НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ставропольского краевого суда (Ставропольский край) от 21.10.2020 № 7А-553/20

Судья Цымбал М.В. Дело № 7а-553/2020

РЕШЕНИЕ

город Ставрополь 21 октября 2020 года

Судья Ставропольского краевого суда Загорская О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ГБУ СК «Ипатовский лесхоз» Санюковича И.Н. на постановление судьи Ипатовского районного суда Ставропольского края от 16 сентября 2020 года, вынесенное в отношении директора государственного бюджетного учреждения Ставропольского края «Ипатовский лесхоз» Санюковича И.Н., по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Ипатовского районного суда Ставропольского края от 16.09.2020 директор ГБУ СК «Ипатовский лесхоз» Санюкович И.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей (далее – постановление судьи от 16.09.2020).

В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, директор ГБУ СК «Ипатовский лесхоз» (далее – директор Учреждения) Санюкович И.Н. просит постановление судьи отменить, прекратить производство по административному делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

Прокуратурой Ипатовского района Ставропольского края поданы письменные возражения на жалобу Санюковича И.Н., в которых содержится просьба об оставлении постановления судьи от 16.09.2020 без изменения, жалобы – без удовлетворения.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав директора Учреждения Санюковича И.Н., поддержавшего и просившего жалобу удовлетворить, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ст. 15.14 КоАП РФ нарушение нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа, в том числе, на должностных лиц в размере от 20000 рублей до 50000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Счетной палатой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации в Федераль­ном агентстве лесного хозяйства (далее – Рослесхоз) проведено контрольное мероприятие «Проверка исполнения Федерального закона «О фе­деральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» и бюджетной от­четности об исполнении федерального бюджета за 2019 год» (далее – контрольное мероприятие).

В ходе указанного контрольного мероприятия установлено, что решением Комиссии Рослесхоза по бюджетным проектированиям расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее – Минприроды СК), на основании его обращения, выделены из нераспределенного резерва субвенции на финансовое обеспечение расходов на проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в лесном фонде, расположенном на территории Ставропольского края, в части уборки неликвидной древесины - в сумме 16759200 рублей (протокол от 30.09.2019 № МК-13/86-пр), которые Минприроды СК распределило подведомственным ему государственным бюджетным учреждениям Ставропольского края.

Из представленного Минприроды СК отчета о расходовании вышеуказанных субвенций установлено, что указанные средства были также направлены на ремонт, приобретение запасных частей и технический осмотр авто транспорта, услуги связи, приобретение комплектующих к компьютерной технике, оплату консультационных услуг, хозяйственных товаров, предметов интерьера (жалюзи), строительных и кровельных материалов, окон пластиковых, дверей межкомнатных, радиаторов – всего в сумме 3111000 рублей (расчётно), что не соответствует целям, на которые выделились средства нераспределенного резерва.

По результатам данного контрольного мероприятия Счетной палатой Российской Федерации руководителю Рослесхоза направлено представление, а Генеральному прокурору Российской Федерации поручено проведение надзорных мероприятий по выявленным фактам нарушений законодательства Российской Федерации и рассмотрении вопроса о применении мер прокурорского реагирования.

Прокуратурой Ипатовского района в период с 19.06.2020 по 25.06.2020 проведена проверка соблюдения законодательства при расходовании бюджетных средств по поступившей информации Счетной палаты Российской Федерации о ре­зультатах проведенного контрольного мероприятия, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, требующие принятия необходимых мер реагировании.

В частности, в ходе прокурорской проверки установлено, что из вышеуказанной суммы субвенций на финансовое обеспечение расходов на проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в части уборки неликвидной древесины Минприроды СК распределило подведомственному ему ГБУ СК «Ипатовский лесхоз» (далее – Учреждение) 1723241 рубль на выполнение государственного задания на 2019 год по проведению работ в лесах санитарно-оздоровительных мероприятий (соглашение от 27.12.2018 с допсоглашениями от 01.03.2019, 13.08.2019, 18.03.2019, 22.10.2019. 15.11.2018, 06.12.2019).

Государственное задание утверждено приказом Минприроды СК 20.11.2019 № 620 «О внесении изменений в некоторые государственные задания на 2019 и плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденные приказом от 27.12.2018 № 654» (далее – государственное задание).

Должностными лицами лесхоза в расчет стоимости работ на проведение в лесах указанных санитарно-оздоровительных мероприятий (исходя из их расценки, затрат на оплату труда и материалы), необоснованно были включены накладные расходы в размере 25% от общей суммы финансирования 1723241 рубля, что составило 317467,17 рублей.

В период времени с 19.11.2019 по 23.12.2019, директор Учреждения Санюкович И.Н., находясь в административном здании Учреждения по адресу: Ставропольский край, г. Ипатово, ул. Рабочая, 5, незаконно распорядился необоснованно рассчитанными накладными расходами в сумме 317467,17 рублей, произведя расходы, не предусмотренные государственным заданием. В частности, за счет данных накладных расходов Учреждение приобрело платежными поручениями и оплатило следующие услуги: обучение главного бухгалтера (33000 руб.) и обучение работника (8000 руб.), приобретение хозтоваров (строительные материалы), обслуживание компьютерной техники (7000 руб.), приобретение канцтоваров (6700 руб.), работы по оценке условий труда в учреждении (18200 руб.), установка металлопластиковых окон в здании (61800 руб.) приобретение комплектующих для оргтехники (47400 руб.).

25.06.2020 по результатам проверки заместителем прокурора Ипатовского района Ставропольского края Стрельникова А.В. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 15.14 КоАП РФ в отношении директора Учреждения Санюковича И.Н.

Оценив в совокупности представленные доказательства, верно руководствуясь положениями ст. 6, 38, 78.1, п.п 3 п. 1 ст. 162, п.1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), п. 7.4 «Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 837, п. 16 постановления Правительства Ставропольского края от 29.07.2011 №-301-п «О Порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания в отношении государственных учреждений Ставропольского края», Порядка определения расчетно-нормативных затрат на выполнение подведомственными министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края государственными учреждениями (лесхозами) государственной работы «Охрана, защита, воспроизводство лесов и лесных насаждений, агролесомелиорация и благоустройство территорий на землях лесного фонда и землях иных категорий» и «Порядка определения расчетно-нормативных затрат на содержание имущества государственных казенных учреждений (лесхозов) и государственных бюджетных учреждений (лесхозов), подведомственных министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края», утвержденных приказом Минприроды края от 01.02.2012 № 24, а также условиями Соглашения от 27.12.2018, заключенного между Минприроды СК и Учреждением, судья районного суда пришел к следующим выводам:

часть средств федерального бюджета, предоставленных в виде субвенций Минприроды СК из нераспределенного резерва субвенций на финансовое обеспечение расходов на проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в части уборки неликвидной древесины и распределенных в качестве субсидии Учреждению, то есть имеющих целевое назначение, были израсходованы должностным лицом – директором Учреждения Санюковичем И.Н. с нарушением принципа адресности и целевого характера использования бюджетных средств, определенного ст. 38 БК РФ, что в соответствии со ст. 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств;

согласно должностной инструкции директора Учреждения от 20.06.2018 № 01на директора учреждения в числе прочего возлагаются функции общего руководства производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью учреждения, он несет ответственность, определенную, гражданским, уголовным и административным законодательством Российской Федерации, однако не проявил достаточной степени заботливости и осмотрительности и не принял всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых ст.15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, при том что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства у директора Учреждения имелась;

в действиях должностного лица - директора Учреждения
Санюковича И.Н. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

Данные выводы являются верными, подтвержденными совокупностью представленных доказательств, получивших должную правовую оценку, основанными на правильном применении и толковании судом норм материального права.

В обоснование правомерности самостоятельного перераспределения Учреждением средств субсидии на выполнение государственного задания из одной статьи затрат на другую, а именно из статьи затрат, непосредственно связанных с выполнением работ по уборке неликвидной древесины, на статью затрат на прочие общехозяйственные нужды, то есть на накладные расходы, напрямую не связанные с выполнением государственного задания (иные затраты), директором Учреждения в жалобе приведены следующие доводы:

поскольку п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ) установлен запрет на распоряжение бюджетным учреждением без согласия собственника только недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным им за счет средств, выделенных учредителем, а остальным имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, включая денежные средства, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, то последнее, по мнению заявителя, вправе распоряжаться и остатками средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания по собственному усмотрению;

ссылаясь требования, установленные действующим в проверяемый период Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2019 № 81н (далее – Требования № 81н), указывает, что расходы бюджетного учреждения, источником которых является субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, определяются в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения (далее – План ФХД), составляемом и утверждаемом в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, однако Требованием
№ 81н не установлены нормы, в силу которых плановые показатели по выплатам, отраженным в Плане ФХД, должны соответствовать по объему и назначенным нормативным затратам, учтённым при расчете субсидии на выполнение государственного задания;

ссылаясь на письмо Министерства финансов России от 29.04.2016 № 02-03-06/25186, указывает, что бюджетное учреждение при составлении Плана ФХД вправе самостоятельно перераспределять средства субсидии на выполнение государственного задания по видам расходов в зависимости от потребностей бюджетного учреждения; поскольку понятие «нецелевое использование бюджетных средств», данное в ст. 306.4 БК РФ и ст. 15.14 КоАП РФ, не относится к использованию средств субсидии на выполнение государственного задания, то ни само бюджетное учреждение ни его должностных лиц к административной ответственности за нецелевое использование средств субсидии привлечь нельзя;

ссылаясь на письмо Министерства финансов России от 29.01.2013 № 0213-06/293, считает, что бюджетное учреждение вправе самостоятельно определять направления расходования средств субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий в соответствии с Планом ФХД, в том числе не в строгом соответствии с направлениями (видами расходов) и нормами расходов, учитываемых при расчете общего годового размера такой субсидии, но при обязательном условии выполнения государственного (муниципального) задания в установленные сроки, в полном объеме и с должным качеством, что имело место в рассматриваемом случае и подтверждается актом приемки выполненных работ, согласно которому по состоянию на 29.12.2019 Учреждение выполнило в полном объеме все запланированные санитарно-оздоровительные мероприятия (уборка неликвидной древесины), полностью освоив указанные денежные средства в сумме 1723241 рубль;

при условии выполнения государственного задания в полном объеме, в целях улучшения трудовых условий сотрудников в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации, директором Учреждения была использована часть накладных расходов отраженных в расчетно-технологической документации, на приобретение стройматериалов (для улучшения условий сохранности особо ценного движимого и недвижимого имущества) и прочие материальные запасы, поэтому в его действиях не содержится ненадлежащее исполнение обязанностей, выразившееся в нецелевом использовании бюджетных средств, соответственно, он привлечен к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ незаконно.

Вышеуказанные доводы заявителя жалобы отклоняются, поскольку основаны на неверном применении и толковании норм материального права и не свидетельствуют о наличии законных оснований для освобождения директора Учреждения от административной ответственности по указанной норме.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Исходя из положений п. 3 указанной статьи Закона N 7-ФЗ бюджетное учреждение осуществляет на основании государственных (муниципальных) заданий деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в
п. 1 ст. 9.2 настоящей статьи. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.

В соответствии с п. 4 ст. 69.2 БК РФ финансовое обеспечение выполнения государственных заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Объем финансового обеспечения выполнения такого государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности. По решению органа государственной власти, государственного органа (органа местного самоуправления), осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания используются нормативные затраты на выполнение работ.

С 01.01.2016 постановлением Правительства России от 26.06.2015 N 640 утвержден порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, а также федеральными казенными учреждениями, определенными правовыми актами главных распорядителей средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения.

Расходование средств субсидии на выполнение государственного задания бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности, утвержденным руководителем учреждения (далее – План ФХД), и формирует направления расходования субсидии на выполнение задания самостоятельно с учетом требований к результатам оказания государственных (муниципальных) услуг.

План ФХД, составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, в соответствии с Требованиями N 81-н (действовавшими до 01.01.2020, то есть в проверяемый период), является документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением субсидии на выполнение государственного задания.

В соответствии с п. 9 Требований N 81-н при составлении Плана ФХД на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) государственное учреждение составляет показатели данного плана исходя из предоставленной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, информации о планируемых объемах расходных обязательств, в том числе об объемах субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

В п. 12 Требований N 81н определено, что при принятии органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, решения о раздельном формировании плановых показателей по выплатам, связанным с выполнением учреждением (подразделением) государственного (муниципального) задания, объемы указанных выплат в пределах общего объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания могут рассчитываться с превышением нормативных затрат, определенных в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией в соответствии с п. 4 ст. 69.2 БК РФ.

Из материалов дела видно, что финансовое обеспечение выполнения Учреждением вышеуказанного государственного задания осуществлялось за счет средств федерального бюджета, поскольку субвенции на финансовое обеспечение расходов на проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в лесном фонде, расположенном на территории Ставропольского края, в части уборки неликвидной древесины - в сумме 16759200 рублей были выделены Минприроды СК из нераспределенного резерва на основании решения Комиссии Рослесхоза по бюджетным проектированиям расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.

Минприроды СК, являющееся органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения, в заключенном между сторонами Соглашении о предоставлении субсидии Учреждению на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 27.12.2018 (с допсоглашениями от 01.03.2019, 13.08.2019, 18.03.2019, 22.10.2019. 15.11.2018, 06.12.2019) определило объем предоставленной Учреждению субсидии (1723241 руб.), оставив за собой право изменять её размер в случае внесения изменений в государственное задание, в том числе в случае изменения показателей, характеризующих объем (содержание) оказываемых государственных услуг (выполняемых работ) (п. 2.2.1 Соглашения), а Учреждение обязалось использовать субсидию в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг (выполнения работ), определенных в государственном задании (п. 2.3.1 Соглашения) и нести ответственность за несоблюдение условий Соглашения (раздел 3 Соглашения).

В материалах дела отсутствуют доказательства принятии органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя – Минприроды СК, решения о раздельном формировании плановых показателей по выплатам, связанным с выполнением Учреждением государственного задания.

С учетом изложенного, довод привлекаемого должностного лица о том, что при составлении Плана ФХД Учреждение было вправе самостоятельно перераспределять средства субсидии на выполнение государственного задания по видам расходов в зависимости от потребности бюджетного учреждения, поэтому включило в расчет стоимости работ на проведение в лесах санитарно-оздоровительных мероприятий накладные расходы в сумме 317467,17 рублей - нельзя признать законным и обоснованным.

Соответственно, незаконным является и направление директором Учреждения необоснованно рассчитанных накладных расходов на иные нужды Учреждения, не предусмотренные государственным заданием.

Направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств (п. 1 ст. 306.4 БК РФ).

Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

С учётом приведенных доказательств директор Учреждения Санюковича И.Н. обоснованно признан виновным в совершении административного правонарушения и его действия по ст. 15.14 КоАП РФ квалифицированы правильно.

Доводы Санюковича И.Н., изложенные в жалобе, фактически сводятся к переоценке доказательств, которым в судебном решении дана оценка и не указывают на её ошибочность по мотиву неправильного применения судьёй норм материального и процессуального права. Кроме того, данные доводы жалобы были предметом проверки судьи районного суда, получили надлежащую оценку в обжалуемом решении и оснований для её переоценки не имеется.

Каких-либо нарушений закона, влекущих отмену или изменение решения судьи районного суда, не усматривается.

С учётом изложенных обстоятельств, обжалуемое решение судьи надлежит оставить без изменения, а жалобу Санюковича И.Н. - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 30.7-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление судьи Ипатовского районного суда Ставропольского края от 16 сентября 2020 года, вынесенное в отношении директора государственного бюджетного учреждения Ставропольского края «Ипатовский лесхоз» Санюковича И.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Санюковича И.Н. - без удовлетворения.

Судья

Ставропольского краевого суда О.В. Загорская