НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ставропольского краевого суда (Ставропольский край) от 12.09.2022 № 3А-353/2022

дело № 3а-353/2022

УИД 26 ОS0000-04-2022-000202-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 сентября 2022 года город Ставрополь

Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Ситьковой О.Н., при секретаре судебного заседания Четвериковой Л.В.

с участием представителя административных истцов Сапронова В.В., Шурыгина Л.В. – Задорожной Е.Е., прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском, арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Министерству имущественных отношенийо признании нормативных правовых актов недействующими в части,

установил:

Приказом Министерства имущественных отношенийот ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее – Перечень на 2020 год).

Приказом Министерства имущественных отношенийот ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее – Перечень на 2021 год).

Приказом Министерства имущественных отношенийот ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год).

Данные приказы опубликованы в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации» -www/parvo.stavregion.ru ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

В пункт 4434 Перечня на 2020 год, в пункт 4510 Перечня на 2021 год и в пункт 4446 Перечня на 2022 год включено нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу:, ул. им.Сергия Радонежского, 23 (далее – спорное нежилое здание).

ФИО1, ФИО2 обратились ввой суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношенийо признании вышеназванных приказов министерства имущественных отношенийнедействующими в части включения в Перечни на 2020-2022 годы принадлежащих им на праве общей долевой собственности спорного нежилого здания.

В обоснование заявленных требований указано, что спорный объект недвижимости включен в Перечни, утвержденные оспариваемыми приказами, необоснованно, что нарушает права и законные интересы административных истцов, поскольку возлагает на них как на налогоплательщиков налога на имущество физических лиц его уплату в большем размере. Спорное нежилое здание не отвечает критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имеет наименование хозяйственная постройка и расположено на земельном участке с назначением – под индивидуальное жилищное строительство жилого дома, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, магазины. В отсутствие документов технического учета, подтверждающих наличие помещений не менее 20% от общей площади здания, предназначенного для размещения офисов, торговых объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, нежилое здание не могло быть включено в Перечни. Мероприятия по определению вида фактического использования спорного объекта недвижимости не проводились. Фактически нежилое здание используется под склад, в котором осуществляется хранение продукции. Торговых объектов, офисных, а также объектов общественного питания и бытового обслуживания в данном здании не имеется.

Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Ставропольского края Гапарова С.Н. в письменных возражениях просила отказать в удовлетворении требований, указав, что оспариваемые приказы не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Спорное нежилое здание включено в Перечни на 2020-2022 годы по критерию, предусмотренному п.п.1. п.4 ст.378.2 НК РФ, исходя из того, что оно расположено на земельном участке, виды разрешенного использования которого предусматривают размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Индивидуальное строительство жилого дома как вид разрешенного использования земельного участка автоматически исключается, поскольку на участке находится нежилое здание и его использование под склад противоречит п. 2 ст. 7 ЗК РФ.

Административные истцы, представители административного ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края (заявлено о рассмотрении дела в отсутствии представителя), заинтересованного лица администрации города-курорта Пятигорска, Управления архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Пятигорска, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, об отложении слушания дела не ходатайствовали, что в соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

В судебном заседании представитель административных истцов поддержала административный иск в полном объеме.

Выслушав пояснения представителя административных истцов, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора об удовлетворении требований, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административного иска по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из материалов административного дела следует, что спорное нежилое здание с кадастровым номером по адресу:, ул.им.Сергия Радонежского, 23 принадлежит на праве общей долевой собственности административным истцам, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, в связи с чем административные истцы вправе обжаловать нормативные правовые акты органа исполнительной власти, поскольку размер налоговых платежей на указанное недвижимое имущество рассчитывается из его кадастровой стоимости, возлагая на них как налогоплательщиков налога на имущество физических лиц обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за соответствующие годы по ставке 2% как за объект недвижимости, включенный в Перечень в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации; административные истцы являются субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами, которыми нарушены их права и законные интересы вследствие включения принадлежащего им на праве общей долевой собственности объекта недвижимости в Перечни.

В соответствии с пунктами 2, 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при издании оспариваемых приказов министерства имущественных отношений Ставропольского края, суд установил следующее.

ДД.ММ.ГГГГ министерством имущественных отношенийиздан Приказ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношенийиздан Приказ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год».

ДД.ММ.ГГГГ министерством имущественных отношенийиздан Приказ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год».

В утвержденные данными приказами Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, включено спорное нежилое здание.

Законом Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края» в статье 1 предусмотрено, что официальным опубликованием правового акта Ставропольского края является размещение полного текста в газете «Ставропольская правда» с пометкой «Официальное опубликование», и (или) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), и (или) «Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края» (www.pravo.stavregion.ru).

Вышеуказанные оспариваемые в части приказы министерства имущественных отношенийопубликован в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации» - www/pravo.stavregion.ru, что является надлежащим опубликованием.

Указанное свидетельствует о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт опубликован и введен в действие в соответствии с требованиямиот ДД.ММ.ГГГГ-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов», пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Состав сведений, включенных в данные Перечни объектов недвижимого имущества, не противоречит требованиям, определенным приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-11/604 «Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме», а также приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ЕД-7-21/409@ "Об утверждении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формата представления и порядка направления указанных сведений в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и о признании утратившим силу приказа ФНС от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-11/604@".

В соответствии с пунктами 16.1 - 16.3 Положения о министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденного постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ, министерство имущественных отношений является уполномоченным органом исполнительной властипо реализации статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

На основании изложенного суд приходит к выводу о соблюдении министерством имущественных отношенийпорядка принятия оспариваемых нормативных правовых актов, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу, что не оспаривается административными соистцами.

Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при принятии оспариваемых приказов министерства имущественных отношений Ставропольского края, которым урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Особенности определения налоговой базы установлены федеральным законодателем в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период Перечень объектов недвижимого имущества, указанный в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

На основании приведенных норм права субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества. К полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено определение не позднее 1-го числа очередного налогового периода перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и физических лиц определяется как кадастровая стоимость.

Абзацами 1, 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 данного кодекса.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем 2 пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Статьей 402 Налогового Кодекса Российской Федерации (в редакции от 04 октября 2014 года № 284-ФЗ, вступившего в законную силу с 01 января 2015 года) законодательным (представительным) органам государственной власти субъекта Российской Федерации предписано в срок до 01 января 2020 года определить единую дату начала применения на территории субъекта порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

от ДД.ММ.ГГГГ-кз «Об установлении единой даты начала применения на территориипорядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» такая дата определена - с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам.

Налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с пунктом 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размерах, не превышающих:

1) 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой домов единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

2) 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.

На основании пункта 1 статьи 399, пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования - решением Думы города Пятигорска от 26.11.2015 N 49-62 РД (ред. от 20.02.2020) «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования города-курорта Пятигорска» установлены налоговые ставки в следующих размерах от кадастровой стоимости: 1) 0,3 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта (ред. от 27.09.2018 N 27-28 РД); хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (ред.от 20.02.2020 N 7-44 РД); 2) 2 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей; 3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения (ред. от 23.11.2017 N 48-17 РД).

Согласно пункту 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, перечень которых утверждается министерством имущественных отношений Ставропольского края.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов).

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации под торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в ее целях фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В пункте 9 настоящей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

По смыслу приведенных норм федерального законодательства в Перечень подлежит включению такие объекты недвижимого имущества (нежилые здания), которые отвечают критериям, установленным пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 КАС РФ, в полном объеме.

Проверяя нормативные правовые акты в оспариваемой части в полном объеме суд установил следующее.

Принадлежащее на праве общей долевой собственности административным соистцам двухэтажное нежилое здание общей площадью 1523,7 кв.м. с кадастровым номером имеет назначение – нежилое, наименование - хозяйственная постройка, расположено на земельном участке с кадастровым номером площадью 996 кв.м. с целевым назначением – под индивидуальное жилищное строительство жилого дома, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, магазины, по адресу:, ул. им.Сергия Радонежского, 23, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, информационным письмом Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» поот ДД.ММ.ГГГГ, декларациями об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-23,36-40 том 2).

Критериями для включения нежилого здания в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на основании пунктов 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является наличие в этом нежилом здании помещений общей площадью не менее 20 процентов от общей площади здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; или наличие фактически используемых в этом здании помещений не менее 20 процентов общей площади этого здания, в которых размещены офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) объекты бытового обслуживания.

Спорное нежилое здание не могло быть включено в Перечни по наименованию, поскольку подобного основания для включения в Перечни законом не предусмотрено.

Проверяя законность признания нежилого здания с кадастровым номером 26:33:240301:529 подлежащим включению в Перечни на основании подпункта 2 пунктов 3, 4, пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по критерию признания здания, предназначенным для использования в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, для которых требуется наличие в здании помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, суд установил следующее.

Согласно плана объекта недвижимости, составленного ООО «Пятигорский земельный комитет Ставропольского края» по состоянию на 10.06.2014, спорное нежилое здание состоит из помещений №№ 1-9 (л.д.53-55 том 2).

В то же время, согласно выписке из ЕГРН от 22.07.2022 сведения о здании «Хозяйственная постройка» 2014 года постройки внесены в ЕГРН 04.07.2014 на основании декларации об объекте недвижимости от 27.06.2014.

Из письменных пояснений представителя истцов следует, что земельный участок изначально приобретен с целевым назначением – под индивидуальное строительство жилого дома. Соистцами принято совместное решение до момента строительства индивидуального жилого дома на участке возвести хозяйственную постройку с целью использования под склад, затем ими была проведена процедура по внесению изменений в вид разрешенного использования земельного участка и в 2014 году в упрощенном порядке на основании декларации объект был поставлен на кадастровый учет с регистрацией права собственности. Предпринимательская деятельность соистцами осуществляется по другому адресу: , в подтверждение чего предоставлены налоговые декларации за отчетные периоды 2019-2021 годы.

Из системного толкования пунктов 9, 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 Порядка, утвержденного Постановлениемот ДД.ММ.ГГГГ-п, следует, что единственным документом, подтверждающим фактическое использование объекта недвижимости с целью его включения в перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, является акт обследования недвижимого имущества, полученный до утверждения Перечней.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого здания на момент формирования и утверждения Перечней не проводилось.

Доказательств фактического использования здания, использования его более 20% от общей площади в целях размещения объектов торговли, офисов, объектов общественного питания и бытового обслуживания ответчиком не представлено.

По запросу суда администрацией предоставлен акт осмотра земельного участка по адресу: г.Пятигорск, п.Горячеводск, ул. им.Сергия Радонежского,23 с приложенными фотографиями, составленный отделом муниципального контроля, согласно которым деятельность в спорном нежилом здании не осуществляется, обозначающих вывесок, режима работы на объекте не установлено. Сведения о наличии проектной и разрешительной документации спорного объекта в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности отсутствуют.

Административным ответчиком не представлены иные документы технического учета (инвентаризации) и не указано, что включение в Перечни спорного нежилого здания было осуществлено на их основании.

В техническом плане, в декларации об объекте и в ЕГРН не имеется сведений о помещениях в здании, их наименовании, назначении и разрешенном использовании.

Таким образом, предоставленные в дело доказательства не содержат сведений о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений, входящих в состав спорного нежилого здания, следовательно, по сведениям ЕГРН спорное нежилое здание нельзя признать соответствующими подпункту 2 пунктов 3, 4, пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Проверяя законность признания спорного нежилого здания подлежащим включению в Перечни на основании подпункта 1 пунктов 3, 4, пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по критерию вида разрешенного использования земельного участков, на котором расположено это нежилое здание, суд установил следующее.

Из письменных возражений представителя административного ответчика следует, что основанием, предусмотренным подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения в Перечни спорного нежилого здания послужил вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:33:240301:38 с целевым назначением – под индивидуальное строительство жилого дома, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, магазины, а также те факты, что на земельном участке расположено только нежилое здание, что исключает из видов разрешенного использования такой вид как – под индивидуальное строительство жилого дома, и использование спорного здания под склад противоречит п.2. ст.7 Земельного кодекса РФ.

Суд не может согласиться с таким доводом административного ответчика, поскольку из содержания указанного вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:33:240301:38 следует, что он является смешанным, т.е. имеет более чем один вид разрешенного использования, и помимо размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, магазины, вид разрешенного использования предусматривает индивидуальное строительство жилого дома, не относящегося к объектам, поименованным в пунктах 3, 4, 4.1 ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежащим включению в Перечни.

В Обзоре практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2020 года (п.6) указано, что постановлением от 12 ноября 2020 года N 46-П Конституционный Суд дал оценку конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу оспоренных положений для целей определения налоговой базы по налогу на имущество организаций с учетом кадастровой стоимости имущества торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), расположенное на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Как указал Конституционный Суд, взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не оправданно в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет - вопреки статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, принципам равенства и справедливости налогообложения - применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Оспоренные положения были признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку не предполагают возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).

В связи с этим, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:33:240301:38 - индивидуальное строительство жилого дома, размещение объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, магазины, однозначно и безусловно не свидетельствует о том, что земельный участок предназначен для размещения на нем офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, т.е. объектов, поименованных в пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что предполагает проведение проверки фактического использования здания, которой, как указано выше, осуществлено не было.

Толкование всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах трактуется в пользу налогоплательщика пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что спорное нежилое здание не могло быть включено в Перечни на основании пунктов 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Административным ответчиком таких доказательств суду не представлено.

На основании изложенного, включение спорного нежилого здания в Перечни в отсутствие всех критериев и условий, предусмотренных для такого включения пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является незаконным.

При таких обстоятельствах, требования административного истца подлежат удовлетворению.

Разрешая иск в части даты признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, суд полагает обоснованными требования о признании его недействующим в оспариваемой части этого нормативного правового акта со дня принятия по следующим основаниям.

Согласно статье 215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Исходя из положений пункта 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В данном случае, включение спорного объекта в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, произведено в целях налогообложения на 2020, 2021, 2022 годы, вследствие чего обязанность по уплате налога сохраняется.

Согласно статье 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты имеет ограниченный срок действия, на 2020, 2021, 2022 годы, признание отдельного положения недействующим с момента принятия нормативного правового акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

Учитывая изложенное, а также предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий, неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), спорное нежилое здание подлежит исключению из оспариваемых Перечней, поскольку находящийся в собственности административных истцов объект недвижимости не соответствует критериям, поименованным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 208, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования ФИО1, ФИО2 к Министерству имущественных отношенийо признании нормативных правовых актов недействующими в части удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 4434 Приказа Министерства имущественных отношенийот ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

Признать недействующим со дня принятия пункт 4510 Приказа Министерства имущественных отношенийот ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год».

Признать недействующим со дня принятия пункт 4446 Приказа Министерства имущественных отношенийот ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год».

Министерству имущественных отношенийопубликовать сообщение о настоящем судебном решении в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте, на котором были опубликованы оспоренные нормативные правовые акты.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы черезвой суд.

Дата составления мотивированного решения суда – 21 сентября 2022 года.

Судья Ситькова О.Н.