Дело №2а-1633/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 апреля 2018 года г. Старый Оскол
Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Трегубовой Л.В.,
при секретаре Пучковой О.Я.,
с участием административного истца ФИО1, его представителя по ордеру № 047496 от 20.04.2018 года адвоката Панасенко В.Н., представителя административного ответчика МИФНС России № 4 по Белгородской области по доверенности от 13.03.2018 года ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 об оспаривании решения Межрайонной ИФНС России № 4 по Белгородской области об отказе в возврате излишне уплаченного налога,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 27.06.2017 года в МИФНС России № 4 по Белгородской области представлены налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за 2014, 2015 и 2016 годы, в которых отражены полученные за указанные налоговые периоды доходы от НПФ «ГАЗФОНД» и суммы удержанного налога на доходы физических лиц. Помимо этого, заявитель обратился с требованием о возврате излишне уплаченного налога на общую сумму 17934 руб.
По результатам камеральных проверок представленных деклараций, МИФНС России № 4 по Белгородской области не установила оснований для возврата ФИО1 удержанного у него НДФЛ за 2014-2016 гг.
Не согласившись с полученным впоследствии ответом МИФНС России № 4 по Белгородской области, содержащим разъяснения причин отказа, ФИО1 инициировал обращение с жалобой в УФНС по Белгородской области, которая оставлена по итогам рассмотрения без удовлетворения.
ФИО1 обратился с административным иском в суд, в котором просил признать незаконным действия МИФНС России № 4 по Белгородской области, выразившиеся в отказе осуществить возврат удержанных из его пенсии в 2014-2016 гг. сумм НДФЛ в размере 17934 руб. Обязать МИФНС России № 4 по Белгородской области произвести возврат удержанных из его пенсии в 2014-2016 гг. сумм НДФЛ в размере 117934 руб.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал.
Суду пояснил, что не фактически не согласен с принятым Межрайонной ИФНС России № 4 по Белгородской области решением об отказе в возврате излишне уплаченного налога (от 28.12.2017 года). В соответствии с налоговым законодательством, заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течении трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога. О наличии у него права на возврат налога, удержанного налоговым агентом-негосударственным пенсионным фондом при выплате пенсионных взносов, ему стало известно в июне 2017 года, после чего 27.06.2017 года он представил в МИФНС России № 4 по Белгородской области налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за 2014-2016 гг., то есть в пределах установленного ст. 79 НК РФ трехлетнего срока. Отметил, что сообщений об излишней уплате налога, как это предусмотрено п.3 ст. 78 НК РФ, Инспекция ему не направляла.
Представитель административного истца позицию своего доверителя поддержал.
Представитель административного ответчика с иском не согласился, полагая решение МИФНС России № 4 по Белгородской области об отказе в возврате ФИО1 излишне взысканного налога из его пенсии законным и обоснованным.
Исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает заявленные требования необоснованными и подлежащими отклонению.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
П. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В судебном заседании установлено, что 10.08.2007 года между ФИО1 и НПФ «ГАЗФОНД» заключено соглашение № по условиям которого ФИО1 пожизненно назначена ежемесячная выплата негосударственной пенсии в размере 1943 руб.
19.12.2017 года ФИО1 обратился в МИФНС России № 4 по Белгородской области с заявлением о возврате удержанных в 2014-2016 гг. сумм НДФЛ в общей сумме 17934 руб., сославшись на представленные им 27.06.2017 года декларации по форме 3-НДФЛ за указанный налоговый период.
По результатам проведенных проверок МИФНС России № 4 по Белгородской области, оснований для удовлетворения требований не установлено.
19.12.2017 года ФИО1 обратился в МИФНС России № 4 по Белгородской области с заявлением, в котором сославшись на неправомерность отказа в возврате излишне уплаченного налога, просил разъяснить его причину.
В письменном ответе от 28.12.2017 года заявителю разъяснено, что у налогового органа отсутствует право возврата налога по причине обращения с заявлением по истечении трех лет со дня вступления в законную силу Федерального закона от 23 июня 2014 года № 166-ФЗ "О внесении изменений в статью 78 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Не согласившись с доводами, изложенными в ответе, ФИО1 на основании ст. 139 НК РФ обратился в УФНС России по Белгородской области с жалобой.
Решением № 46 от 28.02.2018 года вышеуказанная жалоба на бездействие должностных лиц МИФНС России № 4 по Белгородской области, выразившееся в невозврате налога на доходы физических лиц, удержанного при выплате пенсионных взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения, оставлена без удовлетворения.
Утверждая, что принятые решения незаконны и противоречат требованиям действующего законодательства, административный истец указал, что действительно, согласно Федеральному закону от 23 июня 2014 года № 166-ФЗ "О внесении изменений в статью 78 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", налогоплательщик вправе обратиться за возвратом сумм налога на доходы физических лиц, признанных излишне уплаченными в соответствии со статьей 231.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Однако, как он полагает, административным ответчиком не принято во внимание, что в силу п. 2 Федерального закона от 14.11.2017 N 322-ФЗ "О внесении изменений в статьи 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации", заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога. Кроме того, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Данные доводы суд находит несостоятельными по следующим обстоятельствам.
Согласно п.1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Ч. 1 ст. 210 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Исчисление сумм и уплата налога в соответствии со ст. 226 НК РФ, производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом, а также обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода ( п.4 п.6 ст. 226 НК РФ).
В соответствии с пп.7 п.1 ст. 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся в том числе пенсии, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.
Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 166-ФЗ внесены изменения в п.1 ст. 213.1 НК РФ, согласно которым при определении налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, не учитываются суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым до 1 января 2005 года были внесены работодателем в указанные фонды с удержанием и уплатой налога на доходы физических лиц.
Действие указанных положений распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года (п.2 ст. 3 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 166-ФЗ).
Согласно пп. 1 п.1 ст. 231.1 НК РФ признаются излишне уплаченными и подлежат возврату в соответствии с настоящей статьей суммы налога, удержанного налоговым агентом со следующих видов доходов с сумм пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым до 1 января 2005 года были внесены работодателем в указанные фонды с удержанием и уплатой налога на доходы физических лиц.
В соответствии с п.2 ст. 231.1 НК РФ суммы налога, указанные в п.1 данной статьи, подлежат возврату в порядке, аналогичному порядку, установленному ст. 78 НК РФ.
Однако, в отношении возврата излишне уплаченного НДФЛ с доходов указанных в пп. 1 п.1 ст. 231.1 НК РФ, установлен особый порядок.
Так п.3 ст. 3 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 166-ФЗ предусмотрено, что налогоплательщик вправе обратиться за возвратом сумм налога на доходы физических лиц, признанных излишне уплаченными в соответствии со статьей 231.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Данный срок является пресекательным и его восстановление не предусмотрено.
Данный Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования – 24.06.2014 года.
Как усматривается из материалов дела, документы на возврат налога представлены ФИО1 в Инспекцию 27.06.2017 года, то есть после истечения трехлетнего срока со дня вступления в силу Федерального закона от 23 июня 2014 года № 166-ФЗ.
Учитывая пропуск ФИО1 срока обращения за возвратом спорных сумм НДФЛ, налоговый орган принял законное и обоснованное решение об удовлетворении требований заявителя.
Следует отметить, что ссылаясь в обоснование своих доводов на положения п.3 ст. 79 НК РФ (в редакции п.2 Федерального закона от 14.11.2017 N 322-ФЗ "О внесении изменений в статьи 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"), административным истцом не учтено, что указанная норма вступила в силу 14.12.2017 года, тогда как налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за 2014-2016 гг. вместе с заявлением о возврате излишне уплаченного налога представлены заявителем 27.06.2017 года, то есть до внесения изменений в п. 3 ст. 79 НК РФ.
Таким образом, на момент рассмотрения заявления ФИО1 МИФНС России № 4 по Белгородской области, действовала норма НК РФ, регламентирующая правоотношения, возникшие до 14.12.2017 года.
Ссылка административного истца о том, что в нарушение п.3 ст. 78 НК РФ, МИФНС России № 4 по Белгородской области не сообщила ему об излишней уплате НДФЛ несостоятельна, поскольку о наличии такой переплаты Инспекции могло стать известно только после завершения камеральных налоговых проверок представленных налоговых деклараций по НДФЛ при условии подтверждения права на возврат излишне уплаченного Налога.
Принимая во внимание, что такое право не было подтверждено, у МИФНС России № 4 по Белгородской области отсутствовала обязанность сообщать о наличии у ФИО1 переплаты.
Следует также обратить внимание, что изменение законодательства предполагает возврат тех сумм НДФЛ, удержанных негосударственных пенсионным фондом из пенсии до 24.06.2014 года, поскольку в последующие месяцы в силу п.1 ст. 213.1 НК РФ налогообложение такой пенсии исключено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения налогового органа, что является основанием для отказа в удовлетворении требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 об оспаривании решения Межрайонной ИФНС России № 4 по Белгородской области об отказе в возврате излишне уплаченного налога - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Белгородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Старооскольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья (подпись) Л.В. Трегубова
Решение в окончательной форме принято 25.04.2018 года.
Копия верна.
Судья Л.В. Трегубова
Секретарь О.Я. Пучкова
Решение суда не вступило в законную силу.
Судья Л.В. Трегубова
Секретарь О.Я. Пучкова
25.04.2018