НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Старицкого районного суда (Тверская область) от 19.07.2016 № 2-284/2016

Дело № 2-284/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Старица 19 июля 2016 года

Старицкий районный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Беляковой И.А.,

при секретаре судебного заседания Порошенковой Е.И.,

с участием представителя истца по доверенности ФИО1,

ответчицы ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела социальной защиты населения Старицкого района Тверской области к ФИО2 о взыскании необоснованно полученных средств областного бюджета в размере 63298,88 руб.,

установил:

Территориальный отдел социальной защиты населения Старицкого района Тверской области (далее также ТОСЗН), ссылаясь на положения ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратился в суд с указанным выше иском к ФИО2

Исковые требования обоснованы тем, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в соответствии с Законом Тверской области от 22.12.2011 года № 82-ЗО «О компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» предоставлялась компенсация расходов на отопление и освещение на основании представленных документов. В числе эти документов имеется заявление, в котором ФИО2 обязалась сообщать обо всех изменениях, влияющих на получение денежной компенсации. В январе 2016 года стало известно о том, что ответчица давно не работает в сельской школе, была уволена из школы по сокращению штата, что является основанием для прекращения выплат. Ответчица признала, что с 01.01.2013 по 31.12.2015 года выплаты получала незаконно, согласилась их возместить в течение 36 месяцев равными долями, написав соответствующее заявление. Однако, выплат не производила.

Ответчицей ФИО2 представлен отзыв на исковое заявление, в котором она просит в иске отказать. Указывает, что была уволена из <данные изъяты> школы по сокращению штатов, так как достигла пенсионного возраста. На момент увольнения ее педагогический стаж составлял 9 лет 7 мес. 15 дней. Полагает, что она приобрела право на предоставление мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг на основании Закона Тверской области № 82-ЗО от 22.12.2011 года. Размер денежной компенсации для работающих педагогов и пенсионеров из числа педагогических работников является одинаковым, поэтому полученные ею выплаты нельзя признать неосновательным обогащением.

Полагает, что денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг согласно преамбуле к названному Закону № 82-ЗО является мерой социальной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе педагогических работников, то есть дополнительным средством к существованию. Поэтому возврат данной денежной компенсации возможен только в том случае, если допущена счетная ошибка или имеет место недобросовестность получателя компенсации.Счетной ошибки не имеется. По мнению истицы, недобросовестность с ее стороны также отсутствует, поскольку в соответствии с п.4 Постановления Администрации Тверской области от 29 июня 2006 года №157-па «Об утверждении порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), для постановки на персонифицированный учет педагогических работников учреждения (организации), в которых они работают (работали до увольнения в связи с уходом на пенсию), представляют в территориальные отделы социальной защиты населения Тверской области списки на педагогических работников, заверенные подписью и печатью руководителя учреждения (организации). Указанные списки составляются отделами, управлениями органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания населения, ветеринарии, на территории которых проживают сельские специалисты. Ответственность за их формирование и подачу в органы социальной защиты населения муниципальных районов возлагается на руководителя отдела, управления органа местного самоуправления муниципального образования в сфере здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания населения, ветеринарии. Поэтому ответчица считала, что ей самой не требуется обращаться к истцу с сообщением о своем увольнении, что администрация школы предоставила сведения о ее увольнении. Полагала, что в связи с увольнением по сокращению штатов, и как пенсионерка имела право на точно такую же льготу по оплате жилья и коммунальных услуг, что и работающие педагоги. В августе 2014 года из школы ей сообщили, что она должна прийти и переоформить получение льготы. Из предоставленных тогда документов было видно, что она была уволена с должности учителя по сокращению штатов.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что с 2006 года ответчица как педагогический работник муниципальной сельской школы, проживающая в сельской местности, получала компенсацию расходов на приобретение твердого топлива и освещение. При увольнении ФИО2 не сообщила в ТОСЗН об этом, несмотря на то, что такая обязанность лежала именно на ней. В результате возникла указанная в иске переплата, которую ответчица обязалась погасить в рассрочку, но ничего так и не возместила. После увольнения ответчица работа в школе уборщицей, но право на компенсацию это не влечет.

Ответчица ФИО2 исковые требования не признала, ссылаясь на доводы своего отзыва. Пояснила, что с 50 лет является получателем льготной пенсии, так как воспитывала ребенка-инвалида. Она с 2006 года получала спорную компенсацию расходов на отопление и освещение. Несколько раз писала истцу заявления, содержащие обязательство сообщать об изменениях, влияющих на получение этой компенсации. Однако, при увольнении с должности учителя забыла сообщить об этом в ТОСЗН Старицкого района и продолжала получать компенсацию. В январе 2016 года, услышав, что выплаты компенсации изменились, пришла в ТОСЗН узнать об этом. Специалисты ТОСЗН предложили ей вариант возврата компенсации в рассрочку и она, растерявшись, согласилась, о чем написала соответствующее заявление.

Определением суда от 27 июня 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены Министерство социальной защиты населения и Министерство финансов Тверской области, представители которых в судебное заседание не явились при надлежащем извещении, никаких ходатайств не предоставили. Ранее указанные лица представляли сообщения о том, иск ТОСЗН поддерживают (л.д.47,50). Поэтому суд на основании части 3 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие третьих лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

В части 8 названой статьи предусмотрено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Отношения, связанные с реализацией права педагогических работников образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, действовавшим во время возникновения у ответчицы такого права регулировался Законом Тверской области от 04.05.2006 N 50-ЗО "О возмещении расходов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках)".

Согласно этому Закону педагогические работники, руководящие работники (деятельность которых связана с образовательным процессом) образовательных учреждений (далее - специалисты), проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением (статья 1).

За перешедшими на пенсию специалистами, указанными в статье 1 настоящего Закона (далее - пенсионеры), сохраняется право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, если их стаж в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), составляет не менее 10 лет, при условии, что на момент перехода на пенсию они имели такое право (статья 2).

В соответствии со статьей 1 действующего Закона Тверской области от 22.12.2011 N 82-ЗО "О компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения имеют педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) (далее - педагогические работники), к которым относятся:

б) педагогические работники муниципальных образовательных учреждений Тверской области;

г) вышедшие на пенсию педагогические работники, указанные в пунктах "а", "б", "в", "в.1" настоящей статьи, если их стаж в государственных образовательных организациях Тверской области, муниципальных образовательных организациях Тверской области, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), составляет не менее десяти лет при условии, что на момент выхода на пенсию они пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) или на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Согласно статье 3 Закона Тверской области от 22.12.2011 N 82-ЗО право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения имеют педагогические работники, занятые по основному месту работы (часть 2).

Право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения сохраняется за пенсионерами независимо от времени назначения пенсии, ее вида и занятости указанных лиц (часть 3).

В статье 4 Закона Тверской области от 22.12.2011 N 82-ЗО закреплено, что порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам устанавливается Правительством Тверской области.

Постановлением администрации Тверской области от 12.07.2010 N 347-па "О внесении изменений в Постановление Администрации Тверской области от 29.06.2006 N 157-па" предусмотрено, что бюджетные средства на предоставление денежной компенсации на основании отчетов ТОСЗН, представляемых в департамент социальной защиты населения Тверской области, зачисляются на лицевые счета ТОСЗН, открытые в управлении казначейства департамента финансов Тверской области, в срок до 20 числа расчетного месяца (пункт 27).

Судом установлено, что ответчица ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с 15 августа 2003 года по 31 декабря 2012 года являлась педагогическим работником муниципального образовательного учреждения Тверской области, проживающим и работающим в сельской местности, что не оспаривалось.

Так, 15 августа 2003 года она была принята на должность учителя трудового обучения <данные изъяты> ООШ, которая 14.04.2012 года была переименована в <данные изъяты> 01.09.2007 года переведена на должность учителя химии, 31.12.2012 года уволена по сокращению штатов (л.д.11-17).

Местом жительства ответчицы являлось <адрес>.

В этот период ТОСЗН Старицкого района ей выплачивалась компенсация расходов на приобретение твердого топлива и освещение.

Из материалов личного дела следует, что в ТОСЗН Старицкого района от ФИО2 25 апреля 2006 года, 13 октября 2010 года и 2011 года поступили заявления об оплате стоимости жилой площади с отоплением и освещением, в которых она приняла на себя обязательство сообщить в ТОСЗН Старицкого района обо всех изменениях, влияющих на получение этой денежной компенсации.

Вместе с тем, будучи уволенной с должности учителя 31.12.2012 года, то есть утратив с этой даты статус педагогического работника муниципального образовательного учреждения Тверской области, работающего в сельской местности, обязанность сообщить об этом обстоятельстве истцу ФИО2 не выполнила, что также не отрицала, и в период с 01.01.2013 года по 31.12.2015 года получала компенсацию расходов на приобретение твердого топлива и освещение безосновательно.

В результате размер необоснованно выплаченной ей компенсации составил 58050,86 руб. (компенсация на приобретение твердого топлива) + 5248,02 руб. (компенсация ЖКУ). Всего 63298,88 руб.(л.д.9-10). Размер этих сумм и факт их получения ответчицей не оспаривались.

В заявлении от 27 января 2016 года на имя начальника ТОСЗН ФИО2 обязалась добровольно возместить переплаченную ей компенсацию на освещение и отопление (л.д.8), однако, выплат не производила.

Обязанность возвратить необоснованно полученную компенсацию возникает у ответчицы в силу положений статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса (пункт 1).

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2).

Доводы ответчицы, о том, что выплаченная ей компенсация является средством к существованию, и вследствие отсутствия недобросовестности с ее стороны не подлежит взысканию, отвергаются судом.

Согласно положений статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Однако, в силу части 2 статьи ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", указанных выше Законов Тверской области от 04.05.2006 N 50-ЗО и от 22.12.2011 N 82-ЗО компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения не может быть отнесена к суммам, предоставляемых гражданину в качестве средства к существованию. Ее назначение - создание благоприятных условий для осуществления профессиональной деятельности и обеспечения социальной защищенности педагогических работников образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности.

Однако, в любом случае, поведение ответчицы, вопреки принятому на себя обязательству, не сообщившей истцу, производившему ей выплаты спорной компенсации, о своем увольнении, то есть обстоятельстве, влиявшем на продолжение выплат, нельзя признать добросовестным.

Согласно пункту 9 Порядка возмещения расходов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), утвержденного Постановлением администрации Тверской области от 12.07.2010 N 347-па "О внесении изменений в Постановление Администрации Тверской области от 29.06.2006 N 157-па" предусмотрено, что в случае наступления обстоятельств, влекущих прекращение предоставления денежной компенсации (увольнение с педагогической работы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, при которых за педагогическим работником сохраняется право на указанные меры социальной поддержки, смерть, переезд на постоянное место жительства в город, переход на получение мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг по другому основанию), предоставление прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.

Ссылка ответчицы на то, что она не утратила право на получение компенсации, поскольку она ей причиталась как вышедшему на пенсию педагогическому работнику в связи с увольнением не своей инициативе, а по сокращению штатов, не может быть принята судом.

ФИО2 действительно на время увольнения 31.12.2012 года являлась пенсионером: с 04.04.2007 года пожизненно ей была назначена и выплачивалась страховая пенсия по старости (л.д.38).

Однако, на момент увольнения ее стаж работы в должности педагогического работника сельской школы составлял менее необходимых для продолжения выплат десяти лет, а именно 9 лет 4 месяца 16 дней, что также не оспаривалось.

Основания для увольнения в данном случае правового значения не имеют.

Вопреки утверждению отзыва ответчицы, в 2014 году в ТОСЗН по поводу переоформления получения льгот она не обращалась (л.д.44), что не опровергнуто.

Постановлением администрации Тверской области от 12.07.2010 N 347-па "О внесении изменений в Постановление Администрации Тверской области от 29.06.2006 N 157-па" предусмотрено, что территориальные отделы социальной защиты населения Тверской области осуществляют персонифицированный учет педагогических работников. Постановка на учет осуществляется в течение трех дней со дня получения списков от учреждений (организаций) либо представления необходимых документов педагогическим работником самостоятельно. Для постановки на персонифицированный учет педагогических работников учреждения (организации), в которых они работают (работали до увольнения в связи с уходом на пенсию), представляют в ТОСЗН списки на педагогических работников, заверенные подписью и печатью руководителя учреждения (организации) (пункты 5,6).

Постановка ТОСЗН педагогических работников на персонифицированный учет и наличие лиц, ответственных за предоставление списков для постановки на такой учет, вопреки доводам ответчицы, не давало ей повода сомневаться в том, что именно на ней лежит обязанность сообщить истцу о своем увольнении, как обстоятельстве, влияющем на получении компенсации.

Поэтому, исходя из изложенных выше норм законодательства, установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются законными, обоснованными, а потому, подлежащими удовлетворению.

При подаче иска государственная пошлина в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации не уплачивалась.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку исковые требования подлежат полному удовлетворению, с ответчицы следует взыскать государственную пошлину в размере, предусмотренном пунктом 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, по исковому заявлению имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от от 20 001 рубля до 100 000 рублей госпошлина уплачивается в размере 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей, то есть 2098, 96 руб.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов по нормативу 100 процентов.

Статьей 2 Закона Тверской области от 18 января 2005 года N 4-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований Тверской области и наделении их статусом городских округов, муниципальных районов» муниципальное образование «Старицкий район» наделен статусом муниципального района.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Территориального отдела социальной защиты населения Старицкого района Тверской области к ФИО2 удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу Территориального отдела социальной защиты населения Старицкого района Тверской области необоснованно полученную компенсацию в размере 63298 (шестьдесят три тысячи двести девяносто восемь) рублей 88 копеек.

Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Старицкий район» в сумме 2098 (две тысячи девяносто восемь) рублей 96 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Старицкий районный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме изготовлено 21 июля 2016 года.

Председательствующий: