НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ставропольского краевого суда (Ставропольский край) от 07.06.2017 № 3А-616/17

дело № 3а–616/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 июня 2017 года город Ставрополь

Ставропольский краевой суд в составе:

судьи Ставропольского краевого суда Песоцкого В.В.

при секретаре Роговой А.А.,

с участием прокурора Колячкиной И.В.,

представителей административного истца Акционерного общества «Энергоресурсы» (г. Ессентуки Ставропольского края) Докукина С.Ю., Рюминой Е.А., представителя административного ответчика Региональной тарифной комиссии Ставропольского края Нестеренко С.А., представителя заинтересованного лица министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Порохонько Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Энергоресурсы» (г. Ессентуки Ставропольского края) к Региональной тарифной комиссии Ставропольского края о признании постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края № 48/2 от 16 декабря 2016 года недействующим в части,

установил:

16 декабря 2016 года Региональной тарифной комиссией Ставропольского края (далее – РТК Ставропольского края) принято постановление № 48/2 «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для потребителей Ставропольского края на 2017 год».

Данным постановлением в отношении ресурсоснабжающей организации, каковой является Акционерное общество «Энергоресурсы» (далее – АО «Энергоресурсы») на 2017 год установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, подключенным к тепловым сетям, путем корректировки долгосрочных тарифов, установленных на период 2016-2018 годов, со следующей календарной разбивкой (согласно приложению № 2 к указанному постановлению):

- с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года – 1710 рублей 71 копейка /Гкал (без НДС), для населения – 2018 рублей 64 копейки/Гкал;

- с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года – 1785 рублей 44 копейки/Гкал (без НДС), для населения – 2106 рублей 82 копейки/Гкал.

АО «Энергоресурсы» обратилось в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановления РТК Ставропольского края № 48/2 от 16 декабря 2016 года в части установления указанных тарифов на тепловую энергию для АО «Энергоресурсы» (приложение № 2 к постановлению).

По мнению административного истца, регулирующим органом при утверждении данных тарифов в нарушение пунктов 13, 22, 42, 90 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, неправомерно не были учтены недополученный доход организации за 2013 год в сумме 2407000 рублей 28 копеек, расходы на оплату труда в сумме 3559000 рублей 80 копеек, потребности организации на капитальный и текущий ремонт в сумме 1905000 рублей 77 копеек, норматив технологических потерь при передаче тепловой энергии по тепловым сетям в размере 61963,6 Гкал, а также незаконно увеличен размер полезного отпуска тепловой энергии на 15222,90 Гкал. В результате этого размер тарифов не обеспечивает полностью финансовых потребностей предприятия.

В судебном заседании представители административного истца АО «Энергоресурсы» Докукин С.Ю. и Рюмина Е.А. поддержали заявленные требования.

Представитель административного ответчика РТК Ставропольского края Нестеренко С.А. не признала административный иск, пояснив, что оспариваемым постановлением проводилась корректировка долгосрочных тарифов, установленных постановлением РТК Ставропольского края № 59/2 от 27 ноября 2015 года, с учетом базовых показателей операционных расходов, которые включают в себя расходы на оплату труда и на ремонт основных средств. Объем полезного отпуска тепловой энергии принят органом регулирования на основании фактического значения полезного отпуска и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. В качестве показателя технологических потерь при установлении тарифа на тепловую энергию на 2017 год органом регулирования учтен норматив технологических потерь в размере 39 400 Гкал, утвержденный приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края № 255 от 28 октября 2015 года на основании инвестиционной программы регулируемой организации.

Недополученный доход организации, образовавшийся за период 2013 года, не включен в состав необходимой валовой выручки вследствие ограничения предельным индексом изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленным для Ставропольского края в размере 3,7%.

Представитель РТК Ставропольского края также признала, что недополученный доход организации, который мог быть включен в необходимую валовую выручку без превышения указанного предельного индекса составляет 721000 рублей.

Представитель заинтересованного лица министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Порохонько Е.С. в своих объяснениях просил разрешить заявленные требования по усмотрению суда.

Представитель заинтересованного лица Федеральной антимонопольной службы (далее по тексту - ФАС России), надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, представив письменное заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Выслушав объяснения представителей административного истца АО «Энергоресурсы» Докукина С.Ю. и Рюмину Е.А., возражения представителя административного ответчика РТК Ставропольского края Нестеренко С.А., объяснения представителя заинтересованного лица министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Порохонько Е.С., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Колячкиной И.В., полагавшей, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, Ставропольский краевой суд приходит к следующему.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).

В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

РТК Ставропольского края осуществляет данные полномочия в сфере тарифного регулирования в соответствии с пунктами 2 и 10 Положения о Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 19 декабря 2011 года № 495-п.

Согласно частям 1 статьи 1 Закона Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования в сетевом издании и вступления в законную силу правовых актов Ставропольского края» источником официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти Ставропольского края является сетевое издание «Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края» (www.pravo.stavregion.ru).

Постановление № 48/2 от 16 декабря 2016 года было опубликовано 20 декабря 2016 года на «Официальном интернет портале правовой информации Ставропольского края» www.pravo.stavregion.ru за номером 3997.

Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемый акт принят уполномоченным органом в соответствии с предусмотренной процедурой и опубликован в установленном порядке.

Правомочность органа, принявшего вышеуказанное постановление, а также соблюдение установленной законом процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования лиц административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспариваются.

Регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями Закона о теплоснабжении, Основ ценообразования и Правил регулирования цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, а также Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее по тексту - Методические указания).

В соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов.

Государственное регулирование цен (тарифов) с применением такого метода осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном Основами ценообразования (часть 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении).

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

В соответствии с пунктом 33 Правил орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.

Судом установлено, что основным видом деятельности АО «Энергоресурсы» является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными для потребителей.

Постановлением РТК Ставропольского края № 59/2 от 27 ноября 2015 года для АО «Энергоресурсы» установлены долгосрочные параметры регулирования и тарифы в сфере теплоснабжения для потребителей Ставропольского края на 2016-2018 годы.

16 декабря 2016 года РТК Ставропольского края принято постановление № 48/2 «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для потребителей Ставропольского края на 2017 год», которым для АО «Энергоресурсы» на 2017 год установлены путем корректировки долгосрочных тарифов на период 2016-2018 годы, тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, подключенным к тепловым сетям.

При установлении тарифов на 2017 год АО «Энергоресурсы» предложило органу регулирования включить в состав экономически обоснованных расходов для корректировки тарифа, в частности, недополученный доход за 2013 год, величину технологических потерь, утвержденную приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края на 2016-2018 годы, дополнительные финансовые средства для проведения капитального ремонта, а также увеличить размер фонда оплаты труда и снизить размер полезного отпуска тепловой энергии.

Из имеющегося в материалах дела протокола заседания правления РТК Ставропольского края следует, что данные предложения экспертами РТК Ставропольского края оставлены без удовлетворения.

Проверяя доводы административного истца о нарушении органом регулирования требований действующего законодательства при учете утвержденных нормативов технологических потерь тепловой энергии, суд приходит к выводу об их несостоятельности ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении, абзацем первым пункта 90 Основ ценообразования при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии учитываются только в объеме нормативных технологических потерь, то есть в размерах, не превышающих утвержденный в установленном порядке объем потерь.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края является уполномоченным органом, утверждающим нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям на территории Ставропольского края (пункт 10 Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2014 года № 545-п).

Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края № 49 от 16 марта 2015 года утвержден норматив технологических потерь при передаче тепловой энергии по тепловым сетям Открытого акционерного общества «Ессентукская теплосеть» (правопреемником которого является АО «Энергоресурсы) на 2016-2018 годы в размере 61 963,6 Гкал в год.

Вместе с тем, на основании инвестиционной программы административного истца (показателей энергетической эффективности) более поздним приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края № 255 от 28 октября 2015 года утвержден иной норматив технологических потерь при передаче тепловой энергии по тепловым сетям ОАО «Ессентукская теплосеть» на 2016-2018 годы в размере 39 400,0 Гкал в год.

В ходе судебного разбирательства, а также в письменном отзыве представитель министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края привел обоснования того, что в качестве норматива технологических потерь организации при передаче тепловой следует учитывать показатель в размере 39 400 Гкал, поскольку он соответствует инвестиционной программе организации.

Кроме того, анализ правовых норм при определении подлежащей применению величины норматива технологических потерь показал, что соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона о теплоснабжении инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, представляет собой программу мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения.

Пунктом 9 статьи 23.1 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что плановые значения показателей энергетической эффективности объектов теплоснабжения применяются при установлении на очередной период регулирования тарифов в соответствии с Основами ценообразования.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 452 от 16 мая 2014 года утверждены Правила определения плановых и расчета фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, а также определения достижения организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, указанных плановых значений (далее - Правила № 452)

Согласно пункту 6 указанных Правил № 452 к показателям энергетической эффективности объектов теплоснабжения относятся:

а) удельный расход топлива на производство единицы тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источников тепловой энергии;

б) отношение величины технологических потерь тепловой энергии, теплоносителя к материальной характеристике тепловой сети;

в) величина технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям.

При установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию для АО «Энергоресурсы» на 2016-2018 годы органом регулирования учтен норматив технологических потерь тепловой энергии в размере 39 400 Гкал, определенный приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края № 255 от 28 октября 2015 года.

Кроме того, из имеющейся в материалах дела выписки из протокола заседания правления РТК Ставропольского края (т. 1, л. д. 42) следует, что органом регулирования при определении данной величины учтены фактические показатели организации за предыдущие периоды 2012-2014 годов (2012 год – 40 089 Гкал, 2013 год – 37 921 Гкал, 2014 год – 41 611 Гкал).

Согласно пункту 51 Основ ценообразования значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, за исключением случая их пересмотра в рамках исполнения предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации».

Таким образом, при установлении тарифов на тепловую энергию на 2017 год величина технологических потерь тепловой энергии правомерно учитывалась органом регулирования в том же объеме, что и при установлении долгосрочных параметров регулирования на 2016-2018 годы, а именно - исходя из норматива, утвержденного уполномоченным органом в соответствии с предложенным самой организацией показателем в инвестиционной программе, где содержатся показатели энергетической эффективности.

Согласно пунктам 22, 25 Правил № 452 обязанность пересмотреть значения долгосрочных параметров могла возникнуть у органа регулирования только в случае корректировки показателей энергетической эффективности объектов теплоснабжения, к которым относится показатель величины технологических потерь при передаче тепловой энергии, утвержденных инвестиционной программой.

Между тем, административным истцом не представлено доказательств того, что инвестиционная программа организации изменялась или корректировалась. Не содержат их и материалы административного дела.

Доводы представителей административного истца об ошибочном указании самой организацией в инвестиционной программе величины технологических потерь при передаче тепловой энергии в размере 39400 Гкал не свидетельствуют о незаконности действий органа регулирования.

В ходе судебного разбирательства проверены основания административного иска о неверном расчете РТК Ставропольского края объема полезного отпуска тепловой энергии.

Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.

Пунктом 52 Основ ценообразования предусмотрено, что отклонение объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации является показанием для корректировки ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования (в том числе на второй год долгосрочного периода).

Определение объемов отпуска тепловой энергии на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с Методическими указаниями осуществляется аналогично определения объемов на расчетный период регулирования с учетом пунктов 17 и 18 Методических указаний.

В соответствии с пунктом 18 Методических указаний формирование органами регулирования расчетных объемов, используемых при расчете тарифов в сфере теплоснабжения (за исключением поставки тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более), осуществляется с учетом количественной оценки ожидаемого уровня потребления тепловой энергии, тепловой нагрузки с учетом данных, предоставляемых регулируемыми организациями при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, в том числе договорных (заявленных на расчетный период регулирования потребителями) объемов, и статистических данных, в том числе среднегодового фактического потребления за три предыдущих года и планов регионального развития, в том числе фактического отключения (подключения) потребителей, объемов потерь и других параметров, используемых при расчете объема.

В данном случае ни схема теплоснабжения в административных границах города Ессентуки на период с 2015 по 2028 годы, утвержденная постановлением администрации города Ессентуки от 22 декабря 2016 года № 2147, ни муниципальная программа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры города Ессентуки на 2012-2017 годы», утвержденная решением Думы города Ессентуки от 14 марта 2016 года № 11, не содержат информации о величине полезного отпуска тепловой энергии АО «Энергоресурсы» на 2017 год.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что объем полезного отпуска за предыдущие периоды 2013-2015 годов рассчитывался органом регулирования в соответствии с муниципальной программой «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры города Ессентуки на 2012-2017 годы», утвержденной решением Думы города Ессентуки от 14 марта 2016 года № 2147, согласно которой объем полезного отпуска составлял на 2013 год – 273 300 Гкал, на 2014 год – 273 440 Гкал, на 2015 год – 273 580 Гкал.

При утверждении долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2016-2018 годы объем полезного отпуска тепловой энергии организации принят органом регулирования в количестве 256825,4 Гкал, то есть исходя из фактического значения полезного отпуска и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года, о чем указано в протоколе заседания правления РТК Ставропольского края № 48 от 16 декабря 2016 года (т. 1, л.д. 36).

Необходимо принять во внимание, что 02 декабря 2016 года в РТК Ставропольского края поступила информация из Федеральной антимонопольной службы, согласно которой организация неправомерно использует некоторые котельные, находящиеся в муниципальной собственности города Ессентуки (т. 4, л.д. 180-182).

В связи с изложенным при регулировании тарифа на тепловую энергию на 2017 год объем полезного отпуска тепловой энергии АО «Энергоресурсы» обоснованно установлен в размере 254 442,85 Гкал, а именно - исходя из величины полезного отпуска в размере 256 825,4 Гкал, учтенной в составе тарифов на тепловую энергию на 2016 год и за вычетом величины полезного отпуска, полученного от котельных, неправомерно используемых ресурсоснабжающей организацией в размере 2 382,55 Гкал.

При таких обстоятельствах объем полезного отпуска тепловой энергии, исходя из которого для АО «Энергоресурсы» рассчитаны тарифы на тепловую энергию на 2017 год, не противоречит пункту 22 Основ ценообразования и не нарушает экономические интересы организации, поскольку его величина установлена ниже среднего значения полезного отпуска за предыдущие периоды 2013-2015 годов.

Доводы административного истца об иных значениях объема полезного отпуска за период 2013 – 2015 годов отклоняются судом, поскольку объемы полезного отпуска тепловой энергии за такие периоды органом регулирования определялись в соответствии с муниципальной программой «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры города Ессентуки на 2012-2017 годы», утвержденной решением Думы города Ессентуки от 14 марта 2016 года № 2147.

Ссылки на снижение объемов полезного отпуска исключительно вследствие повышения температуры окружающей среды в отопительный период, более рациональным использованием тепловой энергии потребителями, а также переходом потребителей на индивидуальные отопительные приборы не свидетельствуют о незаконности и необоснованности действий регулируемого органа при установлении тарифа на тепловую энергию.

Доводы АО «Энергоресурсы» о незаконности невключения в состав необходимой валовой выручки при регулировании тарифа на тепловую энергию на 2017 год дополнительных финансовых средств на капитальный и текущий ремонт, а также в связи с расходами на оплату труда также подлежат отклонению ввиду следующего.

Согласно положениям пунктов 71, 73 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, величина которых определяется в соответствии с пунктами 57 - 66 настоящего документа с учетом особенностей, установленных пунктом 73 Основ ценообразования.

Пунктами 57, 58 Основ ценообразования предусмотрено, что текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя. При этом операционные расходы включают в себя, в том числе расходы на ремонт основных средств и расходы на оплату труда.

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов.

Согласно пункту 33 Методических указаний базовый уровень операционных расходов - один из долгосрочных параметров регулирования, который определяется перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него не изменяется, и устанавливается органом регулирования в соответствии с пунктом 37 указанных Методических указаний.

Индексация операционных расходов регулируемых организаций осуществляется в соответствии с пунктом 36 Методических указаний.

Таким образом, базовый уровень операционных расходов организации, включающий в себя расходы на ремонт основных средств и расходы на оплату труда, устанавливается на долгосрочный период регулирования, и в течение такого периода пересмотру или изменению при корректировке необходимой валовой выручки не подлежит. При корректировке долгосрочных параметров регулирования расходы на ремонт основных средств и расходы на оплату труда организации устанавливаются только путем индексации базового уровня операционных расходов.

Из материалов дела следует, что при корректировке долгосрочного тарифа на 2016-2018 годы операционные расходы АО «Энергоресурсы» рассчитывались органом регулирования по формуле (10) пункта 36 Методических указаний исходя из базового уровня операционных расходов, установленного на 2016 год, с применением соответствующих индексов, что не оспаривалось сторонами по административному делу.

Исходя из изложенного, регулирующим органом в состав операционных расходов обоснованно не были включены заявленные организацией дополнительные расходы на ремонт основных средств и расходы на оплату труда, поскольку базовый уровень таких расходов определялся при установлении долгосрочных тарифов на 2016-2018 годы и в соответствии с пунктом 33 Методических указаний изменению не подлежал.

Ссылка на уменьшение фонда оплаты труда в части исключения стимулирующих выплат работникам также является несостоятельной, в том числе и по причине того, что постановлением РТК Ставропольского края № 59/2 от 27 ноября 2015 года утвержден не подлежащий изменению в течение долгосрочного периода регулирования базовый уровень операционных расходов, включающий в себя расходы на оплату труда, который не оспаривается административным истцом.

Вместе с тем, проверяя доводы административного истца о невключении в состав необходимой валовой выручки при установлении тарифа на 2017 год недополученного дохода за 2013 год, суд учитывает, что пункт 33 Основ ценообразования предусматривает возможность включения в необходимую валовую выручку экономически обоснованных расходов, понесенных регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования и не учтенных органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования.

Согласно частям 1, 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.

Установление индексов является частью механизма государственного контроля за ростом коммунальных платежей в Российской Федерации и по данному делу не оспаривалось, что постановлением органа регулирования № 48/2 установлены тарифы при максимально допустимом значении данного индекса, установленного для Ставропольского края на 2017 год распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2016 года № 2461-р (на первое полугодие – 0%, на второе - 3,7%).

Из протокола заседания правления РТК Ставропольского края № 48 от 16 декабря 2016 года следует, что для теплоснабжающих организаций, к числу потребителей которых относится население и приравненные к нему категории потребителей, уровень роста тарифов с 01 июля 2017 года ограничен предельным (максимальным) индексом изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2016 года № 2461-р в размере 3,7%.

Согласно математическому расчету, представленному РТК Ставропольского края по запросу суда, выполненному на основе данных из информационно-аналитической системы ФАС России по шаблонам мониторинга «Прогноз изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, связанного с устанавливаемыми (установленными) тарифами для населения и нормативами потребления коммунальных услуг в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации в 2017 году», включение в размер необходимой валовой выручки суммы недополученного дохода организации за 2013 год в размере 2407000 рублей 28 копеек приведет к росту тарифа на тепловую энергию и росту вносимой гражданами платы за коммунальные услуги до 3,711%, что нарушит баланс экономических интересов организации и интересов потребителей тепловой энергии.

Однако, исходя из расчета, выполненного специалистами РТК Ставропольского края и исследованного в суде, при установлении тарифа на 2017 год при включении в размер необходимой валовой выручки части недополученного дохода АО «Энергоресурсы» за период деятельности 2013 года в сумме 721000 рублей совокупный рост платы граждан за коммунальные услуги в среднем по Ставропольскому краю не превысит предельный индекс, составив 3,68%.

Таким образом, включение недополученного дохода в необходимую валовую выручку при формировании тарифа на 2017 год в указанной сумме не приведет к превышению законодательно установленных ограничений в отношении изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги и отвечает одному из основных принципов, закрепленных в Законе о теплоснабжении, а именно принципу соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающей организации и интересов потребителей.

Учитывая, что в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования тарифы на тепловую энергию поставляемую потребителям на первое полугодие 2017 года не могут превышать величину соответствующих тарифов второго полугодия 2016 года, суд приходит к выводу о признании недействующим оспариваемого постановления в части установления тарифов на тепловую энергию в отношении АО «Энергоресурсы» только на второе полугодие 2017 года.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд учитывает положения пункта 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также разъяснения, данные в абзаце третьем пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» о том, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку оспариваемое постановление применялось и им устанавливались тарифы на тепловую энергию для населения, суд считает необходимым признать его недействующим в указанной выше части со дня вступления решения в законную силу.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию на «Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края» (www.pravo.stavregion.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу положений статьи 103, 111, пункта 4 части 6 статьи 180, пункта 3 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с РТК Ставропольского края в пользу АО «Энергоресурсы» следует взыскать расходы по оплате государственной пошлины пропорционально удовлетворенным требованиям в сумме 2250 рублей.

Руководствуясь статьями 178 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Ставропольский краевой суд

решил:

административное исковое заявление Акционерного общества «Энергоресурсы» (г. Ессентуки Ставропольского края) удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения постановление Региональной тарифной комиссии Ставропольского края № 48/2 от 16 декабря 2016 года «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для потребителей Ставропольского края на 2017 год» в части установления тарифа на тепловую энергию Акционерному обществу «Энергоресурсы» с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года в размере 1785 рублей 44 копейки/Гкал (без НДС), для населения в размере 2106 рублей 82 копейки/Гкал.

В остальной части в удовлетворении административного иска отказать.

Обязать Региональную тарифную комиссию Ставропольского края опубликовать сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на «Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края» (www.pravo.stavregion.ru).

Взыскать с Региональной тарифной комиссии Ставропольского края в пользу Акционерного общества «Энергоресурсы» (г. Ессентуки Ставропольского края) сумму расходов по оплате государственной пошлины в размере 2250 рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья В.В. Песоцкий