Судья Дубровская М.Г. Дело №7-760/2022
РЕШЕНИЕ
город Ставрополь 31 августа 2022 года
Судья Ставропольского краевого суда Корнушенко О.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу адвоката Лятычевского С.В. в интересах ФИО1 на постановление заместителя министра финансов Ставропольского края № 16-09/016-2022 от 07 апреля 2022 года и решение судьи Октябрьского районного суда города Ставрополя от 06 июня 2022 года (мотивированное решение 08 июня 2022 года), вынесенные в отношении должностного лица исполняющего обязанности министра строительства и архитектуры Ставропольского края ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя министра финансов Ставропольского края № 16-09/016-2022 от 07 апреля 2022 года должностного лица исполняющего обязанности министра строительства и архитектуры Ставропольского края ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
Решением судьи Октябрьского районного суда города Ставрополя от 06 июня 2022 года (резолютивная часть решения) (мотивированное решение 08 июня 2022 года), указанное постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.
В поданной в Ставропольский краевой суд жалобе адвокат Лоушкин М.М. в интересах ФИО1 просит состоявшиеся акты в отношении ФИО1 отменить как незаконные и необоснованные, принять по делу новое решение. Также заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования решения судьи Октябрьского районного суда города Ставрополя от 06 июня 2022 года.
Согласно статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
В соответствии с частью 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что копия обжалуемого решения судьи получена представителем ФИО1 при обращении с заявлением в суд 23 июня 2022 года, что указано в ходатайстве (т.2 л.д. 8-9). Жалоба направлена в суд посредством почтовой связи 24 июня 2022 года (т.2 л.д. 8-10). Других данных о получении копии обжалуемого решения в материалах дела не имеется. Таким образом, установленный законом десятидневный срок обжалования решения судьи районного суда адвокатом Лоушкиным М.М. в интересах ФИО1 не пропущен.
По ходатайству адвоката Лятычевского С.В. приобщены к материалам дела копии документов министерства строительства и архитектуры Ставропольского края: приказ № 3 от 13 января 2021 года, приказ от 02 июня 2022 года о применении дисциплинарного взыскания к К.Л.Е., заключение по результатам проверки от 02 июня 2022 года, приказы в отношении К.Л.Е., должностной регламент от 09 января 2021 года, должностной регламент от 09 января 2020 года, приказ № 232 от 15 июня 2020 года.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, исследовав приобщенные к материалам дела копии документов министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, выслушав адвоката Лятычевского С.В. в интересах ФИО1 (ордер №С 268598 от 31 августа 2022 года), поддержавшего ходатайство и доводы жалобы по основаниям, изложенным в них, представителя министерства финансов Ставропольского края по доверенности ФИО2, возражавшего относительно доводов жалобы прихожу к следующему.
Частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 примечания к статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается: искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате более чем на 10 процентов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 402-ФЗ) своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, ответственные за оформление факта хозяйственной жизни и (или) подписавшие эти документы.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Согласно пункту 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01 декабря 2010 года № 157н, при ведении бухгалтерского учета учреждениям, финансовым органам, органам Федерального казначейства, органам, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо учитывать, что данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы у государственного (муниципального) учреждения вне зависимости от его типа, в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды его деятельности; в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее, как на правдивую.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения исполняющего обязанности министра строительства и архитектуры Ставропольского края ФИО1 к административной ответственности по части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что должностным лицом ФИО1, занимавшим на момент совершения административного правонарушения должность министра строительства и архитектуры Ставропольского края, допущено подписание и представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей грубое искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности по состоянию на 01 января 2021 года, в части не отражения неустойки (пени), выставленной подрядчику на основании претензии от 21 июля 2020 года № 08-06/6298 на сумму 134 879,34 рублей за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту от 20 мая 2019 года № 335ЭА-2019 с ООО «***» по выполнению работ по корректировке научно-проектной документации по объекту «Реставрация и реконструкция недвижимого памятника истории и культуры – Краевой библиотеки им ФИО3, город Ставрополь» на общую сумму 4 844 666,56 рублей.
Судья районного суда, при пересмотре постановления по делу об административном правонарушении, оснований для его отмены или изменения не усмотрел.
Такие выводы вызывают сомнения в связи со следующим.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Оставляя без изменения постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда указал на то, что субъектом правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является должностное лицо главного распорядителя бюджетных средств, подписавшее и предоставившее бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Также судья указал, что на момент совершения административного правонарушения министром строительства и архитектуры Ставропольского края являлся ФИО1, что подтверждается распоряжением Губернатора Ставропольского края от 30.10.2020 №540-р «О продлении срока полномочий ФИО1» и согласно пункту 6 Инструкции №191н, пункту 8 статьи 13 Федерального Закона № 402-ФЗ бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером субъекта бюджетной отчетности, которая считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.
Судья районного суда пришел к выводу, что подписанная бюджетная отчетность за 2020 год министром строительства и архитектуры Ставропольского края ФИО1, в нарушение пунктов 17, 167 Инструкции № 191н содержит грубое искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности и является недостоверной.
Вместе с тем судья районного суда не учел следующее.
Как следует из материалов дела, министерство строительства и архитектуры Ставропольского края осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 24 декабря 2019 года № 608-п «Об утверждении Положения о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края» с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Ставропольского края (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 11.2 Положения министерство строительства и архитектуры Ставропольского края выступает главным администратором доходов бюджета Ставропольского края в соответствии с законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на соответствующий финансовый год и плановый период, главным распорядителем и получателем средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на министерство функций.
В соответствии с подпунктом 1 пунктом 17 Положения министр осуществляет руководство деятельностью министерства на основе единоначалия, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществление им своих функций.
Из материалов дела следует, на основании приказа министерства финансов Ставропольского края от 12 января 2022 года № 4 «О назначении контрольного мероприятия», в соответствии с пунктом 10 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 года № 1235 и с пунктом 2.3 плана контрольных мероприятий министерства финансов Ставропольского края, как органа внутреннего государственного финансового контроля на 2022 год, в период с 01 февраля 2022 года по 11 марта 2022 года министерством финансов Ставропольского края, как органом внутреннего государственного финансового контроля, проведена выездная плановая проверка министерства строительства и архитектуры Ставропольского края.
При проведении плановой выездной проверки установлено нарушение порядка ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, выразившееся в не отражении администрируемых доходов (неустойки (пени), выставленные подрядчику на основании претензии от 21 июля 2020 года № 08-06/6298 за просрочку исполнения обязательств до контракту (п.7.1 контракта) на счете 209.41 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)» на сумму 134 879,34 рублей.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица – исполняющего обязанности министра строительства и архитектуры Ставропольского края ФИО1 к административной ответственности по части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая решение о привлечении должностного лица ФИО1 к указанной административной ответственности административный орган исходил из того, что им было допущено подписание и представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей грубое искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности по состоянию на 01 января 2021 года в нарушение абзаца 6 статьи 162 и статьи 264.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, пунктов 17, 167 Инструкции №191н).
При этом административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
В соответствии с пунктом 5 Инструкции № 33н бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения. Формы бухгалтерской отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и аналитические (управленческие) показатели, также подписываются руководителем финансово-экономической службы (при наличии в структуре учреждения) и (или) лицом, ответственным за формирование аналитической (управленческой) информации, предоставившим указанные данные в целях составления бухгалтерской отчетности.
В случае передачи руководителем учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации ведения бухгалтерского учета и составления на его основе отчетности по договору (соглашению) другому государственному (муниципальному) учреждению, организации (далее - централизованной бухгалтерии), бухгалтерская отчетность составляется и представляется централизованной бухгалтерией от имени учреждения в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность, составленная централизованной бухгалтерией, подписывается руководителем учреждения, передавшего ведение учета и (или) составление бухгалтерской отчетности, руководителем либо лицом, им уполномоченным централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бухгалтерского учета и (или) составление бухгалтерской отчетности, а также должностным лицом (главным бухгалтером (бухгалтером-специалистом) централизованной бухгалтерии), на которое возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета и (или) составление бухгалтерской отчетности.
В соответствии с пунктом 6 Инструкции № 33н бухгалтерская отчетность формируется учреждением в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с представлением в орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя (далее - учредитель), либо по решению финансового органа публично-правового образования, из бюджета которого учреждению предоставляется субсидия, в указанный финансовый орган, на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в установленные учредителем (финансовым органом) сроки.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона № 402-ФЗ руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Как следует из материалов дела, министерством строительства и архитектуры Ставропольского края с государственным казенным учреждением «Межведомственный центр бухгалтерского обслуживания» (далее – ГКУ «МЦБО») заключено соглашение от 24 октября 2017 года № 36 о передаче функций по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и составлению отчетности органов исполнительной власти Ставропольского края и их подведомственных учреждений (государственных учреждений Ставропольского края) во исполнение распоряжения правительства Ставропольского края от 02 ноября 2016 года № 356-рп «О некоторых мерах по реализации основанных направлений бюджетной политики Ставропольского края на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденных распоряжением правительства Ставропольского края от 31 августа 2016 года № 277-рп», согласно которому руководителям органов исполнительной власти Ставропольского края поручено принять меры по передаче функций, связанных с ведением бюджетного (бухгалтерского) учета и составлением бюджетной (бухгалтерской) отчетности ГКУ «МЦБО».
Согласно названному соглашению ГКУ «МЦБО» выполняет функции министерства по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, составлению и предоставлению бюджетной (бухгалтерской) отчетности главного распорядителя, распорядителя получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета по составлению и предоставлению налоговой отчетности в государственный внебюджетные фонды органы, государственной статистики и иной отёчности, которые осуществляются в системе программ «1C: Предприятие 8»; «1C: Бухгалтерия государственного учреждения 8»; «1C: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8», в программном продукте «1C: Документооборот 8» в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Ставропольского края.
Согласно Положению об отделе экономического анализа и организации исполнения бюджета министерства строительства и архитектуры Ставропольского края функции по реализации указанного соглашения от министерства возложены на указанное структурное подразделение.
Согласно пункту 7 Положения об организации и ведении досудебной претензионной работы в министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края (утв. приказом министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 05.12.2018 № 391, с изменениями, внесенными приказами министерства от 17.01.2020 № 13, от 22.08.2021 № 322), при направлении министерством претензии к контрагенту, копия претензии направляется в отдел экономического анализа и организации исполнения бюджета.
Исходя из положений части 8 статьи 7 Федерального Закона № 402-ФЗ руководитель экономического субъекта единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.
Вместе с тем, согласно Положению об отделе экономического анализа и организации исполнения бюджета министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденного министром строительства и архитектуры Ставропольского края 09 января 2021 года ФИО1 отдел экономического анализа и организации исполнения бюджета министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от лица министерства взаимодействует с ГКУ «МЦБО» в соответствии с заключенным Соглашением о передаче функции по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и составлению отчетности органов исполнительной государственной власти, и их подведомственных учреждений (государственных учреждений Ставропольского края) в части учета расчетов с поставщиками и подрядчиками и др., составление различной отчетности. Ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных Положением на отдел задач и функций несет начальник отдела (л.д. 28-36 т.1).
Таким образом, обязанность по передаче документов в ГКУ «МЦБО» для принятия их к бюджетному (бухгалтерскому) учету, возложена на отдел экономического анализа и организации исполнения бюджета министерства строительства и архитектуры Ставропольского края.
В соответствии с должностным регламентом, утвержденным министром строительства и архитектуры Ставропольского края ФИО1 09 января 2020 года, начальник названного отдела осуществляет передачу в централизованную бухгалтерию первичной и другой документации, в случае допущенных нарушений несет соответствующую ответственность.
В соответствии с приказам министерства строительства и архитектуры Ставропольского края № 232 от 15 июня 2020 года начальник отдела организации исполнения бюджета и хозяйственного обеспечения министерства строительства и архитектуры Ставропольского края К.Л.Е. несет ответственность за полное и своевременное исполнение министерством условий Соглашения о передаче функций по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и составлению отчетности органов исполнительной власти Ставропольского края, и их подведомственных учреждений (государственных учреждений Ставропольского края) от 24 октября 2017 года №36, передачу в ГКУ «МЦБО» первичных учетных документов, отражающих факты хозяйственной жизни министерства и иных документов, подлежащих принятию к бухгалтерскому учету.
Таким образом, К.Л.Е., являясь должностным лицом, на которое возложена ответственность за формирование учетной политики, ведение бюджетного учета, своевременное предоставление полной и достоверной бюджетной отчетности, была обязана обеспечить должное выполнение возложенных на нее должностных обязанностей.
Согласно пункту 8 статьи 13 Закона № 402-ФЗ, бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.
Как усматривается из материалов дела, бюджетная отчетность министерства строительства и архитектуры Ставропольского края за 2020 года подписана министром строительства и архитектуры Ставропольского края ФИО1, заместителем директора по финансово-экономической деятельности ГКУ «МЦБО» Ш.Г.Н., заместителем директора - главным бухгалтером ГКУ «МЦБО» И.О.А.
Из заключения по результатам служебной проверки по фактам, указанным в представлении министерства финансов Ставропольского края от 26 мая 2022 года № 05-01-16-12/3650 усматривается, что не отражение в учете суммы неустойки (пени), выставленной подрядчику претензией от 21 июля 2020 года № 08-06/6298 на сумму 134879,34 рублей, послужило не предоставление указанной претензии специалистами отдела реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства.
Приказом министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 02 июня 2022 года к начальнику отдела экономического анализа и организации исполнения бюджета министерства К.Л.Е. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению (предоставлению) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, а именно искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Указанные обстоятельства с учетом приведенного выше правового регулирования и положений части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о толковании неустранимых сомнений в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, не позволяют сделать однозначный вывод о том, что должностное лицо ФИО1 является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и допустил нарушение абзаца 6 статьи 162 и статьи 264.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, пунктов 17, 167 Инструкция №191н.
Административный орган и судья районного суда пришли к выводу, что должностным лицом - ФИО1, допущено подписание и представление бюджетной (бухгалтерской) отчетности, содержащей грубое искажение показателей бюджетной (бухгалтерской) отчетности по состоянию на 01 января 2021 года, в части не отражения неустойки (пени), выставленной подрядчику на основании претензии от 21 июля 2020 года № 08-06/6298 на сумму 134 879,34 рублей за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту от 25 мая 2019 года № 335ЭА-2019. Показатель отчетности об активах министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по состоянию на 01 января 2021 года занижен на 85,29 %.
С данными выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 примечания к статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: более чем на 10 процентов;
не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей.
В соответствии с пунктом 167 Инструкции № 191н в «Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности» ф. 0503169 приводятся данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе видов расчетов. Указанная форма включена в раздел 4 «Анализ показателей финансовой отчетности субъекта бюджетной отчетности» пояснительной записки (ф.0503160) и составляется раздельно по дебиторской и кредиторской задолженности. Информация в приложении содержит обобщенные за отчетный период данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности субъекта бюджетной отчетности в разрезе видов расчетов.
Пунктом 9 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года № 191н установлено, что информация в денежном выражении о состоянии финансовых активов, нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и о финансовом результате операций, изменяющих указанные активы и обязательства раскрывается в бюджетной отчетности обобщенными показателями бухгалтерского баланса и отчета о финансовом результате.
В соответствии с пунктом 17 Инструкции №191н в разделе II «Финансовые активы» Баланса ф. 0503130 отражаются остатки по стоимости финансовых активов в разрезе счетов бюджетного учета.
По строке 250 раздела II «Финансовые активы» Баланса ф. 0503130 отражается дебетовый остаток по счетам 020500000 «Расчеты по доходам», 020900000 «Расчеты по ущербу имуществу и иным доходам».
Соответственно, под искажением информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате субъекта административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, понимается искажение обобщенных показателей бухгалтерского баланса и отчета о финансовом результате.
Как следует из материалов дела, по данным Баланса ф.0503130 главного распорядителя, распорядителя получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета - министерства строительства и архитектуры Ставропольского края за 2020 год в разделе II «Финансовые активы» по строке 250 «Дебиторская задолженность по доходам» на 01 января 2021 года числилась дебиторская задолженность по доходам в сумме 8 148 250 230,64 рублей. Не отражение министерством строительства и архитектуры Ставропольского края в бюджетном или бухгалтерском (финансовом) учете сведений о выставленной подрядчику неустойке на сумму 134 879,34 рублей привело к искажению показателя об активах министерства менее чем на 1% (по состоянию на 07 апреля 2022 года), а потому выводы судьи районного суда о том, что искажение показателя по счету составила 46,02 % не соответствуют материалам дела и установленным обстоятельствам.
Не принимаются во внимание доводы представителя министерства финансов Ставропольского края ФИО2 о том, что подпункт 1 пункт 4 примечания к статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не применим к данному правонарушению, так как бюджетная отчетность была предоставлена за 2020 год по состоянию на 01 января 2021 года и на этот момент правонарушение являлось грубым, поскольку при вынесении постановления о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях искажение показателей об активах уже составляло менее чем на 1% и обязательный признак диспозиции части 4 статьи 15.15.6 Кодекса («грубый характер нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету») отсутствовал.
Таким образом, допущенное искажение информации об активах министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в силу подпункта 1 пункта 4 примечания к статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации по состоянию на 07 апреля 2022 года грубым не являлось.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении настоящего дела меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судьей районного суда, не приняты.
Дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая существенное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, постановление заместителя министра финансов Ставропольского края. № 16-09/016-2022 от 07 апреля 2022 года, решение судьи Октябрьского районного суда города Ставрополя от 06 июня 2022 года (мотивированное решение 08 июня 2022 года) подлежат отмене, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации, в действиях должностного лица исполняющего обязанности министра строительства и архитектуры Ставропольского края ФИО1
Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление заместителя министра финансов Ставропольского края № 16-09/016-2022 от 07 апреля 2022 года и решение судьи Октябрьского районного суда города Ставрополя от 06 июня 2022 года (мотивированное решение 08 июня 2022 года), вынесенные в отношении должностного лица - исполняющего обязанности министра строительства и архитектуры Ставропольского края ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, жалобу адвоката Лоушкина М.М. в интересах ФИО1 удовлетворить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья
Ставропольского краевого суда О Р. Корнушенко