Дело № 3а–5/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Ставрополь 27 июля 2020 года
Ставропольский краевой суд в составе : председательствующего судьи Задорневой Н.П., при секретаре судебного заседания Пика А.И.,
с участием : представителя административного истца – Государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» - ФИО1, представителя административного ответчика – Региональной тарифной комиссии Ставропольского края и заинтересованного лица – Правительства Ставропольского края – ФИО2, представителя административного ответчика - Региональной тарифной комиссии Ставропольского края – ФИО3, с участием прокурора Ставропольской краевой прокуратуры – Дремовой М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» к Региональной тарифной комиссии Ставропольского края о признании недействующим в части со дня вступления в законную силу постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 14 декабря 2018 года № 56/2 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2019-2023 годы»,
установил :
постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края (далее – РТК СК, регулирующий орган) от 14 декабря 2018 года № 56/2 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2019-2023 годы» для административного истца – Государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» (далее – административный истец, ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», Предприятие) установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения согласно приложения 1 и тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения с календарной разбивкой согласно приложениям 2-73 к данному постановлению (том 26 л.д. 115-123).
Государственное унитарное предприятие Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» обратилось в Ставропольский краевой суд с административным иском о признании недействующим указанного постановления РТК Ставропольского края в части :
- установления тарифов в сфере питьевого водоснабжения для потребителей ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в границах Ставропольского края в размере тарифов, указанных в приложении № 6 (в полном объеме) (том 26 л.д. 122);
- установления тарифов на техническую воду для потребителей ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в границах Ставропольского края, в размерах тарифов, указанных в приложении № 7 (в полном объеме) (том 26 л.д. 123-124);
- установления тарифов на водоотведение для потребителей ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в размерах тарифов, указанных в приложении № 8 (в полном объеме) (том 26 л.д. 125)
со дня вступления постановления в законную силу; обязании РТК по Ставропольскому краю принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанные недействующими приложения № № 6, 7, 8 к постановлению РТК по Ставропольскому краю № 56/2 от 14 декабря 2018 года «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2019-2023 годы».
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что утвержденные долгосрочные параметры регулирования и тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения для ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на 2019-2023 годы предусматривают установление тарифа на питьевую воду для абонентов – юридических лиц в размере 46 рублей 14 копеек без НДС, что в итоге привело к снижению тарифа, действующего в 2018 году (51 рубль 33 копейки без НДС) для потребителей – юридических лиц на 10%. При принятии такого решения административным ответчиком существенно нарушены нормы действующего законодательства. Утвержденные регулирующим органом для административного истца тарифы на 2019-2023 годы являются экономически необоснованными.
По мнению истца РТК СК рассмотрела представленные расчеты Предприятия и не приняла во внимание следующие плановые показатели, предложенные предприятием :
1) необоснованно увеличен объем реализации;
2) необоснованно снижены межразрядные тарифные коэффициенты по отношению к предполагаемым предприятием на 2019 год - в сфере питьевого водоснабжения, в сфере технического водоснабжения, в сфере водоотведения, в сфере технического водоснабжения;
3) необоснованно снижены расходы на уплаты процентов по кредитам от предложений предприятия на 9961,2 тыс. руб.;
4) необоснованно снижена корректировка НВВ с учетом отклонения фактически достигнутого объема реализации воды, уровня неподконтрольных расходов, амортизации, электроэнергии за 2017 год.
Применение обжалуемых тарифов не обеспечивает и не обеспечит в дальнейшем компенсацию расходов ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» по эксплуатации объектов водоснабжения и водоотведения, что повлечет возникновение убытков у Предприятия, а также приведет к совокупным убыткам в виде недополученного дохода в размере 822 млн. рублей и невозможности осуществления Предприятием нормальной деятельности.
В судебном заседании 20 февраля 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено министерство имущественных отношений Ставропольского края (том 26 л.д. 16).
В судебном заседании 12 апреля 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены : Правительство Ставропольского края, министерство финансов Ставропольского края, Главное Управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (том 29 л.д. 225-226).
В судебном заседании 11 июля 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФАС России (том 30 л.д. 226).
В судебном заседании 5 сентября 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края (том 30 л.д. 230).
В судебном заседании представитель административного истца ГУП СК – «Ставрополькрайводоканал» – ФИО1 поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске и дополнительным пояснениям на иск, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представители административного ответчика - РТК Ставропольского края, заинтересованных лиц - Правительства Ставропольского края – ФИО2, представитель административного ответчика – РТК Ставропольского края - ФИО3, возражали в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, просили в иске отказать в полном объеме.
Представители заинтересованных лиц – министерства имущественных отношений Ставропольского края, министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, министерства финансов Ставропольского края, Главного Управления КЧР по тарифам и ценам, ФАС России, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, представив письменные заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Выслушав объяснения представителя административного истца ФИО1, специалиста административного истца В.В., представителей административного ответчика – ФИО2, ФИО3, специалиста административного ответчика – И.В., представителя заинтересованного лица - Правительства Ставропольского края – ФИО2, заслушав заключение прокурора прокуратуры Ставропольского края Дремовой М.Д., полагавшей, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, проверив оспариваемый в части нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Ставропольский краевой суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Судом установлено, что административный истец осуществляет деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Ставропольского края на основе тарифов, утвержденных Региональной тарифной комиссией Ставропольского края. Оспариваемым Постановлением РТК СК утверждены долгосрочные параметры регулирования и тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения для ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», что свидетельствует о том, что истец является субъектом правоотношений, устанавливаемых данным Постановлением.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» полномочиями на установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту подпункту 11.2 подпункта 8.2 пункта 8 Положения о Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 19 декабря 2011 года № 495-п (с последующими дополнениями и изменениями), органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Ставропольского края и региональный государственный контроль (надзор) за их применением хозяйствующими субъектами, является Региональная тарифная комиссия Ставропольского края.
В соответствии с пунктом 14 данного Положения для принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней в комиссии на постоянной основе действует коллегиальный орган – правление РТК СК (далее Правление). Решения правления принимаются большинством голосов его членов и издаются в форме постановлений комиссии (том 29 л.д. 189-212, 213-219).
В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее Постановление № 406), решение об установлении тарифов принимается правлением (коллегиально) органа регулирования тарифов на основании представляемых регулируемой организации материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Согласно части первой статьи 1 Закона Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования в сетевом издании и вступления в законную силу правовых актов Ставропольского края» официальным опубликованием правового акта Ставропольского края считается опубликование его полного текста в газете «Ставропольская правда» с пометкой «Официальное опубликование», и (или) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), и (или) «Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края» (www.pravo.stavregion.ru).
Проект постановления РТК СК «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2019-2023 годы» размещен в установленном порядке на региональном интернет-портале проектов нормативных правовых актов Ставропольского края 7 декабря 2018 года (том 32 л.д. 64).
Оспариваемое постановление РТК СК от 14 декабря 2018 года № 56/2 опубликовано 18 декабря 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края – pravo.stavregion.ru номер публикации - 7341, а также на официальном сайте РТК СК в информационно-коммуникационной сети «Интернет» (том 32 л.д. 73- 74).
В соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 21 апреля 2017 года № 181 «О некоторых мерах по обеспечению направления в Министерство юстиции Российской Федерации нормативных правовых актов Ставропольского края и сведений об источниках их официального опубликования» 19 декабря 2018 года РТК СК направило оспариваемое постановление от 14 декабря 2018 года № 56/2 в Министерство юстиции Российской Федерации для включения в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и проведения правовой экспертизы (том 32 л.д. 77-81).
Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемый нормативный правовой акт – постановление РТК СК от 14 декабря 2018 года № 56/2 принят компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением порядка его принятия, правил введения в действие и опубликования, установленных вышеупомянутыми нормами права.
Правомочность органа, принявшего вышеуказанное постановление, а также соблюдение установленной законом процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования в ходе судебного разбирательства административным истцом не оспариваются.
Оспариваемый нормативный правовой акт вступил в законную силу на следующий день после его официального опубликования – с 19 декабря 2018 года и был изменен постановлением РТК СК от 12 декабря 2019 года № 70/1 «О внесении изменений в отдельные постановления региональной тарифной комиссии Ставропольского края», в том числе по приложениям № № 6-12 (том 34 л.д. 129-138), а также - постановлением от 7 февраля 2020 года № 05 «О внесении изменений в приложение 6 к постановлению РТК СК от 14 декабря 2018 года № 56/2 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2019-2023 годы» (том 34 л.д. 139-142).
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Закон о водоснабжении и водоотведении), постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 (Постановление № 406), которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее - Методические указания), а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с подпунктами 4, 5 пункта 2 статьи 3 Закона о водоснабжении общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
Статья 32 вышеуказанного Закона предусматривает, что расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из следующих методов : 1) методом экономически обоснованных расходов (затрат). Расчет осуществляется с учетом экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых для реализации инвестиционных и производственных программ; 2) методом индексации. Расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги; 3) методом доходности инвестированного капитала. При расчете тарифов учитываются возврат инвестированного капитала и получение дохода, эквивалентного доходу от его инвестирования в другие отрасли, деятельность в которых осуществляется с сопоставимыми рисками; 4) методом сравнения аналогов. В сфере холодного водоснабжения и водоотведения расчет осуществляется исходя из тарифов или экономически обоснованных затрат гарантирующей организации (до определения гарантирующей организации исходя из тарифов или экономически обоснованных затрат организации, осуществляющей водоподготовку, транспортировку и подачу холодной воды) на осуществление того же регулируемого вида деятельности в сопоставимых условиях.
Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года № 1746-э.
Согласно пункту 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (тили) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 80 Основ ценообразования установлено, что необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения.
В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
Необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимо валовой выручки, указанной в пункте 90 Методических указаний и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а» - «д» пункта 73 настоящего документа, а также с учетом положений пункта 78 настоящего документа (пункт 80 Основ ценообразования).
Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях и включающей в себя следующие показатели :
а) отклонение фактически достигнутого объема поданной воды и принятых сточных вод от объема, учтенного при установлении тарифов;
б) отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально - экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы при установлении тарифов;
в) отклонение фактически достигнутого уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован при установлении тарифов;
г) ввод объектов системы водоснабжения и (или) водоотведения в эксплуатацию и изменение утвержденной инвестиционной программы;
д) степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения, по эксплуатации объектов по договору аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по реализации инвестиционной программы, производственной программы при недостижении регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности и качества объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Аналогичные положения содержатся в пункте 90 Методических указаний, в соответствии с которым необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации, ежегодно корректируются (начиная со второго года первого долгосрочного периода регулирования) с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.
В пункте 12 Методических указаний предусмотрено, что в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования (далее - выпадающие расходы и недополученные доходы), то такие выпадающие расходы и недополученные доходы, а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Судом установлено, что ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» осуществляет деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Ставропольского края на основе тарифов, утвержденных Региональной тарифной комиссией Ставропольского края.
Постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 14 декабря 2018 года № 56/1 «Об утверждении производственных программ организаций, осуществляющих деятельность в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, на 2019-2023 года» ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» утверждены производственные программы в сфере водоснабжения и водоотведения на 2019-2023 годы (том 2 л.д. 1-21).
Оспариваемым постановлением РТК СК от 14 декабря 2018 года № 56/2 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2019-2023 годы» ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы в сфере питьевого водоснабжения и водоотведения.
27 апреля 2018 года ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» обратилось в РТК СК с заявлением об установлении тарифов, соответствующих производственным программа ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в сфере водоснабжения и водоотведения на долгосрочный период 2019-2023 годов на питьевую воду, на техническую воду, на водоотведение, на водоотведение (услуга по очистке сточных вод).
В качестве метода регулирования тарифов Предприятием был предложен метод индексации (том 31 л.д. 91-93).
Разрешая заявленные исковые требования суд приходит к следующему.
1. Объем реализации питьевого водоснабжения и водоотведения.
В обоснование заявленного иска по объему реализации услуг питьевого водоснабжения и водоотведения истец указал, что Предприятием рассчитаны объемы реализации услуг на долгосрочный период 2019-2023 годов в соответствии с пунктами 4-5 Методических указаний и представлены в регулирующий орган вместе с заявлением ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» от 27 апреля 2018 года № 06-13/2175.
По расчетам предприятия объем реализации услуг потребителям Ставропольского края единый тариф) на 2019 год составил :
- по питьевому водоснабжению (единый тариф для потребителей Ставропольского края, кроме потребителей г. ФИО4) – 78600,59 тыс. м3; по водоотведению (для потребителей Ставропольского края) – 44978,15 тыс. м3.
При этом, при расчете плановых объемов реализации на 2019-2023 годы учтены как фактические объемы реализации услуг водоснабжения и водоотведения за период 2014-2017 годов, так и расчетные объемы воды и сточных вод, планируемые к отпуску новым абонентам. Фактические объемы реализации подтверждены данными бухгалтерской и статистической отчетности. Кроме того, по требованию РТК СК предоставлены дополнительные формы расчета объема оказываемых услуг для установления тарифов организациям водопроводно-канализационного хозяйства, основанные на фактических данных Предприятии.
При определении расчетных объемов по абонентам, планируемым к подключению в 2019 году в рамках выполнения мероприятий Инвестиционной программы учитывались показатели фактической среднесуточной нагрузки, определенные «Анализом фактических объемов реализации коммунального ресурса в 2016-2017 годах» по указанным в Инвестиционной программе объектам капитального строительства заявителей или территорий (строительных площадок, земельных участков), на которых расположены такие объекты, которые необходимо подключить к централизованным системам холодного водоснабжения ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», который отражает общую фактическую среднесуточную нагрузку за 2016-2017 годы по реализационным мероприятиям Инвестиционной программы. Данный анализ показал, что фактическая среднесуточная нагрузка не превышает от заявленной подключаемой нагрузки в Инвестиционной программе : по водоснабжению – 30,3%, водоотведению – 23,4%.
РТК СК безосновательно приняты плановые показатели объема водоснабжения и водоотведения, учтенные в Инвестиционной программе ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» по модернизации систем водоснабжения и канализации на период 2015-2019 г.г., утвержденной приказом министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 10 октября 2014 года № 543, с корректировкой 2016 и 2017 г.г., утвержденной приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 25 октября 2017 года № 269 в размере :
- по питьевой воде (единый тариф для потребителей Ставропольского края, кроме потребителей г. ФИО4) - 90625,17 тыс. м3; - по водоотведению (для потребителей Ставропольского края) – 49919,37 тыс. м3.
По мнению истца, применение показателей объема водоснабжения и водоотведения, указанных в Инвестиционной программе, при определении тарифа на водоснабжение и водоотведение в соответствии с Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года № 83, недопустимо. Кроме того, ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» не может влиять на планируемое подключение абонентов, предусмотренное Инвестиционной программой.
Нарушение регулирующим органом параметров определения планируемой к отпуску питьевой воды и планируемого объема принятых сточных вод на 2019 год привело к необоснованному завышению планового объема реализации услуг питьевого водоснабжения потребителями Ставропольского края - на 12024,57 тыс. м3 или на 15,3% и услуг водоотведения потребителям Ставропольского края - на 4941,22 тыс. м.3 или на 11%.
В обоснование несогласия с указанной выше позицией административного истца в части объема реализации питьевого водоснабжения, РТК Ставропольского края указала, что в расчет тарифов на питьевую воду (в границах Ставропольского края, за исключением г. ФИО4) на 2019 год принят плановый объем реализации в соответствии с утвержденной инвестиционной программой в размере 90625,165 тыс. м3., который по расчету РТК соответствует расчету с учетом обоснованного поданного объема воды в сеть и обоснованного уровня потерь в сети.
Разрешая заявленные исковые требования по объему реализации питьевой воды суд приходит к следующему.
Согласно пункту 29 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения тарифы на питьевую воду, техническую воду и водоотведение устанавливаются как отношение необходимой валовой выручки и расчетного объема отпуска воды, который определяется в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службой по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее Методические указания), исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
В соответствии с пунктом 4 Методических указаний расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к настоящим Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).
При расчете объема воды, отпускаемой абонентам, на очередной год используются расчетные объемы отпуска воды за текущий год и фактические объемы отпуска воды за предшествующие три года, определяемые органом регулирования с учетом представленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1140, Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 6 (пункт 5 Методических указаний).
В силу пункта 6 Методических указаний при создании новых объектов централизованных систем водоснабжения объем отпуска (транспортировки) воды определяется расчетным способом с учетом технических параметров таких объектов.
Расчет объема принятых сточных вод на очередной год осуществляется в соответствии с формулами (1) и (1.1), с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод и динамики объема принимаемых сточных вод за последние 3 года, а также информации об объеме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения и информации об объеме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить) (пункт 8 Методических указаний).
Таким образом, пункт 4 Методических указаний устанавливает общие требования к расчету объема отпуска воды и принятых сточных вод. При этом пункт 5 Методических указаний конкретизирует требования к расчету объема отпуска воды, необходимого для установления тарифа на водоснабжение, а пункт 8 – конкретизирует требования к расчету объема принятых сточных вод, необходимого для установления тарифа на водоотведение.
Как следует из представленных доказательств, экспертами РТК СК рассмотрены представленные ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» расчеты объемов реализации питьевой воды, технической воды и водоотведения на 2019 год, осуществленные по формулам Методических указаний с учетом изменения темпа роста (снижения) объемов реализации за 3 предшествующих года, проведен анализ обоснованности планового водного баланса, основанного на отчетных данных ГУП СК о заборе воды из природных источников, покупки воды у других водоснабжающих организаций, обоснованности отчетных данных расхода и потерь воды, объема поставки воды потребителям, а также баланс водоотведения за 3 предшествующих года. Расчеты комиссии РТК проведены в соответствии с пунктами 4 и 5 Методических указаний на основании отчетных данных Предприятия.
Как следует из экспертного заключения от 10 декабря 2018 года, по результатам рассмотрения представленных истцом материалов для установления тарифа, эксперты комиссии пришли к выводу о занижении предприятием плановых объемов поставки воды и услуг водоотведения потребителям на 2019 год и завышении потерь воды в сетях водоснабжения.
Данный вывод сделан на основании рассмотрения экспертами РТК СК обоснованности отчетных данных о фактическом водном балансе, в том числе расхода воды и потерь баланса водоотведения за ряд лет, анализа потерь в централизованных системах водоснабжения ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» при транспортировке в общем объеме воды, поданной в водопроводную сеть, указанные в отчетности предприятия и заявленные на 2019 год, а также заявленных Предприятием показателей приема ливневых стоков для учета при расчете тарифов на 2019-2023 годы (том 33 л.д. 10-22).
В ходе проведения экспертизы представленных Предприятием для установления тарифов документов эксперты пришли к выводу о том, что уровень потерь при транспортировке в общем объеме воды, поданной в сеть, с учетом износа сетей, превышающий 40% является завышенным.
ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» разница между объемом воды поданной в сеть и объемом реализованной воды, которая определяется Предприятием по выставленным счетам абонентам, относится на потери.
Согласно отчетности предприятия удельный вес объемов скрытых потерь воды в сетях за 2016 год, не обнаруживаемых при внешнем осмотре водопроводной сети в объеме всех потерь воды после ее подачи в сеть составляет 84,32%, за 2017 год – 84,96%. Анализ отчетных показателей Предприятия показал, что ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» должным образом не осуществляется работа по выявлению скрытых потерь воды при транспортировке и реализации потребителям.
Потери воды из-за безучетного потребления и потребления с намеренным искажением показаний приборов учета или количества проживающих граждан в представленных ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в РТК СК документах, являющихся отчетностью Предприятия, равны – 0. Данный вид потерь отнесен Предприятием к скрытым потерям, не обнаруживаемым при внешнем осмотре водопроводной сети.
Исходя из анализа представленных документов, эксперты РТК СК пришли к выводу, что высокий уровень потерь связан с неэффективной деятельностью предприятия по их выявлению причин существующих потерь, выявлению потерь воды из-за безучетного потребления и потребления с намеренным искажением показаний приборов учета или количества проживающих граждан.
Доводы истца о том, что РТК СК были допущены нарушения законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения, следствием которых явилось то, что РТК СК необоснованно не были учтены предложенные предприятием объемы реализации, судом отклоняются как в связи с изложенным, так и в связи с тем, что в расчете Предприятии отсутствуют данные о фактических объемах поставки воды по новым абонентам за ряд лет, которые подключились к существующим системам водоснабжения и водоотведения Предприятия с учетом мероприятий инвестиционной программы, утвержденной приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 10 октября 2014 года № 543 «Об утверждении инвестиционной программы государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставропольский водоканал» по модернизации систем водоснабжения и канализации на период 2015-2019 годы» и объемах поставки воды по новым абонентам, которые подключились к существующим системам водоснабжения и водоотведения по зонам эксплуатационной ответственности, не вошедшим в инвестиционную программу.
При этом Предприятием в расчете планового объема реализации на 2019 год объем реализации 423,6 тыс. м3, связанный с подключением новых абонентов с учетом инвестиционной программы, принят на уровне 30,3% от подключаемой нагрузки, утвержденной в Инвестиционной программе по водоснабжению и 23,4% - по водоснабжению, что противоречит пункту 6 Методических указаний, согласно которому при создании новых объектов централизованных систем водоснабжения объем отпуска (транспортировки) воды определяется расчетным способом с учетом технических параметров таких объектов.
В связи с тем, что инвестиционная программа на период 2020-2023 годов Предприятием не представлена, экспертами РТК СК принят в расчет тарифов на питьевую воду (в границах Ставропольского края, за исключением г. ФИО4) на 2019 год плановый объем реализации в размере в соответствии с утвержденной Инвестиционной программой – 90 625,165 тыс. куб. м., в соответствии с подпунктом «и» пункта 17 Правил регулирования тарифов.
Нельзя согласиться и с доводами административного истца о том, что РТК СК ежегодного завышает плановые объемы отпуска услуг при формировании тарифов, поскольку объективных причин образования в ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» недополученных доходов прошлых периодов регулирования, не зависящих от регулируемой организации, истцом не указано, а выявление и устранение несанкционированного подключения к централизованным сетям предприятия и утечек на сетях абонентов является прямой обязанностью организации, данные причины не являются не зависящими от регулируемой организации.
Недополученные доходы возникли у ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» вследствие ненадлежащего учета предприятием воды после ее подачи в сеть, то есть при транспортировке и распределении при отпуске потребителям, а также вследствие завышения потерь, что подтверждается результатами экспертных исследований, осуществленных Федеральным бюджетным учреждением Южный региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции российской Федерации в 2013-2014 годах, проведенной прокуратурой Ставропольского края исполнения ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» требований федерального законодательства при осуществлении услуг водоснабжения.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, водоснабжающая организация должна представить расчет объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности, предусмотренным Законом о водоснабжении и водоотведении, с обоснованием объектов собственного потребления воды и потерь при транспортировке воды по водопроводным сетям.
Документы по обоснованию фактических потерь, а также по их увеличению не представлены, а представлены только сводные итоговые показатели. Согласно отчетности предприятия, удельный вес объемов скрытых потерь воды в сетях за 2016 год, не обнаруживаемых при внешнем осмотре водопроводной сети в объеме всех потерь воды после подачи ее в сеть, составляет 84,32%, за 2017 – 84,96%. Потери воды из-за безучетного потребления и потребления с намеренным искажением показаний приборов учета и количества проживающих граждан в представленных ГУП СК документах, являющихся отчетностью предприятия, равны нулю.
Выводы экспертов РТК СК о занижении предприятием плановых объемов реализации на 2019 год (плановых объемов поставки воды и услуг водоотведения потребителям) и завышении потерь воды в сетях водоснабжения основаны на рассмотрении обоснованности отчетных данных о фактическом водном балансе, в том числе расходах воды и потерь баланса водоотведения за ряд лет, а также на анализе представленных предприятием в РТК СК материалов по ливневым стокам.
В соответствии с пунктом 11 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в случае принятия в установленном порядке в установленном порядке решения о корректировке Инвестиционной программы регулируемой организации орган регулирования тарифов при установлении (корректировке) тарифов учитывает внесенные в Инвестиционную программу изменения начиная со следующего периода регулирования.
РТК СК осуществлена оценка обоснованности тарифов применительно к изменениям Инвестиционной программы и дано положительное заключение с учетом показателя планового объема реализации (поставки воды потребителям) и предварительного расчета тарифов на питьевую воду и водоотведение, а также в учетом изменений, внесенных в Инвестиционную программу, которые учтены ответчиком при принятии тарифного решения на очередной период регулирования (на 2019 год).
По мнению РТК СК существующие разночтения представленных данных об уровне потерь воды при ее транспортировке в водопроводных сетях в расчетах, представленных для установления тарифов на 2019-2023 годы, а также в Инвестиционной программе ГУП СК, представленной в министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, дают основания считать, что в ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» должным образом не осуществляется учет расходов потерь воды после ее подачи в сеть.
В этой связи орган регулирования обоснованно посчитал недопустимым отступление от баланса экономических интересов организации, осуществляющей водоснабжение и водоотведение и их абонентов.
Судом также учитывается и то, что правильность расчетов и подходов РТК СК при определении расчетов планового объема реализации для применения расчета тарифа на 2019 год подтверждается решениями ФАС России от 11 октября 2016 года № СП/69833/16, а также вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 23 марта 2017 года по делу № А40-5490/17-94-45, проверенными при расчете тарифа на 2016 год.
2) Оплата труда и страховых взносов.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Пунктом 17 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом ФСТ от 27 декабря 2013 года № 1746-э, предусмотрено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с приложениями 2.2, 2.2.1 к настоящим Методическим указаниям. Перечень расходов на оплату труда в целом по регулируемым видам деятельности предусматривает расходы по текущему премированию работников.
При этом в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.
В соответствии с приложением 2.2 Методических указаний в расчете затрат на оплату труда для расчета тарифной ставки применяются средние межтарифные коэффициенты раздельно по производственному, общехозяйственному и административно-управленческому персоналу. Каждый работник предприятия в пределах тарифной сетки имеет свой тарифный коэффициент, который соотносится к тарифному коэффициенту первого разряда, принятому за единицу. Размер тарифной ставки вырастает по мере увеличения разряда и уровня квалификации работника.
Минимальный размер тарифной ставки (оклада) первого разряда устанавливается Отраслевым тарифным соглашением.
В соответствии с Отраслевым тарифным соглашением по предприятиям жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края на 2017-2019 годы минимальная тарифная ставка рабочего первого разряда для организаций коммунального водоснабжения и водоотведения на 01 января 2019 года установлена в размере – 10303 рубля (том 33 стр. 121).
Ставки (оклады) работников отдельных разрядов тарифной сетки устанавливается путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда на тарифный коэффициент по соответствующему разряду оплаты труда.
Расчет фонда оплаты труда осуществляется на базе минимальной ставки рабочего первого разряда, определяемой с учетом Отраслевого тарифного соглашения по предприятиям жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края на 2017-2019 годы на соответствующий год, умноженной на средний по работникам тарифный коэффициент и далее с учетом дополнительных выплат и премирования умноженный на численность персонала предприятия.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, Предприятием в составе пакета документов для установления тарифов на 2019-2023 годы представлены регулятору расчеты затрат на оплату труда согласно формы приложения 2.2 Методических указаний, штатные расписания с учетом дополнительных объектов : х. …, х. …, х. … и заявлены расходы по фонду оплаты труда всего по питьевому водоснабжению на 2019 год в размере – 1909569,88 тыс. руб., с ростом от плановых затрат на 2018 год на 11,2%. Рост затрат на 2019 год от фактических затрат на оплату труда за базовый 2017 год по расчету предприятия на 28,5%.
При расчете затрат на оплату труда на 2019 год РТК СК за основу принят расчет запланированных предприятием затрат, представленный по форме Методических указаний на 2018 год (текущий год). При расчете на 2019 год РТК СК приняты по предложению предприятия : штатная численность с учетом численности по дополнительным объектам, уровни доплат и премирования на уровне 2018 года.
Экспертами ответчика (с учетом принятых дополнительных объектов в … районе) в расчет приняты расходы по фонду оплату труда по питьевому водоснабжению на 2019 год в размере – 1693973,31 рублей. Расчет произведен РТК СК в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением по предприятиям ЖКХ Ставропольского края на 2017-2019 годы исходя из минимальной месячной тарифной старки рабочего первого разряда на 2019 год, указанный предприятием – 10303,0 рублей в месяц (проиндексированный относительно 2018 года на 4%) и предлагаемыми предприятием уровнями выплат и премирования с учетом заявленной штатной численности персонала.
В расчет на 2019 год РТК СК включены межразрядные тарифные коэффициенты, указанные предприятием в расчете затрат на оплату труда на 2018 год, т.е. плановые показатели за последний расчетные период.
Аналогичный (как по питьевому водоснабжению) подход применен ответчиком при расчете затрат на оплату труда по техническому водоснабжению и водоотведению.
Межразрядные тарифные коэффициенты включены экспертами РТК СК в расчет на уровне ожидаемых 2018 года. Сложившиеся межразрядные коэффициенты за 2017 год не приняты экспертами в связи с тем, что в указанный период осуществлялась реорганизация предприятия, укрупнение филиалов и сокращение численности административно-управленческого персонала. Фактически сложившиеся межразрядные коэффициенты за 2017 год рассчитаны предприятием исходя из фактической среднесписочной численности персонала, которая существенно ниже заявленной на 2019 год.
При этом РТК СК не приняты как необоснованные указанные в расчете Предприятия на 2019 год существенно увеличенные относительно 2018 года межразрядные тарифные коэффициенты, поскольку расчет, основания, обоснования увеличения средних межразрядных коэффициентов, которое предполагает увеличение квалификационных разрядов работников и, как следствие, рост окладов, Предприятием в РТК СК не представлен.
С учетом изложенного регулятором, по мнению суда, правильно осуществлен расчет фонда оплаты труда на 2019 год в соответствии с Методическими указаниями, который предусматривает увеличение затрат на оплату труда с учетом прогнозного индекса потребительских цен на 2019 год относительно 2018 года – 104,6%, те есть плановые показатели на последний расчетный период, соблюдение Отраслевого тарифного соглашения и коллективного договора Предприятия.
Ссылка представителя административного истца в обоснование несогласия с позицией административного ответчика по данному вопросу на положения ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации, по мнению суда, нельзя признать обоснованной, поскольку административный истец присоединился к Отраслевому тарифному соглашению по предприятиям жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края на 2017-2019 годы и действие этого соглашения считается распространенным на данную регулируемую организацию. Поэтому при расчете расходов на оплату труда орган регулирования руководствовался положениями соглашения, в том числе применял минимальные месячные тарифные ставки рабочих первого разряда, утвержденные соглашением - для организаций коммунального водоснабжения и водоотведения минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 1 января 2019 года составила 10 303 рубля.
3. Расходы по уплате процентов по кредитам на пополнение оборотных средств.
ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» при формировании тарифов на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения на период 2019-2023 годы в регулирующий орган представлено использование кредитных ресурсов по двум контрактам :
1) контракт № … от 6 декабря 2017 года, заключенный с филиалом Банк ПАО ВТБ в г. Ставрополе, срок действия 730 календарных дней (с 06.12.2017 по 05.12.2019) на сумму 95000 тыс. руб. С учетом дополнительного соглашения к данному контракту от 18 мая 2018 года процентная ставка составляет – 10%. В соответствии с приложением № 4 к контракту погашение основанного долга предусмотрено в ноябре 2019 года (45000 тыс. руб.) и декабре 2019 года (50000 тыс. руб.) Сумма процентов за пользование кредитными средствами на 2019 год составила – 8436,3 тыс.руб.;
2) контракт от 13 июля 2018 года № … с Банком ВТБ (ПАО) срок действия контракта 730 календарных дней (с 13.07.2018 по 31.12.2010) на сумму 200000 тыс.руб. с процентной ставкой – 8,11%. Проценты за пользование кредитными средствами на 2019 год составили – 16220 тыс. руб. 2 ноября 2018 года уточнены проценты в размере 20000 тыс.руб.
Общая фактическая сумма расходов по оплате кредитных обязательств на 2019 год по двум контрактам составляет – 123436,3 тыс. рублей, в том числе : погашение основного долга – 95000 тыс. рублей, процентов по кредитам – 24656,3 тыс. рублей.
Как следует из представленных в материалы дела документов, ГУП СК заявлено процентов за пользование заемными (кредитными) средствами всего на сумму 34734,0 тыс. руб., в том числе :
- по контракту 1) - № … от 6 декабря 2017 года, период действия контракта - 06.12.2017 по 05.12.2019, т.е. на 24 месяца или 730 календарных дня, на сумму 95000,0 тыс. рублей под 13% годовых, что составляет сумму на обслуживание кредита в размере – 24 700,0 руб.
График погашения данного кредита предусматривает возврат суммы непосредственно основного долга в конце 2-го года – 23-й месяц (ноябрь 2019 года) – 45 000,0 тыс.руб., 24-й месяц (декабрь 2019 года) – 50 000,0 тыс.руб.
Дополнительным соглашением к контракту от 18 мая 2018 года предусматривалось снижение процентной ставки до 10%. Сумма процентов составляла на 2019 год 8 436,3 тыс. руб. При этом график погашения основного долга не изменился.
Эксперты РТК СК посчитали, что затраты по уплате процентов экономически не обоснованы и существенно завышены. В связи с этим эксперты пересчитали сумму по уплате процентов исходя из равномерного ежемесячного погашения основного долга, с применением процентной ставки, рассчитанной в соответствии с п. 15 Основ ценообразования, в соответствии с которой расходы, связанные с обслуживанием заемных средств учитываются в размере, рассчитанном исходя из ставки процента, равной ставке рефинансирования Центробанка РФ, действующей на дату привлечения таких средств (заключения договора займа, кредитного договора), увеличенной в 1,5 раза, но не более 4 процентных пунктов.
По состоянию на дату заключения данного контракта ставка рефинансирования Центробанка Российской Федерации составляла 7,75%. С учетом ее увеличения в 1,5 раза, процентная ставка составила – 11,625% (7,75х1,5=11,625), т.е. с увеличением на 3,875 процентных пункта (11,625-7,75=3,875).
Поскольку в соответствии с вышеуказанной нормой Основ ценообразования процентная ставка должна быть увеличена не менее чем на 4 процентных пункта, то в расчет экспертами РТК СК принята процентная ставка 11,75% (7,75+4).
Аналогичным образом экспертами рассчитана процентная ставка по 2) контракту № … от 13 июля 2018 года о предоставлении невозобновляемой кредитной линии в размере 200000 тыс. руб., проценты за пользование кредитными средствами на 2019 год составили – 20000,0 тыс. руб. Срок контракта 730 календарных дней, с условием возврата основного долга в последние 4 месяца 2-го года пользования кредитом.
Экспертами также пересчитана плата за пользование данным кредитом, исходя из равномерного ежемесячного погашения основного долга в течение двух лет с учетом процентной ставки, сформированной в соответствии с п. 15 Основ ценообразования. Процентная ставка, учтенная экспертами при пересчете расходов за пользование кредитными средствами по данному контракту, составила 11,25% (7,25+4).
С учетом изложенного действия органа регулирования тарифов не противоречат положениям п. 30 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», в соответствии с которым регулятор вправе отказать регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов в случае, если экономическая обоснованность таких расходов не подтверждена в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.
По этим же основаниям доводы административного иска о самостоятельном и необоснованном изменении условий заключенных предприятием кредитных договоров, по мнению суда, являются несостоятельными.
4. Корректировка НВВ.
Административным истцом оспаривается корректировка необходимой валовой выручки с учетом отклонения фактически достигнутого объема реализации воды, уровня неподконтрольных расходов, амортизации, электроэнергии за 2017 год.
Как указывает истец в иске, при корректировке НВВ за 2017 год им учитывались фактические значения за 2017 год. В результате расчета ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» сумма корректировки по питьевому водоснабжению (единый тариф для потребителей СК) составил – 321092,12 тыс. руб.; по водоотведению (единый тариф для потребителей СК) – 34404,84 тыс. руб.
Регулирующим органом произведена корректировка НВВ за 2017 год путем определения объема реализации и товарной выручки за 2017 год расчетным способом :
1) по питьевому водоснабжению (единый тариф для потребителей Ставропольского края) : увеличен фактический объем реализации на 6 512,89 тыс.м3, при этом объемы реализации приняты регулирующим органом на уровне плана, учтенного при установлении тарифа на 2017 год в размере 85641,83 тыс.м3; увеличена фактическая товарная выручка на 384514,360 тыс. руб.
2) по водоотведению (единый тариф для потребителей Ставропольского края) : увеличен фактический объем реализации на 1388,09 тыс.м3, при этом объемы реализации приняты регулирующим органом на уровне плана, учтенного при установлении тарифа на 2017 год в размере 46725,02 тыс. руб.; увеличена фактическая товарная выручка на 30953,04 тыс. руб.
3) по технической воде для потребителей, присоединенных к централизованной системе технического водоснабжения х. … … сельсовета … района корректировка НВВ на 2017 год была исключена в полном объеме – 340,27 тыс. руб.
По мнению административного истца, расчет фактического отпуска питьевой воды осуществлен экспертами РТК СК исходя из объема реализации питьевой воды, принятого при регулировании на 2017 год, который был расчитан в свою очередь исходя из объема реализации питьевой воды, принятого при регулировании на 2016 год с учетом увеличения отпуска питьевой воды, связанного с прогнозируемым подключением новых абонентов согласно Инвестиционной программе ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на 2017 год и 2018 годы без учета фактического объема реализации питьевой воды на 2016 год. При этом в установленных тарифах на 2016 год регулирующим органом не приведен расчет объемов реализации по существующим абонентам, который значительно выше предлагаемого предприятием, а также необоснованно завышены объемы реализации в связи с планируемым подключением новых абонентов, учтенных в Инвестиционной программе и объемы реализации по дополнительно принятым объектам.
Основная доля увеличения РТК СК объема реализации приходится на дополнительный объект – … сельсовет … района – 493,57м3. Также регулирующим органом увеличен в 38 раз от заявленного объем реализации в связи с принятием на обслуживание с. ….
Принятое в расчет регулирующим органом увеличение реализации в связи с подключением новых абонентов составило : ЗАО «Кочубеевская птицефабрика» (Площадка Светлоградская» (ЗАО «Ставропольский бройлер») – 127,729 тыс.м3 (70% от заявленной подключаемой нагрузки); «Южное региональное пограничное управление ФСБ России» г. Железноводск (ФГУП «Северо - Кавказское строительное управление» ФСБ России) – 61.32 тыс.м3.
Таким образом, РТК СК при рассмотрении заявления административного истца по корректировке НВВ и тарифов в сфере водоснабжения произведена корректировка НВВ за 2017 год путем определения приведенных значений расчетным способом в нарушение требований п. 80 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и пунктов 90, 91, 95 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года № 1746-э, в соответствии с которым методики расчета предусматривают фактические документально подтвержденные данные, а не расчетные.
При разрешении вышеперечисленных требований РТК СК посчитал, что сумма корректировки НВВ, которая осуществляется в том числе для компенсации организации недополученных доходов, связанных с невыполнением Предприятием планового объема реализации, принятого при регулировании на соответствующий год, за 2017 год должна составить всего 49872,35 тыс. руб., в том числе : питьевое водоснабжение (кроме г. ФИО4) 42311,84 тыс. руб.; техническое водоснабжение (х. …) 0 тыс. руб.; водоотведение 7560,51 тыс. рублей.
Недополученные доходы – это доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации) объема поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчета при установлении тарифов (статья 2 Основ ценообразования). Включение недополученных (выпадающих) доходов в необходимую валовую выручку вследствие снижения фактических объемов реализации по сравнению с утвержденными регулятором, возможно при условии того, что регулируемая организация не в силах оказать воздействие на причины такого снижения.
Для расчета недополученных доходов, связанных с невыполнением планового объема реализации, принятого при регулировании на соответствующий период, осуществляется расчет суммы товарной выручки в соответствии с п. 91 Методических указаний.
Исходя из изложенного, а также из представленных доказательств, для расчета товарной выручки показатель фактического объема реализации, как и другие составляющие расчета корректировки НВВ, рассматривался экспертами РТК СК на предмет его обоснованности в ходе проведения экспертизы экономической обоснованности затрат, заявленных предприятием на очередной период регулирования.
Предприятие вправе заявить в орган регулирования для включения в расчет тарифов те или иные показатели, при этом включение в расчет НВВ суммы товарной выручки, рассчитанной Предприятием, повлечет за собой возмещение убытков, связанных с необоснованным завышением потерь, то есть убытков, возникших по вине предприятия и орган регулирования вправе не принять те или иные показатели в расчет, если их обоснованность не будет подтверждена Предприятием.
Разрешая вопрос о корректировки НВВ, заявленный Предприятием, РТК СК на основании выводов экспертной комиссии пришло к выводу о том, что в случае возникновения убытков по вине Предприятии, последнее будет иметь возможность не стремиться к снижению потерь, установлению хищений, снижению дебиторской задолженности и убытков, явившихся результатом неэффективной деятельности Предприятия, так как при таком подходе все убытки будут ежегодно возмещаться в тарифах через механизм корректировки НВВ.
На основании данных отчетности Предприятия по водному балансу в разрезе подразделений Предприятия РТК СК сделан вывод о том, что существующие потери не являются потерями в полном объеме, а связаны с недоработками организации по выявлению несанкционированных врезок и выявлению абонентов, передающих сведения с искажениями показателей приборов учета. В отчетах Предприятия эти показатели равны нулю.
Выводы экспертной комиссии РТК СК, изложенные в экспертном заключении от 10 декабря 2018 года, являются обоснованными. Расчеты проведенной корректировки НВВ на 2017 год приведены в приложениях к заключению. Правильность подхода и расчетов РТК СК подтверждена ФАС России в рамках досудебного спора по результатам регулирования на 2016 год. Позиция ФАС России проверена и утверждена арбитражным судом г. Москвы (решение от 23 марта 2017 года по делу № А40-5490/17-94-45), которым доводы ГУП СК по возмещению недополученного дохода, связанного с отклонением планового объема реализации, учтенного при установлении тарифов от отчетного показателя Предприятия о фактическом объеме поставки воды потребителям, отклонены.
С учетом изложенного, суд соглашается с позицией РТК СК о недопустимости относить расходы, связанные с недоработками Предприятия по снижению потерь при реализации воды, которые напрямую зависят от деятельности Предприятия, в том числе потерь по не выясненным причинам, на потребителей, и приходит к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению исковых требований о включении недополученных (выпадающих) доходов в необходимую валовую выручку вследствие снижения фактических объемов реализации по сравнению с утвержденными регулятором, поскольку возмещение такого недополученного дохода Предприятию противоречит действующему законодательству в области водоснабжения и водоотведения.
Доводы ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» об экономической необоснованности тарифов и снижения РТК СК с 1 января 2019 года тарифа на питьевую воду (для потребителей Ставропольского края, кроме г. ФИО4) для потребителей, не относящихся к категории населения, то есть для прочих потребителей (юридические лица), нельзя признать обоснованными, поскольку возможность использования при расчетах тарифов сглаживания, примененного РТК СК, предусмотрена пунктом 42 Методических указаний, не противоречит законодательству и снижение тарифа в одном периоде относительно тарифа в другом периоде регулирования не свидетельствует о его экономической необоснованности.
Так 2018 год являлся последним годом долгосрочного периода регулирования (2016-2018 годы). При расчете тарифа ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на питьевую воду на 2018 год в качестве возмещения расходов 2017 года по применению сглаживания «минус» 225000,0 тыс. рублей на 2018 год РТК СК включена сумма сглаживания «плюс» 225000,0 тыс. рублей.
В связи с необходимостью сохранения тарифа в первом полугодии 2018 года на уровне тарифа, действовавшего во втором полугодии 2017 года, на второе полугодие 2018 года была перенесена основная нагрузка затрат по возмещению положительного сглаживания. Так как 2018 год являлся последним годом долгосрочного периода регулирования, возможность перераспределения суммы сглаживания на 2019 год отсутствовала, поскольку Методическими указаниями не предусмотрен перенос суммы сглаживания на следующий долгосрочный период регулирования. В связи с этим во втором полугодии 2018 года тариф сложился с существенным ростом относительно тарифа, установленного на первое полугодие 2018 года.
В связи с необходимостью соблюдения ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги, устанавливаемые на федеральном уровне, на первый год – 2019 год долгосрочного пятилетнего периода регулирования (2019-2023 годы), РТК СК применено сглаживание «минус» 357823,12 тыс. рублей, то есть НВВ на 2019 год снижена на указанную сумму с дальнейшим возмещением этой же суммы в последующие годы долгосрочного периода, то есть в 2020-2023 годы.
В результате применения сглаживания при переходе от одного долгосрочного периода регулирования (2016-2018) к следующему долгосрочному периоду регулирования (2019-2023) по расчету сложилось снижение тарифов с 1 января 2019 года относительно тарифа, действовавшего во втором получегодии 2018 года. При этом снижения плановой необходимой валовой выручки на 2019 год и среднегодового тарифа на 2019 год, без учета сглаживания, по сравнению с 2018 годом не произошло.
Необходимая валовая выручка (НВВ), принятая на 2018 год (без учета сглаживания) составила 4187096,64 тыс. рублей, на 2019 год – 4619397,54 тыс. рублей, то есть с увеличением на 10,32 %. Среднегодовой тариф (без учета суммы сглаживания) на 2018 год составил 46,93 рублей за 1 куб.м., на 2019 год – 50,97 руб. за 1 куб.м., то есть с увеличением на 8,62%.
С учетом вышеизложенного расчет оспариваемых тарифов произведен регулирующим органом без нарушений тарифного законодательства, что свидетельствует об отсутствии нарушения прав административного истца и противоречия оспариваемого постановления от 14 декабря 2018 года № 56/2 требованиям нормативных правовых актов большей юридической силы. Поэтому заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Ставропольский краевой суд
решил :
в удовлетворении административных исковых требований ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» к Региональной тарифной комиссии Ставропольского края о признании недействующим постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 14 декабря 2018 года № 56/2 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2019-2023 годы» в части : установления тарифов в сфере питьевого водоснабжения для потребителей ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в границах Ставропольского края в размере тарифов, указанных в приложении № 6 (в полном объеме); установления тарифов на техническую воду для потребителей ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в границах Ставропольского края, в размерах тарифов, указанных в приложении № 7 (в полном объеме); установления тарифов на водоотведение для потребителей ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в размерах тарифов, указанных в приложении № 8 (в полном объеме) со дня вступления постановления в законную силу; обязании РТК по Ставропольскому краю принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанные недействующими приложения № № 6, 7, 8 к постановлению РТК по Ставропольскому краю № 56/2 от 14 декабря 2018 года «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2019-2023 годы» – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский краевой суд.
Решение суда в окончательной форме принято 10 августа 2020 года.
Председательствующий судья Задорнева Н.П.