НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ставропольского краевого суда (Ставропольский край) от 04.05.2016 № 7-508/2016

Судья Безруков С.Н. Дело № 7а -508/2016

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь 04 мая 2016 года

Судья Ставропольского краевого суда Товчигречко М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе руководителя ООО «ИКТИН» Чапуговой Л.С. на постановление начальника МРИ ФНС №6 по СК от 29 февраля 2016 года * и решение судьи Буденновского городского суда Ставропольского края от 29 марта 2016 года,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением начальника МРИ ФНС №6 по СК от 29 февраля 2016 года * руководитель ООО «ИКТИН» Чапугова Л.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.5 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере * рублей.

Решением судьи Буденновского городского суда Ставропольского края от 29 мая 2016 года постановление начальника МРИ ФНС №6 по СК от 29 февраля 2016 года ФЛ №20 оставлено без изменения, жалобы Чапуговой Л.С. без удовлетворения.

В жалобе ставится вопрос об отмене постановления должностного лица и решения суда.

Изучив доводы жалобы и материалы административного дела, выслушав представителя Чапуговой Л.С. по доверенности Чапугову В.С., просившую удовлетворить жалобу, нахожу названные постановление должностного лица и судебное постановление принятым с нарушением норм материального и процессуального права, регулирующими данные правоотношения, и потому подлежащим отмене.

Часть 2 статьи 14.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Как установлено в судебном заседании, административное правонарушение, совершенное руководителем ООО «ИКТИН», выразилось в том, что в период проверки деятельности ООО «ИКТИН», с 01.12.2015 г. по 27.01.2016 г., основной деятельностью которого является сдача в наем собственного недвижимого имущества, выявлено принятие денежных средств, от основной деятельности, без применения контрольно-кассовой техники.

В соответствии со ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всесторонне, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) ККТ применяется организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение).

Положение устанавливает порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.

В Положении установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, могут самостоятельно разрабатывать и применять документы, приравненные к кассовым чекам, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ. Документы (квитанции, билеты, талоны и т.д.) оформляются на бланках строгой отчетности.

Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, определяет принадлежность к услугам, которые предоставляются населению.

Из представленных материалов следует, что организация сдает в аренду собственное недвижимое имущество.

Действующим ОКУН определено, что операции с недвижимым имуществом собственным или арендуемым, относятся к подгруппе "Услуги, связанные с операциями с недвижимым имуществом" (код услуги 803000) группы "Прочие услуги населению" (код 800000).

Таким образом, организация при сдаче в аренду собственного недвижимого имущества вправе при осуществлении наличных денежных расчетов не применять ККТ, а использовать самостоятельно разработанный документ.

Сдача в аренду правомерно отнесена инспекцией к оказанию услуг, что подтверждается Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации и не противоречит статьям 606, 770 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Поскольку аренда является одним из видов услуг, оказываемых населению, в том числе индивидуальным предпринимателям, наличные денежные расчеты при взимании арендной платы могут осуществляться без применения ККТ при условии выдачи бланков строгой отчетности.

В рассматриваемом случае, ООО "ИКТИН" при получении арендной платы по договорам аренды от индивидуальных предпринимателей выдавало им приходные кассовые ордера формы КО-1, на основании которых учитывало денежные средства.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации. Приходный кассовый ордер формы КО-1, утвержден в качестве бланка строгой отчетности Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 24.02.1994 N 16-49 и Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88. Форма КО-1 "Приходный кассовый ордер" является унифицированной для оформления поступления наличных денег в кассу организации.

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, за неприменение контрольно-кассовых машин" разъяснено, что до момента издания Правительством Российской Федерации указанных нормативных актов использование организациями и индивидуальными предпринимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение ККТ.

С учетом обстоятельств дела постановление должностного лица и решение судьи Буденновского городского суда Ставропольского края о назначении наказания руководителю ООО «ИКТИН» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть признано законным и подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в соответствии с п.2 ч.1. ст.24.5 (п.3 ч.1 ст.30.7) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.

Учитывая изложенное и, руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление начальника МРИ ФНС №6 по СК от 29 февраля 2016 года ФЛ №20 и решение судьи Буденновского городского суда Ставропольского края от 29 марта 2016 года в отношении руководителя ООО «ИКТИН» Чапуговой Л.С. отменить.

На основании п.2 ч.1. ст.24.5 (п.3 ч.1 ст. 30.7) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по административному делу по ч.2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении руководителя ООО «ИКТИН» Чапуговой Л.С. прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Судья краевого суда М.М. Товчигречко