НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ставропольского краевого суда (Ставропольский край) от 03.12.2021 № 3А-949/2021

УИД 26ОS0000-04-2021-000642-97

Дело № 3а–949/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ставрополь 03 декабря 2021 года

Ставропольский краевой суд в составе

председательствующего судьи Дубинина А.И.

при секретаре судебного заседания Мигалко А.Ю.

с участием представителя административного истца ФИО1ФИО5,

прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском, арбитражном процессе прокуратуры <адрес>ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Министерству имущественных отношений <адрес> об оспаривании нормативно-правового акта в части,

установил:

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ министерством имущественных отношений <адрес> принят приказ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год», Пунктом 1 данного приказа утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее Перечень). Пунктами 4967 и 4968 названного Перечня в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год, включены нежилые здания с кадастровыми номерами расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ министерством имущественных отношений <адрес> принят приказ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год». Пунктом 1 названного приказа утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее Перечень). Пунктами 3137 и 3138 названного Перечня в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, включены нежилые здания с кадастровыми номерами расположенный по адресу: <адрес>, Южный .

ДД.ММ.ГГГГ министерством имущественных отношений <адрес> принят приказ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год». Пунктом 1 названного приказа утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее Перечень). Пунктами 1816 и 1817 названного Перечня в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год, включены нежилые здания с кадастровыми номерами расположенный по адресу: <адрес>, Южный <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ министерством имущественных отношений <адрес> принят приказ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год». Пунктом 1 названного приказа утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее Перечень). Пунктами 1899 и 1900 названного Перечня в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021 год, включены нежилые здания с кадастровыми номерами расположенный по адресу: <адрес>, Южный обход, 27б.

ФИО1 является собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами .

Административный истец полагает, что указанные объекты капитального строительства включены в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость без фактического обследования зданий необоснованно, поскольку объекты не соответствуют критериям, изложенным в статье 378.2 Налогового кодекса РФ.

Административный истец просит признать со дня принятия недействующими:

пункты 4967, 4968 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год», утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;

пункты 3137, 3138 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;

пункты 1816, 1817 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

пункты 1899, 1900 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный ответчик Министерство имущественных отношений <адрес> с административным иском не согласно считает заявленные требования незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В письменных возражениях представитель административного ответчика указал, что из положений пунктов 4.1, 5, 9 статьи 378.2 НК РФ статьи 378.2 следует, что здание признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно обладает признаками административно-делового или торгового центра или фактически используется и предназначенным для данных целей, либо расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Полагает, что Министерство законно включило Нежилые здания в Перечень на 2018-2021 г.г. по двум критериям, предусмотренным НК РФ: по виду разрешенного использования земельного участка (п.п.1. п.4 ст. 378.2 НК РФ) и по данным технической документации (п.п.2 п.4 ст. 378.2 НК РФ).

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явился просил провести судебное заседание в его отсутствие.

Административный истец ФИО1, представитель заинтересованного лица Администрации <адрес> в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте его проведения, что в силу положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом мнения участвующих в деле лиц не является основанием для отложения судебного заседания.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора об отказе в удовлетворении административного иска, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при принятии оспариваемого приказа министерства имущественных отношений <адрес>, которым урегулированы общественные отношений в сфере налогообложения, суд пришел к следующему выводу.

Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Статьями 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, он устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей статьей, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Установление местных налогов и сборов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации).

К вопросам местного значения городского поселения относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения (пункт 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации.

Расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) здание, строение, сооружение, помещение признаются объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц (пункт 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации).

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до ДД.ММ.ГГГГ единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

<адрес> "Об установлении единой даты начала применения на территории <адрес> порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" от ДД.ММ.ГГГГ N 109-кз с ДД.ММ.ГГГГ установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории <адрес>.

Согласно подпунктам 1 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

На основании приведенных правовых норм субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества. К полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено определение, не позднее 1-го числа очередного налогового периода, перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и физических лиц определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с Положением о министерстве имущественных отношений <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 137, с изменениями внесенными постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 275 (Положение) министерство имущественных отношений <адрес> является органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений.

В подпункте 16.1 раздела 3 указанного Положения установлено, что к полномочиям министерства имущественных отношений <адрес> относится определение в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Министр в пределах своей компетенции издает распоряжения и приказы, имеющие нормативный характер (пункт 13).

Следовательно, министерство имущественных отношений <адрес>, как орган исполнительной власти, является уполномоченным органом для определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на налоговый период определяется как их кадастровая стоимость.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые в части нормативные правовые акты принят в пределах компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством и в той форме, в которой этот орган государственной власти <адрес> вправе принимать нормативные правовые акты.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 56-кз "О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов <адрес>" в статье 1 установил, что официальным опубликованием правового акта <адрес> является размещение полного текста в газете "Ставропольская правда" с пометкой "Официальное опубликование", и (или) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), и (или) "Официальном интернет-портале правовой информации <адрес>" (www.pravo.stavregion.ru).

Оспариваемые в части приказы министерства имущественных отношений <адрес>:

от ДД.ММ.ГГГГ N 1122 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год";

от ДД.ММ.ГГГГ N 985 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год";

от ДД.ММ.ГГГГ N 1317 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год";

от ДД.ММ.ГГГГ N 1462 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год" опубликованы в сетевом издании "Официальный интернет - портал правовой информации <адрес>" - www/pravo.stavregion.ru соответственно ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, что является надлежащим опубликованием.

При таких обстоятельствах оспариваемый в части нормативный акт опубликован и введен в действие в соответствии с требованиями закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 56-кз "О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов <адрес>", пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Административный истец не ставил под сомнение компетенцию административного ответчика на принятие оспариваемых приказов, порядок их принятия и опубликования.

Включение спорного недвижимого имущества в Перечень на 2018, 2019, 2020 и 2021 годы свидетельствует, по мнению суда, что оспариваемые в части нормативные правовые акты применены в отношении истца, что влечет за собою уплату налогов исходя из кадастровой стоимости имущества, с чем истец не согласен. Таким образом, истцом доказано, что оспариваемыми актами нарушаются его права и законные интересы.

Проверяя соответствие пунктов 4967, 4968 Перечня, утвержденного приказом министерства имущественных отношений <адрес>, в части включения в него здания административного истца, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2018 год, пунктов 3137, 3138 Перечня, утвержденного приказом министерства имущественных отношений <адрес>, в части включения в него здания административного истца, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2019 год, пунктов 1816, 1817 Перечня, утвержденного приказом министерства имущественных отношений <адрес>, в части включения в него здания административного истца, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2020 год, пунктов 1899, 1900 Перечня, утвержденного приказом министерства имущественных отношений <адрес>, в части включения в него здания административного истца, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2020 год, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Из содержания <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 104-кз усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 109-кз "Об установлении единой даты начала применения на территории <адрес> порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" такая дата определена - с ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Ставропольской городской Думы "Об установлении налога на имущество физических лиц и введении его в действие на территории муниципального образования <адрес> края" от ДД.ММ.ГГГГ N 567, в редакции решения Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 189, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей, ставка налога на имущество физических лиц установлена в размере 2 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 402 НК РФ к отдельным видам объектов налогообложения, в отношении которых применяются особенности определения их налоговой базы и которые обособляются от иного имущества посредством включения таких объектов в специальные перечни объектов недвижимого имущества, относятся исключительно те виды недвижимого имущества, которые перечислены в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ. К таким видам недвижимого имущества относятся, в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из письменных возражений на административный иск представителя административного ответчика следует, что спорные здания включены в Перечень на 2018-2021 годы по двум критериям, предусмотренным НК РФ: по виду разрешенного использования земельного участка (п.п.1. п.4 ст. 378.2 НК РФ) и по данным технической документации (п.п.2 п.4 ст. 378.2 НК РФ).

Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), если оно соответствует одному из условий:

- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1);

- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (абзац второй подпункта 2);

- фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, которым признается использование не менее 20 процентов общей площади здания для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (абзац третий подпункта 2).

Из материалов дела следует, что объект капитального строительства с кадастровым номером , площадью 652 кв.м, находящийся по адресу: <адрес> обход, 276, в квартале 531, имеет назначение: «нежилое здание», наименование: «торгово-сервисный центр с административными помещениями (литер А) поз. 1 по ГП», что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021/-128550173.

Объект капитального строительства с кадастровым номером , площадью 305,3 кв.м, находящийся по адресу: <адрес> обход, 276, в квартале 531, имеет назначение: «нежилое здание», наименование: «торгово-сервисный центр вторая очередь строительства (литер Б) поз. 2 по ГП», что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта движимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021/-128549840.

Объекты капитального строительства с кадастровыми номерами расположены на земельном участке с кадастровым номером , что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №№ КУВИ-002/2021/-128550173, КУВИ-002/2021/-128549840 на ОКСы (нежилые здания) кадастровыми номерами и выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ КУВИ-002/2021/-128550461 на з/у с к/н .

Земельный участок с кадастровым номером , площадью 48 кв.м, категория земель: «земли населенных пунктов», находящийся по адресу: <адрес> обход, 276, в квартале 531, имеет вид разрешенного использования: «для продолжения строительства торгово-сервисного центра», что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ КУВИ-002/2021 /-128550461.

Из содержания вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером - «для продолжения строительства торгово-сервисного центра» следует, что он является смешанным, т.е. имеет более чем один вид разрешенного использования.

Данный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером предполагает размещение на нем как объекта торговли, так и сервисного центра.

В свою очередь, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером в части размещения на нем сервисного центра не предполагает вообще размещение торгового объекта, офисов и объектов общественного питания, а также однозначно и безусловно не свидетельствует о размещении на таком земельном участке объектов бытового обслуживания.

Такого самостоятельного вида разрешенного использования земельного участка как для размещения сервисного центра не предусмотрено классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшим на момент включения в Перечни спорных объектов, в связи с чем не представляется возможным прийти к однозначному и безусловному выводу о том, размещение какого конкретно объекта подразумевается на таком земельном участке.

Кроме того, такой вид деятельности как "сервис" отсутствует и в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, принятым приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ N 14-ст, в связи с чем, он не может быть однозначно отнесен к бытовому обслуживанию.

Фактически на земельном участке с кадастровым номером размещено производственное предприятие - сервисный центр, на котором производится рекламная и полиграфическая продукция.

В связи с этим, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером на котором расположены спорные нежилые здания с кадастровыми номерами , не позволяет сделать безусловный и однозначный вывод о том, что он предусматривает размещение на нем объектов, поименованных в 1.3,4,4.1 ст. 378.2 НК РФ.

С учетом неоднозначности и небезусловности вида разрешенного пользования земельного участка с кадастровым номером 26:12:012601:18 размещение на нем офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания должно быть подтверждено только средством осуществления проверки фактического использования объекта движимого имущества - нежилых зданий с кадастровыми номерами.

Изложенное свидетельствует об отсутствии оснований для включения зданий с кадастровыми номерами в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества по виду разрешенного использования земельного участка, на котором это здание расположено.

Спорные здания также не могут быть включены в перечни объектов недвижимости исходя из их наименований, а документы технического учета и разрешенное использование земельных участков не позволяют отнести здания к торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Суд не может согласиться с доводами административного ответчика о том, что наименование объектов кадастровые номера , «Торгово-сервисный центр» позволяло признать объекты капитального строительства предназначенными для использования торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания и, соответственно, включить его в Перечень.

В государственном кадастре недвижимости, Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах и документах технического учета (инвентаризации) зданий не содержится сведений, которые позволяли бы отнести объекты кадастровыми номерами к торговым объектам, объектам общественного питания и (или) объектам бытового обслуживания в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, а также к иным видам объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Как усматривается, выписки из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №№ КУВИ-002/2021/-128550173, КУВИ-002/2021/-128549840, содержащими сведения из Единого государственного реестра недвижимости в отношении нежилых зданий с кадастровыми номерами , не содержат сведений о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений, входящих в состав этих нежилых зданий, следовательно, по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, нежилые здания с кадастровыми номерами могли быть включены в Перечни на основании пп. 2. 3, 4, п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ как содержащее сведения ЕГРН о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений, предназначенных для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

С целью постановки на учет в отношении нежилых зданий с кадастровыми номерами были изготовлены технические планы от ДД.ММ.ГГГГ.

В данных технических планах не содержится экспликаций с перечнем помещений и их характеристик, в том числе их наименований и назначения.

Иных документов технического учета (инвентаризации) на нежилые здания с кадастровыми номерами изготовлено не было.

В отсутствие документов технического учета (инвентаризации), подтверждающих наличие помещений не менее 20% от общей площади зданий, предназначенных для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, нежилые здания с кадастровыми номерами не могли быть включены в Перечни на основании пп. 2 т. 3, 4, п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ как содержащее в документе технического учета (инвентаризации) сведения о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений, предназначенных для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Фактическое использование нежилых зданий с кадастровыми номерами на предмет нахождения в них помещений, используемых в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, на момент включения их в Перечень объектов недвижимого имущества, в нарушение требований Порядка, их фактическое использование не устанавливалось, выездное обследование не проводилось, несмотря на то, что сведения государственного кадастра недвижимости, документов технического учета не позволяли отнести данные здания к видам объектов в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Отнести здания с кадастровыми номерами к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, не позволяет ни вид разрешенного использования земельного участка, ни назначение данных объектов. Доказательств обоснованности включения в оспариваемый перечень указанных объектов недвижимости административным ответчиком не представлено.

Утверждение административного истца о том, что спорных, объектах размещено производственное рекламное предприятие ООО «РПК СК «ТЕХНОЛОГИИ» и на данном предприятии производится рекламная и полиграфическая продукция не опровергнуто.

Для того чтобы признать здания с кадастровыми номерами предназначенным в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, на что ссылался административный ответчик, не менее 20 процентов общей площади этих зданий должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для данных целей.

Вместе с тем материалы настоящего дела не содержат доказательств подтверждающих данные обстоятельства.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Однако, относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие зданий с кадастровыми номерами условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения данных зданий в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества, административным ответчиком не представлено.

Обследование зданий и помещений в них на предмет их фактического использования до определения оспариваемого перечня объектов недвижимого имущества не проводилось.

Объекты недвижимости с кадастровыми номерами не могут быть отнесены к объектам недвижимости в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку они не соответствует критериям, приведенным в части 4 указанной статьи.

Имевшиеся в распоряжении административного ответчика сведения, на дату определения оспариваемых перечней объектов недвижимого имущества не позволяли с достоверностью определить здания с кадастровыми номерами в качестве торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, в связи с чем, оснований для включения данных зданий в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества не имелось.

Учитывая приведенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что Министерство имущественных отношений <адрес> в нарушение требований Налогового кодекса и Порядка включило спорные здания в Перечни, несмотря на то, что они не отвечали требованиям, установленным законодателем в ст. 378.2 Налогового кодекса для отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

При указанных обстоятельствах, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд находит административное исковое заявления ФИО1 подлежащим удовлетворению.

Разрешая иск в части даты признания оспариваемого нормативного акта недействующим, суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативно-правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.

В данном случае, включение спорного объекта в Перечни произведены в целях налогообложения на 2018, 2019, 2020, 2021 годы, обязанность по уплате налога сохраняется.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на один год – 2018, 2019, 2020, 2021), признание отдельных его положений недействующими с момента принятия нормативного правового акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

С учетом изложенного настоящее решение в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по <адрес>, в Министерство имущественных отношений <адрес> и размещению на официальном сайте Министерства имущественных отношений <адрес>, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования ФИО1 к Министерству имущественных отношений <адрес> о признании нормативного правового акта недействующим в части – удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия:

Пункты 4967, 4968 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год», утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;

пункты 3137, 3138 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;

пункты 1816, 1817 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

пункты 1899, 1900 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Министерству имущественных отношений <адрес> опубликовать сообщение о настоящем судебном решении в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте, на котором были опубликованы оспоренные нормативные правовые акты.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через <адрес>вой суд.

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья А.И. Дубинин

<данные изъяты>

<данные изъяты>