НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ставропольского краевого суда (Ставропольский край) от 27.04.2022 № 7-448/2022

Судья Новикова О.Е. Дело №7-448/2022

Р Е Ш Е Н И Е

<адрес> 27 апреля 2022 года

Судья Ставропольского краевого суда Темрезов Т.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «АПХ Лесная Дача» АВА на решение судьи Ипатовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении юридического лица - ООО «АПХ Лесная Дача» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Ипатовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ООО «АПХ Лесная Дача» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.

В жалобе, поданной в <адрес> краевой суд, представитель ООО «АПХ Лесная Дача» АВА, действующий на основании доверенности, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.

В суд поступили возражения на жалобу от представителя Северо Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора ШКС, которая просит жалобу оставить без удовлетворения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, возражения на жалобу, выслушав представителя ООО «АПХ Лесная Дача» АВА поддержавшего жалобу по доводам изложенным в ней, прихожу к следующему выводу.

В соответствии статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что поводом для составления должностным лицом протокола по делу об административном правонарушении послужили выводы о том, что юридическое лицо ООО «АПХ Лесная Дача», расположено по адресу: <адрес>, имеется сокрытие информации в отчетности «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» по форме 2ТП отходы за 2020 год и в декларации о воздействии на окружающую среду 2020 год, а именно:

ООО «АПХ Лесная Дача» эксплуатирует объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду II категории – животноводческий комплекс.

Согласно данным федерального реестра объектов негативного воздействия на окружающую среду на объекте осуществляется деятельность по выращиванию и разведению крупного рогатого скота (проектная мощность 1800 голов).

На предприятии функционируют подразделения, которые являются источниками образования отходов животноводства (включая деятельность по содержанию животных): коровники, телятники, лагуны.

Обществом представлен в межрегиональное управление паспорт отхода 4 класса опасности на навоз крупного рогатого скота свежий (код по ФККО 11211001334).

Также Обществом по данному объекту представлена декларация о воздействии на окружающую среду.

При этом в представленной статистической отчетности по форме 2 - ТП отходы) за 2020 год и в декларации о воздействии на окружающую среду 2020 г. отсутствуют сведения об образовании и дальнейшем движении отходов - навоза крупного рогатого скота свежего (код по ФККО 11211001334 ), образующихся в результате осуществления деятельности по содержанию животных.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения юридического лица ООО «АПХ Лесная Дача» к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти. Такой порядок установлен Приказом Росстата от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» (далее - Приказ Росстата от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно п. 12 Приказа Росстата от ДД.ММ.ГГГГ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в графе Формы должны указывать количество отходов производства и потребления (в том числе твердые коммунальные отходы), образовавшихся в течение отчетного года (без учета отходов, поступивших от других юридических и физических лиц).

Как следует из материалов дела, именно представление недостоверных сведений в отчете – ТП (отходы) об образованных в 2020 отходах животноводства и декларации о воздействии на окружающую среду 2020 г., явилось основанием для привлечения Общества к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод должностного лица и судебной инстанции о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Деяние общества квалифицировано по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и санитарного законодательства.

Доводы заявителя о том, что навоз крупно рогатого скота, являясь побочной продукцией, не является отходом производства в том смысле, который ему придается Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в связи с чем у общества отсутствует обязанность по отражению в статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) за 2020 год, по отражению в декларации по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 г. образующегося при осуществлении обществом производственной деятельности отхода - навоза крупно рогатого скота IV класса опасности основаны на ошибочном толковании положений названного Федерального закона, в связи с чем не могут быть признаны обоснованными.

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ).

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ).

Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом; обращением с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 названного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

В силу статьи 16.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению. Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и Правила ей заполнения утверждены приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 1043 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3 и от ДД.ММ.ГГГГ N 899". В разделе 3 "Расчет суммы платы за размещение отходов производства" декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду подлежат указанию категория и наименование объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, его код и адрес места нахождения. Эти данные содержатся в свидетельстве о постановке данного объекта на государственный учет.

В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, предусмотренные приказом Росстата от ДД.ММ.ГГГГ N 627 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления".

Согласно пункту 2 Указаний форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления" предоставляют юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 14 данного Закона индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.

Перечень образующихся в Российской Федерации отходов содержится в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 242 (далее - ФККО), который формируется на основании общности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.

ФККО включает в себя, в том числе, Блок 1 "Отходы сельского, лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства", в который входит подтип "Отходы животноводства (включая деятельность по содержанию животных)" и в котором под ко<адрес> указан навоз крупного рогатого скота свежий.

Ссылка на письмо Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 04-12-27/9376 также не подтверждает доводов о том, что навоз крупного рогатого скота свежий в рассматриваемом случае не может быть отнесен к отходам производства и потребления. В данном письме указывается на то, что навоз, помет и иные органические вещества и материалы, образующиеся в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являющиеся продуктами жизнедеятельности последних, после их обезвреживания и обеззараживания в соответствии с указанными выше санитарными правилами, а также органические удобрения на их основе могут быть реализованы в качестве продукции. То есть, согласно указанному письму навоз может быть реализован в качестве продукции при соблюдении соответствующих условий только после его обезвреживания и обеззараживания.

Таким образом, свежий навоз крупно рогатого скота, с учетом изложенного, в том числе того факта, что входит в ФККО, являясь сырьем для органического удобрения, не перестает быть отходом.

Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ даны понятия "обезвреживания" и "утилизации" отходов, согласно которой обезвреживание отходов это уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ (энергетическая утилизация).

В соответствии с указанными определениями процессы по подготовке для дальнейшего использования навоза попадает под понятие "обезвреживание отходов", а использование указанных отходов для производства органического удобрения - под понятие "утилизация отходов". После утилизации навоза, образующегося при животноводстве, а также при соблюдении ряда иных условий (наличие документации, позволяющей отнести указанные вещества к продукции, технических условий) требований природоохранного законодательства на деятельность по обращению с указанными органическими веществами, образующимися после утилизации, распространяться не будут.

Таким образом, доводы заявителя о том, что в процессе производственной деятельности у общества не образуются отходы "навоз крпного рогатого скота свежий" (код 11211001334), в связи с чем обязанность по отражению в статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) за 2020 год, по отражению в декларации по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 г. образующегося при осуществлении обществом производственной деятельности отхода - навоза свиней свежего IVкласса опасности отсутствует, являются ошибочными.

Доводы, аналогичные приведенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли, обоснованно отвергнуты судьей районного суда и не ставят под сомнение наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, влекущих ее удовлетворение, поскольку сводятся к несогласию с выводами административного органа и судебной инстанции, изложенными в обжалуемом акте и направлены на иную оценку обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, оснований для переоценки которых не имеется.

Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено обществу с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции статьи 8.5 названного Кодекса.

Поскольку доводы жалобы не опровергают обоснованности выводов судьи, а также учитывая, что нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи, по делу не установлено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

жалобу оставить без удовлетворения.

Решение судьи Ипатовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении юридического лица - ООО «АПХ Лесная Дача» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения.

Судья

<адрес> краевого суда Т.Б. Темрезов