НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ставропольского краевого суда (Ставропольский край) от 18.05.2020 № 3А-343/19

Дело № 3а–42/2020

УИД 26 ОS0000-04-2019-000282-78

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ставрополь 18 мая 2020 года

Ставропольский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Товчигречко М.М.,

при секретаре судебного заседания Гапот Н.А.,

с участием: прокурора отдела прокуратуры Ставропольского края С.О.Г.,

представителя административного истца Д.Б.А.,

представителя Министерства имущественных отношений Ставропольского края М.К.С.,

представителя администрации г.Буденновска П.О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Н.Э.Л. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании нормативного правового акта недействующим в части,

установил:

Н.Э.Л. обратился в Ставропольский краевой суд с административным иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании недействующим со дня принятия Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24 декабря 2014 года №329 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость», в части включения в пункты 128, 129, 130 объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами …., …., …., расположенных по адресу: ……; исключении из Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24 декабря 2014 года №329, объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами ….., …., …..

В обоснование административных исковых требований указано, что Н.Э.Л. на праве собственности принадлежали объекты недвижимости с кадастровыми номерами …., ….., …..

На основании соглашения об оставлении предмета залога (имущества) за собой от 16 февраля 2018 года произошел переход права собственности на указанные объекты от административного истца к ПАО «Восточный экспресс банк».

Согласно налоговому уведомлению № 35280301 от 14 июля 2018 года ФИО1 начислен налог на имущество физических лиц с кадастровыми номерами …., ….., …...

Налоговой базой для начисления налога явилась кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества.

Основанием расчета налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости явилось решение Министерства имущественных отношений Ставропольского края по включению объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами ….., ….., ….. в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, согласно приказа № 329 от 24 декабря 2014 года «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость».

По мнению административного истца, критерии, указанные в ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для внесения спорных объектов недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, отсутствуют.

Объекты недвижимости с кадастровыми номерами ….., ….., ……. являются нежилыми, предназначены и фактически используются как склад.

Административный истец считает, что необоснованное включение спорных объектов в Перечень нарушает его права, свободы и законные интересы на уплату законно установленных и экономически обоснованных налогов и сборов.

В судебном заседании представитель административного истца Д.Б.А. заявленные в иске требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика – Министерства имущественных отношений Ставропольского края М.К.С. требования административного иска не признала, поддержала письменные возражения на административный иск, пояснила, что оспариваемый приказ принят в рамках компетенции Министерства имущественных отношений Ставропольского края, не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно сведениям ЕГРН объекты недвижимости с кадастровыми номерами …., ….., ….. расположены на земельных участках с кадастровыми номерами ….., …., …… с видом разрешенного использования «под торгово-развлекательный комплекс», что является основанием для включения в указанный Перечень в соответствии с п. 1 ч. 1 и п. 1 ч. 4 ст. 378.2 НК РФ, поскольку вид разрешенного использования земельных участков, на которых расположены спорные объекты, предусматривают размещение торговых объектов.

Представитель администрации г.Буденновска П.О.В. просила отказать в удовлетворении иска, поддержала доводы, изложенные в возражениях, в которых указано, что спорные объекты недвижимости расположены на земельных участках с видом разрешенного использования «под торгово-развлекательный комплекс».

Согласно Правилам землепользования и застройки города Буденновска указанные земельные участки находятся в территориальной зоне ОД-1 (зона делового назначения). Правилами не предусмотрено использование объектов недвижимости, расположенных в территориальной зоне ОД-1, в качестве склада. В связи с чем, администрация считает доводы административного истца о незаконности Приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24 декабря 2014 года № 329 в части пунктов 128, 129, 130 несостоятельными.

Н.Э.Л. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по административному делу, проверив приказ в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора С.О.Г., полагавшей, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется, суд приходит к следующим выводам.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно представленному в материалы дела незаверенному свидетельству о государственной регистрации права 26-АИ 823165 от 24 июня 2014 года Н.Э.Л. являлся собственником объекта недвижимости с кадастровым номером …., наименование: нежилое здание, назначение: нежилое, общая площадь 1456.8 кв.м., Литер А, этажность: 2, подземная этажность: 1, адрес (местоположение): …., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24 июня 2014 года сделана запись регистрации № ……1, документы-основания: договор купли-продажи от 10 июня 2014 года.

Свидетельством о государственной регистрации права ….от 12 декабря 2014 года, не заверенным надлежащим образом, подтверждается, что Н.Э.Л. являлся собственником объекта недвижимости с кадастровым номером …., наименование: здание, назначение: нежилое, общая площадь 1463.3 кв.м., Литер Б, этажность: 2, подземная этажность: 1, адрес (местоположение): ….., запись регистрации № ….. сделана в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22 октября 2012 года, документы-основания: кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 20 сентября 2012 года, выданный филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю; разрешение на строительство № ….. от 17 апреля 2012 года, решение на ввод объекта в эксплуатацию №……. от 01 августа 2012 года, выданные администрацией муниципального образования города Буденновска Ставропольского края.

Из свидетельства о государственной регистрации права ….. от 12 декабря 2014 года, не заверенным надлежащим образом, усматривается, что Н.Э.Л. на праве собственности принадлежал объект недвижимости с кадастровым номером …., наименование: нежилое здание, назначение: нежилое, общая площадь 2702.8 кв.м., Литер В, этажность: 1, адрес (местоположение): ….., запись регистрации № ……. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04 апреля 2013 года, документы-основания: решение Буденовского городского суда Ставропольского края от 26 декабря 2012 года.

16 февраля 2018 года финансовый управляющий ФИО1, именуемый в дальнейшем «Финансовый управляющий», в лице представителя И.О.В., действующей на основании решения Арбитражного суда Ставропольского края от 28 марта 2017 года по делу № А63-5264/2016, - С.В.М., действующего на основании доверенности 77АВ 4390497 от 13 февраля 2018 года, с одной стороны, ПАО «Восточный экспресс банк» (залоговый кредитор) и Н.Э.Л. (должник), с другой стороны заключили соглашение об оставлении предмета залога (имущества), в том числе объектов недвижимости с кадастровыми номерами …, …., …… за залоговым кредитором ПАО «Восточный экспресс банк».

Согласно имеющимся в материалах дела выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 21 сентября 2019 года, ПАО «Восточный экспресс банк» является правообладателем следующих объектов недвижимости: с кадастровым номером ….., назначение: нежилое здание, наименование: данные отсутствуют, вид, номер и дата государственной регистрации права: собственность, №….. от 27 февраля 2018 года; с кадастровым номером …., назначение: нежилое здание, наименование: данные отсутствуют, вид, номер и дата государственной регистрации права: собственность, №….. от 27 февраля 2018 года; с кадастровым номером ….., назначение: нежилое здание, наименование: данные отсутствуют, вид, номер и дата государственной регистрации права: собственность, №…. от 27 февраля 2018 года.

Таким образом, административный истец, являясь собственником нежилых зданий с 2014 года по 2018 год, вправе обжаловать данное постановление, затрагивающее его законные права в части установления размера налоговых платежей за недвижимое имущество.

В силу части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

В соответствии с частью 11 статьи 213 КАС РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

На момент рассмотрения заявленных административных требований Н.Э.Л. приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края № 329 от 24.12.2014 года «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость» утратил силу с 1 января 2016 года в связи с изданием приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.12.2015 года № 1540.

Согласно налоговому уведомлению № 35280301 от 14 июля 2018 года Н.Э.Л. начислен налог на имущество физических лиц – принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости с кадастровыми номерами …, …., ….. Налоговой базой для начисления налога явилась кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества.

Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт применялся в отношении административного истца, тем самым затрагивая его права и законные интересы.

Следовательно, тот факт, что оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, не может служить препятствием для его оспаривания в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и рассмотрения судом дела по существу.

В ходе судебного разбирательства установлено и усматривается из материалов дела, что Министерство имущественных отношений Ставропольского края приказом от 24.12.2014 года № 329 утвердило Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год. В пункты 128, 129, 130 Перечня включены объекты недвижимости с кадастровыми номерами …., …., …., расположенные по адресу: …...

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 33 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налоговым кодексом Российской Федерации также разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.

Статьями 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, он устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей статьей, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Объектами налогообложения для физических лиц в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации являются: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс и объект незавершенного строительства.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, когда определение налоговой базы осуществляется исходя из их инвентаризационной стоимости.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период Перечень объектов недвижимого имущества, указанный в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

На основании приведенных норм права субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено определение, не позднее 1-го числа очередного налогового периода, перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и физических лиц определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с Положением о Министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 06 марта 2012 года № 137 (Положение), Министерство имущественных отношений Ставропольского края является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, за исключением отношений, связанных с планированием, рациональным использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, а также в сфере финансового оздоровления и банкротства в пределах своей компетенции.

В подпункте 16.1 раздела 3 "Полномочия" указанного Положения установлено, что Министерство имущественных отношений определяет в соответствии со статьей 378 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направление указанного перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и его размещение на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

При таких обстоятельствах, Министерство имущественных отношений Ставропольского края, как орган исполнительной власти, наделено достаточной компетенцией и полномочиями для определения, не позднее 1-го числа очередного налогового периода, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество физических лиц на этот налоговый период определяется как их кадастровая стоимость.

С учетом изложенного, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Министерством имущественных отношений Ставропольского края с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.

Стороны не ставили под сомнение компетенцию Министерства имущественных отношений Ставропольского края на принятие оспариваемых приказов.

В соответствии с п. 13 раздела IV Положения о Министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 06 марта 2012 года №137, Министр имущественных отношений издает в пределах своей компетенции распоряжения и приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим вопросам организации министерства - приказы ненормативного характера.

Оспариваемый в части нормативный правовой акт и утвержденный им Перечень объектов недвижимого имущества были размещены на официальном сайте Министерства имущественных отношений Ставропольского края - www.pravo.stavregion.ru – 29 декабря 2014 года.

Приказом Федеральной Налоговой Службы России от 28.11.2014 года №ММВ-7-11/604@ определен состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Приложение к оспариваемому приказу Министерства имущественных отношений Ставропольского края соответствует названному приказу Федеральной Налоговой службы России.

При таких обстоятельствах, оспариваемый нормативный правовой акт введен в действие и опубликован в соответствии с требованиями Закона Ставропольского края от 18.06.2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края».

На основании изложенного, суд приходит к выводу о соблюдении Министерством имущественных отношений Ставропольского края порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу.

Указанные обстоятельства не оспариваются административным истцом.

Проверяя соответствие оспариваемых пунктов 128, 129, 130 Перечня объектов недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края № 329 от 24 декабря 2014 года, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Из содержания Закона Ставропольского края от 28 ноября 2014 года №104-кз усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость.

Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 04.10.2014 года № 284-ФЗ, вступившего в законную силу с 01.01.2015 года) законодательным (представительным) органам государственной власти субъекта Российской Федерации предписано в срок до 01 января 2020 года определить единую дату начала применения на территории субъекта порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Законом Ставропольского края от 05.11.2015 года № 109-кз "Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" такая дата определена - с 01.01.2016 года.

Законом Ставропольского края от 28.11.2014 года № 104-кз "О внесении изменений в Закон Ставропольского края "О налоге на имущество организаций", вступившим в законную силу с 01.01.2015 года, внесены дополнения в ст. 1.1 Закона Ставропольского края от 26.11.2003 года № 44-кз "О налоге на имущество организаций" - "Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества".

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В пункте 3 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в статье термина административно-деловые центры.

Так, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с п. 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

На территории Ставропольского края в соответствии со статьей 1.1 Закона Ставропольского края N 44-кз "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении следующего недвижимого имущества:

1) торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещения в них;

2) нежилые помещения общей площадью свыше 250 квадратных метров, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.

Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, перечень которых устанавливается министерством имущественных отношений Ставропольского края.

На основании приведенных выше норм федерального закона и закона Ставропольского края, как субъекта Российской Федерации, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении торговых центров (комплексов), нежилых помещений площадью свыше 250 кв. м, предусматривающих размещение торговых объектов в них, либо фактически использующихся для размещения торговых объектов, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

- нежилое помещение площадью свыше 250 кв.м. предназначено для размещения торговых объектов или фактически используется для размещения торговых объектов.

Таким образом, отнесение недвижимого имущества к торговому центру (комплексу) и (или) нежилому помещению, предназначенному для размещения торговых объектов или фактически использующихся для размещения торговых объектов на территории Ставропольского края, осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен торговый центр (комплекс) и (или) нежилое помещение предназначенному для размещения торговых объектов или фактически использующихся для размещения торговых объектов.

Из возражений и объяснений представителя административного ответчика следует, что указанные здания включены в обжалуемый Перечень по критерию, предусмотренному пунктом 1 части 1 и пунктом 1 части 4 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, то есть по виду разрешенного использования земельных участков «под торгово-развлекательный комплекс, на котором расположены спорные объекты недвижимости.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости объекты недвижимости с кадастровыми номерами …., ….. расположены на земельном участке с кадастровым номером ….., площадью 1561+/-14 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под торгово-развлекательный комплекс.

Объект недвижимости с кадастровым номером ….. расположен на земельном участке с кадастровым номером ….., …..

В соответствии с публичной кадастровой картой земельный участок с кадастровым номером …., расположенный по адресу: ….., учтенной площадью 1561 кв.м., имеет разрешенное использование: для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, по документу: под торгово-развлекательный комплекс; земельный участок с кадастровым номером ….., учтенной площадью 920 кв.м., разрешенное использование: для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, по документу: под торгово-развлекательный комплекс; земельный участок с кадастровым номером ….., учтенной площадью 4 184 кв.м., разрешенное использование: для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, по документу: под торгово-развлекательный комплекс.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права 26-АИ 823165 от 24 июня 2014 года Н.Э.Л. является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером ….., наименование: нежилое здание, назначение: нежилое, общая площадь 1456.8 кв.м., Литер А, этажность: 2, подземная этажность: 1, адрес (местоположение): …., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24 июня 2014 года сделана запись регистрации № …., документы-основания: договор купли-продажи от 10 июня 2014 года.

Свидетельством о государственной регистрации права ….. от 12 декабря 2014 года подтверждается, что Н.Э.Л. является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером …., наименование: здание, назначение: нежилое, общая площадь 1463.3 кв.м., Литер Б, этажность: 2, подземная этажность: 1, адрес (местоположение): …., запись регистрации № ….. сделана в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22 октября 2012 года, документы-основания: кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 20 сентября 2012 года, выданный филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю; разрешение на строительство № …. от 17 апреля 2012 года, решение на ввод объекта в эксплуатацию №….. от 01 августа 2012 года, выданные администрацией муниципального образования города Буденновска Ставропольского края.

Из свидетельства о государственной регистрации права …. от 12 декабря 2014 года усматривается, что Н.Э.Л. на праве собственности принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером …., наименование: нежилое здание, назначение: нежилое, общая площадь 2702.8 кв.м., Литер В, этажность: 1, адрес (местоположение): ….., запись регистрации № ….. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04 апреля 2013 года, документы-основания: решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 26 декабря 2012 года.

Из имеющихся в материалах дела выписок из Единого государственного реестра недвижимости следует, что спорные объекты недвижимости имеют назначение: нежилое здание, наименование: данные отсутствуют.

Административный истец в административном иске указывает, что объекты недвижимости с кадастровыми номерами ……, …., …… предназначены и фактически используются как склад.

В силу пункта 3 части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. По таким административным делам административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых им нормативных правовых актов, но обязан, в том числе подтверждать факты, на которые административный истец, ссылается как на основания своих требований.

Судом запрашивались у истца оригиналы представленных документов для сверки, либо надлежащим образом заверенные копии, однако документы представлены не были. Судом запрашивалась техническая документация на здание, но в судебном заседании представитель истца запрашиваемые документы не предоставил, пояснив, что таковых не имеется.

Административным истцом в материалы дела не представлены подтверждающие документы на спорные объекты недвижимости на 2014 год, а также техническая и проектная документация, подтверждающая назначение «склад» по состоянию на 2014 год, вследствие чего проверить достоверность доводов истца у суда не представляется возможным.

Судом при этом предлагалось административному истцу в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставить доказательства в обоснование своих требований.

Представленными в материалы дела документами на объекты недвижимости, включенные в оспариваемые пункты Перечня, подтверждается наличие оснований, по которым возможно отнесение здания к имуществу, налоговая база в отношении которых определяется в размере кадастровой стоимости.

Таким образом, при издании оспариваемого приказа административный ответчик - министерство имущественных отношений Ставропольского края исходило из сведений Единого государственного реестра недвижимости, согласно которым объекты недвижимости соответствовали критериям, поименованным в статье 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, и подлежали включению в Перечень.

При таких обстоятельствах, требования административного истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 208, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Н.Э.Л. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании недействующим со дня принятия Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24 декабря 2014 года №329 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость», в части включения в пункты 128, 129, 130 объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами …, …., …., расположенных по адресу: ….; исключении из Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24 декабря 2014 года №329, объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами ….., …, … – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский краевой суд.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 25 мая 2020 года.

Председательствующий судья М.М. Товчигречко