НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ставропольского краевого суда (Ставропольский край) от 15.03.2018 № 3А-120/2018

Дело № 3а–120/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ставрополь 15 марта 2018 года

Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П.,

при секретаре судебного заседания Гапонова В.А.

с участием представителей :

административного истца – ОАО «Донское АТП» - Морозовой Г.А. и Морозова Э.В.,

административных ответчиков – ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю – Кийковой Е.А., Министерства имущественных отношений Ставропольского края – Синещековой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО «Донское АТП» к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Министерству имущественных отношений Ставропольского края о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости и установлению кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости земельного участка,

установил :

12 декабря 2017 года в Ставропольский краевой суд поступил иск ОАО «Донское АТП» (Общество) к ФГБУ «ФКП Росреестра по Ставропольскому краю» о :

- признании недействительной кадастровой стоимости в размере 28111909,80 рублей в отношении вновь образованного земельного участка с кадастровым номером , площадью 61 190 кв.м., определенную с нарушением норм материального права и использованных недостоверных сведений об указанном земельном участке, принадлежащем на праве собственности ОАО «Донское АТП»;

- установлении в отношении указанного земельного участка по состоянию на 1 января 2014 и на 1 января 2015 года кадастровой стоимости в размере 10305619,80 рублей, определенной при постановке на кадастровый учет 25 июля 2012 года, применив удельный показатель кадастровой стоимости, утвержденный Правительством Ставропольского края 14 декабря 2007 года № 144п в размере 168,42 рублей;

- обязании административного ответчика внести в Единый государственный реестр недвижимости по состоянию на 1 января 2014 года и на 1 января 2015 года установленную кадастровую стоимость в размере -10305619,80 рублей (том 1 л.д. 6-12).

Впоследствии 5 февраля 2018 года исковые требования административного иска административным истцом уточнены, представители ОАО «Донское АТП» просили :

- признать недействительным акт от 19 апреля 2013 года ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю, которым незаконно утверждена кадастровая стоимость в размере 28111909 рублей 80 копеек земельного участка с кадастровым номером , площадью 61190 кв.м., расположенного по адресу : <адрес>, принадлежащего на праве собственности Обществу;

- признать незаконными действия должностного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю, определившего 19 апреля 2013 года кадастровую стоимость спорного земельного участка с грубым нарушением норм материального права и применившая недостоверные сведения о площади земельного участка с кадастровым номером , площадью 61190 кв.м.;

- признать недействительным приказ Минимущества Ставропольского края от 25 декабря 2012 года № 203 в части утверждения кадастровой стоимости исходного земельного участка с кадастровым номером 26:05:043003:15 в сумме 31685737 рублей 98 копеек и удельным показателем стоимости 1 кв.м. в размере 459,42 рублей по состоянию на 1 января 2015 года, то ли ошибочно, то ли умышленно завышенным в три раза;

- установить в отношении земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2014 года и на 1 января 2015 года кадастровую стоимость в размере 10305619,80 рублей, определенную при постановке указанного земельного участка на кадастровый учет 25 июля 2012 года, применив для указанного земельного участка удельный показатель кадастровой стоимости, утвержденный Правительством Ставропольского края от 14 декабря 2007 года № 144п в размере 168,42 рублей;

- обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю внести в Единый государственный реестр недвижимости по состоянию на 1 января 2014 и на 1 января 2015 года установленную кадастровую стоимость в размере - 10305619,80 рублей (том 1 л.д. 148-155).

Определением суда от 12 февраля 2018 года отказано в принятии уточненного иска ОАО «Донское АТП» в части требований : признать незаконными действия должностного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю, определившего 19 апреля 2013 года кадастровую стоимость спорного земельного участка с грубым нарушением норм материального права и применившего недостоверные сведения о площади земельного участка с кадастровым номером , площадью 61190 кв.м. и признать недействительным приказ Минимущества Ставропольского края от 25 декабря 2012 года № 203 в части утверждения кадастровой стоимости исходного земельного участка с кадастровым номером в сумме 31685737 рублей 98 копеек и удельным показателем стоимости 1 кв.м. в размере 459,42 рублей по состоянию на 1 января 2015 года, то ли ошибочно, то ли умышленно завышенным в три раза.

26 февраля 2018 года в суд поступили уточненные исковые требования :

- признать акт филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» от 19 апреля 2013 года в части применения удельного показателя 459,42 рублей незаконным;

- признать применение удельного показателя кадастровой стоимости земли в размере 459,42 рублей применительно к земельному участку с 19 апреля 2013 года технической ошибкой; обязать филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» внести изменения в Единый государственный кадастр недвижимости (том 2 л.д. 30-31).

12 марта 2018 года в суд поступило уточненное административное исковое заявление, в котором административный истец просил :

- признать акт филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю от 19 апреля 2013 года недействительным в части применения удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. в размере 459,42 рублей для определения кадастровой стоимости вновь образованного земельного участка с кадастровым номером площадью 61190 кв.м., принадлежащего ОАО «Донское АТП» на праве собственности, расположенного по адресу : село Донское, ул. Придорожная, 9, так как кадастровым инженером в акте от 25 июля 2012 года уже была определена кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка;

- признать применение удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка в размере 459,42 рублей применительно к земельному участку с кадастровым номером с 19 апреля 2013 года технической ошибкой;

- обязать филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости по состоянию на 19 апреля 2013 года, 1 января 2013 года, 1 января 2014 года, 1 января 2015 года в части указания кадастровой стоимости - 10305619,80 рублей, правильно и законно установленной на дату постановки спорного земельного участка на кадастровый учет 25 июля 2012 года (т. 2 л.д. 59-60).

В судебном заседании 15 марта 2018 года представители административного истца уточнили исковые требования и просили суд :

- признать недействительным акт от 19 апреля 2013 года ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю, которым незаконно утверждена кадастровая стоимость в размере - 28111909,80 рублей земельного участка с кадастровым номером , площадью 61190 кв.м., расположенного по адресу : <адрес>, принадлежащего на праве собственности Обществу;

- признать акт филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю от 19 апреля 2013 года недействительным в части применения удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. в размере 459,42 рублей для определения кадастровой стоимости вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 26:05:043003:52, площадью 61190 кв.м., принадлежащего ОАО «Донское АТП» на праве собственности, расположенного по адресу : село <адрес> так как кадастровым инженером в акте от 25 июля 2012 года уже была определена кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка;

- признать применение удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка в размере 459,42 рублей, применительно к земельному участку с кадастровым номером 26:05:043003:52, с 19 апреля 2013 года технической ошибкой;

- внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости по состоянию на 19 апреля 2013 года, 1 января 2014 года, 1 января 2015 года, указав кадастровую стоимость - 10305619,80 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что по договору купли-продажи № 1-3 земельного участка от 31 марта 2004 года ОАО «Донское» приобрело в собственность земельный участок общей площадью 74333 кв.м., кадастровый номер , расположенный в <адрес> Право собственности зарегистрировано за Обществом в установленном законом порядке 23 декабря 2005 года.

После уточнения площади приобретенного в собственность земельного участка и преобразования земельного участка с 28 ноября 2006 года в собственности Общества значился земельный участок с кадастровым номером , площадью 72986 кв.м.

С 20 июня 2008 года в собственности общества значился земельный участок площадью 68969 кв.м. с кадастровым номером с кадастровой стоимостью – 11615758,98 рублей. Данный земельный участок с указанными характеристиками значился в собственности Общества и по состоянию на 1 января 2012 года.

После продажи части земельного участка Пирожкову Р.Н., Ширяеву Е.А., Глумову В.Н. по договорам купли-продажи от 4 октября 2012 года, площадь земельного участка уменьшилась и по состоянию на 6 сентября 2012 года составила – 61 190 кв.м.

В связи с проведением в 2013 году работ по упорядочению адресного хозяйства в селе Донское юридический и почтовый адрес Общества изменился и стал – Труновский район, село Донское, улица Придорожная, 9.

До 2006 года земельный налог уплачивался в соответствии с нормативной стоимостью земли, а с 2006 года – исчислялся исходя из кадастровой стоимости земельного участка. При определении государственной кадастровой стоимости земельного участка в 2007 году удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. земли был определен в размере – 168,42 рублей.

В 2012 году в Ставропольском крае определена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов по состоянию на 1 января 2012 года, результаты которой утверждены приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края № 203 от 25 декабря 2012 года. В приложение к данному приказу образованные из исходного земельного участка с кадастровым номером земельные участки с кадастровыми номерами – не были включены в связи с тем, что в период проведения государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2012 года проводились межевые работы по разделу исходного земельного участка с кадастровым номером 26:05:043003:15 и разделу его на четыре вновь образуемых земельных участка. В результате такого раздела исходный земельный участок с кадастровым номером прекратил свое существование с момента государственной регистрации права собственности на вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами -

В собственности административного истца остался земельный участок с площадью 61190 кв.м., с кадастровым номером 26:05:043003:52. Площадь земельного участка уменьшилась.

В соответствии с актом кадастрового инженера Манаевской Е.А. от 25 июля 2012 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего на праве собственности ОАО «Донское АТП», утверждена в размере – 10305619,80 рублей, которая должна действовать до 1 января 2018 года или до установления новой государственной кадастровой стоимости. Данная кадастровая стоимость была установлена правильно, в соответствии с требованиями : ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; постановления Правительства Ставропольского края № 144-п от 14 декабря 2007 года об установлении удельного показателя кадастровой стоимости в сумме – 168,42 рублей; пункта 2.1.18 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года № 222; письмом Минэкономразвития России от 29 января 2010 года № Д06-251.

По этой же методике должна была рассчитываться кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2014 года и на 1 января 2015 года. Об этом гласит и пункт 1 ст. 391 Налогового Кодекса Российской Федерации, где сказано, что в отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет. А на момент постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 26:05:043003:52, площадью 61190 кв.м. (25 июля 2012 года), его кадастровая стоимость была определена правильно и законно в размере 10305619,85 рублей.

Однако кадастровый инженер Попова О.О., не принимая во внимание вышеприведенные разъяснения, в акте определения кадастровой стоимости земельных участков от 19 апреля 2013 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером с этой же площадью – 61190 кв.м., определила в размере – 28111909,80 рублей, умножив удельный показатель кадастровой стоимости в сумме 459,42 рублей, определенный для исходного земельного участка с кадастровым номером площадью 68969 кв.м., который прекратил свое существование с 6 сентября 2012 года, что противоречит вышеизложенным нормам материального права.

Не согласившись с незаконно установленной кадастровой стоимостью в размере 28111909,80 рублей, Общество неоднократно обращалось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости.

Решением данной комиссии № 727 от 13 мая 2016 года установлена кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере рыночной – 9951000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года. Однако комиссия уклонилась от принятия решения об исправлении незаконно установленной кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2014 года и 1 января 2015 года в размере - 28111909,80 рублей.

Указанные нарушения влияют на размер подлежащих уплате Обществом налогов из необоснованно завышенной кадастровой стоимости, с чем административный истец не согласен, поскольку уплате подлежат только законно установленные налоги и сборы.

Определением суда от 29 января 2018 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, в качестве заинтересованных лиц – администрация Труновского муниципального района и администрация муниципального образования Донского сельсовета (том 1 л.д. 136).

В судебное заседание представители : административного ответчика -Управления Федеральной службы государственно регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, заинтересованных лиц - администрации Труновского муниципального района и администрации муниципального образования Донского сельсовета Труновского района не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.

В письменных возражениях представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Управление ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя, пояснило, что государственная кадастровая оценка проведена в 2012 году по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении объектов недвижимого имущества, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Заказчиком данных работ выступало Министерство имущественных отношений Ставропольского края, исполнителем – ООО «ФинГрупп». Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями Закона об оценочной деятельности, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно - правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости. Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ставропольского края утверждены приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 декабря 2012 года № 203 по состоянию на 1 января 2012 года. Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. В настоящее время на территории Ставропольского края действуют результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденные приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года № 1380. С учетом требований статей 247 и 248 Кодекса административного судопроизводства РФ административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, утвержденной 25 июля 2012 года.

В возражении администрация Труновского муниципального района указала, что административным истцом неверно определена норма материального права, подлежащая применению. Из существа иска следует, что разделу подлежал исходный (преобразуемый) земельный участок с кадастровым номером А истец указывает на пункт 2.1.18 Указаний 222, в котором речь идет о земельных участках, образуемых при выделе из исходного земельного участка. Вместе с тем, согласно абз. 1 пункта 2.1.18 Указаний № 222 аналогичным образом определяется кадастровая стоимость образованных земельных участков и преобразуемого земельного участка в случае образования новых земельных участков или земельного участка путем выдела из существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок). Согласно приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 декабря 20012 года № 203 земельный участок с кадастровым номером отнесен к 9 группе видов разрешенного использования – земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, с удельным показателем стоимости 1 кв.м. – 459,42 рублей. Кадастровая стоимость земельного участка была определена согласно пункту 2.1.3 Указаний № 222, согласно которому в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта, кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание административного ответчика, заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

В судебном заседании представители административного истца ОАО «Донское АТП» - Морозова Г.А. и Морозов Э.В. поддержали заявленные исковые требования, просили удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика – Министерства имущественных отношений Ставропольского края – Синещекова А.Е. просила в заявленных требованиях отказать, ссылаясь на то, что удельный показатель, который оспаривает административный истец, установлен приказом Министерства от 25 декабря 2012 года № 203. Удельный показатель в размере – 168,42 рублей установлен постановлением Правительства Ставропольского края № 144-п, которое утратило силу с 26 апреля 2013 года.

Представитель заинтересованного лица – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Ставропольскому краю – Кийкова Е.А. просила в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме, полагала, что правовых оснований к удовлетворению заявленных требований не имеется.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании договора купли-продажи земельного участка, на котором расположены приватизированные объекты недвижимости, находящиеся до приватизации в федеральной собственности № 1-з от 31 марта 2004 года, в собственности ОАО «Донское АТП» находился земельный участок с кадастровым номером площадью – 74333 кв.м., с разрешенным использованием – для размещения производственной базы, адрес (<адрес> Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 17 мая 2004 года (том 1 л.д. 30-34).

28 ноября 2006 года в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 28 ноября 2006 года сделана запись о регистрации за ОАО «Донское АТП» права собственности на земельный участок с кадастровым номером площадью 72986 кв.м., с разрешенным использованием – для размещения производственной базы, адрес (местоположение) : <адрес> (том 1 л.д. 35).

13 июля 2009 года в ЕГРП на недвижимое имуществ и сделок с ним внесена запись о праве собственности за Обществом на земельный участок с кадастровым номером 26:05:043003:15, площадью 68969 кв.м., с разрешенным использованием – для размещения производственной базы, адрес (местоположение) : улица трасса Ставрополь-Батайск 49 кв-600м, село Донское, Труновский район (том 1 л.д. 36).

Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером площадью 68969 кв.м. следует, что кадастровая стоимость установлена в размере – 11615758,98 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости на 1 кв.м. – 168,42 рублей (том 1 л.д. 37).

Впоследствии земельный участок с кадастровым номером был разделен на четыре земельных участка с кадастровыми номерами : На все земельные участки ОАО «Донское АТП» зарегистрировало право собственности в установленном законом порядке и по договорам купли-продажи произвело отчуждение трех земельных участков с кадастровыми номерами : с находящимися на них строениями (том 1 л.д. 38-46).

Земельный участок с кадастровым номером площадью 61190 кв.м., с разрешенным использованием – для размещения производственной базы, расположенный по адресу : Ставропольский край, Труновский район, с. Донское, 49 км.+600 м. <адрес> остался в собственности административного истца. Право собственности за Обществом зарегистрировано в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 6 сентября 2012 года (том 1 л.д. 50).

Из кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером следует, что кадастровая стоимость данного земельного участка установлена в размере – 10305619,80 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости – 168,42 рублей. Земельный участок с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет 25 июля 2012 года (том 1 л.д. 51).

В выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 27 февраля 2017 года указано, что кадастровый номер присвоен 25 июля 2012 года, ранее присвоенный государственный учетный номер – (том 1 л.д. 48-49).

Постановлением администрации муниципального образования Донского сельсовета Труновского района от 31 декабря 2013 года № 813-п земельному участку площадью 61190 кв.м., с кадастровым номером присвоен почтовый адрес : Ставропольский край, Труновский район, с. Донское, улица Придорожная, дом 9 (том 1 л.д. 52).

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 13 мая 2016 года следует, что заявление ОАО «Донское АТП» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером - удовлетворено. Установлена кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке № 2-КS/2016 от 1 апреля 2016 года, выполненного ИП Конько Э.С. (том 1 л.д. 70-71).

Указанные обстоятельства подтверждены надлежащими письменными доказательствами по делу и не оспариваются лицами, участвующими в деле.

Разрешая заявленные и поддержанные в судебном заседании административным истцом исковые требования суд исходит из следующего.

Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных законами случаях.

Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации).

Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (Едином государственном реестре недвижимости) (ст. 2 Закона об оценочной деятельности).

Под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатов удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (архивные сведения). Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абз. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Так, в 2012 году в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 № 316, на территории Ставропольского края проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов, результаты которой утверждены приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 декабря 2012 года № 203.

В соответствии со ст. 24.13 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» перед началом работ по государственной кадастровой оценке земель органом кадастрового учета (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю) был сформирован Перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 1 января 2012 года. Результаты государственной кадастровой оценки внесены в государственный кадастр недвижимости 23 февраля 2013 года.

Земельный участок с кадастровым номером находящийся в собственности административного истца, не вошел в государственную кадастровую оценку, так как не был поставлен на кадастровый учет по состоянию на 1 января 2012 года, а поставлен на такой учет только 25 июля 2012 года.

В соответствии с пунктами 11 и 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 № 316, разработаны Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером была определена кадастровой палатой на дату постановки его на кадастровый учет - 25 июля 2012 года путем составления акта определения кадастровой стоимости от 25 июля 2012 года. Кадастровая стоимость определена путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 14 декабря 2007 года № 144-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае по состоянию на 1 декабря 2006 года» (168,42 рублей), на площадь земельного участка. В результате кадастровая стоимость составила – 10305619,80 рублей.

В связи с изложенным, кадастровая стоимость указанного земельного участка в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января 2012 года отсутствует, а по состоянию на 1 января 2013 года подлежала применению кадастровая стоимость – 10305619,80 рублей, установленная на дату постановки земельного участка на кадастровый учет, с учетом установленного на тот период удельного показателя.

После внесения результатов кадастровой оценки в государственный кадастр недвижимости 23 февраля 2013 года, кадастровая палата выявляла земельные участки, которые не вошли в государственную кадастровую оценку и переоценивала их в соответствии с приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 декабря 2012 года № 203 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае».

В рамках указанных действий кадастровой палатой 19 апреля 2013 года составлен акт определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером и для ее расчета применен удельный показатель кадастровой стоимости в размере - 459,42 рублей, установленный приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 декабря 2012 года № 203 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае», умноженный на площадь данного земельного участка – 61190 кв.м., в результате чего кадастровая стоимость составила – 28111909,8 рублей.

Таким образом, на 1 января 2014 года и на 1 января 2015 года кадастровая стоимость указанного земельного участка составляла – 28111909,8 рублей.

В 2015 году на территории Ставропольского края проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов, результаты которой утверждены приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года № 1380 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае».

По результатам данной кадастровой оценки новая кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером составила – 18470813,40 рублей. Сведения о новой кадастровой оценке внесены в государственный кадастр недвижимости 19 декабря 2015 года. Указанная кадастровая стоимость определена по состоянию на 1 января 2015 года.

Установленная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 18470813,40 рублей оспорена административным истцом в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю и определена в размере его рыночной стоимости – 9951000 рублей. Данная стоимость внесена в государственный кадастр недвижимости 17 мая 2016 года. Таким образом, по состоянию на 1 января 2016 года кадастровая стоимость данного земельного участка составила – 9951000 рублей.

Таким образом, кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка с кадастровым номером в размере – 28111909,80 рублей установлена законно и обоснованно, а доводы административного истца об обратном свидетельствуют о неправильном применении норм материального права.

Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Ставропольскому краю, в соответствии с приказом Росреестра от 26 декабря 2011 года № П/531, наделен полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

В соответствии с п. 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222 (в редакции от 17.11.2011), в случае, в том числе, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.

Сведения о кадастровой стоимости в размере - 10305619,80 рублей земельного участка с кадастровым номером внесены в ГКН 25 июля 2012 года на основании акта ФГБУ «ФКП Росреестра» с использованием результатов государственной кадастровой оценки, утвержденной Правительством Ставропольского края 14 декабря 2007 года № 144п и на сегодняшний день данная кадастровая стоимость земельного участка является «архивной».

Поскольку земельный участок с кадастровым номером не вошел в государственную кадастровую оценку 2012 года, то его кадастровая стоимость определена, как указано в Методических рекомендациях, актом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 19 апреля 2013 года, с использованием результатов государственной кадастровой оценки, утвержденной приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 декабря 2012 года № 203. Для расчета применен удельный показатель кадастровой стоимости в размере 459,42 рублей, как установлено этим нормативным правовым актом, в результате чего кадастровая стоимость стала составлять – 28111909,8 рублей.

Таким образом, по мнению суда, правовых оснований к признанию недействительной кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере - 28111909,80 рублей и признанию недействительным акта филиала ФНБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю от 19 апреля 2013 года в части неправильного применения удельного показателя кадастровой стоимости – не имеется, поскольку административными ответчиками не допущено нарушений действующего оценочного законодательства.

В соответствии со статьей 24.21 Закона об оценке в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости таких объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, согласно которому определение кадастровой стоимости таких земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года № 222.

Согласно положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 № 457, таким органом является Росреестр.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года) кадастровый учет в связи с изменением сведений о кадастровой стоимости осуществляется на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Закона об оценке в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , установленная на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 19 апреля 2013 года, рассчитана в соответствии с приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222 (в редакции от 17.11.2011), в связи с чем не подлежат удовлетворению требования административного истца о признании применения удельного показателя кадастровой стоимости земли в размере 459,42 рублей технической ошибкой.

Кроме того, размер удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости устанавливается нормативными правовыми актами Ставропольского края. Применение в установленном законом порядке удельного показателя кадастровой стоимости не может являться технической ошибкой при отсутствии данных о признании такого нормативного правового акта недействующим полностью либо в части такого показателя.

Исследованные судом материалы административного дела и вышеуказанные обстоятельства по делу свидетельствуют о том, что правовых оснований к внесению изменений в Единый государственный реестр недвижимости и указаний в нем кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере – 10305619,80 рублей по состоянию на 19 апреля 2013 года, 1 января 2014 года, 1 января 2015 года не имеется.

С учетом изложенного в удовлетворении исковых требований ОАО «Донское АТП» надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил :

в удовлетворении требований административного истца ОАО «Донское АТП» к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании недействительной кадастровой стоимости в размере 28 11909,80 рублей в отношении вновь образованного земельного участка с кадастровым номером площадью 61190 кв.м.; признании акта филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю от 19 апреля 2013 года недействительным в части применения удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м.; признании применения удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка в размере 459,42 рублей, применительно к земельному участку с кадастровым номером с 19 апреля 2013 года технической ошибкой; внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости по состоянию на 19 апреля 2013 года, 1 января 2014 года, 1 января 2015 года кадастровой стоимости в размере – 10305619,80 рублей – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда.

Судья краевого суда Задорнева Н.П.