НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ставропольского краевого суда (Ставропольский край) от 23.09.2021 № 3А-768/2021

Дело № 3а–768/2021

УИД 26OS0000-04-2021-000453-82

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ставрополь 23 сентября 2021 года

Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Ситьковой О.Н., при секретаре судебного заседания ФИО2

с участием представителей:

административного ответчика Правительства Ставропольского края – ФИО3, ФИО4,

заинтересованного лица Министерства труда и социальной защиты населения <адрес>ФИО5,

заинтересованного лица Управления труда и социальной защиты населения <адрес>ФИО6,

прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры <адрес>ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к <адрес> о признании нормативного правового акта недействующим в части,

установил:

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), вместе с тем не устанавливает конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя.

С ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки ветеранам труда в соответствии со статьей 22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Реализуя предоставленные субъектам Российской Федерации полномочия, законодателем Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 07 декабря 2004 года № 103-кз «О мерах социальной поддержки ветеранов» (далее - <адрес>-кз).

Финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, производится за счет средств бюджета Ставропольского края.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 21 января 2009 года № 4-п «О мерах по реализации законов Ставропольского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», «О мерах социальной поддержки ветеранов» и «О ветеранах труда Ставропольского края» (далее постановление Ставропольского края № 4-п) утвержден Порядок осуществления ежемесячных денежных выплат, установленных законами Ставропольского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», «О мерах социальной поддержки ветеранов» и «О ветеранах труда Ставропольского края» (далее Порядок № 4-п).

В абзаце 6 пункта 6.1 указанного Порядка № 4-п (в редакции от 16 июня 2014 года № 242-п) предусмотрено, что при наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления ежемесячной денежной выплаты (выезд заявителя за пределы <адрес>, избрания им мер социальной поддержки, предоставляемых по иным основаниям, смерть заявителя, а также признание его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим, выявления фактов представления документов, содержащих недостоверные сведения), ее выплата прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило соответствующее обстоятельство.

Административный истец ФИО1 обратился в <адрес>вой суд с административным иском, в котором с учетом уточнения к нему просит признать недействующим абзац 6 пункта 6.1. Порядка № 4-п в той мере, в которой он не позволяет лицам, получившим уже звание «Ветеран труда», получать ежемесячные денежные выплаты в связи изменением места жительства и проживанием за пределами <адрес>.

В обоснование требования указано, что ФИО1 в соответствии с федеральным законодательством и законодательством <адрес> установлены выплаты по категории «Ветеран труда», в соответствии с <адрес>-кз ему назначена ежемесячная денежная выплата (далее - ЕДВ). После того, как ДД.ММ.ГГГГФИО1 был снят с регистрационного учёта по месту жительства по <адрес> в <адрес> и зарегистрирован в городе Ростов-на-Дону ему была прекращена выплата ЕДВ за звание «Ветеран труда» в размере 1599,88 рублей в соответствии с <адрес>-кз и п.6.1 Порядка -п.

Административный истец считает оспариваемый в части нормативный правовой акт противоречащим Конституции Российской Федерации (ч.2 ст.7, ст.72), Федеральному закону «О ветеранах», нарушающим его права, свободы и законные интересы исходя из того, что звание «Ветеран труда» ему присвоено как гражданину Российской Федерации, проживающему на территории <адрес> и до настоящего времени он его не лишён, следовательно, он является получателем ЕДВ пожизненно независимо от места последующего проживания.

Оспариваемое положение Порядка № 4-п фактически ограничило конституционное право административного истца на передвижение и выбор места пребывания и жительства. Прекращение ЕДВ при проживании ветерана за территорией Ставропольского края равносильно лишению льгот, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах» и Законом Ставропольского края № 103-кз, умалению его прошлых заслуг, труда в <адрес> в течение более 40 лет.

Административный истец ФИО1 и его представители ФИО8 и ФИО9, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

В судебном заседании представители административного ответчика, заинтересованных лиц просили отказать в удовлетворении требования по доводам письменных возражений, указывающих на то, что нормы <адрес>-кз и принятого в его развитие Постановления Правительства Ставропольского края от 21 января 2009 года № 4-п «О мерах по реализации законов Ставропольского края «О мерах по социальной поддержки жертв политических репрессий» и «О мерах социальной поддержки ветеранов» в оспариваемой редакции не противоречат федеральному законодательству, изданы в рамках предоставленных Правительству Ставропольского края полномочий и не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца.

Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора Мамбетова Р.Я. об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к следующему.

Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Как предусмотрено пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть не соответствуют иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части в суд может обратиться лицо, в отношении которого применен этот акт, а также лицо, которое является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Проверяя соблюдение нормативных положений при принятии оспариваемого правового акта, суд установил следующее.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка ветеранов труда отнесена к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее Федеральный закон № 5-ФЗ) законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона № 5-ФЗ меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 16 Закона Ставропольского края от 06 ноября 1997 года № 32-кз «О Правительстве Ставропольского края» (далее - Закон Ставропольского края № 32-кз) обеспечение проведения государственной социальной политики, реализации конституционных прав граждан и гарантий в области социального обеспечения отнесено к полномочиям Правительства Ставропольского края.

Пунктом 3 статьи 4, а также пунктом 1 статьи 5 Закона Ставропольского края № 103-кз определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов труда, в том числе осуществление ежемесячной денежной выплаты производится в порядке, определяемом Правительством Ставропольского края.

В рамках полномочий, определенных вышеуказанными нормативными правовыми актами, Правительством Ставропольского края были приняты постановление от 21 января 2009 года № 4-п и изменяющие его редакцию постановления от 16 июня 2014 года № 242-п, от 26 апреля 2016 года № 173-п (далее - постановления № 4-п, № 242-п и № 173-п), определяющие порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда.

Согласно статье 39 Закона Ставропольского края от 12 октября 1994 № 6-кз «Устав (Основной Закон) Ставропольского края» Правительство Ставропольского края является постоянно действующим органом исполнительной власти Ставропольского края, обеспечивает на территории Ставропольского края исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Ставропольского края и иных правовых актов Ставропольского края.

В соответствии со статьей 23 Закона Ставропольского края № 32-кз Правительство Ставропольского края в соответствии с Уставом (Основным Законом) Ставропольского края издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Правовые акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Ставропольского края, принимаемых большинством голосов от общего числа членов Правительства Ставропольского края в порядке, предусмотренном Регламентом Правительства Ставропольского края, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 20 ноября 2013 г. № 419-п «О Регламенте Правительства Ставропольского края».

С учетом изложенного, постановления № 4-п, № 242-п и № 173-п приняты в форме постановления, так как обладают признаками, характеризующими нормативный правовой акт. Таким образом, Правительством Ставропольского края были соблюдены требования законодательства к форме и виду нормативного правового акта.

Постановления № 4-п, № 242-п и № 173-п приняты Правительством Ставропольского края с соблюдением процедуры внесения, подготовки, оформления, согласования, проектов правовых актов Правительства Ставропольского края, принятия (подписания) и издания проектов правовых актов Правительства Ставропольского края, установленной Регламентом Правительства Ставропольского края, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 20 ноября 2013 г. № 419-п «О Регламенте Правительства Ставропольского края», разделом IV Регламента аппарата Правительства Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 19 февраля 2008 г. № 20-п; подписаны Губернатором Ставропольского края в установленном порядке; опубликованы в соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации, Законом Ставропольского края от 18 июня 2012 г. № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края», постановлением Губернатора Ставропольского края от 05 мая 1998 г. № 311 «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Ставропольского края и Правительства Ставропольского края».

В соответствии со статьей 23 Закона Ставропольского края № 32-кз в редакции, действовавшей на момент принятия постановления Правительства № 4-п и № 242-п, официальным опубликованием постановления Правительства Ставропольского края считалась первая публикация его текста в газете «Ставропольская правда» или в Сборнике законов и других правовых актов Ставропольского края.

Первая публикация постановления № 4-п в газете «Ставропольская правда», № 18-19, 30.01.2009.

Первая публикация постановления № 242-п в газете «Ставропольская правда», № 170-171, 02.07.2014.

В соответствии со статьей 23 Закона Ставропольского края № 32-кз в редакции, действовавшей на момент принятия постановления Правительства Ставропольского края № 173-п, официальным опубликованием постановления Правительства Ставропольского края считается опубликование его полного текста в газете "Ставропольская правда" с пометкой "Официальное опубликование", и (или) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), и (или) "Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края" (www.pravo.stavregion.rn). Днем официального опубликования постановления или распоряжения Правительства Ставропольского края считается день первого опубликования его полного текста в указанных источниках.

Первое опубликование постановления № 173-п на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru, 28.04.2016.

В соответствии со статьей 4 Закона Ставропольского края от 18 июня 2012 г. № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края» и постановлением Губернатора №311 нормативные правовые акты Правительства Ставропольского края, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на следующий день после дня их официального опубликования, если иной порядок вступления их в силу не определен федеральным законодательством и (или) законодательством Ставропольского края, самими нормативными правовыми актами Правительства Ставропольского края;

нормативные правовые акты Правительства Ставропольского края по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу через 10 дней после дня их официального опубликования, если самими нормативными правовыми актами Правительства Ставропольского края не установлен более поздний срок вступления их в силу.

Поскольку постановления № 4-п, № 242-п и № 173-п затрагивают права граждан, проживающих на территории Ставропольского края, на социальную защиту, а не создают новое правовое регулирование указанного права, они не относятся к категории нормативных правовых актов Ставропольского края по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина.

Постановлением № 4-п определен порядок вступления его в силу со дня его официального опубликования.

Постановлением № 242-п определен порядок вступления его в силу с 01 июля 2014 года за исключением пункта 4, подпунктов 6.3 - 6.5, подпункта 7.5.2 изменений, которые вступают в силу со дня официального опубликования указанного постановления.

Постановление № 173-п вступило в силу на следующий день после дня его официального опубликования.

Таким образом, судом установлено и не оспаривается административным истцом, что при принятии постановлений № 4-п, № 242-п, № 173-п требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, процедуру принятия, опубликования и вступления их в законную силу, административным ответчиком соблюдены.

Из материалов дела усматривается, что административный истец Соловьев Н.С. является лицом, в отношении которого предусмотрены меры социальной поддержки.

Документом, подтверждающим право на меры социальной поддержки Соловьева Н.С., является удостоверение «Ветеран труда» от 29 октября 1996 г. серии Р № 13671, выданное на основании постановления администрации Ставропольского края от 17 июня 1996 № 371.

Из представленных копий выплатного дела усматривается, что ЕДВ была назначена Соловьеву П.С. управлением труда и социальной защиты населения Курского района по месту жительства на основании личного заявления от 12 января 2005 года. В связи с переменой места жительства на основании заявления от 29 сентября 2005 года Соловьев Н.С. был поставлен на учет в качестве получателя ЕДВ в управлении труда и социальной защиты населения г.Минеральные Воды и Минераловодского района (протокол от 30 сентября 2005 года). По состоянию на 01 января 2019 года размер выплаты с учетом всех индексаций составлял 1599,88 рублей.

Осуществление ЕДВ ФИО1 было прекращено с ДД.ММ.ГГГГ (решение о прекращении выплаты от ДД.ММ.ГГГГ) после поступления межведомственного запроса из муниципального казенного учреждения «Управление социальной защиты населения <адрес>» (далее МКУ УСЗН) от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщалось, что согласно паспортным данным ФИО1 снят с регистрационного учета в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и с указанной даты зарегистрирован в <адрес>.

Как следует из ответа МКУ УСЗН от ДД.ММ.ГГГГ.4221952 на запрос суда, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированному по адресу: <адрес> предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по категории «Ветеран труда» на основании удовлетворения Ветеран труда серия Р от ДД.ММ.ГГГГ, услуга назначена с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д.173).

Доводы административного истца о том, что он является субъектом правоотношений, регулируемых Законом Ставропольского края № 103-кз и постановлением Правительства Ставропольского края № 4-п, основаны на неверном толковании норм материального права.

Согласно статье 1 Закона Ставропольского края № 103-кз действие данного закона распространяется на постоянно либо преимущественно проживающих на территории Ставропольского края граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся тружениками тыла.

В статье 4 Закона Ставропольского края № 103-кз определены в качестве мер социальной поддержки ветеранов труда - ЕДВ и внеочередное оказание медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета Ставропольского края.

Осуществление ЕДВ ветеранам труда реализуется в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Ставропольского края № 4-п. Размер ЕДВ ежегодно индексируется в соответствии с законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год и плановый период.

Для назначения ЕДВ, согласно пункту 4 Порядка № 4-п, заявители подают в органы местного самоуправления, а при отсутствии у заявителя регистрации по месту жительства - по месту пребывания заявление о назначении ЕДВ.

ЕДВ осуществляется по месту жительства или месту пребывания заявителей соответствующими органами местного самоуправления за текущий месяц.

В соответствии с абзацем шестым пункта 6.1 Порядка № 4-п осуществление ЕДВ прекращается при наступлении следующих обстоятельств: выезд заявителя за пределы <адрес>, избрания им мер социальной поддержки, предоставляемых по иным основаниям, смерть заявителя, признание его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим, выявления фактов представления документов, содержащих недостоверные сведения.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), вместе с тем не устанавливает конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя.

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с полномочиями, определенными подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 184-ФЗ), Законом Ставропольского края N 103-кз урегулированы отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе гражданам пожилого возраста, ветеранам труда, к которым относится административный истец.

Исходя из положений подпункта 24 пункта 2 и пункта 4 статьи 26 Федерального закона № 184-ФЗ, возлагающих на субъекты Российской Федерации финансовые обязательства по обеспечению социальной поддержки ветеранов труда и исключающих возможность определения федеральными законами объема и порядка осуществления соответствующих расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, приведенное правовое регулирование не затрагивает полномочие субъектов Российской Федерации по самостоятельному определению мер социальной поддержки ветеранов труда и условий предоставления этих мер.

При установлении законами субъекта Российской Федерации мер социальной поддержки, финансируемых за счет средств субъекта Российской Федерации, субъект Российской Федерации руководствуется интересами жителей своего региона, особенностями социально-экономического статуса региона и финансовыми возможностями регионального бюджета.

При перемене места жительства субъект Российской Федерации, в который прибыл гражданин, не несет расходных обязательств по предоставлению мер социальной поддержки, установленных законами другого субъекта, равно как и субъект Российской Федерации, из которого гражданин выехал, не имеет расходных обязательств по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, проживающим не на его территории.

В случае изменения места жительства и переезда гражданина на проживание в другой субъект Российской Федерации, такому гражданину меры социальной поддержки в соответствии со статьей 22 Федерального закона № 5-ФЗ предоставляются в соответствии с законодательством того субъекта Российской Федерации, где гражданин проживает.

Согласно паспортным данным Соловьев Н.С. снят с регистрационного учета в Ставропольском крае с 25 декабря 2018 года и с указанной даты зарегистрирован в г. Ростове-на-Дону.

При перемене места жительства субъект Российской Федерации, из которого гражданин выехал, не имеет расходных обязательств по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, проживающим не на его территории.

Право на определение перечня мер социальной поддержки ветеранам, а также обязанность по их финансовому обеспечению, федеральным законодательством предоставлено субъектам Российской Федерации, и само по себе наличие статуса ветерана труда не является основанием для получения мер социальной поддержки всех регионов Российской Федерации, из которых гражданин будет выезжать при перемене места жительства.

Для граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области, имеющих статус ветерана труда, инвалида, порядок и условия компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг определены нормативными правовыми актами Ростовской области, в частности, Областным законом Ростовской области от 22 октября 2004 г. № 175-ЗС «О социальной поддержке ветеранов труда».

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что оспариваемый административным истцом абзац 6 пункта 6.1 Порядка № 4-п принят в соответствии с требованиями федерального законодательства, без нарушения прав и свобод административного истца, опубликован и введен в действие в установленном законом порядке, суд не усматривает оснований для признания его недействующим в части.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к <адрес> о признании недействующим абзаца 6 пункта 6.1 Порядка осуществления ежемесячных денежных выплат, установленных законами <адрес> «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», «О мерах социальной поддержки ветеранов» и «О ветеранах труда <адрес>», утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п «О мерах по реализации законов <адрес> «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», «О мерах социальной поддержки ветеранов» и «О ветеранах труда <адрес>» – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через <адрес>вой суд.

Дата составления мотивированного решения суда 04 октября 2021 года.

Судья Ситькова О.Н.