№ 2а-А337/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 сентября 2023 года село Красное Липецкой области
Становлянский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего Родионова Е.И.,
при помощнике судьи Пискуновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Становлянского районного суда Липецкой области административное дело № 2а-А337/2023 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и пени,–
У С Т А Н О В И Л :
Управление Федеральной налоговой службы по Липецкой области (далее – УФНС России по Липецкой области) обратилось в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и пени. Требования мотивировали тем, что ФИО1 с 12.01.2016 до 31.05.2022 стояла на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя и с 13.01.2016 была зарегистрирована в территориальном органе УПФР в качестве страхователя. ФИО1 – прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно пункту 1 статьи 419 Кодекса индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов. Индивидуальные предприниматели самостоятельно исчисляют и уплачивают за себя суммы страховых взносов на ОПС и ОМС. Это фиксированные страховые взносы. Индивидуальные предприниматели уплачивают за себя страховые взносы с доходов, не превышающих 300 000 руб., не позднее 31 декабря текущего года. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом. Срок уплаты фиксированных платежей на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование при закрытии индивидуального предпринимателя - не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя(п. 5 ст. 432 Кодекса, Письмо Минфина России от 24.12.2020 N 03-15-05/113662). В соответствии с п.1 ст. 430 Кодекса размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2022 год составил 34445,00 руб. Страховые взносы за расчетный период с 01.01.2022 г. по 31.05.2022 г. к уплате составили 14352,08 руб. В соответствии с п.2 ст. 430 Кодекса размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2022 год составил 34445,00 руб. Страховые взносы за расчетный период с 01.01.2022 г. по 31.05.2022 г. к уплате составили 3652,50руб. Данная сумма ФИО1 не уплачена в установленные законодательством сроки. В соответствии со ст. 75 Кодекса начислены пени на сумму неуплаченных страховых взносов в размере 364,78 руб. ( ОПС), в размере 92,84 руб. ( ФОМС). В связи с чем ей выставлены требования об уплате страховых взносов, пени № 10825 на 12.09.2022 г, которые не исполнены. Индивидуальный предприниматель ФИО1 в 2021 году применяла две системы налогообложения: упрощенную систему налогообложения(УСН)(объект налогообложения « доходы уменьшенные на сумму расходов ») и патентную систему налогообложения ( ПСН). Согласно декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2021 год расходы превысили расходы и налогу, уплачиваемому в связи с применение патентной системой налогообложения за 2021 год доход Кодекса плательщики, применяющие более одного режима налогообложения, в целях определения дохода для исчисления размера страховых взносов суммируют облагаемые доходы от всех видов деятельности. Доход ФИО1 за расчетный период 2021 год превысил 300 000,00 руб. и составил 896774,69 руб. Расчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2021 год в размере 1% от суммы дохода, превышающей 300000,00 руб.:896774,69 руб. – 300000,00 руб. х1%=5967,75 руб. ФИО1 в установленный законодательством срок страховые взносы за 2021 г. не уплачены, в связи с чем ей выставлено требование №10969 на 28.09.2022г., но не исполнено.
Просило взыскать в доход внебюджетного фонда страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии начиная с 01.01.2017 г., в фиксированном размере за 2022 г. в сумме 14352,08 руб., пени в размере 364,78 руб. и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021г. 1% от суммы дохода, превышающего 300 тыс. руб. за расчетный период составляет 5967,75 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере начиная с 01.01.2017 г. за 2022 г. в сумме 3652,50 руб. и пени в размере 92,84 руб.
Представитель административного истца УФНС России по Липецкой области в судебное заседание не явилась; о месте и времени рассмотрения дела извещена заблаговременно и надлежащим образом, информация о рассмотрении дела размещена на сайте Становлянского районного суда Липецкой области; в письменном заявлении от 18.09.2023 просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Явка представителя административного истца по данному делу обязательной не является и таковой не признавалась.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась; о месте и времени рассмотрения дела извещена заблаговременно и надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление.
Оснований для признания явки административного ответчика обязательной, исходя из содержания и объема, предоставленных административным истцом письменных доказательств, не имеется, и явка административного ответчика не признана судом обязательной.
При таких обстоятельствах суд на основании статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика.
Исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего.
Статья 57 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичная норма содержится в статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Межрайонная ИФНС России №4 по Липецкой области, являясь территориальным органом Федеральной налоговой службы России, в соответствии со статьями 30 и 31 Налогового кодекса Российской Федерации осуществляют контроль за своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов и вправе предъявлять в суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 приказа ФНС России от 04.07.2022 № ЕД–7–4/618 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области» МИФНС России №4 по Липецкой области реорганизована путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы. В соответствии с пунктом 8 указанный приказ вступил в силу с 24.10.2022.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в официально опубликованном постановлении от 17 декабря 1996 года N 20–П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; плательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно статье 289 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 с 12.01.2016 до 31.05.2022 стояла на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя и с 13.01.2016 была зарегистрирована в территориальном органе УПФР в качестве страхователя, что подтверждается письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела, и никем не оспаривалось.
В соответствии со статьей 419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее – плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам). Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.
Согласно пункту 1 статьи 423 Налогового кодекса РФ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
Статьей 430 Налогового кодекса РФ установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя для индивидуальных предпринимателей исходя из их дохода, который заключается в следующем:
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетный период 2021 года;
- если доход индивидуального предпринимателя в расчетном периоде превышает 300 000 руб., то такой индивидуальный предприниматель, помимо фиксированного размера страховых взносов, доплачивает на свое пенсионное страхование 1,0 процента с суммы дохода, превышающего 300 000 руб.;
-страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за расчетный период.
Индивидуальные предприниматели уплачивают за себя страховые взносы с доходов, не превышающих 300 000 руб., не позднее 31 декабря текущего года.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 432 Налогового кодекса РФ срок уплаты фиксированных платежей на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование при закрытии индивидуального предпринимателя - не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя (Письмо Минфина России от 24.12.2020 N 03-15-05/113662).
Срок уплаты 1% страховых взносов на ОПС при закрытии ИП такой же, как и для фиксированных взносов - то есть не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 6 статьи 431 Налогового кодекса РФ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается индивидуальными предпринимателями, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, отдельно в отношении страховых взносов на ОПС, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В соответствии с пунктом 3 статьи 431 Налогового кодекса РФ сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15–го числа следующего календарного месяца
Согласно выписке из ЕГРИП ФИО1 утратила статус индивидуального предпринимателя 31.05.2022.
На основании расчета в соответствии с пунктом 1 статьи 430 Налогового кодекса РФ размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2022 год составил 34445,00 руб. Страховые взносы за расчетный период с 01.01.2022 по 31.05.2022 к уплате составила 14352,08 руб. ( из расчета 34445,00 руб. ( страховые взносы ОПС за 12 мес.- налоговая база): 12 мес. х 5 мес. ( кол-во месяцев а расчетном периоде когда ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя).
В соответствии с пунктом 2 статьи 430 Кодекса размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2022 год составил 34445,00 руб. Страховые взносы за расчетный период с 01.01.2022 по 31.05.2022 к уплате составила 3652,50 руб. (из расчета 8766,00 руб. ( страховые взносы ФОМС за 12 мес.- налоговая база): 12 мес. х 5 мес. ( кол-во месяцев а расчетном периоде когда ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя).
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ начислены пени на сумму неуплаченных страховых взносов в размере 364,78 руб. (ОПС), в размере 92,84 руб. (ФОМС).
В установленный законодательством срок не позднее 15.06.2022 страховые взносы в фиксированном размере за 2022 год не уплачены, в связи с чем ФИО1 в соответствии со статьями 69,70 Налогового кодекса РФ выставлено и направлено требование об уплате страховых взносов, пени № 10825 на 12.09.2022, но не уплачены.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 в 2021 году применяла две системы налогообложения: упрощенную систему налогообложения (УСН) (объект налогообложения «доходы уменьшенные на сумму расходов») и патентную систему налогообложения (ПСН).
В соответствии пунктами 5,9 статьи 430 НК РФ для плательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, доход учитывается в соответствии со ст. ст. 346.47 и 346.51 НК РФ, а именно доходом признается потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности.
На основании вышеизложенного доход ФИО1 за расчетный период 2021 год превысил 300 000,00 руб. и составил 896774,69 руб., в соответствии с положением пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса РФ если доход индивидуального предпринимателя в расчетном периоде превышает 300 000 руб., то такой индивидуальный предприниматель, помимо фиксированного размера страховых взносов, доплачивает на свое пенсионное страхование 1,0 процента с суммы дохода, превышающего 300 тыс. руб.
Расчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2021 год в размере 1% от суммы дохода, превышающей 300000,00 руб.: 896774,69 руб. – 300000,00 руб. х1%=5967,75 руб.
ФИО1 в установленный законодательством срок страховые взносы за 2021 год не уплачены, в связи с чем ей на основании ст. 69,70 Кодекса выставлено требование №10969 на 28.09.2022, которое не исполнено.
Неисполнение требования об уплате налогов и пеней послужило основанием для обращения налогового органа в суд.
При таких обстоятельствах, коль скоро ФИО1 в срок, обусловленный законом, не уплатила налоги, а также пени суд приходит к выводу о правомерности заявленных исковых требований.
Факт направления налоговым органом в адрес ФИО1 налоговых уведомлений и требований об уплате налогов подтверждается скриншотами страницы личного кабинета налогоплательщика –ФИО1, свидетельствующие о получении требований, направленных адресату.
30.12.2022 г. на основании заявления Межрайонной ИФНС России № 4 по Липецкой области мировым судьей Краснинского судебного участка Становлянского судебного участка Липецкой области вынесен судебный приказ дело о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2022 год в сумме 20319,83 руб. и пени в размере 364,78 руб., на обязательное медицинское страхование за 2022 год в сумме 3652,50 руб., пени в размере 92,84 руб., который определением от 30.01.2023 был отменен на основании поступившего от ФИО1 заявления.
В Становлянский районный суд с исковым заявлением налоговый орган обратился 26.07.2023.
Таким образом, административным истцом соблюден установленный Налоговым кодексом РФ порядок взыскания налоговой задолженности с налогоплательщика, в том числе порядок направления ему налогового уведомления и требования об уплате налога, а также сроки для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно абзацу 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче искового заявления имущественного характера при цене иска от 20001 рубля до 100 000 рублей государственная пошлина уплачивается в размере 800 рублей плюс 3% суммы, превышающей 20 000 рублей.
В связи с тем, что требования УФНС России по Липецкой области удовлетворены в размере 24 429 рублей 95 копеек, то с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, с учетом пункта 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 933 рублей 00 копеек.
Таким образом, взысканию с ответчика в доход федерального бюджета подлежит государственная пошлина в сумме 933 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ,
Р Е Ш И Л:
Административный иск Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и пени, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ИНН ...., зарегистрированной по адресу: ..., в доход внебюджетного фонда страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии начиная с 01.01.2017, в фиксированном размере за 2022 год в сумме 14 352 рубля 08 копеек, пени в размере 364 рублей 78 копеек и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021 год – 5967 рублей 75 копеек; в доход внебюджетного фонда страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере начиная с 01.01.2017 за 2022 год в сумме 3652 рубля 50 копеек и пени в размере 92 рубля 84 копейки.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Краснинского муниципального района Липецкой области государственную пошлину в размере 933 (девятьсот тридцать три) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Становлянский районный суд Липецкой области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.И. Родионов