НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ставропольского краевого суда (Ставропольский край) от 11.03.2022 № 3А-1049/2021

УИД 26ОS0000-04-2021-000756-46

Дело № 3а–146/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ставрополь 11 марта 2022 года

Ставропольский краевой суд в составе

председательствующего судьи Дубинина А.И.,

при секретаре судебного заседания Матвиенко В.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1 - ФИО3,

прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском, арбитражном процессе прокуратуры <адрес>ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Министерству имущественных отношений <адрес> об оспаривании нормативно-правового акта в части,

установил:

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 27 декабря 2019 года министерством имущественных отношений <адрес> принят приказ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год». Пунктом 1 названного приказа утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее Перечень). Пунктом 5018 названного Перечня в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год, включено нежилое помещение с кадастровым номером расположенные по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ министерством имущественных отношений <адрес> принят приказ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год». Пунктом 1 названного приказа утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее Перечень). Пунктом 5122 названного Перечня в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021 год, включено нежилое помещение с кадастровым номером расположенные по адресу: <адрес>.

ФИО1 являлся собственником нежилых помещений с кадастровым номером , площадью 282,9 кв.м.

Административный истец полагает, что указанный объект капитального строительства включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость без фактического обследования зданий необоснованно, поскольку объект не соответствуют критериям, изложенным в статье 378.2 Налогового кодекса РФ.

Административный истец просит признать со дня принятия недействующими:

пункт 5018 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;

пункты 5122 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ суд удовлетворил ходатайство представителя административного истца об изменении предмета административного искового заявления в связи с тем, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером включено на основании пункта 5340 Приказа Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год» включен в перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.

С учетом изменения предмета административного иска административный истец просил признать недействующими со дня принятия:

пункт 5018 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;

пункт 5122 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;

пункт 5340 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный ответчик Министерство имущественных отношений <адрес> с административным иском не согласно считает заявленные требования незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Полагает, что Министерство законно включило Нежилые здания в Перечень на 2020-2022 г.г., а истец на дату подачи иска не является собственником спорных помещений, а потому не является плательщиком налога на имущество физических лиц в связи с чем его права, свободы и законные интересы, внесением данного объекта в Перечень на 2020-2021 г.г. ничем не нарушены.

Кроме того, министерство считает заявленные требования незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению на основании данных технического паспорта, изготовленного муниципальным предприятием технической инвентаризации <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в отношении нежилого здания с кадастровым номером расположенного по адресу <адрес>, в котором расположено Нежилое помещение (далее соответственно - Нежилое здание, Технический паспорт).

Согласно данных Технического паспорта Нежилое здание состоит из 4 этажей, общей площадью 810.2 кв.м. имеет назначение - административное.

Согласно экспликации к Нежилому зданию, административные помещения в нем занимают 810.2 кв.м. из них: - 600,2 кв.м, основная площадь таких помещений, 210.2 кв.м - вспомогательная (подсобная) площадь.

Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Нежилого здания, последнее имеет виды разрешенного использования - торговое, (административно-торговое).

Согласно публичной кадастровой карте, являющейся официальным электронным ресурсом службы Росреестра, в котором содержится все сведения ЕГРН об объектах недвижимости, являющиеся актуальными и находящимися в свободном доступе, Нежилое здание поставлено на кадастровый учет без координат, то есть отсутствует привязка к земельному участку, однако по адресу нахождения Нежилого здания: <адрес>, ул. JI. Толстого, <адрес>, такое здание располагается на земельном участке с кадастровым номером

Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером , адрес местонахождения, <адрес> в квартале 163, на котором расположено Нежилое здание, данный земельный участок имеет смешанный вид разрешенного использования под административно-торговым зданием.

Таким образом, Нежилое здание соответствует критериям предусмотренным п.п. 1 п. 3 ст. 378.2 НК РФ и п.п..1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем оно также включено в Перечень на 2020-2021 г.г. под номерами 1599 и 1688 соответственно.

Кроме того административный истец являются физическим лицом, владеющим на праве собственности Нежилым помещением, а следовательно такой объект недвижимости подлежит включению в Перечни при соответствии его любому из критериев, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ. Аналогичные выводы содержаться в определениях Третьего апелляционного суда общей юрисдикции по делам: а-1353/2021 г. и 66а- 2031/2021 отменивших решения <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ по дел> 3a-473/2021 и от ДД.ММ.ГГГГ по делу № За-761/2021 соответственно.

Таким образом, министерство законно включило Нежилое помещение в Перечне на 2020-2021 г.г., так как Нежилое здание соответствует критериям п.п.1. п. 3 ст. 378.2 НВ РФ и п.п. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ.

Административный истец ФИО1, Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте его проведения, что в силу положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом мнения участвующих в деле лиц не является основанием для отложения судебного заседания.

Представитель административного истца ФИО1 - ФИО3 поддержал административные исковые требования в полном объеме и просил их удовлетворит по основаниям изложенным в иске в заявлении об увеличении исковых требований, а также письменных пояснениях.

Выслушав объяснения лица, участвующего в деле, заключение прокурора об отказе в удовлетворении административного иска, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при принятии оспариваемого приказа министерства имущественных отношений <адрес>, которым урегулированы общественные отношений в сфере налогообложения, суд пришел к следующему выводу.

Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Статьями 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, он устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей статьей, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Установление местных налогов и сборов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации).

К вопросам местного значения городского поселения относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения (пункт 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации.

Расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) здание, строение, сооружение, помещение признаются объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц (пункт 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации).

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до ДД.ММ.ГГГГ единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

<адрес> "Об установлении единой даты начала применения на территории <адрес> порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" от ДД.ММ.ГГГГ N 109-кз с ДД.ММ.ГГГГ установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории <адрес>.

Согласно подпунктам 1 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

На основании приведенных правовых норм субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества. К полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено определение, не позднее 1-го числа очередного налогового периода, перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и физических лиц определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с Положением о министерстве имущественных отношений <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 137, с изменениями внесенными постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 275 (Положение) министерство имущественных отношений <адрес> является органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений.

В подпункте 16.1 раздела 3 указанного Положения установлено, что к полномочиям министерства имущественных отношений <адрес> относится определение в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Министр в пределах своей компетенции издает распоряжения и приказы, имеющие нормативный характер (пункт 13).

Следовательно, министерство имущественных отношений <адрес>, как орган исполнительной власти, является уполномоченным органом для определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на налоговый период определяется как их кадастровая стоимость.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые в части нормативные правовые акты принят в пределах компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством и в той форме, в которой этот орган государственной власти <адрес> вправе принимать нормативные правовые акты.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 56-кз "О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов <адрес>" в статье 1 установил, что официальным опубликованием правового акта <адрес> является размещение полного текста в газете "Ставропольская правда" с пометкой "Официальное опубликование", и (или) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), и (или) "Официальном интернет-портале правовой информации <адрес>" (www.pravo.stavregion.ru).

Оспариваемые в части приказы министерства имущественных отношений <адрес>:

от ДД.ММ.ГГГГ N 1317 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год";

от ДД.ММ.ГГГГ N 1462 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год"

от ДД.ММ.ГГГГ N 1004 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год" опубликованы в сетевом издании "Официальный интернет - портал правовой информации <адрес>" - www/pravo.stavregion.ru соответственно ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, что является надлежащим опубликованием.

При таких обстоятельствах оспариваемый в части нормативные акты опубликованы и введены в действие в соответствии с требованиями закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 56-кз "О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов <адрес>", пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Административный истец не ставил под сомнение компетенцию административного ответчика на принятие оспариваемых приказов, порядок их принятия и опубликования.

Включение спорного недвижимого имущества в Перечень на 2020 и 2022 годы свидетельствует, по мнению суда, что оспариваемые в части нормативные правовые акты применены в отношении истца, что влечет за собою уплату налогов исходя из кадастровой стоимости имущества, с чем истец не согласен. Таким образом, истцом доказано, что оспариваемыми актами нарушаются его права и законные интересы.

Проверяя соответствие пункта 5018 Перечня, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края, в части включения в него здания административного истца, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2020 год, пункта 5122 Перечня, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края, в части включения в него здания административного истца, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2021 год, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Из содержания Закона Ставропольского края от 28 ноября 2014 года N 104-кз усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость.

Законом Ставропольского края от 5 ноября 2015 года N 109-кз "Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" такая дата определена - с 1 января 2016 года.

Решением Ставропольской городской Думы "Об установлении налога на имущество физических лиц и введении его в действие на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края" от 17 ноября 2014 года N 567, в редакции решения Ставропольской городской Думы от 27 ноября 2017 года N 189, вступившего в силу с 1 января 2018 года, в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей, ставка налога на имущество физических лиц установлена в размере 2 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 402 НК РФ к отдельным видам объектов налогообложения, в отношении которых применяются особенности определения их налоговой базы и которые обособляются от иного имущества посредством включения таких объектов в специальные перечни объектов недвижимого имущества, относятся исключительно те виды недвижимого имущества, которые перечислены в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ. К таким видам недвижимого имущества относятся, в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из письменных возражений ответчика на административный иск следует, что, Нежилое помещение соответствует критериям предусмотренным п.п. 1 п. 3 ст. 378.2 НК РФ и п.п..1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем оно также включено в Перечень на 2020-2021 г.г.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Подпунктом 1 пункта 3 приведенной статьи предусмотрено, что в целях данной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, если здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.

Подпунктом 1 пункта 4 приведенной статьи предусмотрено, что в целях данной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что право собственности на объект недвижимости с кадастровым номером , площадью 282,9 кв.м, находящийся по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи нежилого здания от ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано за ФИО1

Данный объект недвижимости имеет назначение – нежилое, наименование Административно-торговое, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ

Объект недвижимости снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.

Спорное помещение с кадастровым номером являлось частью здания с кадастровым номером назначением: нежилое, наименованием «Административно-торговое» общей площадью 810,2 кв.м., с видом разрешенного использования торговое (административно-торговое).

Согласно данных Технического паспорта Нежилое здание состоит из 4 этажей, общей площадью 810.2 кв.м. имеет назначение - административное.

Согласно экспликации к Нежилому зданию, административные помещения в нем занимают 810.2 кв.м. из них: -600,2 кв.м, основная площадь таких помещений, 210.2 кв.м - вспомогательная (подсобная) площадь.

Помещения с кадастровым номером расположены в подвале и на первом этаже здания с кадастровым номером , что следует из выписки из ЕГРН.

Согласно экспликации Технического паспорта здания с кадастровым номером на перовом этаже здания располагаются основные помещения: кабинет 10.6 кв.м., кабинет 108,4 кв.м., вспомогательные лестничная клетка 17,1. кв.м., коридор 15.3. кв.м., санузел 4.90 кв.м. Итого по этажу помещения основного назначения 119 кв.м., вспомогательных 37,3 кв.м., общая площадь этажа 156, 3 кв.м.

В подвале здания располагаются вспомогательные помещения: коридор 10,4 кв.м., бойлерная 17,1 кв.м, бойлерная 4,3 кв.м., подсобное 11,90 кв.м. и одно помещение основного назначения холл 121, 4 кв.м. Итого по подвалу площадь помещений основного назначения составила 121, 4 кв.м. вспомогательных 43,7 кв.м. общая площадь подвала составляет 165,1 кв.м.

Помещения с наименованием "кабинет", не подпадают под критерии, предусмотренные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как относящиеся к офисам, поскольку термин "кабинет" равным по значению "офис" не является.

При таких данных, на основании сведений, содержащихся в экспликации к поэтажному плану, данное помещение не подлежит включению в перечни объектов недвижимого имущества, поскольку назначение и наименование расположенных в нем помещений не предусматривают размещение офисов в объеме не менее 20 процентов общей площади здания.

Как усматривается из приведенных данных технического паспорта на нежилое помещение, ни одно из помещений, входящих в его состав, не предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, соотношение с общей площадью нежилого помещения составляет 0%.

Проверка фактического использования нежилого помещения с кадастровым номером не проводилась.

Пункты 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривают наименование здания (строения, сооружения) как условие его признания административно-деловым центром или торговым центром (комплексом), устанавливая в пунктах 3, 4, 4.1 абсолютно иные критерии.

Соответствие зданий назначению, предусмотренному п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, т.е. торговому центру (комплексу), определяется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или документах технического учета (инвентаризации), о помещениях общей площадью не менее 20 процентов от общей площади этого здания, которые имеют назначение, разрешенное использование или наименование торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, как то указано в качестве критерия в п. 4 ст. 378.2 НК РФ, а именно:

- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Критериями для включения нежилого здания в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на основании пп. 2 п. 4 ст. 378.2 НК РФ, является наличие в этом нежилом здании помещений общей площадью не менее 20 процентов от общей площади здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, одновременно офисов и торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, наименование здания, установленное в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации), правового значения не имеет и юридически значимым не является; для такого признания, в соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлены иные критерии, а именно: наличие в здании помещений общей площадью не менее 20 процентов от общей площади здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Правовое значение имеет назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании, а не назначение, разрешенное использование или наименование самого здания. Это назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании должно соответствовать всем критериям, установленным пп. 2 п. 4, п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ, а именно: должно быть подтверждено сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации), и площадь таких помещений должна быть не менее 20 процентов от общей площади здания.

С учетом изложенного, нежилое здание с кадастровым номером не могло быть включено в Перечни по тому основанию, что в Едином государственном реестре недвижимости и в документе технического учета (инвентаризации) содержатся сведения о наименовании нежилого здания -, поскольку подобного основания для включения в Перечни законом не предусмотрено.

Как усматривается из приведенных данных, технического паспорта на нежилое здание с кадастровым номером ни одно из помещений, входящих в его состав, не предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; соотношение с общей площадью нежилого помещения составляет 0%.

Проверка фактического использования нежилого здания с кадастровым номером не проводилась.

Таким образом, нежилое здание с кадастровым номером не подлежит признанию административно-деловым или торговым центром (комплексом) на основании пп. 2 п.п. 3, 4, п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ.

Как указано выше, нежилое здание с кадастровым номером расположено на земельном участке с кадастровым номером

Согласно публичной кадастровой карте, являющейся официальным электронным ресурсом службы Росреестра, в котором содержится все сведения ЕГРН об объектах недвижимости, являющиеся актуальными и находящимися в свободном доступе, Нежилое здание поставлено на кадастровый учет без координат, то есть отсутствует привязка к земельному участку, однако по адресу нахождения Нежилого здания: <адрес>, ул. JI. Толстого, <адрес>, такое здание располагается на земельном участке с кадастровым номером .

Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером , адрес местонахождения, <адрес> в квартале 163, на котором расположено Нежилое здание, данный земельный участок имеет смешанный вид разрешенного использования под административно-торговым зданием.

Из содержания вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером - «под административно-торговым зданием» следует, что он не предусматривает размещение офисов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Толкование всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах трактуется в пользу налогоплательщика пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-П, пп. 1 п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ в системе действующего правового регулирования не может служить основанием для возложения на налогоплательщика обязанности определять налоговую базу по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования используемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения). При этом здание (строение, сооружение) признается не предназначенным и фактически не используемым для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания с учетом двадцатипроцентного критерия, предусмотренного подпунктом 2 пункта 4 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с пунктами 2, 4 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-П выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

С учетом изложенного, по виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером нежилое помещение с кадастровым номером не подлежит признанию административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) на основании пп. 1 п.п. 3, 4 ст. 378.2 НК РФ.

Следовательно, нежилое помещение с кадастровым номером не отвечает ни одному из перечисленных условий и критериев, предусмотренных п.п. 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ для его признания административно-деловым центром или торговым центром (комплексом).

Таким образом, нежилое помещение с кадастровым номером не подлежало включению в Перечни на основании пп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ как помещение, находящееся в административно-деловым центре или торговом центре (комплексе).

С учетом изложенного, нежилое помещение с кадастровым номером не отвечает ни одному из перечисленных условий и критериев, предусмотренных подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ для его включения в Перечни, следовательно, его включение в Перечни является незаконным.

С учетом изложенного, нежилое помещение с кадастровым номером не подлежало включению в Перечни на основании пп. 2 п.1 ст. 378.2 НК РФ как имеющее назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации), которое предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которое фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Проверяя соответствие пункта 5340 Перечня, утвержденного приказом министерства имущественных отношений <адрес>, в части включения в него здания административного истца, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2022 год, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

В силу предписаний пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет его в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

По смыслу изложенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечень может быть включено только такое недвижимое имущество, которое реально существует и отвечает критериям, установленными названными выше правовыми нормами, а также состоит на кадастровом учете.

В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных этим законом сведений о недвижимом имуществе.

Кадастровый учет, как это предусмотрено в статье 16 названного федерального закона, осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 данного закона сведений об объекте недвижимости.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что спорное административно-торговое помещение с кадастровым номером снято кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует выписка из ЕГРН (л.д. 33).

Данное помещение было разделено административным истцом на отдельные нежилые помещения с кадастровыми номерами .

Таким образом, на момент принятия Перечня по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ спорное помещение с кадастровым номером момент определения Перечня фактически не существовало, а было два самостоятельных объекта налогообложения: нежилые помещения с кадастровыми номерами , принадлежащих ему на праве собственности,

При таком положении, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 НК РФ), Суд не находит оснований не согласиться с позицией административного истца о необходимости признания пункта 5340 Перечня недействительными со дня принятия в силу неопределенности оспариваемого нормативного правового акта в части включения в него спорного помещения не существовавшего на дату принятия оспариваемого пункта Перечня.

Административным ответчиком, на которого частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложена обязанность доказать соответствие оспариваемого нормативного правового акта законодательству большей юридической силы, не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих наличие оснований для включения спорного нежилого помещения с кадастровым номером в Перечень на 2022 год.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что спорное помещение, включенное в пункт 5018 Перечня на 2020 год, пункт 5122 Перечня на 2021 год, пункт 5340 Перечня на 2022 год, не отвечает признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Поскольку оспариваемые положения содержат противоречия названному выше федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, они признаются судом недействующими.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

При указанных обстоятельствах, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд находит административное исковое заявление ФИО1 подлежащим удовлетворению.

Разрешая иск в части даты признания оспариваемого нормативного акта недействующим, суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативно-правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.

В данном случае, включение спорного объекта в Перечни произведены в целях налогообложения на 2020, 2021 и 2022 годы, обязанность по уплате налога сохраняется.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемый нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на один год – 2020, 2021 и 2022), признание отдельных их положений недействующими с момента принятия нормативного правового акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

С учетом изложенного настоящее решение в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю, в Министерство имущественных отношений Ставропольского края и размещению на официальном сайте Министерства имущественных отношений Ставропольского края, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Руководствуясь статьями 175 - 180, 208, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования ФИО1 к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании нормативных правовых актов недействующим в части – удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия:

пункт 5018 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.12.2019 г. № 1317;

пункт 5122 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28.12.2020 г. № 1462;

пункт 5340 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24.12.2021 г. № 1004.

Министерству имущественных отношений Ставропольского края опубликовать сообщение о настоящем судебном решении в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте, на котором были опубликованы оспоренные нормативные правовые акты.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский краевой суд.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 11 марта 2022 года.

Председательствующий судья А.И. Дубинин

<данные изъяты>

<данные изъяты>