НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ставропольского краевого суда (Ставропольский край) от 10.01.2018 № 3А-52/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ставрополь 10 января 2018 г.

Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Сицинской О.В.,

при секретаре Богдановой Т.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административных ответчиков ФИО2, прокурора Колячкиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-771/2017 по административному иску общества с ограниченной ответственностью «КМВ-Холдинг» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании частично недействующим нормативно-правового акта,

установил:

Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26 декабря 2016 г. № 1093 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год», вступившим в силу с 1 января 2017 г., утвержден прилагаемый перечень объектов недвижимого имущества, являющийся приложением к приказу.

Пунктами 1383, 1384, 1385 Перечня недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 г., утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26.12.2016 г. № 1093, включены здания с кадастровыми номерами , расположенные по адресу: <адрес>.

Настоящий приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26 декабря 2016 г. № 1093 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru 28.12.2016 г., номер опубликования 4059.

Общество с ограниченной ответственностью «КМВ-Холдинг» обратилось с административным иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании недействующими с момента принятия пунктов 1383, 1384, 1385 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26.12.2016 г. № 1093, и взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей, судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.

В основании заявленных требований указало, что является собственником объектов недвижимого имущества – нежилого здания – склад, с кадастровым номером ; нежилого здания – контора-склад, с кадастровым номером ; нежилого помещения, с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес>. Объекты недвижимости необоснованно и незаконно включены в оспариваемый нормативно правовой акт, - в Перечень имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26.12.2016 г. № 1093. Указанное повлекло неверное определение налоговых обязательств административного истца, как плательщика налога на имущество организаций. Административный истец не оспаривает полномочия административного ответчика на принятие данного нормативного акта, соблюдение порядка и процедуры его принятия, надлежащее опубликование. Вместе с тем полагает, что оснований, установленных ст. 14, 372, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, к включению зданий с кадастровыми номерами в Перечень объектов, налоговая база в отношении которых определяется в размере кадастровой, не имелось. Данные здания являются офисными, складскими, нежилыми, что подтверждается техническими паспортами, выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Земельный участок, на котором находятся нежилые здания, имеет вид разрешенного использования – под производственную базу. Обследованием подтверждено использование объектов капитального строительства под складские цели, офисы. Таким образом, здания с кадастровыми номерами не могут являться объектом налогообложения налога на имущество организаций, поскольку не подпадают под требования пунктов 1, 2, 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона Ставропольского края от 26.11.2003 г. № 44-кз «О налоге на имущество организаций»; а оспариваемый в части нормативно правовой акт не является законным и обоснованным.

Определением Ставропольского краевого суда от 13 октября 2017г. к участию в деле привлечена прокуратура Ставропольского края.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО3, полномочия которого подтверждены документально, административные исковые требования поддержал. Указал, что на земельном участке с кадастровым номером , имеющим вид разрешенного использования – под производственной базой, находятся 3 объекта капитального строительства. Объект капитального строительства с кадастровым номером является складским зданием, использующимся под склады, часть его помещений сдается в аренду. Объект недвижимости с кадастровым номером также является складским, именуется контора-склад, расположен также на земельном участке с кадастровым номером . Причины указания в государственном кадастре недвижимости о нахождении указанного объекта недвижимости, помимо земельного участка с кадастровым номером , на земельном участке с кадастровым номером , пояснить не может. Допускает, что указанное является технической кадастровой ошибкой. Не отрицает, что в настоящем споре вопрос об исправлении кадастровой ошибки разрешен быть не может. В период производства по делу обратились с заявлением об исправлении технической кадастровой ошибки, но до настоящего момента изменения в государственный кадастр недвижимости не внесены. Объект капитального строительства с кадастровым номером , согласно выписке из государственного кадастра недвижимости является частью здания с кадастровым номером . Право собственности на объект с кадастровым номером за административным истцом не зарегистрировано. Однако полагает ООО «КМВ-Холдинг» собственником указанного объекта, т.к. является собственником объекта частью которого является меньший объект. Установить местонахождение объекта с кадастровым номером не представляется возможным. Не отрицал, что заключенный договор на представительские услуги охватывал только юридическую работу по объектам капитального строительства с кадастровыми номерами ; соответственно оплата внесена за указанные объекты.

Представитель административного ответчика – Министерства имущественных отношений Ставропольского края ФИО2, полномочия которой на ведение дела проверены, административные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Суду пояснила, что доказательств обоснованности и законности включения объекта капитального строительства в оспариваемые приказы не имеет. Перечень имущества составлялся на основании данных, полученных из базы Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество. Сведения предоставлялись в Министерство имущественных отношений Ставропольского края в электронном виде, но источник утрачен. Указывала, что объект капитального строительства с кадастровым номером частично, согласно сведениям из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, находится на земельном участке с кадастровым номером , имеющим коммерческий вид разрешенного использования. Потому включение указанного объекта в оспариваемый Перечень обоснованно. Объект недвижимости с кадастровым номером , хотя и является частью иного объекта с кадастровым номером , но поставлен на самостоятельный кадастровый учет, следовательно, может быть объектом, подлежащим включению в Перечень. Более того, административный истец не предоставил доказательств наличия права собственности на данный объект. Относительно объекта недвижимости с кадастровым номером пояснить ничего не смогла.

Опрошенный в судебном заседании представитель ФГБУ ФКП Росреестра по Ставропольскому краю ФИО4 в качестве специалиста пояснил, что объекты капитального строительства с кадастровыми номерами включены в единый государственный реестр недвижимости при выполнении государственного контракта на основании данных технической документации. Причину указания расположения здания с кадастровым номером на двух земельных участках с кадастровыми номерами и , не являющихся по местоположению смежными, пояснить не может, не исключает наличие кадастровой ошибки, подлежащей рассмотрению в установленном законом заявительном порядке. Изменения в государственный реестр недвижимости не внесены. Пояснил, что правообладатель здания с кадастровым номером юридически отсутствует. Наличие у административного истца ООО «КМВ-Холдинг» права собственности на здание с кадастровым номером , в состав которого входит здание с кадастровым номером , не создает для ООО «КМВ-Холдинг» права собственности на объект с кадастровым номером .

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО5, ФИО6, работники Государственного казенного учреждения Ставропольского края «Имущественный фонд Ставропольского края», проводившие обследование объектов недвижимости, пояснили, что после поступления указаний из Министерства имущественных отношений Ставропольского края проводили осмотр объектов, их фотографирование, составление актов осмотра. ООО «КМВ-Холдинг» были предоставлены документы на объекты недвижимости, по которым осуществлена привязка зданий к земельным участкам. Самостоятельно установление местонахождения зданий относительно земельных участков и их кадастровым номерам не проводилось. В объектах с кадастровыми номерами и торговых объектов обнаружено не было, здания складские, есть офисы, станция технического обслуживания. Здание с кадастровым номером установить не представилось возможным, никто не знает, что это за объект.

В заключении прокурор Колячкина И.В. полагала административный иск частично обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению. Указывала, что здание с кадастровым номером не является отдельным строением, а частью объекта недвижимости с кадастровым номером 366. Между тем, собственник указанного объекта недвижимости с кадастровым номером не установлен. Следовательно, административные требования административного истца ООО «КМВ-Холдинг» в указанной части не подлежат удовлетворению, как предъявленные ненадлежащим лицом. Объект капитального строительства с кадастровым номером , согласно официальных данных Единого государственного реестра недвижимости, находится на двух земельных участках с кадастровыми номерами и , один из которых имеет коммерческое назначение (под размещение торгового павильона, кафетерия). Административный истец не доказал факта нахождения здания с кадастровым номером только на земельном участке с кадастровым номером . Следовательно, оснований для признания в указанной части оспариваемого нормативного акта недействительным, не имеется. Подлежащими удовлетворению полагала исключительно требования об оспаривании включения в нормативный акт объекта недвижимости с кадастровым номером . Вопрос о распределении судебных расходов оставила на усмотрение суда.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив предоставленные доказательства в их совокупности, установил следующее.

Частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:

- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Из содержания приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26 декабря 2016 г. № 1093 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год», следует, что они приняты в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1 Закона Ставропольского края от 26 декабря 2003 г. № 44-кз «О налоге на имущество организаций».

В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 33 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налоговым кодексом Российской Федерации продублировано разграничение полномочия федерального законодателя и субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.

Статьями 14 и 372 Налогового Кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, он устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей статьей, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Статьями 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, он устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.

Пунктами 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей; налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 ст. 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период Перечень объектов недвижимого имущества, указанный в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

На основании приведенных норм права субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества. К полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено определение, не позднее 1-го числа очередного налогового периода, перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и физических лиц определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с Положением о Министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 6 марта 2012 г. № 137 (далее - Положение), Министерство имущественных отношений Ставропольского края является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, за исключением отношений, связанных с планированием, рациональным использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, а также в сфере финансового оздоровления и банкротства в пределах своей компетенции.

В подпункте 16.1 раздела 3 указанного Положения установлено, что к полномочиям Министерства имущественных отношений Ставропольского края относится определение в соответствии со статьей 378 Налогового кодекса Российской Федерации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направление указанного перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества.

Следовательно, Министерство имущественных отношений Ставропольского края, как орган исполнительной власти, является не только уполномоченным органом для определения Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество физических лиц на этот налоговый период определяется как их кадастровая стоимость, но и надлежащим административным ответчиком по указанному делу.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт - приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26 декабря 2016 г. № 1093 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год», принят с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.

Закон Ставропольского края от 18 июня 2012г. № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края» в статье 1 называет официальным опубликованием правового акта Ставропольского края размещение полного текста в газете «Ставропольская правда» с пометкой «Официальное опубликование», и (или) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), и (или) «Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края» (www.pravo.stavregion.ru).

Оспариваемый в части приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26.12.2016 г. № 1093 опубликован 28.12.2016 г. на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru, что является надлежащим опубликованием.

При таких обстоятельствах оспариваемый в части нормативный акт - приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26 декабря 2016 г. № 1093, опубликован и введен в действие в соответствии с требованиями закона Ставропольского края от 18 июня 2012 г. № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края», пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Данные обстоятельства административным истцом не оспаривались, что подтверждается, в том числе, содержанием административного искового заявления.

Проверяя соответствие содержания пунктов 1383, 1384, 1385 приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26 декабря 2016 г. № 1093 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год», требованиям действующего законодательства, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Из содержания Закона Ставропольского края от 28 ноября 2014 № 104-кз усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость.

Статьей 402 Налогового Кодекса Российской Федерации (в редакции от 4 октября 2014 № 284-ФЗ, вступившего в законную силу с 01.01.2015г.) законодательным (представительным) органам государственной власти субъекта Российской Федерации предписано в срок до 1 января 2020 г. определить единую дату начала применения на территории субъекта порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Данное указание закона на территории Ставропольского края исполнено.

Законом Ставропольского края от 5 ноября 2015 № 109-кз «Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» дата определена как 1 января 2016 г.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В пункте 3 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в статье термина административно-деловые центры.

Так, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Законом Ставропольского края от 28.11.2014 № 104-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О налоге на имущество организаций», вступившим в законную силу с 1 января 2015 г., внесены дополнения в статью 1.1 Закона Ставропольского края от 26 ноября 2003 № 44-кз «О налоге на имущество организаций» - «Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества».

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона Ставропольского края от 26 ноября 2003 № 44-кз «О налоге на имущество организаций» налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

- торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещения в них;

- нежилые помещения общей площадью свыше 250 квадратных метров, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.

Часть 2 статьи 1.1 Закона Ставропольского края от 26 ноября 2003 № 44-кз «О налоге на имущество организаций» закрепляет, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, перечень которых устанавливается Министерством имущественных отношений Ставропольского края.

На основании приведенных выше норм федерального закона и закона субъекта Российской Федерации – Ставропольского края, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении торговых центров (комплексов), нежилых помещений площадью свыше 250 кв.м., предусматривающих размещение торговых объектов в них, либо фактически использующихся для размещения торговых объектов, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

- нежилое помещение площадью свыше 250 кв.м. предназначено для размещения торговых объектов или фактически используется для размещения торговых объектов.

При наличии одного из приведенных условий, объект недвижимости признается зданием, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость.

Частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Судом при рассмотрении административного спора по существу установлено, и указанное подтверждается письменными доказательствами, приобщенными к материалам дела, что объект недвижимости с кадастровым номером , согласно официальным данным Единого государственного реестра недвижимости не имеет собственника.

Доказательств возникновения права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером в порядке, установленном статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, административным истцом ООО «КМВ-Холдинг» суду не предоставлено.

Следовательно, требования о признании недействительным пункта 1385 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26.12.2016 г. № 1093, не могут быть удовлетворены по административному иску ООО «КМВ-Холдинг» как ненадлежащего истца. В указанных требованиях суд отказывает.

Рассматривая требования о признании недействительным пункта 1384 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26.12.2016 г. № 1093 о включении объекта недвижимости с кадастровым номером , суд также приходит к выводу об отсутствии оснований к его удовлетворению.

В частности, из предоставленных суду доказательств следует, что принадлежащий на праве собственности объект капитального строительства – контора, склад, с кадастровым номером 26:30:040124:366 расположен на двух земельных участках с кадастровыми номерами и .

Из предоставленной суду выписке из государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером следует (том 1 л.д. 167-168), что видом его разрешенного использования является – под торговый павильон и кафетерий.

Указанное подпадает под сферу действия пункта 1 части 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доказательств наличия кадастровой ошибки в части указания расположения объекта капитального строительства с кадастровым номером на земельном участке с кадастровым номером , административным истцом ООО «КМВ-Холдинг» суду не предоставлено.

Следовательно, оснований к признанию включения в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26.12.2016 г. № 1093, объекта недвижимости с кадастровым номером не имеется. Таким образом, на основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении административных требований о признании недействительным пункта 1384 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26.12.2016 г. № 1093.

В то же время суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования административного истца о признании недействительным пункта 1383 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26.12.2016 г. № 1093 в части включения в указанный Перечень здания с кадастровым номером .

Указанный объект недвижимого имущества – здание с кадастровым номером принадлежит административному истцу ООО «КМВ-Холдинг» на праве собственности, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.

Из технического паспорта на здание с кадастровым номером , акта обследования объекта недвижимого имущества, составленного 08.06.2017 г. сотрудниками Государственного казенного учреждения Ставропольского края «Имущественный фонд Ставропольского края» ФИО5, ФИО6, следует, что оно является нежилым, наименование – склад, используется в целях предоставления услуг станции технического обслуживания автомобилей, в качестве подсобного, а также под офисы.

Земельный участок с кадастровым номером , на котором расположено спорное строение с кадастровым номером , имеет вид разрешенного использования - под производственной базой.

Приведенные обстоятельства не оспариваются лицами, участвующими в деле.

Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

До установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Порядок определения вида фактического использования отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Ставропольского края, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержден постановлением Правительства Ставропольского края от 16 февраля 2015г. № 54-п.

Согласно п. 2 указанного Порядка, определение вида фактического использования объектов недвижимого имущества осуществляется правовым актом органа исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное управление в сфере имущественных отношений, ежегодно, до 30 ноября, по результатам мероприятий, проведенных в соответствии с настоящим Порядком. При определении вида фактического использования объектов недвижимого имущества могут привлекаться представители органов исполнительной власти Ставропольского края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, иных организаций в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края.

Следовательно, обязанность надлежащего установления признаков отнесения объектов недвижимого имущества к числу тех, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, лежала исключительно на административном ответчике по данному спору – Министерстве имущественных отношений Ставропольского края.

Кроме того, пунктом 4 Порядка установлено, что в целях формирования Перечня уполномоченный орган запрашивает у органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и иных организаций, в том числе, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении объекта недвижимого имущества и земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества.

Вместе с тем доказательств тому, что спорный объект с кадастровым номером в Едином государственном реестре недвижимости обозначен как торговый центр, нежилое помещение для размещения торговых объектов или его наименование содержало указание на признаки таких объектов, в материалы дела не представлено. Аналогично отсутствуют сведения о его расположении на земельном участке, предназначенном для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и т.п. Несмотря на это, мероприятия по определению вида фактического использования спорного здания на момент включения его в Перечень административным ответчиком не проводились. Потому доводы представителя административного ответчика об обоснованности включения в Перечень объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 26:30:040124:337, нежилого здания, склада, расположенного по адресу: <адрес>, являются несостоятельными, поскольку не подтверждены надлежащими доказательствами по делу.

Таким образом, предоставленными документами на объект недвижимости – здание с кадастровым номером , включенное в оспариваемый пункт Перечня, не подтверждается наличие оснований, по которым возможно отнесение здания к имуществу, налоговая база в отношении которого определяется в размере кадастровой стоимости.

Административным ответчиком Министерством имущественных отношений Ставропольского края не предоставлено суду ни одного доказательства, подтверждающего законность отнесения здания с кадастровым номером к торговым объектам, объектам бытового обслуживания, либо общественного питания, либо иных достоверны, достаточных доказательств, свидетельствующих о наличии оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 закона Ставропольского края от 28 ноября 2014 г. № 104-кз «О налоге на имущество организаций», к включению данного объекта в Перечень имущества, налоговая база в отношении которого определяется в размере кадастровой. В то время как в силу пункта 3 части 8 и части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основаниями для принятия оспариваемых в части нормативных правовых актов, возлагается на орган, его принявший.

Оценив в совокупности уставленные юридически значимые факты об обстоятельствах, подлежащих доказыванию, суд приходит к выводу, что на момент принятия приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26 декабря 2016 г. № 1093 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год», спорное здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, по виду фактического использования, виду использованию земельного участка не подпадало под признаки, определенные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 закона Ставропольского края от 28 ноября 2014 г. № 104-кз «О налоге на имущество организаций»

Следовательно, оспариваемый пункт 1383 приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26 декабря 2016 г. № 1093 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год», нельзя признать соответствующим действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу. Соответственно, административные требования ООО «КМВ-Холдинг» в указанной части подлежат удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд приходит к выводу, что применению подлежит подпункт 1 пункта 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой оспариваемый нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия.

Из установленных судом обстоятельств дела следует, что ООО «КМВ-Холдинг», являясь плательщиком налога на имущества организаций, обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В связи с изданием оспариваемого в части нормативного актов, включившего принадлежащее административному истцу здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, в подобный Перечень, ООО «КМВ-Холдинг» в 2017 году исполняло обязанность по уплате налога на имущество организаций.

Следовательно, определение даты недействительности оспариваемого в части нормативного акта иной датой, нежели дата издания, не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, закрепленной статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд признает пункт 1383 приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26 декабря 2016 г. № 1093 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год», противоречащими положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1.1 Закона Ставропольского края от 26 ноября 2003 г. № 44-кз «О налоге на имущество организаций», с момента издания.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Из обстоятельств административного дела следует, что первоначально оспариваемые в части нормативные акты были опубликованы на интернет-портале www.pravo.stavregion.ru, в связи с чем суд приходит к выводу о возложении на административного ответчика Министерство имущественных отношений Ставропольского края опубликовать на данном сайте сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 111, статьей 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждается с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В связи с частичным удовлетворением заявленных требований судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей и по оплате услуг представителя в размере 50 000 рублей, понесенные административным истцом ООО «КМВ-Холдинг», которые документально подтверждены, следует возложить на административного ответчика. Однако учитывая частичное удовлетворение заявленных требований (отказ в удовлетворении требований о признании пунктов 1384, 1385 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26.12.2016 г. № 1093) суд находит необходимым снизить расходы по оплате услуг представителя, определив их размер равным 20000 рублей.

Данная правовая позиция, согласно которой при неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов (ст. 111 и 112 КАС РФ), изложена в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела».

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «КМВ-Холдинг» - удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня принятия пункт 1383 Перечня недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26.12.2016 г. № 1093 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год».

В удовлетворении административных требований общества с ограниченной ответственностью «КМВ-Холдинг» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании недействующими пунктов 1384, 1385 Перечня недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26.12.2016 г. № 1093 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год», - отказать.

Взыскать с Министерства имущественных отношений Ставропольского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «КМВ-Холдинг» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей, судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит обязательному опубликованию Министерством имущественных отношений Ставропольского края на официальном сайте www.pravo.stavregion.ru в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ставропольский краевой суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий судья О.В.Сицинская

Копия верна: судья

секретарь