Дело № 3а–697/2021
УИД 26 ОS0000-04-2021-000372-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ставрополь 27 октября 2021 года
Ставропольский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Товчигречко М.М.,
при секретаре судебного заседания Стасенко О.В.,
с участием: представителя административного истца Н.И.В.,
представителя административного ответчика Региональной тарифной комиссии Ставропольского края Т.А.И.,
представителя административного ответчика Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, заинтересованного лица Правительства Ставропольского края К.М.А.,
прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края М.Р.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску акционерного общества «Оборонэнерго» в лице филиала «Северо-Кавказский» к региональной тарифной комиссии Ставропольского края о признании недействующим нормативного правового акта,
установил:
акционерное общество «Оборонэнерго» в лице филиала «Северо-Кавказский» обратилось в Ставропольский краевой суд с административным иском, впоследствии уточненным, к Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, в котором просил: признать недействующими в течением всего срока действия: постановления № 26/1 от 22 апреля 2021 года «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям Ставропольского края на 2021 год и о признании утратившим силу постановления региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 28 декабря 2020 года № 81/3», в части таблицы 1 к приложению 1 постановления по строке 13 столбец 3;
постановления № 26/2 от 22 апреля 2021 года «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ставропольского края на 2021 год и о признании утратившим силу постановления региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 28 декабря 2020 года № 81/4», в части строк с 23 по 29 включительно приложения к указанному постановлению;
обязать РТК в течение месяца со дня вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу устранить нарушения законодательства в области электроэнергетики путем принятия заменяющего акта;
взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы по оплате государственной пошлины.
В обоснование административных исковых требований указано, что АО «Оборонэнерго» является сетевой организацией, владеющей на праве собственности и ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии в рамках заключенных договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, в том числе на территории Ставропольского края в зоне деятельности филиала «Северо-Кавказский».
Региональной тарифной комиссией Ставропольского края (далее по тексту - РТК или Регулятор) установлены:
единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям Ставропольского края (Постановление РТК Ставропольского края № 26/1 от 22 апреля 2021 года «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям Ставропольского края на 2021 год и о признании утратившим силу постановления региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 28 декабря 2020 года № 81/3»);
индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями: Филиал ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Ставропольэнерго», ГУП СК «Ставэлектросеть», АО «Ставропольские городские электрические сети», АО «Ессентукская сетевая компания», АО «НЭСК», МУП города Буденновска «Электросетевая компания», АО «ГГЭС» и АО «Оборонэнерго» на 2021 год (Постановление РТК Ставропольского края №26/2 от 22 апреля 2021 года «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ставропольского края на 2021 год и о признании утратившим силу постановления региональной тарифной комиссии Ставропольского края № 81/4 от 28 декабря 2020 год»).
Указанными постановлениями утверждены:
необходимая валовая выручка (далее - НВВ) АО «Оборонэнерго» филиал «Северо-Кавказский» (без учета оплаты потерь) на 2021 год в размере 39 801,81 рублей;
единые котловые тарифы по передаче электрической энергии на 2021 год;
индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.
Акты, принимаемые регулирующими органами в соответствии с положениями пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35 ФЗ «Об электроэнергетике», пункта 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, пунктов 14, 49-52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам 06 августа 2004 года №20-э/2, по форме, предусмотренной приказом ФСТ России от 08 апреля 2005 года №130-э, представляют собой единый пакет документов, направленных на установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
С учетом изложенного, акты регулирующих органов об утверждении НВВ, долгосрочных параметров регулирования сетевых организаций, единых и индивидуальных тарифов взаимосвязаны и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга. Поскольку в совокупности этими документами, рассчитанными на неоднократное применение (в течение регулируемого периода, устанавливаются правовые нормы (правила поведения), обязательные для сетевых организаций, НВВ которых включена в расчет единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии, потребителей услуг, а также регулируются отношения по расчетам за такие услуги применительно к неопределенному кругу лиц, названные документы обладают признаками нормативных правовых актов.
На основании п. 3 статьи 23,1 Ф3-35 цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащем на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию. В связи с этим, НВВ для филиала «Северо-Кавказский» АО «Оборонэнерго» на содержание и эксплуатацию электросетевого хозяйства и тарифы для ее получения в границах Ставропольского края устанавливаются РТК в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года №35-Ф3 «Об электроэнергетике», Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» и Методическими указаниями, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года №98-э (далее по тексту - МУ-98).
В результате принятых Регулятором тарифных решений нарушаются права и законные интересы АО «Оборонэнерго» (далее по тексту - Общество) при осуществлении экономической деятельности на территории
Ставропольского края.
Расчет НВВ на 2021 год произведен Регулятором в нарушение требований статьи 23 Федерального закона № 35-Ф3, пунктам 15 - 19, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 40.1 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее по тексту - Основы ценообразования), МУ 421-э, МУ 98-э.
Нарушение прав и законных интересов административного истца выражается в установлении НВВ в экономически необоснованном размере.
Филиалом была заявлена сумма в размере 23 968,53 рублей, Регулятор произвел расчет по формуле (5) МУ 98-э и рассчитал корректировку на сумму минус 39,34 тыс. рублей.
В соответствии с п.11 МУ-98, 2021 год (i) - это год долгосрочного периода регулирования 2020-2024 гг. Подконтрольные расходы, утвержденные на 2018-2019 гг., а также фактические условные единицы за 2018-2019 гг., которые участвуют в формуле, относятся к долгосрочному периоду регулирования 2015-2019 гг. Следовательно, расчет корректировки подконтрольных расходов, используя формулу (5) МУ-98, показатели которой относятся к разным долгосрочным периодам регулирования, не допустимо.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее по тексту - Закон об электроэнергетике, ФЗ 35-Ф3) государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования.
Пункт 2 названной статьи гарантирует соблюдение при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике такого основного принципа, как учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).
При установлении регулируемых цен (тарифов) учету подлежит необходимая валовая выручка, которой в силу пункта 2 Основ ценообразования признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Необходимо отметить, что указанные выше требования законодательных актов допускают превышение фактических расходов регулируемой организации над величиной расходов, утвержденной при установлении регулируемых цен (тарифов).
Согласно абзацу 10 пункта 7 Основ ценообразования в случае, если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования».
Регулятором в протоколе № 81 от 28 декабря 2020 года изложен довод, что учитываться должны затраты, возникшие по независящим от организации причинам. Однако в п. 7 Основ ценообразования, данная оговорка касается лишь упущенных доходов, а не расходов. Обязательным условием учета расходов является направление их осуществления - то есть затраты должны быть реализованы в рамках регулируемой деятельности. Все заявленные филиалом затраты понесены в рамках осуществления деятельности по передаче электрической энергии, являются вынужденными, поскольку вызваны производственной необходимостью с целью обеспечения непрерывной передачи электрической энергии, в том числе и в отношении объектов, обеспечивающих обороноспособность страны, следовательно, подлежат учету.
Анализ выпадающих расходов представлен административным истцом в соответствующей таблице.
Все затраты являются документально подтвержденными материалами тарифного дела по каждой статье (бухгалтерские документы, копии договоров и актов выполненных работ, актов списания затрат, авансовых отчетов, путевых листов и пр. документов, подтверждающих факт экономической обоснованности затрат в 2019 году) и экономически обоснованными.
Согласно пункту 2 Основ ценообразования НВВ представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).
В соответствии с п. 1 статьи 252 Налогового Кодекса «Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (в ред. Федерального закона от 06 июня 2005 года № 58-ФЗ).
Обзор арбитражной практики показал, что под экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота.
В силу пункта 16 Основ ценообразования, определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В подтверждение обоснованности подконтрольных расходов приложены оборотно-сальдовые ведомости по 20, 25 и 26 счетам и амортизационные ведомости, формы статистической отчетности, выписка из штатного расписания, расчеты всех статей бюджета, копии приказов, товарных накладных, путевых листов, авансовых отчетов, договоров, актов выполненных работ, счетов и другие подтверждающие обоснованность затрат материалы. Всего по фактическим подконтрольным расходам материалы представлены в 14 томах тарифного дела.
В представленных в материалы дела письменных возражениях на административный иск представитель административного ответчика Корнева М.А. просит отказать в административных исковых требованиях в полном объеме.
Указывает, что величина подконтрольных расходов, представленная в административном иске Филиала, как утвержденная на 2019 год, не соответствует решению РТК Ставропольского края на 2019 год (Приложение 2.13 к протоколу заседания правления РТК Ставропольского края от 26 декабря 2018 г. № 60).
Во исполнение пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в энергетике», которым утверждены Основы ценообразования (далее - ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен (тарифов).
Согласно пункту 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Согласно материалам дела АО «Оборонэнерго» (филиал Северо-Кавказский) является территориальной сетевой организацией Ставропольского края, осуществляющей деятельность в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии.
Для целей установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год и корректировки параметров регулирования на 2021 год АО «Оборонэнерго» (филиал Северо-Кавказский) 27 апреля 2020 года (вх. №1170 от 27 апреля 2020 года) представило в РТК Ставропольского края заявление о корректировке установленных тарифов с приложением обосновывающих документов.
На основании пункта 12 Основ ценообразования при установлении тарифов в отношении АО «Оборонэнерго» (филиал Северо-Кавказский) применялся метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Экспертами РТК Ставропольского края подготовлено экспертное заключение, которым необходимая валовая выручка общества на 2021 год определена в размере 39 801.81 рублей, расходы на компенсацию технологического расхода определены в размере 5 834,04 рублей.
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год, а также параметры регулирования деятельности филиала на 2021 год определены РТК Ставропольского края в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных призом ФСТ России от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее - Методические указания №98-э).
Решение об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии и параметров регулирования деятельности филиала в соответствии с пунктом 25 Правил регулирования цен (тарифов) принято правлением РТК Ставропольского края на заседании 28 декабря 2020 года (протокол №81).
Согласно формуле (5) корректировка подконтрольных расходов филиала на 2021 год, с учетом изменения значения параметров расчета тарифов и выявления нецелевых расходов общества, учтенных при тарифном регулировании произведена органом регулирования исходя из следующих данных: - величины подконтрольных расходов, учтенных при установлении тарифов на 2018 год (19 591,16 рублей), величины подконтрольных расходов, учтенной при установлении тарифов на 2019 год (19 629,1 рублей);
индекса эффективности подконтрольных расходов, установленного на 2019 год (1%);
фактического значения индекса потребительских цен в 2019 году (4.5%);
коэффициента эластичности (0,75);
фактического количества условных единиц объектов электросетевого хозяйства общества, сложившегося за 2018 год (1 181,2 у.е.);
фактического количества условных единиц объектов электросетевого хозяйства АО «Оборонэнерго» (филиал «Северо-Кавказский), сложившегося за 2019 год, скорректированного органом регулирования с учетом Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06 августа 2004 года № 20-э/2 и Методических указаний по учету степени загрузки объектов электросетевого хозяйства при формировании тарифов и (или) их предельных минимальных (или) максимальных уровней на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных приказом ФСТ России от 24 декабря 2014 года № 2390-э (1130,0 у.е.).
Таким образом, с учетом указанных выше величин расходов, индексов, коэффициентов, количества условных единиц фактических, величина корректировки подконтрольных расходов филиала составила:
19 591,16*(1-1%)*(1+4,5%)(1+0,75((1130,0-1181,2)/1181,2) - 19 629,1 = -19,965 рублей.
РТК Ставропольского края считает произведенную корректировку подконтрольных расходов общества на 2021 год обоснованной, поскольку нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по установлению регулируемых тарифов в сфере электроэнергетики, не предусмотрена возможность органов тарифного регулирования учесть в необходимой валовой выручке регулируемых организаций увеличение фактической величины подконтрольных расходов над величиной, определенной при установлении тарифов, сверх величины корректировки подконтрольных расходов, произведенной по формуле (5) пункта 11 Методических указаний № 98-э.
Довод истца о недопустимости применения указанной выше формулы, в связи с тем, что данные, участвующие в формуле, относятся к разным периодам регулирования несостоятельны.
Приказом ФАС России от 24 августа 2017 года №1108/17 в Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года № 98-э, и Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденные приказом ФСТ России от 30 марта 2012 года № 228-э, внесены изменения.
Таким образом, Методические указания № 98 в действующей редакции, по которым произведен расчет РТК Ставропольского края на 2021 год, полностью соответствуют пункту 7 Основ ценообразования.
В дополнениях к возражениям на административный иск, представитель комиссии Корнева М.А. считает, что бухгалтерская отчетность административного истца не подтверждает в полной мере экономическую обоснованность всех расходов, поскольку бухгалтерский учет не исследует обоснованность и необходимость, цели несения каких-либо расходов, поскольку его задачей является фиксация фактов хозяйственных операций, накопление и систематизация информации о них, а также предоставление пользователям информации о влиянии этих операций на финансовые показатели предприятия.
Позиция административного ответчика относительно того, что действующим законодательством в области ценообразования в электроэнергетики не предусмотрена возможность превышения фактической величины операционных расходов над плановыми подтверждается судебной практикой. При этом, ссылка административного истца на письмо ФАС №ВК/71099/19 от 16 августа 2019 года указывает на то, что при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии не предусмотрена возможность не исполнения требований, установленных пунктом 7 Основ ценообразования.
В судебном заседании представитель административного истца Н.И.В. требования административного иска с учетом уточнений поддержал.
Представитель административного ответчика Региональной тарифной комиссии Ставропольского края Т.А.И., представитель административного ответчика Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, заинтересованного лица Правительства Ставропольского края К.М.А. просили отказать в удовлетворении требований административного иска по доводам, изложенным в возражениях на административный иск и дополнениях к ним.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по административному делу, проверив нормативный акт в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора М.Р.Я., полагавшего требования административного иска не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно абзацу 7 пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов действует в соответствии с положением об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составленным на основании типового положения, утвержденного Правительством Российской Федерации.
Уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края, реализующим полномочия в области государственного регулирования цен и тарифов на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края и региональный государственный контроль (надзор) за их применением в соответствии с Положением о Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 19 декабря 2011 года №495-п, является Региональная тарифная комиссия Ставропольского края (пункт 1 Положения).
Согласно подпункту 2 пункта 8.2 Положения Региональная тарифная комиссия устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 14 Положения об установлении цен (тарифов) Региональная тарифная комиссия издает постановления.
В статье 1 Закона Ставропольского края от 18 июня 2012 года №56-кз (в редакции от 20 декабря 2018 года №114-кз) «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края» установлено, что официальным опубликованием правового акта Ставропольского края является размещение полного текста в газете «Ставропольская правда» с пометкой «Официальное опубликование», и (или) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), и (или) «Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края» (www.pravo.stavregion.ru).
Официальному опубликованию подлежат, в том числе, правовые акты органов исполнительной власти Ставропольского края (статья 1).
Официальный интернет-портал правовой информации Ставропольского края (www.pravo.stavregion.ru) является сетевым изданием, порядок создания и ведения которого утверждается Губернатором Ставропольского края (статья 2).
Правовые акты Ставропольского края вступают в силу на следующий день после дня их официального опубликования, если иной порядок вступления их в силу не определен федеральным законодательством и (или) законодательством Ставропольского края, самими правовыми актами Ставропольского края (статья 4).
В соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 24 июля 2014 года №393 (в редакции от 04 февраля 2016 года № 4) для обнародования (официального опубликования) правовых актов Ставропольского края создано средство массовой информации - сетевое издание «Официальный интернет-портал правовой информации Ставропольского края» с официальным адресом сайта сетевого издания в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.pravo.stavregion.ru.
АО «Оборонэнерго» является сетевой организацией, владеющей на праве собственности и ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии в рамках заключенных договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, в том числе на территории Ставропольского края в зоне деятельности филиала «Северо-Кавказский».
Региональной тарифной комиссией Ставропольского края установлены: - единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям Ставропольского края (Постановление РТК Ставропольского края № 26/1 от 22 апреля 2021 года «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям Ставропольского края на 2021 год и о признании утратившим силу постановления региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 28 декабря 2020 года № 81/3»);
индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями: Филиал ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Ставропольэнерго», ГУП СК «Ставэлектросеть», АО «Ставропольские городские электрические сети», АО «Ессентукская сетевая компания», АО «НЭСК», МУП города Буденновска «Электросетевая компания», АО «ГГЭС» и АО «Оборонэнерго» на 2021 год (Постановление РТК Ставропольского края №26/2 от 22 апреля 2021 года «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ставропольского края на 2021 год и о признании утратившим силу постановления региональной тарифной комиссии Ставропольского края № 81/4 от 28 декабря 2020 год»).
Указанными постановлениями утверждены: - необходимая валовая выручка (далее - НВВ) АО «Оборонэнерго» филиал «Северо-Кавказский» (без учета оплаты потерь) на 2021 год в размере 39 801,81 рублей;
единые (котловые) тарифы по передаче электрической энергии на 2021 год;
индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.
Источник публикации Постановления РТК Ставропольского края №26/1 от 22 апреля 2021 года «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям Ставропольского края на 2021 год и о признании утратившим силу постановления региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 28 декабря 2020 года № 81/3»: официальный интернет-портал правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru, 23 апреля 2021 года.
В соответствии с п. 3 данный документ вступил в силу с 01 мая 2021 года. Единые (котловые) тарифы, установленные данным документом, действуют с 01 мая 2021 года по 31 декабря 2021 года.
Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям Ставропольского края установлены с календарной разбивкой согласно приложениям 1 и 2 к настоящему постановлению.
Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям Ставропольского края на 2021 год указан в таблице 1 к настоящему приложению.
Значения показателей для целей расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям Ставропольского края на 2021 год указаны в таблице 2 к настоящему приложению.
Источник публикации Постановления РТК Ставропольского края №26/2 от 22 апреля 2021 года «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ставропольского края на 2021 год и о признании утратившим силу постановления региональной тарифной комиссии Ставропольского края № 81/4 от 28 декабря 2020 год»: официальный интернет-портал правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru, 23 апреля 2021 года.
В соответствии с п. 3 данный документ вступил в силу с 01 мая 2021 года. Индивидуальные тарифы, установленные данным документом, действуют с 01 мая 2021 года по 31 декабря 2021 года.
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ставропольского края установлены с календарной разбивкой согласно приложению к настоящему постановлению.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах компетенции Региональной тарифной комиссии, с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и вступления в силу.
Вышеизложенные обстоятельства не оспариваются административным истцом.
Проверив оспариваемые постановления РТК СК на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере электроэнергетики осуществляется Федеральным законом от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования). При этом регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов).
При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок.
Пунктом 1 статьи 24 вышеуказанного закона установлено, что Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, определяющие принципы и методы расчета цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе критерии оценки экономической обоснованности затрат, включаемых в указанные цены (тарифы), и определения уровня доходности инвестированного капитала, используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), порядок учета результатов деятельности субъектов электроэнергетики по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов), порядок определения, распределения и учета величины перекрестного субсидирования между потребителями (покупателями) на розничных рынках электрической энергии, особенности определения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям в технологически изолированных территориальных энергетических системах.
В целях реализации положений указанного Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования).
Тарифы применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики. Установление тарифов производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов. К заявлениям прилагаются обосновывающие документы, в том числе оценка экономически необоснованных доходов в предшествующий период регулирования, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности сетевой организации. Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов (пункты 8, 12, 17, 22, 35 Правил регулирования).
Согласно пунктам 2 и 15 - 34 Основ ценообразования при определении размера тарифов учету подлежит необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, в который, в частности, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности, а также иные экономически обоснованные расходы.
Пунктами 16 - 34 Основ ценообразования установлены критерии, в соответствии с которыми определяется экономическая обоснованность тех или иных видов расходов.
При этом пунктом, 7 Основ ценообразования предусмотрено, что при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся, в том числе, выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности; учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки).
Согласно пункту 12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании долгосрочных параметров регулирования.
Перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе величина неподконтрольных расходов, рассчитанная в соответствии с перечнем расходов, утвержденным в методических указаниях по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 настоящего документа. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.
Для АО «Оборонэнерго» были установлены долгосрочные параметры регулирования на первый пятилетний период 2015 - 2019 годы, которые затем ежегодно корректировались в соответствии с нормами законодательства в сфере электроэнергетики.
В 2020 году для административного истца начался новый долгосрочный период регулирования на 2020 - 2024 годы.
Для целей установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год и корректировки параметров регулирования на 2021 год АО «Оборонэнерго» (филиал Северо-Кавказский) 27 апреля 2020 года (вх. № 1170 от 27 апреля 2020 года) представило в РТК СК заявление о корректировке установленных тарифов с приложением обосновывающих документов.
На основании пункта 12 Основ ценообразования при установлении тарифов в отношении АО «Оборонэнерго» (филиал Северо-Кавказский) применялся метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Экспертами РТК СК подготовлено экспертное заключение, которым необходимая валовая выручка общества на 2021 год определена в размере 39 801.81 рублей, расходы на компенсацию технологического расхода определены в размере 5 834.04 рублей.
Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год, а также параметры регулирования деятельности филиала на 2021 год определены РТК СК в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года № 98-э.
Согласно пунктам 7, 8 Методических указаний №98-э перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов: 1) индекс потребительских цен, определенный в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации (далее - индекс потребительских цен).
В отсутствие одобренного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год долгосрочного периода регулирования в целях определения подконтрольных расходов применяются значения параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, соответствующие последнему году периода, на который был одобрен указанный прогноз;
2) размер активов, определяемый регулирующими органами;
3) величина неподконтрольных расходов;
4) величина мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии потребителям услуг в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861;
5) величина полезного отпуска электрической энергии потребителям услуг территориальной сетевой организации;
6) цена (тариф) покупки потерь электрической энергии, учитываемая при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются регулируемыми организациями.
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
При этом, при применении метода долгосрочной индексации темп роста одноставочного единого (котлового) тарифа в соответствующем субъекте Российской Федерации на каждый год 1-го долгосрочного периода регулирования не превышает темпа, установленного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год.
Согласно пункту 11 Методических указаний №98-э необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей на базовый (первый) и i-й год долгосрочного периода регулирования определяется по формулам (1) и (2).
Уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов.
Поскольку 2021 год является вторым годом долгосрочного периода регулирования, необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей (на i-й год долгосрочного периода регулирования) определяется по формуле (2).
При утверждении тарифов на 2021 год итоговым последним истекшим годом долгосрочного периода регулирования является 2019 год.
Приказом ФАС России от 24 августа 2017 года №1108/17 в Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года № 98-э, и Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденные приказом ФСТ России от 30 марта 2012 года № 228-э, внесены изменения: показатель Bi стал включать в себя (4 слагаемых): корректировку подконтрольных расходов, корректировку неподконтрольных расходов и корректировку НВВ регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию, корректировку необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности.
Таким образом, Методические указания № 98 в действующей редакции, по которым произведен расчет РТК Ставропольского края на 2021 год, полностью соответствуют пункту 7 Основ ценообразования.
Кроме того, бухгалтерская отчетность административного истца не подтверждает в полной мере экономическую обоснованность всех расходов, поскольку бухгалтерский учет не исследует обоснованность и необходимость, цели несения каких-либо расходов, поскольку его задачей является фиксация фактов хозяйственных операций, накопление и систематизация информации о них, а также предоставление пользователям информации о влиянии этих операций на финансовые показатели предприятия.
Статья 23 Федерального закона N 35-ФЗ возлагает на регулирующие органы при установлении цен (тарифов) обязанности по обеспечению требования о соблюдении экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, а также соблюдению основных принципов государственного регулирования цен (тарифов), в частности по определению экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен. Выбор и применение методов государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляются в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В целях соблюдения основных принципов государственного регулирования цен (тарифов) и принятия взвешенного решения регулирующий орган при проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности не только оценивает экономическую обоснованность фактически понесенных расходов, но также проводит анализ соответствия фактически понесенных расходов плановым параметрам, утвержденным регулирующим органом на соответствующий период регулирования.
Абзацем первым пункта 7 Основ ценообразования установлена обязанность регулирующих органов исследовать данные бухгалтерской и статистической отчетности, а также иные материалы, то есть проводить анализ всей совокупности представленной регулируемой организацией информации по регулируемому виду деятельности, а не брать в расчет данные из бухгалтерской и статистической отчетности.
В соответствии с пунктом 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года № 98-э величина Вi распред - это величина распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, а также результаты деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки или до изменения метода регулирования.
Распределение в целях сглаживания изменения тарифов осуществляется на период не более 5 лет, может принимать как положительные, так и отрицательные значения.
Вi распред не определяется для территориальных сетевых организаций, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, за исключением результатов деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки или до изменения метода регулирования согласно абзацу второму пункта 39 Основ ценообразования.
Необходимая валовая выручка с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций административного истца за 3 последних периода регулирования от суммарной величины составила: в 2017 году -0,4 %; в 2018 году -0,3 %; в 2019 году -0,3 %, т.е. не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций.
Действующим законодательством в области ценообразования в электроэнергетике не предусмотрена возможность превышения фактической величины операционных расходов над плановыми.
При этом, ссылка административного истца на письмо ФАС №ВК/71099/19 от 16 августа 2019 года не противоречит данному выводу, а лишь указывает на то, что при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии не предусмотрена возможность не исполнения требований, установленных пунктом 7 Основ ценообразования.
Проанализировав фактические обстоятельства по делу, содержание представленных в материалы дела документов, суд приходит к выводу о том, что в данном случае оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.
С учетом требований части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требование административного иска о взыскании с административного ответчика расходов по оплате государственной пошлины удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 208, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества «Оборонэнерго» в лице филиала «Северо-Кавказский» к региональной тарифной комиссии Ставропольского края о признании недействующим в течением всего срока действия постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края:
№ 26/1 от 22 апреля 2021 года «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям Ставропольского края на 2021 год и о признании утратившим силу постановления региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 28 декабря 2020 года № 81/3», в части таблицы 1 к приложению 1 постановления по строке 13 столбец 3;
№ 26/2 от 22 апреля 2021 года «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ставропольского края на 2021 год и о признании утратившим силу постановления региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 28 декабря 2020 года № 81/4», в части строк с 23 по 29 включительно приложения к указанному постановлению;
о возложении обязанности на региональную тарифную комиссию Ставропольского края в течение месяца со дня вступления судебного акта в законную силу устранить нарушения законодательства в области электроэнергетики путем принятия заменяющего акта – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский краевой суд.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 29.10.2021 года.
Председательствующий судья М.М. Товчигречко