НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ставропольского краевого суда (Ставропольский край) от 18.06.2020 № 3А-202/20

Дело № 3а–202/2020

УИД 26 ОS0000-04-2020-000068-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ставрополь 18 июня 2020 года

Ставропольский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Товчигречко М.М.,

при секретаре судебного заседания Гапот Н.А.,

с участием: представителя административного истца С.В.Г.,

прокурора отдела прокуратуры Ставропольского края Б.В.В.,

представителя Министерства имущественных отношений Ставропольского края М.К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Б.М.В., Ч.О.Б., С.В.А., С.С.А., Н.В.И., Х.А.З., К.О.С., У.С.Ю., Д.Х.У., Д.К.Г., С.Т.В., М.Л.Ф., Б.С.В., Д.Д.А., С.Л.Н., М.Г.П., С.В.И., Г.Г.Н., А.К.Д., Ф.С.В., М.С.С., Д.О.А. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании нормативного правового акта недействующим в части,

установил:

Б.М.В., Ч.О.Б., С.В.А., С.С.А., Н.В.И., Х.А.З., К.О.С., У.С.Ю., Д.Х.У., Д.К.Г., С.Т.В., М.Л.Ф., Б.С.В., Д.Д.А., С.Л.Н., М.Г.П., С.В.И., Г.Г.Н., А.К.Д., Ф.С.В., М.С.С., Д.О.А., от имени которых действует по доверенности представитель С.В.Г., обратились в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании недействующим со дня принятия пунктов 4854-4880, 4882, 4883, 4885-4894, 4896, 4897, 4903, 4905, 4906, 4909-4912, 4914, 4918, 4921, 4922, 4924-4927, 4929-4937, 4940, 4943-4945, 4948, 4950 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.12.2017 года № 1122; пунктов 3005, 3007, 3008, 3011-3014, 3016, 3020, 3023, 3024, 3026-3029, 3031-3039, 3042, 3045-3047, 3051-3053, 3055, 3056, 3058-3067, 3069, 3070, 3072-3086, 3091, 3095, 3101-3109 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28.12.2018 года № 985; пунктов 1801, 6430, 6432, 6433, 6436-6439, 6441, 6445, 6448, 6449, 6451, 6452, 6453, 6454, 6456-6464, 6467, 6470-6472, 6475-6477, 6479, 6480, 6482-6491, 6493, 6494, 6496, 6497-6510, 6515, 6517-6525 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.12.2019 года № 1317.

В обоснование административных исковых требований указано, что Б.М.В. принадлежат на праве собственности следующие объекты недвижимости: нежилые помещения в литере В №№ 6,27-30, общей площадью 94,9 кв.м., кадастровый номер …., основанием для осуществления государственной регистрации права явился договор купли- продажи недвижимости № … от 03.08.2010 г.; нежилые помещения в литере В №№ 3-5,31-33, общей площадью 93.3 кв.м., кадастровый номер …., договор купли - продажи недвижимости № … от 03.08.2010 г.

Чулкова О.Б. является собственницей следующих объектов недвижимости: нежилые помещения №№ 195,196, общей площадью 24,5 кв.м., этаж 4, кадастровый номер …., основание для осуществления государственной регистрации права - договор купли- продажи недвижимости от 20.03.2014 г.; нежилые помещения №№ 184,185, общей площадью 20,4 кв.м., этаж 4, кадастровый номер ….., договор купли- продажи недвижимости от 20.03.2014 г.; нежилые помещения №№ 188-190, общей площадью 23,7 кв.м., этаж 4. кадастровый номер ….., договор купли- продажи недвижимости от 20.03.2014 г.; нежилые помещения №№ 182,183, общей площадью 19 кв.м., этаж 4, кадастровый номер …., договор купли-продажи недвижимости от 20.03.2014 г.; нежилые помещения №№ 244,245, общей площадью 14,7 кв.м.. этаж 4, кадастровый номер ….., договор купли- продажи недвижимости от 20.03.2014 г.; нежилые помещения №№ 246,247, общей площадью 15,8 кв.м., этаж 4, кадастровый номер ….., договор купли-продажи недвижимости от 20.03.2014 г.; нежилые помещения №№ 238,239, общей площадью 19,1кв.м., этаж 4, кадастровый номер ….., договор купли-продажи недвижимости от 20.03.2014 г.; нежилые помещения №№ 191,192, общей площадью 25.7 кв.м., этаж 4, кадастровый номер ….., договор купли- продажи недвижимости от 20.03.2014 г.; нежилые помещения №№ 180,181, общей площадью 19 кв.м., этаж 4, кадастровый номер …., договор купли-продажи недвижимости от 20.03.2014 г.; нежилые помещения №№ 186,187, общей площадью 18,8 кв.м., этаж 4, кадастровый номер ….., договор купли-продажи недвижимости от 20.03.2014 г.; нежилые помещения №№ 193,194, общей площадью 25,4 кв.м., этаж 4, кадастровый номер ….., договор купли- продажи недвижимости от 20.03.2014 г.; нежилые помещения №№ 234,235, общей площадью 19,5 кв.м.. этаж 4, кадастровый номер ….., Договор купли-продажи недвижимости от 02.04.2014 г.; нежилые помещения №№ 236,237, общей площадью 18.4 кв.м., этаж 4, кадастровый номер ….., договор купли-продажи недвижимости от 20.03.2014 г.

С.В.А. принадлежат на праве собственности следующие объекты недвижимого имущества: нежилые помещения в литере В №№ 294-303, общей площадью 142,5 кв.м., этаж 5, кадастровый номер ….., основанием для осуществления государственной регистрации права явился Договор купли-продажи недвижимости № ….. от 17.09.2013 г.; нежилое помещение № 304, общей площадью 7,3 кв.м., этаж 5, кадастровый номер ….., договор купли-продажи недвижимости № …. от 17.09,2013 г., решение собственника от 19.10.2013 г.; нежилое помещение № 325,326, общей площадью 55 кв.м., этаж: надстроенный этаж, кадастровый номер ….., договор купли- продажи недвижимости № 43 от 17.09.2013 г., решение собственника от 19.10.2013 г., решение собственника о разделе объекта недвижимости от 04.03.2015 г.; нежилое помещение № 41,1, общей площадью 32,8 кв.м., этаж 1, подвал, кадастровый номер ….., договор купли-продажи недвижимости № 43 от 17.09.2013 г., решение собственника от 19.10.2013 г.; нежилые помещения № 56-59, общей площадью 44,1 кв.м., этаж 2, кадастровый номер ….., договор купли-продажи недвижимости № 43 от 17.09.2013 г., решение собственника от 19.10.2013 г.; нежилые помещения № 47-50, общей площадью 36,1 кв.м., этаж 2, кадастровый номер …., договор купли-продажи недвижимости № 43 от 17.09.2013 г.. решение собственника от 19.10.2013 г.; нежилые помещения № 54,55, общей площадью 23,1 кв.м., этаж 2, кадастровый номер 26:12:012210:1368, договор купли-продажи недвижимости № 43 от 17.09.2013 г., решение собственника от 19.10.2013 г..

С.С.А. принадлежат на праве собственности: нежилые помещения №№ 252,269,272-291,305-324, общей площадью 488,2 кв.м., этаж 05, кадастровый номер …., основанием для осуществления дарственной регистрации права явился Договор купли-продажи недвижимости № 41 от 17.09.2013 г., решение собственника от 20.10.2013 г.; нежилые помещения №№ 270,271, общей площадью 41,5 кв.м., этаж 05, кадастровый номер …., договор купли-продажи недвижимости № 41 от 17.09.2013 г., решение собственника от 20.10.2013 г.; нежилые помещения №№ 265-268, общей площадью 44 кв.м., этаж 05, кадастровый номер …., договор купли-продажи недвижимости № 41 от 17.09.2013 г., решение собственника от 20.10.2013 г.; нежилые помещения №№ 253,254, общей площадью 16.4 кв.м., этаж 05, кадастровый номер …., договор купли-продажи недвижимости № 41 от 17.09.2013 г., решение собственника от 20.10.2013 г.; нежилые помещения №№ 255,256, общей площадью 16.8 кв.м.. этаж 05, кадастровый номер ….., договор купли-продажи недвижимости № 41 от 17.09.2013 г., решение собственника от 20.10.2013 г.; нежилые помещения №№ 261-264, общей площадью 46,1 кв.м., этаж 05, кадастровый номер ….., договор купли-продажи недвижимости № 41 от 17.09.2013 г., решение собственника от 20.10.2013 г.; нежилые помещения №№ 257-260, общей площадью 36.2 кв.м., этаж 05, кадастровый номер ……, договор купли-продажи недвижимости № 41 от 17.09.2013 г., решение собственника от 20.10.2013 г.; нежилые помещения №№ 248,249, общей площадью 18.2 кв.м., этаж 4, кадастровый номер ….., договор купли-продажи недвижимости № 42 от 17.09.2013 г., решение собственника от 21.10.2013 г.; нежилые помещения №№ 198,199, общей площадью 46,2 кв.м., этаж 4, кадастровый номер ……, договор купли-продажи недвижимости № 42 от 17.09.2013 г., решение собственника от 21.10.2013 г.; нежилые помещения №№ 200,201, общей площадью 24,6 кв.м., этаж 4, кадастровый номер ….., договор купли-продажи недвижимости № 42 от 17.09.2013 г., решение собственника от 21.10.2013 г.; нежилые помещения №№ 202,203, общей площадью 23.9 кв.м., этаж 4, кадастровый номер …., договор купли-продажи недвижимости № 42 от 17.09.2013 г., решение собственника от 21.10.2013 г.; нежилые помещения №№ 204,205, общей площадью 24,6 кв.м., этаж 4; кадастровый номер ….., договор купли-продажи недвижимости № 42 от 17.09.2013 г., решение собственника от 21.10.2013 г.; нежилые помещения №№ 206,207, общей площадью 21,6 кв.м., этаж 4, кадастровый номер …., договор купли-продажи недвижимости № 42 от 17.09.2013 г., решение собственника от 21.10.2013 г.; нежилые помещения №№ 208,209, общей площадью 25.2 кв.м., этаж 4, кадастровый номер ….., договор купли-продажи недвижимости № 42 от 17.09.2013 г., решение собственника от 21.10.2013 г.; нежилые помещения №№ 210,211, общей площадью 25,5 кв.м., этаж 4, кадастровый номер ….., договор купли-продажи недвижимости № 42 от 17.09.2013 г., решение собственника от 21.10.2013 г.; нежилые помещения №№ 61,62, общей площадью 41,5 кв.м., этаж 2, кадастровый номер ….., договор купли-продажи недвижимости № 51 от 17.09.2013 г.; нежилые помещения №№ 100-102, общей площадью 30,9 кв.м., этаж 2, кадастровый номер ….., договор купли-продажи недвижимости № 50 от 17.09.2013 г.; нежилые помещения №№ 66-68, общей площадью 44 кв.м., этаж 2, кадастровый номер ….., договор купли-продажи недвижимости № 53 от 17.09.2013 г.; нежилые помещения №№ 97-99, общей площадью 35,5 кв.м., этаж 2, кадастровый номер ….., договор купли-продажи недвижимости № 47 от 17.09.2013 г.; нежилые помещения №№ 94-96, общей площадью 34,8 кв.м., этаж 2, кадастровый номер ….., договор купли-продажи недвижимости № 52 от 17.09.2013 г.; нежилые помещения №№ 72-74, общей площадью 43,4 кв.м., этаж 2, кадастровый номер …., договор купли-продажи недвижимости № 49 от 17.09.2013 г.; нежилые помещения №№ 75-77, общей площадью 45,1 кв.м., этаж 2, кадастровый номер …., договор купли-продажи недвижимости № 48 от 17.09.2013 г.; нежилые помещения №№ 117-119, литер В, общей площадью 44,3 кв.м., этаж 3, кадастровый номер …., договор купли-продажи недвижимости 25.11.2015 г.

Н.В.И. принадлежат на праве собственности нежилые помещения №№ 10,14-16,19, лит. В, общей площадью 117,6 кв.м., этаж 1, кадастровый номер …, основанием для осуществления государственной регистрации права явился договор купли-продажи недвижимости № 6 от 05.08.2010 г.

Х.А.З. принадлежат на праве собственности нежилые помещения №№ 8,20-23, лит. В, общей площадью 95.4 кв.м., этаж 1, кадастровый номер …., договор купли-продажи недвижимости от 07.11.2015 г.

К.О.С. принадлежат на праве собственности нежилые помещения №№ 137,138, общей площадью 25,1 кв.м., этаж 03, кадастровый номер …., договор купли-продажи недвижимости от 25.04.2018 г.

У.С.Ю. принадлежат на праве собственности нежилые помещения №№ 120, 121, лит. В, общей площадью 25,3 кв.м., этаж 3, кадастровый номер …., договор купли-продажи недвижимости № 1 от 25.05.2015 г.

Д.Х.У. принадлежат на праве собственности нежилые помещения № 216,217, общей площадью 25 кв.м., этаж 4, кадастровый номер …., договор купли-продажи недвижимости № 42 от 17.11.2014 г.

Д…К.Г. принадлежат на праве собственности нежилые помещения №№ 158-160, лит. В, общей площадью 35,6 кв.м., этаж 3, кадастровый номер …., договор купли- продажи недвижимости от 11.12.2013 г.

С.Т.В. принадлежат на праве собственности нежилые помещения №№ 11-13, лит. В, общей площадью 101,8 кв.м., этаж 1, кадастровый номер …. (предыдущий УН ….), договор купли-продажи недвижимости № 4 от 04.08.2010 г.

М.Л.Ф. принадлежат на праве собственности: нежилые помещения №№ 336-337, общей площадью 28,6 кв.м., этаж 1, кадастровый номер …. (предыдущий УН …), договор продажи недвижимого имущества от 07.05.2013 г.; нежилые помещения №№89-91, общей площадью 32,4 кв.м., этаж 2, кадастровый номер …. (предыдущий УН ….). Договор купли- продажи недвижимости № 40 от 16.09.2013 г.; нежилые помещения №№ 83-88, общей площадью 150 кв.м., этаж 2, кадастровый номер …. (предыдущий УН ….), договор купли-продажи недвижимости № 35 от 27.06.2013 г.

Б.С.В. принадлежат на праве собственности: нежилые помещения №№ 167,168, общей площадью 18,8 кв.м., этаж 3, кадастровый номер …., договор купли-продажи недвижимости от 10.12.2015 г.; нежилые помещения №№ 122,123, литер В, общей площадью 24 кв.м., этаж 3, кадастровый номер …., договор купли- продажи недвижимости от 11.12.2015 г.; нежилые помещения №№ 133,134, общей площадью 21,3 кв.м., этаж 3, кадастровый номер ….., договор купли- продажи недвижимости от 26.04.2019 г.; нежилые помещения №№109,110, общей площадью 19,1 кв.м., этаж 3, кадастровый номер ….., договор купли-продажи недвижимости от 28.03.2019 г.

Д.Д.А. принадлежат на праве собственности нежилые помещения №№ 161,162, лит. В, общей площадью 19,6 кв.м., этаж 3, кадастровый номер …. (предыдущий УН ….), договор купли-продажи недвижимости № 16 от 14.02.2011 г.

С.Л.Н. принадлежат на праве собственности нежилые помещения №№ 63-65, общей площадью 43,8 кв.м., этаж 2, кадастровый номер …. (предыдущий УН …), договор продажи движимого имущества № 33 от 24.12.2013 г.

М.Г.П. принадлежат на праве собственности нежилые помещения №№ 69-71, общей площадью 46 кв.м., этаж 2, кадастровый номер … (предыдущий УН …), договор продажи недвижимого имущества № 35 от 12.08.2013 г.

С.В.И. принадлежат на праве собственности нежилые помещения №№92,93, общей площадью 17 кв.м., этаж 2, кадастровый номер …, договор продажи недвижимого имущества № 1 от 27.03.2018 г.

Г.Г.Н. принадлежат на праве собственности нежилые помещения №№ 43-46, общей площадью 33,3 кв.м., этаж 2, кадастровый номер …, договор продажи недвижимого имущества от 08.04.2015 г.

А.К.Д. принадлежат на праве собственности: нежилые помещения №№ 242,243, общей площадью 19,4 кв.м., этаж 04, кадастровый номер …., договор купли-продажи недвижимости от 26.03.2014 г.; нежилые помещения №№ 240,241, общей площадью 19,2 кв.м., этаж 04, кадастровый номер …, договор купли-продажи недвижимости от 26.03.2014 г.

Ф.С.В. принадлежат на праве собственности нежилые помещения №№ 221, 226-230, литер В, общей площадью 153,1 кв.м., этаж 4, кадастровый номер …, договор продажи недвижимого имущества от 04.12.2014 г.

М.С.С. принадлежат на праве собственности нежилые помещения №№ 329-335, общей площадью 149,3 кв.м., этаж 1, кадастровый номер …, договор продажи недвижимого имущества от 18.05.2016 г.

Д.О.А. принадлежат на праве собственности: нежилые помещения №№ 231-233, общей площадью 35,7 кв.м., этаж 4, кадастровый номер …., договор купли-продажи недвижимости от 20.03.2014 г.; нежилые помещения №№ 218,219, общей площадью 24,3 кв.м., этаж 4, кадастровый номер …., договор купли-продажи недвижимости от 20.03.2014 г.

Все указанные помещения имеют назначение - нежилое, находятся в нежилом здании, наименование: офисно-торговый центр, площадью 4760,5 кв.м., с кадастровым номером …, по адресу: …..

В соответствии с постановлением администрации г.Ставрополя Ставропольского края № 1616 от 15.06.2010 г. «О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «…. земельного участка под асфальтным замощением, водонагревательной по проезду …., почтовый адрес земельного участка с находящимися на нем объектами недвижимости (литер А № 15) с … изменен на № 8 по проезду ….

Нежилое здание с кадастровым номером …. располагается в границах земельного участка с кадастровым номером ….., назначение: земли поселений (земли населенных пунктов), вид разрешенного использования: под асфальтовым замощением, водонагревательной, уточненная площадь 3 218 кв.м., принадлежащего административным истцам на праве аренды.

Налог на имущество физических лиц за 2018-2020 г.г. за вышеуказанные нежилые помещения, расположенные в здании с кадастровым номером …. по адресу: …. налоговой базой для начисления налога явилась кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, по Ставропольскому краю на 2015 год, что подтверждается налоговыми уведомлениями.

Основание расчета налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости за 2018 год явился Приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.12.2017 № 1122 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год», за 2019 год - Приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28.12.2018 № 985 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», за 2020 год - Приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.12.2019 № 1317 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» по включению здания с кадастровым номером …. и находящихся в нем нежилых помещений в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость.

По мнению административных истцов, указанные объекты недвижимости, включенные в Перечни, не обладают признаками объекта налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с чем, включение их в Перечни противоречит приведенному законоположению и нарушает права и законные интересы административных истцов в сфере экономической деятельности, поскольку незаконно возлагает на них обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.

В судебном заседании представитель административных истцов С.В.Г. заявленные в иске требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика – Министерства имущественных отношений Ставропольского края М.К.С. требования административного иска не признала, пояснила, что оспариваемые приказы приняты в рамках компетенции Министерства имущественных отношений Ставропольского края, не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Представители заинтересованных лиц – администрации города Ставрополя, Управления Росреестра по Ставропольскому краю в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.

В возражениях на административный иск заинтересованное лицо – Управление Росреестра по Ставропольскому краю просило рассмотреть административное исковое заявление в соответствии с действующим законодательством, в отсутствие представителя.

В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся в судебное заседание вышеуказанных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по административному делу, проверив приказы в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Б.В.В., полагавшей административные исковые требования обоснованными, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из материалов административного дела следует, что спорные объекты недвижимого имущества находятся в собственности административных истцов. Таким образом, административные истцы, являясь собственниками нежилых зданий, вправе обжаловать данные постановления, затрагивающие их законные права в части установления размера налоговых платежей за недвижимое имущество.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при издании оспариваемых приказов Министерства имущественных отношений Ставропольского края, суд установил следующее.

27 декабря 2017 года министерством имущественных отношений Ставропольского края принят приказ № 1122 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год».

28 декабря 2018 года министерством имущественных отношений Ставропольского края принят приказ № 985 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год».

27 декабря 2019 года Министерством имущественных отношений Ставропольского края принят приказ № 1317 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

В утвержденные данными приказами Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, включены объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: …..

Закон Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края» в статье 1 установил, что официальным опубликованием правового акта Ставропольского края является размещение полного текста в газете «Ставропольская правда» с пометкой «Официальное опубликование», и (или) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), и (или) «Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края» (www.pravo.stavregion.ru).

Вышеуказанные оспариваемые приказы Министерства имущественных отношений Ставропольского края опубликованы в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края» - www/pravo.stavregion.ru, что является надлежащим опубликованием.

При таких обстоятельствах, оспариваемые в части нормативные акты опубликованы и введены в действие в соответствии с требованиями закона Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края», пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Состав сведений, включенных в данные Перечни объектов недвижимого имущества, соответствует требованиям, определенным приказом Федеральной Налоговой Службы России от 28 ноября 2014 года №ММВ-7-11/604@ «Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 м 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме».

В соответствии с пунктами 16.1 – 16.3 Положения о Министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 6 марта 2012 года №137, Министерство имущественных отношений является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по реализации статьи 378 Налогового кодекса Российской Федерации об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

На основании изложенного суд приходит к выводу о соблюдении Министерством имущественных отношений Ставропольского края порядка принятия оспариваемых нормативных правовых актов, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу, что не оспаривается административными истцами.

Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при принятии оспариваемого приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края, которым урегулированы общественные отношений в сфере налогообложения, суд пришел к следующему выводу.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам сов местного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Особенности определения налоговой базы установлены федеральным законодателем в статье 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период Перечень объектов недвижимого имущества, указанный в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

На основании приведенных норм права субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества. К полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено определение не позднее 1-го числа очередного налогового периода перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и физических лиц определяется как кадастровая стоимость.

Абзацами 1, 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 данного кодекса.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Статьей 402 Налогового Кодекса Российской Федерации (в редакции от 4 октября 2014 года № 284-ФЗ, вступившего в законную силу с 1 января 2015 года) законодательным (представительным) органам государственной власти субъекта Российской Федерации предписано в срок до 1 января 2020 года определить единую дату начала применения на территории субъекта порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Законом Ставропольского края от 5 ноября 2015 года № 109-кз «Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» такая дата определена – с 1 января 2016 года.

Законом Ставропольского края от 28 ноября 2014 года № 104-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О налоге на имущество организаций», вступившим в законную силу с 1 января 2015 года, внесены дополнения в статью 1.1 Закона Ставропольского края от 26 ноября 2003 года № 44-кз, в соответствии с которой налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещения в них;

2) нежилые помещения общей площадью свыше 250 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.

Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, перечень которых устанавливается Министерством имущественных отношений Ставропольского края.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

На основании приведенных выше норм федерального закона и законов Ставропольского края, как субъекта Российской Федерации, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении торговых центров (комплексов), нежилых помещений площадью свыше 250 кв.м., предусматривающих размещение торговых объектов в них, либо фактически использующихся для размещения торговых объектов, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

- нежилое помещение площадью свыше 250 кв.м. предназначено для размещения торговых объектов или фактически используется для размещения торговых объектов.

Таким образом, отнесение недвижимого имущества к торговому центру (комплексу) и (или) нежилому помещению, предназначенному для размещения торговых объектов или фактически использующихся для размещения торговых объектов на территории Ставропольского края, осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен торговый центр (комплекс) и (или) предназначения нежилого помещения для размещения торговых объектов или фактически использующихся для размещения торговых объектов.

В ходе судебного разбирательства установлено, что все спорные помещения имеют назначение - нежилое, находятся в нежилом здании с кадастровым номером ….., наименование: офисно - торговый центр, площадью 4 760,5 кв.м., по адресу: ….

Нежилое здание с кадастровым номером …. располагается в границах земельного участка с кадастровым номером …., назначение: земли поселений (земли населенных пунктов), вид разрешенного использования: под асфальтовым замощением, водонагревательной, уточненная площадь 3 218 кв.м., принадлежащего административным истцам на праве аренды.

Указанный вид разрешенного использования земельного участка не свидетельствует о том, что на таком земельном участке возможно расположение исключительно торговых объектов. Включение принадлежащих административным истцам объектов в оспариваемые Перечни не обусловлено фактическим использованием этого объекта недвижимости.

Согласно техническому паспорту от 16.04.2010 г. общая площадь недвижимого имущества составляет 4 760,5 кв.м и состоит из основного строения лит. В, пяти этажей, помещений под пом. № 2,37,41, надстройки над лит В, балкона. При этом, на экспликации к поэтажным планам строения отображено количество помещений с их назначением: основные и вспомогательные, а также площадь, которую они составляют.

Соласно техническому паспорту на здание офисно-торгового центра от 16.04.2010 г. площадь здания составляет 4 760,5 кв.м., площадь здания, используемая для осуществления торговой деятельности расположена только на 1 этаже и составляет 511 кв.м. - 10,73 % от общей площади здания

Само здание и нежилые помещения, расположенные в нем, используются в качестве складских помещений.

Таким образом, техническим паспортом подтверждается, что площадь здания, используемая под торговые помещения, составляет менее 20% общей площади и, в связи с этим, не обладает признаками объекта, указанного в п. 1.2 Закона Ставропольского края № 44-кз «О налоге на имущество организаций» и в ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Само по себе наименование здания «офисно-торговый центр», указанное в ЕГРН, не является основанием для включения здания в оспариваемые перечни, оно не может быть отнесено к объектам, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доказательств фактического использования всего спорного здания в целях размещения торговых объектов в материалах дела не имеется. Мероприятий по определению фактического использования здания и помещений в нем на день утверждения Перечней не проводилось.

Кроме того, все помещения в здании, включенные в Перечни, площадью менее 250 кв.м.

Учитывая изложенное, а также предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий, неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового Кодекса Российской Федерации), спорное нежилое здание подлежит исключению из Перечней, поскольку на период рассмотрения судом настоящего административного иска, находящиеся в собственности административных истцов объекты недвижимости не соответствуют критериям, поименованным в статье 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, требования административных истцов в части необоснованности включения в Перечни на 2018-2020 годы спорных объектов недвижимости подлежат удовлетворению.

Разрешая иск в части даты признания оспариваемых нормативных актов недействующими, суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативно-правовых актов со дня их принятия по следующим основаниям.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.

В данном случае, включение спорных объектов в Перечни произведены в целях налогообложения на 2018, 2019, 2020 годы обязанность по уплате налога сохраняется.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на один год – 2018, 2019, 2020), признание отдельных его положений недействующими с момента принятия нормативного правового акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административных истцов в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 208, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Б.М.В., Ч.О.Б., С.В.А., С.С.А., Н.В.И., Х.А.З., К.О.С., У.С.Ю., Д.Х.У., Д.К.Г., С.Т.В., М.Л.Ф., Б.С.В., Д.Д.А., С.Л.Н., М.Г.П., С.В.И., Г.Г.Н., А.К.Д., Ф.С.В., М.С.С., Д.О.А. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании нормативного правового акта недействующим в части – удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2017 года №1122 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год», в части включения в пункты 4854-4880, 4882, 4883, 4885-4894, 4896, 4897, 4903, 4905, 4906, 4909-4912, 4914, 4918, 4921, 4922, 4924-4927, 4929-4936, 4937, 4940, 4943-4945, 4948, 4950 объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами ….., расположенных по адресу: …….

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2018 года №985 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», в части включения в части включения в пункты 3005, 3007, 3008, 3011-3014, 3016, 3020, 3023, 3024, 3026-3029, 3031-3039, 3042, 3045-3047, 3051-3053, 3055, 3056, 3058-3067, 3069, 3070, 3072-3086, 3091, 3095, 3101-3109 объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами …., расположенных по адресу: …….

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 года № 1317 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», в части включения в части включения в пункты 1801, 6430, 6432, 6433, 6436-6439, 6441, 6445, 6448, 6449, 6451, 6452, 6453, 6454, 6456-6464, 6467, 6470-6472, 6475-6477, 6479, 6480, 6482-6491, 6493, 6494, 6496, 6497-6510, 6515, 6517-6525 объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами ……, расположенных по адресу: …..

Министерству имущественных отношений Ставропольского края опубликовать сообщение о настоящем судебном решении в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте, на котором были опубликованы оспоренные нормативные правовые акты.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский краевой суд.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 25.06.2020 года.

Председательствующий судья М.М. Товчигречко