Судья Курбанова Ю.В. 7-770/2020
РЕШЕНИЕ
г. Ставрополь | 11 ноября 2020 года |
Судья Ставропольского краевого суда Загорская О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Зинатуллина А.А. на решение судьи Георгиевского городского суда Ставропольского края от 21.09.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал»,
установил:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее – государственный инспектор Росприроднадзора) Слепых О.В. от 11.08.2020 № 19-504/ВП/1-78/4 ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 150000 рублей (далее – постановление от 11.08.2020).
Решением судьи Георгиевского городского суда Ставропольского края от 21.09.2020 постановление от 11.08.2020 оставлено без изменения, жалоба представителя ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Зинатуллина А.А. – без удовлетворения (далее – решение судьи от 21.09.2020).
В жалобе, поданной в краевой суд, представитель ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Зинатуллин А.А. просит отменить постановление должностного лица от 11.08.2020 и решение судьи от 21.09.2020, производство по делу прекратить, указывая, что юридическим лицом были предприняты все необходимые меры для предотвращения нарушений, выявленных административным органом в ходе проведения проверки ГУП СК «Ставрополькрайводоканал».
Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность постановления суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом, в том числе путём размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, о времени и месте судебного заседания, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц - от 150000 рублей до 300000 рублей.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с охраной водных объектов.
Законодательство Российской Федерации устанавливает как общие, так и специальные правила, регламентирующие указанные правоотношения и утвердившее нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей: Водный кодекс Российской Федерации (далее – ВК РФ), Земельный кодекс Российской Федерации (далее – ЗК РФ), Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» (далее – Постановление Правительства РФ № 469).
Как следует из материалов дела, Северо-Кавказским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление Росприроднадзора) в отношении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» проведена выездная внеплановая проверка, предварительно согласованная с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Прокуратурой Ставропольского края (далее – внеплановая проверка), в ходе которой установлено, что ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» (далее – предприятие) осуществляет сброс сточных вод в реку Кума на основании выданного Департаментом Росприроднадзора разрешения № 000065-С, срок действия которого истёк 28.12.2019. По результатам проведенного специалистами филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по КМВ» анализа отобранных проб сточной воды, сбрасываемой обществом в реку Кума (протокол испытаний (измерений) проб воды от 23.06.2020 № 44-в), подготовлено заключение от 23.06.2020 № 1/1, согласно которому выявлены превышения загрязняющих веществ в сбросе по сухому остатку, хлоридам, сульфатам, иону аммония, фосфатам, БПК и взвешенным веществам, что является нарушением требований действующего законодательства (акт проверки от 30.06.2020 № 20-504/ВП/1) (т. 1 л.д. 100-107).
Про результатам внеплановой проверки государственным инспектором Росприроднадзора Управления Россельхознадзора Слепых О.В. 30.06.2020 в отношении предприятия составлен протокол об административном правонарушении № 19-504-ВП/1-78/1 (т. 1 л.д. 39-49) и 11.08.2020 вынесено постановление о назначении административного наказания № 19-504/ВП/1-78/4 (т. 1 л.д. 10-23), согласно которым в период с 10 часов 30 минут 17.06.2020 по 11 часов 30 минут 25.06.2020 в месте расположения очистных сооружений канализации села Краснокумского Георгиевского района Ставропольского края, к северу от села Краснокумское, географические координаты 43.485421 СШ 44.206832 ВД (44°12'07,2"СШ, 43°29'21,1"ВД, ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» осуществило сброс сточных вод в реку Кума с превышением загрязняющих веществ в сбросе по сухому остатку, хлоридам, сульфатам, иону аммония, фосфатам, БПК и взвешенным веществам, то есть допустило нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, а именно требований ст. ст. 19, 21, 22, 23.1, 34 Закона № 7-ФЗ, ст. 42 ЗК РФ, ч. ч. 2, 3, 4, 6 ст. 56 ВК РФ, не предприняв все зависящие от него достаточные и своевременные меры по соблюдению водного законодательства Российской Федерации, не представив доказательств невозможности исполнения и наличия объективных препятствий исполнения установленных водным законодательством Российской Федерации требований, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Оставляя постановление от 11.08.2020 без изменения, судья городского суда счёл факт совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения подтвержденным совокупностью представленных административным органом доказательств, отклонив доводы жалобы представителя юридического лица и указав, что аналогичные возражения представлялись должностному лицу в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, им дана обоснованная оценка, с которой нельзя не согласиться.
Данные выводы нахожу преждевременными, сделанными без надлежащей проверки всех фактических обстоятельств по делу и их должной правовой оценки.
Так, согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу частей 1 и 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу
(ст. 26.11 КоАП РФ).
Как следует из материалов дела, ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» осуществляет сброс сточных вод в реку Кума на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных вод № 26-07.01.00.003-Р-РСБХ-С-2016-01920/00 со сроком действия до 20.10.2021.
Сброс сточных вод осуществляется предприятием с очистных сооружений, поставленных на государственный учет в федеральном реестре как объект II категории негативного воздействия на окружающую среду (свидетельство № АО21LР66С от 03.01.2017).
Порядок утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утвержден Постановлением Правительства РФ № 469.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 469 приказом Кубанского бассейнового водного управления от 13.01.2017 № 10-пр утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты со сроком действия до 13.01.2022 (далее – Нормативы допустимых сбросов от 13.01.2017).
Постановлением Правительства РФ № 469 предусмотрено, что в случае невозможности соблюдения нормативов Росприроднадзор может устанавливать лимиты на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов, с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов и при условии наличия согласованных с Росприроднадзором планов снижения таких сбросов.
Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее – Департамент) согласован план снижения сбросов с учётом поэтапного достижения утверждённых нормативов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы на 2018-2019 для очистных сооружений канализации с. Краснокумское (далее – план снижения сбросов) (т. 1 л.д. 153).
На основе плана снижения сбросов Департаментом в отношении производственно-технического подразделения «Георгиевское» - филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал – «Южный» (далее - ПТП) выдано разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты № 000065-С со сроком действия с 29.12.2018 по 28.12.2019 (далее – разрешение на сбросы) (т.1 л.д. 156-158).
В соответствии с положениями ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) до окончания срока действия разрешения на сбросы водопользователь должен представить в Росприроднадзор декларацию воздействия на окружающую среду, содержащую декларируемые объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов (далее – Декларация).
11.10.2019, то есть до окончания срока действия разрешения на сбросы (до 28.12.2019), предприятие представило в Управление Росприроднадзора Декларацию (вх. № 15808/17-29), а затем 20.11.2019 представило её повторно, с учетом замечаний Управления Росприроднадзора, с изменениями, внесенными в соответствии с требованиями Приказа № 509 (вх. №17551/17-29) (т. 1 л.д. 178-189).
13.12.2019, то есть до окончания срока действия плана снижения сбросов (до 31.12.2019), предприятие представило в Управление Росприроднадзора отчёт о ходе выполнения плана снижения сбросов (вх. № 18582/17-13).
Письмом от 18.12.2019 (исх. № 17-29/7315) Управление Росприроднадзора сообщило предприятию о принятии Декларации, указав, что в связи с осуществлением предприятием сброса ряда веществ (аммоний-ион, сульфаты, хлориды) с превышением нормативов допустимых сбросов (согласно сведениям раздела V Декларации), необходимо установление временно разрешённых сбросов, которое допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды, разрабатываемого в соответствии со ст. 67.1 Закона № 7-ФЗ (т. 1 л.д. 173-174).
Письмом от 05.02.2020 исх. № 17-13/546 Управление Росприроднадзора сообщило предприятию, что согласно представленному отчету о ходе выполнения плана снижения сбросов предприятием не достигнуты нормативы сбросов по следующим загрязняющим веществам: аммоний ион, сульфаты, хлориды. При невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов необходимо установление временно разрешённых сбросов, которое допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды, разрабатываемого в соответствии со ст. 67.1 Закона № 7-ФЗ. Однако по настоящее время порядок выдачи временно разрешенных сбросов находится на стадии согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Правила разработки и утверждения плана мероприятий по охране окружающей среды определены приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 667 (далее – Приказ № 667).
21.02.2020 во исполнение рекомендаций Управления Росприроднадзора, содержащихся в письме от 05.02.2020 исх. № 17-13/546, предприятие разработало и представило в Управление Росприроднадзора план мероприятий по охране окружающей среды для объекта «очистные сооружения канализации с. Краснокумское» (вх. № 2219/01-15), а затем 03.07.2020 представило его повторно, с учетом замечаний Управления Росприроднадзора, с изменениями, внесенными в соответствии с требованиями Приказа № 667 (вх. № 7464/17-29).
В ходе внеплановой проверки, проводимой в отношении предприятия, были отобраны пробы сточной воды, сбрасываемой предприятием в реку Кума, специалистами филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по КМВ» проведен их анализ и выявлено превышение загрязняющих веществ в сбросе по сухому остатку, хлоридам, сульфатам, иону аммония, фосфатам, БПК и взвешенным веществам (протокол испытаний (измерений) проб воды от 23.06.2020 № 44-в, заключение от 23.06.2020 № 1/1), что нашло отражение в акте проверки от 30.06.2020 № 20-504/ВП/1 (т. 1 л.д. 100-107) и послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении.
На момент сброса предприятием сточной воды, из которой отобраны пробы, сроки действия выданного предприятию разрешения на сбросы и согласованного с Роспотребнадзором плана снижения сбросов истекли и действовало следующее нормативно-правовое регулирование.
В соответствии ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред. от 25.12.2018 ФЗ N 496-ФЗ) (далее – Закон № 219) разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные до 01.01.2019 юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Законом № 7-ФЗ к объектам I и II категорий, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
С 01.01.2019 и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи (ч. 1.1 Закона № 219-ФЗ в ред. ФЗ от 12.2018 N 496-ФЗ).
Согласно п. 4 ст. 23.1 Закона N 7-ФЗ временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются на основе фактических показателей объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ. В период осуществления мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются в соответствии с планируемыми показателями уменьшения объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, предусмотренными планом мероприятий по охране окружающей среды (для объектов II и III категорий).
Согласно п. 6 ст. 23.1 Закона N 7-ФЗ временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются разрешением на временные выбросы, разрешением на временные сбросы, выдаваемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ.
Судьей городского суда не дано должной оценки тем обстоятельствам, что на момент сброса предприятием сточной воды, из которой отобраны пробы (в июне 2020), сроки действия выданного предприятию разрешения на сбросы и согласованного с Роспотребнадзором плана снижения сбросов истекли, соответственно, не действовали установленные Росприроднадзором на 2018-2019 лимиты на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, при этом предприятие, учитывая необходимость установления временно разрешенных сбросов при наличии превышений нормативов допустимых сбросов, до истечения срока действия вышеуказанных разрешения и плана предпринимало действия к получению разрешения на временные сбросы, представило декларацию о воздействии на окружающую среду и отчёт о ходе выполнения плана снижения сбросов за 2018-2019, однако разрешение на временные сбросы предприятию Росприроднадзором не было выдано, поскольку на тот момент порядок (процедура) выдачи таких разрешений, состав и форма представляемой для этого документации Правительством Российской Федерации ещё не были установлены.
Такой порядок не был установлен и на момент представления предприятием в Управление Росприроднадзора плана мероприятий по охране окружающей среды (для объектов II категории) со сроком начала действия с III квартала 2020.
Действительно, из разъяснений, содержащихся в Письме Минприроды России от 17.04.2020 N 12-47/9513, следует, что, поскольку временно разрешенные сбросы устанавливаются разрешением на временные сбросы, которое выдается в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, или комплексным экологическим разрешением на основе фактических показателей объема или массы выбросов загрязняющих веществ (ст. 23.1 Закона № 7-ФЗ), а в настоящее время порядок выдачи указанных разрешений находится на стадии разработки, то до момента его утверждения разрешения выдаются в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 469.
Вместе с тем, размещенное в сети «Интернет» Письмо Минприроды России от 17.04.2020 N 12-47/9513 официально опубликовано не было, данный документ не носит нормативный характер, является разъяснением по конкретному запросу, актуален на дату издания.
Однако, оставляя без изменения постановление от 11.08.2020, судья городского суда, по сути, согласился с содержащимся в нём выводом инспектора Росприроднадзора о том, что на момент сброса сточных вод, пробы которого отобраны в ходе внеплановой проверки, продолжали действовать разработанные в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 469 Нормативы допустимых сбросов от 13.01.2017 (со сроком действия до 13.01.2022), и предоставление предприятием Декларации, содержащей сведения о массе сбросов загрязняющих веществ с превышением нормативов допустимых взносов (графа 10 раздела V), не снимало с предприятия обязанности соблюдения указанных нормативов.
С учетом вышеизложенного, данный вывод нельзя признать нормативно обоснованным, он является преждевременным.
Заслуживают внимания и нуждаются в дополнительной проверке и должной правовой оценке доводы жалобы предприятия о том, что специалистами «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по КМВ» в ходе проведения внеплановой проверки выявлены превышения нормативов допустимого сброса по таким загрязняющим веществам в сбросе как ион аммония, хлориды и сульфаты, тогда как в действительности данные вещества не превышают предельно допустимых концентраций, предусмотренных Декларацией о воздействии на окружающую среду.
Обжалуемое решение судьи вынесено без учета положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, согласно которому юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судьей городского суда не учтено действующее на момент проверки правовое регулирование, не дано должной правовой оценки вышеуказанным действиям предприятия к получению разрешения на временные сбросы, а также мероприятиям по улучшению качества сточных вод, проведенным предприятием во исполнение предписания Росприроднадзора № 19-209-232/В/1-224/11 от 15.08.2019, и мероприятиям, запланированным предприятием на 2020 год.
Оставлен без внимания и правовой оценки содержащийся в обжалуемом постановлении вывод должностного лица административного органа о том, что доказательств, подтверждающих принятие предприятием всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, не установлено и предприятием не представлено.
Также судьей городского суда оставлено без внимания то обстоятельство, что событие административного правонарушения, вменяемого предприятию, описанное в постановлении от 11.08.2020, охватывает эпизод повторного сброса предприятием сточных вод с превышением нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ (протокол испытаний (измерений) проб воды от 02.07.2020 № 47в, заключение от 02.07.2020 № 2/1), который не отражен ни в акте проверки от 30.06.2020, ни в протоколе об административном правонарушении от 30.06.2020, тогда как событие административного правонарушения, описанное в постановлении об административном правонарушении, ни по объему ни по содержанию не должно противоречить событию, описанному в протоколе об административном правонарушении. Кроме того, в описательно-мотивировочной части обжалуемого постановления государственное унитарное предприятие некорректно поименовано как «общество».
Как следует из смысла ст.ст. 26.1 и 26.2 КоАП РФ, обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, устанавливаются путём исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.
Таким образом, при наличии процессуальной возможности для устранения сомнений по вопросам, перечисленным в ст. 26.1 КоАП РФ, судья обязан выполнить требования ст. 24.1 Кодекса о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства судья городского суда не выяснил все фактические обстоятельства дела, не исследовал представленные доказательства и не дал им надлежащей правовой оценки, что не позволило в полной мере установить событие административного правонарушения и дать правильную юридическую оценку содеянному.
Поскольку судья Георгиевского городского суда не принял меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела, вынесенное 21.09.2020 решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в тот же суд (п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ).
Судье городского суда надлежит учесть изложенное в настоящем решении, всесторонне, полно и объективно рассмотреть жалобу на состоявшееся по делу постановление должностного лица от 11.08.2020, в зависимости от установленного, вынести решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу представителя ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Зинатуллина А.А. удовлетворить частично.
Решение судьи Георгиевского городского суда Ставропольского края от 21.09.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» отменить.
Материалы дела направить на новое судебное рассмотрение в Георгиевский городской суд Ставропольского края в ином составе суда.
Судья краевого суда О.В. Загорская