимку по земельному налогу с физических лиц за период 2019 года в размере 39345 рублей 02 копейки, пени в размере 89 рублей 18 копеек. Заявленные требования мотивированы тем, что Проценко А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под малоэтажное жилищное строительство; расположенный по адресу: <адрес> Согласно представленным сведениям органов Росреестра, в адрес Проценко А.В. сформировано и направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ с указанием суммы земельного налога, подлежащего уплате за налоговый период 2019 года в размере 82266 рублей 02 копейки. Проценко А.В. сумма земельного налога была оплачена частично в размере 42921 рубль, остаток задолженности составляет 39345 рублей 02 копейки. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога, Проценко А.В. на основании п. 6 ст. 69 НК РФ направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения обязательства по оплате недоимки по земельному налогу в размере 39345 рублей 02 копейки и пени в размере 89 рублей 18 копеек до ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок должник требование об уплате налога не исполнил, в связи с чем налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении административного ответчика. Мировым судьей судебного участка № 156 Ставропольского судебного района Самарской области 15.03.2021 года вынесен судебный приказ о взыскании недоимки по земельному налогу. Определением от 07.04.2021 года судебный приказ отменен в связи с поступившими от административного ответчика возражениями относительно его исполнения. Поскольку обязанность ответчика по уплате налога до настоящего времени не исполнена, административный истец обратился в суд с настоящими требованиями. Определением Ставропольского районного суда Самарской области от 12.08.2021 года приняты встречные исковые требования Проценко А.В. к Межрайонной ФНС России № 15 по Самарской области о признании начисления недоимки по земельному налогу, а также требования по ее уплате незаконным. Встречные требования мотивированы тем, что при расчете земельного налога за период 2019 года в отношении принадлежащего Проценко А.В. земельного участка налоговым органом применен повышающий коэффициент (2) на основании п. 16 ст. 396 НК РФ. С указанным расчетом земельного налога истец не согласен, в связи, с чем обратился в налоговый орган с заявлением о производстве перерасчёта. В ответ на его обращение, 09.11.2020 года Межрайонная ИФНС России № 15 по Самарской области сообщила, что повышающий коэффициент (2) при расчете земельного налога был применен на основании п. 16 ст. 396 НК РФ, а именно в отношении земельных участков приобретенных (предоставленных) в собственность физическим лицам для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога производится с учетом коэффициента (2) по истечении 10 лет с даты государственной регистрации права на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации права на построенный объект недвижимости. При этом в ответе ИФНС ссылается на данные Росреестра относительно вида разрешенного использования, принадлежащего Проценко А.В. земельного участка с кадастровым номером № «для индивидуальной жилой застройки», тогда как согласно сведениям ЕГРН вид разрешенного использования указанного земельного участка установлен «под малоэтажное жилищное строительство». Также административным истцом (ответчиком по первоначальным требованиям) получено требование № об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога в размере 39345 рублей 02 копейки, с которым он также не согласен. Не согласившись с действиями налогового органа и решением инспекции, административный истец обратился в Управление ФНС России по Самарской области с жалобой, которую вышестоящий орган оставил без удовлетворения, со ссылкой на имеющиеся сведения Росреестра в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером №, где вид разрешенного использования указан «для индивидуальной жилой застройки», что не соответствует его характеристикам по сведениям ЕГРН. Административный истец (ответчик по первоначальным требованиям) с действиями налогового органа по исчислению земельного налога с повышающим коэффициентом не согласен также ввиду следующего: Проценко А.В. является собственником спорного земельного участка на основании договора дарения от 29.12.2008 года, дата регистрация права 22.01.2009 года. 25.05.2009 г. в соответствии с Приказом Министра строительства и ЖКХ Самарской области № 137-п земельный участок включен в границы села Ягодное м.р. Ставропольский Самарской области. Ввиду того, что земельный участок занимает большую площадь (56001,00 кв.м.), истец планировал разделить объект на несколько земельных участков под строительство жилых домов. Однако, в августе 2014 г. Проценко А.В. узнал, что его права нарушены в части владения земельным участком, а именно: допущена техническая ошибка в генеральном плане и правилах землепользования и застройки с.п. Ягодного м.р. Ставропольского района - земельный участок не включен в границы села Ягодное. Земельный участок с назначением - земли населенных пунктов и разрешенным использованием - под малоэтажное жилищное строительство в соответствии с Генеральным планом села Ягодное находился в зоне сельскохозяйственного использования, что противоречило Приказу Министра строительства и ЖКХ Самарской области №-п от ДД.ММ.ГГГГ Указанная выше техническая ошибка являлась ошибкой органов местного муниципалитета с. Ягодное, возникшая по независящим от собственника причинам. В период с августа 2014 г. и по сентябрь 2020г. административным истцом были проведены мероприятия по устранению вышеуказанной технической ошибки, что заняло длительное время в связи с возникновением различных бюрократических процедур. Все это время он был ограничен в правах по распоряжению, пользованию и владению земельным участком, строительство каких-либо объектов на земельном участке осуществляться не могло. Строительство нарушило бы нормы Градостроительного кодекса РФ. Результатом проведенных административным истцом (ответчиком по первоначальным требованиям) мероприятий по устранению технической ошибки является включение земельного участка в границы села Ягодное, что подтверждается Решением Собрания представителей сельского поселения Ягодное № от ДД.ММ.ГГГГ. «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области», что подтверждается картой градостроительного зонирования села Ягодное по состоянию на 2020 г. (информация размещена на сайте Федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИС ТП), а также опубликована в газете «Ставрополь на Волге. Официальное опубликование» № 34 (113) от 01.09.2020г.). В настоящее время Проценко А.В. проводятся мероприятия по проекту планировки территории и проекту межевания, заключен договор на выполнение указанных работ с ООО «ТЕРРА», а также подготовки и получения плана застройки земельного участка. В судебном заседании представитель административного истца (ответчика по встречным требованиям) Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области Потехин С.А. исковые требования о взыскании недоимки по земельному налогу с Проценко А.В. поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить. В удовлетворении встречных исковых требований просил отказать, поскольку действия налогового органа по исчислению земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером № за 2019 год является правомерными. Налоговый орган при расчете земельного налога руководствовался п. 16 ст. 396 НК РФ, согласно которому, если в течение 10 лет с даты регистрации права на земельный участок, приобретенных в собственность для индивидуального жилищного строительства не был построен и зарегистрирован объект недвижимости, то начиная с 11 года исчисление налога осуществляется с учетом коэффициента -2. Поскольку десятилетний срок регистрации права Проценко А.В. на земельный участок истек в январе 2019 года, то за 1 месяц произведен с расчет исходя из налоговой ставки 0, 30%, а за последующие 11 месяцев исходя из налоговой ставки 0,60 % с повышающим коэффициентом 2. Условием для применения при исчислении земельного налога коэффициентов, предусмотренных пунктами 15 и 16 статьи 396 НК РФ, является государственная регистрация права собственности на земельный участок с видом разрешенного использования, предусматривающим жилищное строительство. Следовательно, предусмотренный Налоговым кодексом Российской Федерации порядок применения при расчете земельного налога повышающих коэффициентов, предусмотренных пунктом 15 и 16 статьи 396 НК РФ, не зависит от фактического использования земельного участка и устанавливается исходя из вида разрешенного использования, содержащегося в ЕГРН. При этом, применение указанных коэффициентов прекращается в случае государственной регистрации права на построенный объект недвижимости, для строительства которого приобретался (предоставлялся) в собственность физическими и юридическими лицами соответствующий земельный участок. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода; превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. Пунктами 2 и 2.1 статьи 52 НК РФ в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" регламентируется порядок исполнения налоговыми органами обязанности по исчислению налогов в случаях, если такая обязанность законодательством Российской Федерации о налогах и сборах возлагается на налоговые органы, а также порядок перерасчета налоговыми органами сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 Кодекса. Абзацем вторым пункта 2.1 статьи 52 НК РФ установлено, что перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 НК РФ, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов. Следовательно, с 01.01.2019 налоговые органы прекращают осуществлять перерасчет сумм таких налогов, если перерасчет влечет увеличение ранее уплаченных сумм таких налогов. Согласно полученному ответу органов Росреестра на земельный участок с кадастровым номером № установлен вид разрешенного использования «под малоэтажное жилищное строительство», в связи с чем, с 01.01.2020г. расчет земельного налога будет проведен в соответствии с п. 15 ст. 396 Налогового Кодекса РФ с учетом коэффициента - 4. Также пояснил, что недоимка по земельному налогу в размере 39345,02 рублей, числящаяся за Проценко А.В., является разницей между начисленной суммой земельного налога в размере 82266,02 рублей с применением повышающего коэффициента (2) и оплаченной налогоплательщиком суммой налога в размере 42921 рубль без учета повышающего коэффициента. Административный ответчик (истец по встречному иску) Проценко А.В. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требованиях налогового органа, поддержал доводы, изложенные во встречном исковом заявлении. Представитель заинтересованного лица – Управления ФНС по Самарской области Баграмян Т.Б. доводы, изложенные представителем Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области, поддержал в полном объеме, просил суд отказать в удовлетворении встречных исковых требованиях Проценко А.В. Представитель заинтересованного лица – администрации с.п. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил. Выслушав стороны, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Судом установлено, что Проценко А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под малоэтажное жилищное строительство; расположенный по адресу: <адрес> В соответствии с требованием налогового законодательства РФ ответчик обязан оплачивать земельный налог. Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за 2019 год в размере 82266 рублей. В соответствии со ст. 69 НК РФ налогоплательщику налоговым органом выставлено требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа на имущество за 2019 год в размере 39345 рублей 02 копейки, которое не было исполнено налогоплательщиком. В соответствии со ст. 75 НК РФ исчислена пеня в размере 89 рублей 18 копеек. Как усматривается из материалов дела, мировым судьей судебного участка № 156 Ставропольского судебного района Самарской области 15.03.2021 года вынесен судебный приказ о взыскании с Проценко А.В. в пользу Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области земельного налога за 2019 год в размере 39345 рублей 02 копейки, который в связи с поступившими от Проценко АВ. возражениями относительно его исполнения определением от 07.04.2021 года отменен. Поскольку обязанность ответчика по уплате налога до настоящего времени не исполнена, Межрайонная ИФНС России № 15 по Самарской области обратилась в суд с настоящими требованиями. Возражая относительно заявленных требований, Проценко А.В., обратившись со встречным иском, просит признать действия налогового органа по начислению недоимки по оплате земельного налога в размере 39345 рублей 02 копейки и пени сумме 89 рублей 18 копеек, а также требования по его уплате незаконными, поскольку налоговый орган при расчете налога не верно применен повышающий коэффициент (2) по основаниям п. 16 ст. 396 НК РФ. В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. В соответствии с частями 1,2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 КАС РФ. По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными. Как следует из материалов дела, Проценко А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 56001,00 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> На момент приобретения, ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок относился к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства №-п от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок включен в границы села Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области, с переводом из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов, установлен вид разрешенного использования – «под малоэтажное жилищное строительство». Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии Самарской области внесены соответствующие изменения в Единый государственный реестр недвижимости о категории и виде разрешенного использования земельного участка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ. Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области Проценко А.В. за 2019 года исчислен налог на указанный объект недвижимости в размере 82266 рублей, при этом налоговая ставка за январь 2019 года применена 0,30%, за последующие 11 месяцев 2019 года- 0,60%, с повышающим коэффициентом 2. Проценко А.В. обратился в Межрайонную ИФНС России № 15 по Самарской области с заявлением о неправомерности применения при расчете земельного налога повышающего коэффициента «2». Из сообщения Межрайонной ФНС № 15 по Самарской области от 09.11.2020 года следует, что условием для применения при исчислении земельного налога, предусмотренных пунктом 16 ст. 396 НК РФ, является государственная регистрация права собственности на земельный участок с видом разрешенного использования, предусматривающим жилищное строительство. То есть, исчисление налога в отношении земельный участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическим лицам для индивидуального жилищного строительства первые 10 лет с даты регистрации прав на такие земельные участки, производится в общем порядке. Если в течение 10 лет на таких земельных участках не был построен и зарегистрирован объект недвижимости, то начиная с 11 года, исчисление налога осуществляется с учетом коэффициента – 2. Коэффициент 2 применяется при исчислении налога вплоть до государственной регистрации прав на построенный на этом земельном участке объект недвижимости. Управлением ФНС по Самарской области жалоба Проценко А.В. на решение Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области по результатам ее рассмотрения оставлена без удовлетворения. Между тем, суд приходит к выводу о необоснованности применения налоговым органом при исчислении земельного налога в отношении спорного земельного участка положений пункта 16 статьи 396 НК РФ ввиду следующего: Согласно с пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено пунктом 1 статьи 388 НК РФ. В отношении каждого земельного участка налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 4 статьи 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база по земельному налогу определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Статьей 396 НК РФ установлены особенности расчета земельного налога в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства. Положениями статьи 394 НК РФ определено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищных фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктур: жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; 1,5 процента - в отношении прочих земельных участков. Согласно пункту 15 статьи 396 НК РФ в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В соответствии с пунктом 16 статьи 396 НК РФ в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. Таким образом, условием для применения при исчислении земельного налога коэффициентов, предусмотренных пунктами 15 и 16 статьи 396 НК РФ, является вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий жилищное строительство либо индивидуальное жилищное строительство соответственно. Пунктом 4 статьи 85 НК РФ установлено, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года. В соответствии с Соглашением о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы от 03.09.2010 N ММВ-27-11/9/37 обмен регламентированной информацией между Росреестром и ФНС России осуществляется в электронной форме при представлении сведений в соответствии со статьями 85, 391, 396. 408 НК РФ. Форма представления сведений Росреестром в налоговые органы о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества (форма по КПД 1114235) утверждена Приказом ФНС России от 10.04.2017 N ММВ-7-21/302. В соответствии с пунктом 1 Порядка заполнения указанной формы она заполняется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. В данной форме, в частности, по строке 1.1.6 указывается разрешенное использование земельного участка, по строке 1.1.7 - код разрешенного использования земельного участка. Таким образом, сведения о видах разрешенного использования налоговые органы получают из органов Росреестра. В целях исчисления земельного налога инспекция обязана использовать сведения, полученные в установленном порядке от уполномоченного органа. Материалами дела, а именно выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, копией свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что земельный участок, принадлежащий Проценко А.В., в отношении которого произведен расчет земельного налога в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ за период 2019 года с повышенным коэффициентом 2 на основании положений п. 16 ст. 396 НК РФ, имеет вид разрешенного использования «под малоэтажное жилищное строительство». Таким образом, оснований для применения п. 16 ст. 396 НК РФ при исчислении земельного налога на земельный участок, принадлежащего административному истцу (ответчику по первоначальным требованиям), у налогового органа не имелось, поскольку данная норма регулирует порядок исчисления сумм налога в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физических лиц для индивидуального жилищного строительства. Порядок исчисления земельного налога в отношении принадлежащего истцу земельного участка, предусмотрен пунктом 15 ст. 396 НК РФ, которым предусмотрены условия осуществления на приобретенных физическими лицами земельных участках жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства. Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный Приказом минэкономразвития России 09.08.2018 года – виды разрешенного использовании земельных участков «жилая застройка», «для индивидуального жилищного строительства», «малоэтажная многоквартирная застройка» имеют в нем самостоятельные коды 2.0, 2.1, 2.1.1 соответственно. Таким образом, неясность для определения налоговой базы у инспекции ФНС, осуществляющей исчисление земельного налога, отсутствовала. Кроме того, согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, при этом правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Зонирование территории в пределах населенного пункта осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки, утвержденными органами местного самоуправления (статья 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Положениями статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав жилых зон могут включаться: зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки; зоны застройки среднеэтажными жилыми домами блокированной застройки и многоквартирными домами; зоны застройки многоэтажными многоквартирными домами; зоны жилой застройки иных видов ( часть 2 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Из пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам. Функциональное назначение территорий определяется функциональными зонами, которые устанавливаются документами территориального планирования, в том числе генеральным планом сельского поселения (пункт 5 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В пунктах 2 - 3 статьи 85 ЗК РФ закреплено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Согласно правилам землепользования и застройки сельского поселения Ягодное Ставропольского района Самарской области зона застройки малоэтажными жилыми домам «Ж2», а также зона комплексной застройки «Ж8» предназначены для обеспечения правовых условий формирования жилых районов жилой с размещением необходимых объектов обслуживания, инженерной и транспортной инфраструктуры. К основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в частности отнесены: «индивидуальная жилая застройка», «многоквартирная жилая застройка», «блокированная жилая застройка». При этом суд считает необходимым отметить, что на земельном участке с видом разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство» возможно строительство лишь одного жилого дома, предназначенного для проживания одной семьи, в то время как участки с видом разрешенного использования «многоквартирная жилая застройка», а также площадь спорного земельного участка свыше 5 гектаров, позволяют построить многоквартирные жилые дома. Кроме того, максимальная площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства 5000 кв.м., предусмотренная Правилами землепользования и застройки с.п. Ягодное Ставропольского района Самарской области, не свидетельствует о возможности отнесения земельного участка, принадлежащего истцу с учетом его площади, к участку разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства. Таким образом, суд считает, что налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, а также требование налогового органа № об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в которых содержится требование об оплате земельного налога исходя из налоговой ставки 0,60% с повышающим коэффициентом 2, подлежащей применению к кадастровой стоимости в отношении принадлежащего Проценко А.В. земельного участка с кадастровым номером № являются незаконными, в связи с чем требования административного истца по встречному иску в данной части подлежат удовлетворению, Между тем, доводы Проценко А.В. о необходимости исчисления срока для строительства объектов недвижимости на принадлежащем ему земельном участке с момента устранения препятствий по распоряжению земельным участком, являются необоснованными и противоречащим нормам действующего законодательства. Условием для применения при исчислении земельного налога коэффициентов, предусмотренных пунктами 15 и 16 ст. 396 НК РФ, является государственная регистрация права собственности на земельный участок с видом разрешенного, предусматривающим жилищное строительство. При этом применение указанных коэффициентов прекращается в случае государственной регистрации права на построенный объект недвижимости, для строительства которого приобретался в собственность физическими и юридическими лицами соответствующий земельный участок. Истцом земельный участок приобретен 22.01.2009 года, несоответствие в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки с.п. Ягодное им было обнаружено только в 2014 году, между тем, указанное обстоятельство не является основанием для иного способа исчисления сроков применения повышающего коэффициента, нежели чем предусмотрено действующим законодательством. Каких-либо исключений для налогоплательщиков, осуществляющих жилищное строительство, нормы действующего законодательства не содержат. Учитывая изложенное, административные исковые требования Проценко А.В. о признании незаконным требования налогового органа об оплате земельного налога исходя из налоговой ставки с повышающим коэффициентом являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. С учетом удовлетворения административных исковых требований Проценко А.В., требования Межрайонной ИФНС России № 15 Самарской области о взыскании с него недоимки по земельному налогу удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст. ст. 175-180, 218, 226, 227 КАС РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России № 15 по Самарской области к Проценко Алексею Викторовичу о взыскании недоимки по налогу оставить без удовлетворения. Встречные исковые требования Проценко Алексея Викторовича удовлетворить. Признать незаконным требование, содержащимся в налоговом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ№, также налоговом требовании № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Самарской области об оплате земельного налога исходя из налоговой ставки 0,60% с повышающим коэффициентом 2, подлежащей применению к кадастровой стоимости в отношении принадлежащего Проценко Алексея Викторовича земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под малоэтажное жилищное строительство; расположенный по адресу: <адрес> Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области. Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2021 года. Председательствующий- |