Дело № 2-4212/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 сентября 2016 года г. Старый Оскол
Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Мазурина С.В.,
при секретаре Гончаровой И.Ю.
в отсутствие административных истцов Кузнецовой А.Ф., Красниковой Л.В., Чмиль М.Е., Тихоновой Н.И., Мироновой С.И., Шаровой И.В., Крутовой Е.В., Савельевой Е.А., Маляревской Е.Н., представителя административного ответчика Правительства Белгородской области, своевременно и надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Кузнецовой ФИО12, Красниковой ФИО13, Чмиль ФИО14, Тихоновой ФИО15, Мироновой ФИО16, Шаровой ФИО17, Крутовой ФИО18, Савельевой ФИО19, Маляревской ФИО20 о признании незаконным распоряжения Правительства Белгородской области от 10.05.2016г. №№ в части отказа в присвоении звания «Ветеран труда»,
установил:
Административные истцы имеют общий трудовой стаж по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г.: Кузнецова А.Ф. более <данные изъяты> лет, Красникова Л.В. более <данные изъяты> лет, Чмиль М.Е. более <данные изъяты> лет, Тихонова Н.И. более <данные изъяты> лет, Миронова С.И. более <данные изъяты> лет, Шарова И.В. более <данные изъяты> лет, Крутова Е.В. более <данные изъяты> года, Савельева Е.А. более <данные изъяты> года, Маляревская Е.Н. более <данные изъяты> лет и награждены Почетными грамотами ФНС России, а Шарова И.В. – Благодарностью руководителя ФНС России, в связи с чем они обратились в установленном законом порядке с заявлениями о присвоении им звания «Ветеран Труда».
Распоряжением Правительства Белгородской области от 10.05.2016 года № № им было отказано в присвоении звания "Ветеран труда", поскольку Почетная грамота и Благодарность не учитываются при присвоении данного звания.
Дело инициировано административным иском Кузнецовой А.Ф., Красниковой Л.В., Чмиль М.Е., Тихоновой Н.И., Мироновой С.И., Шаровой И.В., Крутовой Е.В., Савельевой Е.А., Маляревской Е.Н.,, которые просили признать незаконным распоряжение Правительства Белгородской области от 10.05.2016 г. № № в присвоении звания «Ветеран труда» и обязать Правительство Белгородской области признать за ними право на присвоение звания «Ветеран труда».
Представитель административного ответчика Правительства Белгородской области М. Левашова направила в суд письменные возражения на иск, где не согласилась с заявленными требованиями, поскольку Почетная грамота и Благодарность не отнесены к ведомственным знакам отличия в труде и полагает, что из представленных материалов усматривается спор о праве на присвоения звания «Ветеран труда», в связи с чем данное дело не может быть рассмотрено в порядке административного судопроизводства.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», которым регулируется правовой статус ветеранов труда, относит к ним, в том числе лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (подпункт 2 пункта 1 статьи 7) и предоставляет субъектам Российской Федерации право определять порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" (пункт 4 статьи 7).
Аналогичное положение содержится в статье 14 Социального кодекса Белгородской области от 28 декабря 2004 года.
Во исполнение Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и Социального кодекса Белгородской области от 28 декабря 2004 года N 165, на основании статьи 17 Устава Белгородской области, Постановлением губернатора Белгородской обл. от 09.06.2006 N 81 утвержден Порядок присвоения звания "Ветеран труда" на территории Белгородской области", согласно которому основаниями для присвоения звания "Ветеран труда" являются:
2.1. Награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, включенными в Перечень, утвержденный постановлением Правительства области и наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В силу п. 4 данного Порядка лица, имеющие основания для присвоения звания «Ветеран труда», указанные в подпункте 2.1 пункта 2 настоящего Порядка, представляют необходимые документы, в т. ч. и удостоверение к орденам или медалям либо почетным званиям СССР, РСФСР или Российской Федерации, нагрудным и почетным знакам (значкам), почетным званиям; почетные грамоты и благодарности руководства органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации.
В указанном пункте предусмотрены почетные грамоты и благодарности руководства органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 Порядка присвоения звания "Ветеран труда" на территории Белгородской области" документы лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", к 10 числу каждого месяца направляются органами социальной защиты населения муниципальных районов и городского округа в управление социальной защиты населения области для последующего внесения их в базу данных и подготовки материала на рассмотрение комиссии при Губернаторе Белгородской области по рассмотрению вопросов присвоения звания "Ветеран труда" (далее - комиссия).
Заседания комиссии оформляются протоколом, который подписывается председателем комиссии и утверждается начальником департамента здравоохранения и социальной защиты населения области. Предложения о присвоении (отказе в присвоении) звания "Ветеран труда" выносятся на заседание правительства области комиссией в 10-дневный срок со дня поступления в комиссию документов от управления социальной защиты населения области. Правительство области рассматривает предложения комиссии и принимает решение о присвоении (отказе в присвоении) звания "Ветеран труда" гражданам области в форме распоряжения правительства области.
Административные истцы имеет трудовой стаж каждый более 20 лет, что подтверждается их трудовыми книжками. Они за образцовое выполнение служебных обязанностей, безупречную и эффективную государственную гражданскую службу в налоговых органах были награждены Почетными грамотами, а Шарова И.В. – Благодарностью руководителя ФНС России.
Постановлением губернатора Белгородской обл. от 09.06.2006 N 81 утвержден не толь Порядок присвоения звания "Ветеран труда" на территории Белгородской области" но и Перечень наград и ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
В указанном Перечне отсутствует Почетная грамота и Благодарность руководителя ФНС России, но поскольку указанный перечень не является исчерпывающим, отсутствие в нем Почетной грамоты и Благодарности не является основанием для отказа в присвоении звания "Ветеран труда".
Факт работы истцов в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Белгородской области, общий трудовой стаж каждой из которых более 20 лет, награждение их Почетными грамотами и Благодарностью руководителя ФНС России подтверждаются записями в их трудовых книжках, выписками из приказов о награждении, Почетными грамотами и Благодарностью ФНС России, справками об общем трудовом стаже.
Факт обращения истцов в комиссию при Губернаторе Белгородской области с заявлениями о присвоении звания «Ветеран труда», отказ в присвоении звания подтверждается письменными заявлениями, письмами Управления социальной защиты населения Белгородской области - уведомлениями об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и распоряжением Правительства Белгородской области от 10.05.2016 года № 198-рп об отказе в присвоении звания "Ветеран труда".
Согласно Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506, Федеральная налоговая служба вправе учреждать в установленном порядке ведомственные награды, утверждать положения об этих наградах и описание наград.
В соответствии с Приказами ФНС России от 07.06.2005 г. N САЭ-3-15/243@, от 31.10.2008 г. № ММ-3-4/536@, зарегистрированными в Минюсте РФ, к ведомственным наградам ФНС России относятся, в том числе Почетная грамота Федеральной налоговой службы и Благодарность руководителя ФНС России.
Перечень ведомственных наград ФНС России содержится в Общероссийском классификаторе информации о населении ОК 018-95, утвержденном Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 № 412, в котором также упоминается Почетная грамота Федеральной налоговой службы и Благодарность руководителя Федеральной налоговой службы (введены Изменением N 15/2009 ОКИН, утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.04.2009 N 152-ст);
В Перечень наград и ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» для работников налоговых органов Белгородской области включены следующие награды Министерства РФ по налогам и сборам: п.83.1. Почетная грамота Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, п. 83.2. Знак "Почетный работник Министерства Российской Федерации по налогам и сборам", п. 83.3. Знак "Отличник Министерства Российской Федерации по налогам и сборам". Награды Федеральной налоговой службы России в вышеуказанный перечень не включены.
Отказывая в присвоении истцам звания «Ветеран труда» Правительством Белгородской области не учтены положения федерального законодательства.
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. № 506 «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе» Федеральная налоговая и ее территориальные органы в установленной сфере деятельности являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства.
Круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, определен Законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ не содержит определение ведомственный знак отличия в труде, в связи с чем отнесение тех или иных наград к ведомственным определяется в соответствии нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляют награждение этими знаками и их вручение (Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506, Приказы ФНС России от 07.06.2005 г. N САЭ-3-15/243@, от 31.10.2008 г. № ММ-3-4/536@).
Полномочия органов государственной власти субъектов РФ по определению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» ограничены федеральным законодательством. Основанием предоставления лицу статуса "Ветеран труда" при условии наличия у него государственных наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде является продолжительность стажа работы, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (пункт 2 части 1 статьи 7 Закона о ветеранах).
Положение подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", относя к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2010 года N 763-0-0 и от 21 апреля 2011 года1М 544-0-0).
Граждане, награжденные ведомственными наградами и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами права для присвоения звания «Ветеран труда».
Субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные категории знаков и иных оснований для расширения круга лиц, которым может быть присвоено звание «Ветеран труда». Вместе с тем, он не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категориям ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О ветеранах».
В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.
Таким образом, Благодарность и Почетные грамоты, которыми награждены истцы, относятся к ведомственным знакам отличия в труде.
Доводы представителя ответчика об отсутствии правовых оснований для присвоения истцам звания «Ветеран труда» основаны на неверном толковании закона.
В случае, когда подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, суд, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, должен принять решение в соответствии с федеральным законом (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия").
Отсутствие Почетной грамоты Федеральной налоговой службы и Благодарности руководителя Федеральной налоговой службы в Перечне наград и ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденного Губернатором Белгородской области, не должно умалять трудовые заслуги и ставить в неравное положение по сравнению с другими лицами, имеющими награды за добросовестный и безупречный труд, в связи с чем, истцы имея необходимый стаж работы в налоговых органах более 20 лет, награждённые Благодарностью руководителя Федеральной налоговой службы и Почетными грамотами Федеральной налоговой службы, которые по своей природе являются ведомственными знаками отличия, имеют право на присвоение им звания «Ветеран труда», а Распоряжение Правительства Белгородской области от 10.05.2016 года № 198-рп об отказе им в присвоении звания "Ветеран труда" по изложенным выше основаниям является незаконным, поскольку нарушает права истцов.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 35 Устава Белгородской области государственную власть в Белгородской области осуществляет, в том числе и Правительство Белгородской области, которое является высшим органом исполнительной власти Белгородской области.
Административные истцы оспаривают решение органа государственной власти, которое нарушает их право на присвоение звания «Ветеран труда» и которым им создано в этом препятствие, в связи с чем доводы представителя ответчика о том, что усматривается спор о праве на присвоения звания «Ветеран труда», в связи с чем данное дело не может быть рассмотрено в порядке административного судопроизводства, также основаны на неверном толковании закона.
Руководствуясь ст. ст. 175-177, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Кузнецовой ФИО12, Красниковой ФИО13, Чмиль ФИО14, Тихоновой ФИО15, Мироновой ФИО16, Шаровой ФИО17, Крутовой ФИО18, Савельевой ФИО19, Маляревской ФИО20 о признании незаконным распоряжения Правительства Белгородской области от 10.05.2016г. №№ в части отказа в присвоении им звания «Ветеран труда» удовлетворить.
Признать распоряжение Правительства Белгородской области от 10.05.2016 г. № № не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административных истцов, а также незаконным в части отказа Кузнецовой ФИО12, Красниковой ФИО13, Чмиль ФИО14, Тихоновой ФИО15, Мироновой ФИО16, Шаровой ФИО17, Крутовой ФИО18, Савельевой ФИО19, Маляревской ФИО20 в присвоении звания «Ветеран труда».
Обязать Правительство Белгородской области присвоить Кузнецовой ФИО12, Красниковой ФИО13, Чмиль ФИО14, Тихоновой ФИО15, Мироновой ФИО16, Шаровой ФИО17, Крутовой ФИО18, Савельевой ФИО19, Маляревской ФИО20 звание «Ветеран труда».
Об исполнении решения Правительству Белгородской области сообщить в суд и Красниковой ФИО13, Чмиль ФИО14, Тихоновой ФИО15, Мироновой ФИО16, Шаровой ФИО17, Крутовой ФИО18, Савельевой ФИО19, Маляревской ФИО20 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Старооскольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Мазурин