НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Старопромысловского районного суда г. Грозного (Чеченская Республика) от 10.07.2015 № 2-462/2015

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

<адрес> 10 июля 2015г.

Старопромысловский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Хлыстунова В.П., при секретаре ФИО2, истца ФИО1, представителя ответчика Следственного комитета Российской Федерации Мунаевой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Следственному комитету РФ о взыскании недоплаченной части ежемесячных компенсационных выплат, обязании ежегодно индексировать выплачиваемые ежемесячные компенсационные выплаты в возмещении вреда здоровью по уровню инфляции,

УСТАНОВИЛ:

03.06.2015г. ФИО1 обратился в суд иском к Следственному комитету РФ об обязывании ежегодно индексировать ему ежемесячные компенсационные выплаты в возмещении вреда здоровью по уровню инфляции, и взыскании недоплаченной части ежемесячных компенсационных выплат с ДД.ММ.ГГГГ по 30.04.2015г. в размере 393 090( триста девяносто три тысячи девяносто) руб. 66 копеек.

В стадии досудебной подготовки ФИО1 уточнил исковые требования, заявив, что при индексации ежемесячных компенсаций за 2014 год была допущена ошибка, т.е. применен коэффициент 5,3 %, тогда как по данным Росстата в 2014 году применяется коэффициент 11,4 %. Следовательно, сумма взыскания составляет 418 024,(четыреста восемнадцать тысяч двадцать четыре ) рубля 01 коп.

В обоснование исковых требований указывает, что будучи инвалидом второй группы в результате увечья, полученного при исполнении служебных обязанностей в органах Следственного комитета РФ, с 01.02.20112 г. является получателем ежемесячных компенсационных выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи со служебной деятельностью, назначенных в соответствии с п. 5 ст.35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №403-ФЗ « О Следственном комитете РФ» в виде разницы между денежным содержанием на момент утраты возможности заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью и назначенной в связи с этим пенсией. Компенсационные выплаты с момента назначения ни разу не индексировались. Вместе с тем, с учетом годовой инфляции, назначенная сумма компенсации за утрату здоровья потеряла свою начальную покупательную способность, что нарушает конституционное право на полное возмещение причиненного вреда. На обращение о производстве индексации ответчик ответил отказом, мотивируя тем, что компенсации, выплачиваемые в соответствии с п.п.5,6 ст.36 ФЗ , и возмещение вреда, предусмотренное главой 59 ГПК РФ, две разные нормы права, которые не зависят друг от друга и поэтому ежемесячные компенсационные суммы, назначенные специальной нормой ( ФЗ ) не могут быть индексированы по правилам, предусмотренным ст.318 и ст.1091 ГК РФ ( главы 59 ГК РФ).

Просит суд взыскать недоплаченную часть ежемесячных компенсационных выплат в размере 418 024, (четыреста восемнадцать тысяч двадцать четыре ) рубля 01 коп. за период с 0102.2012по ДД.ММ.ГГГГ.; обязать СК РФ индексировать выплачиваемые ежемесячные компенсационные выплаты в возмещение вреда здоровью по уровню инфляции- ежегодно.

В судебном заседании ФИО1 поддержал исковые требования.

Представитель ответчика СК РФ ФИО3, действующая на основании доверенности от 26.06.2015г., исковые требования не признала, мотивируя тем, что истцу, получившему вред здоровью в связи с исполнением служебных обязанностей, исключающему возможность в дальнейшем заниматься профессиональной деятельностью, ДД.ММ.ГГГГ была назначена ежемесячная компенсация в соответствии с п.5 ст.36 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 403-ФЗ « О Следственном комитете Российской Федерации» в виде разницы между его среднемесячным денежным содержанием и назначенной в связи с этим пенсией.

В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 403-ФЗ в случае причинения сотруднику в связи с исполнением им служебных обязанностей телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих возможность в дальнейшем заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между его среднемесячным денежным содержанием и назначенной в связи с этим пенсией.

Разница между среднемесячным денежным содержанием и пенсией должна изменяться при изменении размера получаемой пенсии. Пенсия, в свою очередь, пересчитывается в соответствии со статьей 49 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей».

Установление индексации указанных выше компенсаций и изменение существующего порядка их пересмотра является прерогативой законодателя и определяется федеральными законами. Указанная правовая позиция также отражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 403-ФЗ не содержит нормы об индексации выплачиваемых сумм на какие-либо коэффициенты или нормы об индексации в ином порядке.

Статьей 1091 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК России), предусмотрено урегулирование отношений, возникших между причинителем вреда и потерпевшем. В системной связи со статьями 1064, 1069, 1084 и другими статьями главы 59 ГК России возмещение вреда государственным органом производится только при наличии виновных противоправных действий со стороны этого органа. Если же вина государственного органа или его должностных лиц в причинении вреда жизни или здоровью отсутствует, обязанность по возмещению вреда по указанным в главе 59 ГК России основаниям на государственный орган не возлагается (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-П; определение Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-КПЗ-187).

Статья 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 403-ФЗ, регулирующая вопросы компенсации сотрудникам СК России в случае причинения вреда здоровью, является специальной нормой, в связи с чем, применение норм главы 59 ГК России к исследуемым правоотношениям не представляется возможным. Данная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-КГ 13-39.

В соответствии со статьей 1084 ГК России вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 ГК России, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-П, указано, что вред, причиненный жизни или здоровью при исполнении обязанностей возмещается по правилам главы 59 ГК России, если законом не предусмотрен более высокий размер ответственности.

Военная и аналогичная ей служба (служба в органах внутренних дел, противопожарная служба и т.п.) представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан. Посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату соответствующих страховых сумм при наступлении страховых случаев, военнослужащим, " сотрудникам правоохранительных и других органов обеспечиваются и гарантируемые частью 2 статьи 7, частями 1 и 3 статьи 35 и частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, и право на охрану здоровья.

Таким образом, выплаты, установленные военнослужащим, сотрудникам правоохранительных и других органов (в том числе сотрудникам СК России), заменяют нормы, установленные в главе 59 ГК России по возмещению вреда.

При этом следует учитывать, что установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 403-ФЗ нормы для возмещения вреда сотрудникам СК России, получившим вред здоровью, или членам семей погибших сотрудников, значительно выше гарантий, установленных соответствующими законодательными актами для военнослужащих и сотрудников иных правоохранительных органов.

Так, сотрудники СК России и члены их семей имеют право на страховые выплаты, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в отличие от военнослужащих и сотрудников иных правоохранительных органов, у которых такого права нет.

Выплаты по обязательному государственному личному страхованию осуществляются сотрудникам СК России и членам их семей в значительно больших размерах, чем для военнослужащих и сотрудников иных правоохранительных органов.

Для членов семей военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, в отличие от членов семей сотрудников СК России, в случае их смерти (гибели) выплата разницы между среднемесячным денежным содержанием и назначенной пенсией не предусмотрена законодательством.

Таким образом, установленные и применяемые меры социальной защиты в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 403-ФЗ в связи с особым статусом сотрудников СК России значительно превосходят нормы возмещения вреда, установленные как для сотрудников правоохранительных органов, так и гражданским законодательством для обычных граждан.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд удовлетворяет исковые требования ФИО1 по следующим основаниям.

В силу ст.1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным главой 56 ГК РФ.

Истец с ДД.ММ.ГГГГ является получателем ежемесячных компенсационных выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи со служебной деятельностью, назначенных в соответствии с п.5 ст.36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №403-ФЗ « О Следственном комитете РФ», в виде разницы между денежным содержанием на момент утраты возможности заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью и назначенной в связи с этим пенсией.

На основании п.3 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ руководителя следственного управления о назначении истцу ежемесячной компенсации она подлежит перерасчету ( индексации) по мере повышения денежного содержания сотрудникам Следственного комитета.

Федеральный закон « О Следственном комитете» ( далее ФЗ ) является специальной нормой, которая наряду с другими вопросами, с учетом особого статуса органов Следственного комитета РФ, в п.5-6 ст.36 детализирует и дополняет ГК РФ в части предоставления государством дополнительных гарантий социальной защиты в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью сотрудников, и никак не отменяет, не изменяет и не противоречит ст.1084 ГК РФ ( гл.59 ГК ).

Указанной нормой закона установлены условия назначения ежемесячных компенсационных выплат, однако, вопрос индексации выплаченных сумм с учетом роста стоимости жизни не определен.

Так как ФЗ не исключает и не запрещает индексацию ежемесячных компенсационных сумм, т.е. отсутствует конфликт между специальной нормой и общими нормами, указанные компенсационные суммы подлежат индексации на основании общего механизма, ст.318, ст.1091 ГК РФ ( гл.59 ГК РФ) с учетом уровня инфляции, поскольку индексация- это не назначение и не увеличение ежемесячных компенсационных выплат, а только лишь механизм поддержания ( сохранения) покупательной способности суммы возмещения вреда, назначенного в соответствии со ст.ФЗ .

В Постановлениях Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ П от ДД.ММ.ГГГГ-П; от ДД.ММ.ГГГГ.-П на примере военнослужащих и сотрудников милиции разъясняет, что в силу особо статуса военнослужащих, сотрудников МВД и приравненых к ним органов, каковыми являются и органы Следственного комитета РФ, ст.1084 ГК РФ не исключает, а напротив предполагает обеспечение выплаты государством в полном объеме возмещения такого вреда ( увечья или иного повреждения здоровья) при отсутствии вины государственных органов или их должностных лиц, т.е государство берет на себя компенсацию причиненного вреда как орган, действующий в публичных интересах.

Кроме того, согласно выводам Конституционного Суда РФ, ст.1084 ГК РФ допускает установление иного, по сравнению с нормами ГК, размера ответственности причинителя вреда, причем только в сторону его увеличения.

Установление государством в силу их особо статуса сотрудникам правоохранительных и приравненных к ним органов ежемесячные компенсационные выплаты в возмещение утраты здоровья или жизни при исполнении обязанностей службы назначаются не в противовес ст.1084 ГК РФ, являются дополнительной гарантией социальной защиты сотрудников.

В соответствии с разъяснениями Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации ( определение от ДД.ММ.ГГГГ-КГ 13-71) со ссылкой на вышеуказанные постановления Конституционного Суда РФ, Постановление Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ ч.16 ст.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ежемесячные компенсационные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда причиненного здоровью гражданина при исполнении обязанной военной службы, службы в органах внутренних дел подлежат увеличению ( индексации) на основе общего механизма ( т.е согласно ст.ст.318,1091 ГК РФ), а именно- только с учетом уровня инфляции, который аналогичен используемым в действующем законодательстве правилам индексации выплат, предусмотренных для иных категорий граждан.

Согласно ч.16 ст.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ « О денежном довольствии военнослужащим и предоставлении им отдельных выплат» при установлении инвалидности военнослужащему в результате увечья, полученного при исполнении обязанностей службы, ежемесячная денежная компенсация, выплачиваемая ему в возмещении вреда здоровью, подлежит ежегодной индексации с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ « О Следственном комитете» установлены условия назначения ежемесячных компенсационных выплат, однако, вопрос индексации выплаченных сумм с учетом роста стоимости жизни не определен.

При таких обстоятельствах, суд применяет аналогию закона.

В соответствии с ч.1 и 2 ст.6 ГК РФ в случаях, когда предусмотренные п.1 и 2 ст.2 ГК РФ отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применяемый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующие сходные отношения ( аналогия закона).

Согласно ст.318 ГК РФ сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственного на содержание гражданина, индексируется в случаях и в порядке, которые установлены законом или договором.

Правилами ст.1091 ГК РФ, действующей с ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, подлежат изменению пропорционально росту установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте ж Российской Федерации по месту жительства потерпевшего, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины данные суммы должны быть не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.

Пунктом 36 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ « О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью гражданина» при разрешении споров о размере возмещения вреда в связи с повышением стоимости жизни судам следует иметь в виду, что согласно требованиям ст.1091 ГК РФ суммы возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, подлежат индексации с учетом уровня инфляции ( ст.318 ГК РФ), установленного федеральным законом о федеральном бюджете Российской Федерации.

Представленный истцом расчет задолженности является правильным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л

Обязать Следственный комитет Российской Федерации ежегодно индексировать выплачиваемые ФИО1 ежемесячные компенсационные выплаты в возмещении вреда здоровью по уровню инфляции.

Взыскать со Следственного комитета недоплаченную часть ежемесячных компенсационных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГпо 30.04.2015г. в размере 418 024, (четыреста восемнадцать тысяч двадцать четыре ) рубля 01 коп.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чеченской Республики через Старопромысловский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения.

Мотивированное решение отпечатано ДД.ММ.ГГГГ

Судья В.П.Хлыстунов

Секретарь судебного заседания ФИО5