НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Становлянского районного суда (Липецкая область) от 09.08.2018 № 2-297/18ГОД

Дело № 2-297/2018 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Становое 09 августа 2018 год

Становлянский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Е.А. Сухановой

при секретаре О.А. Скуридиной

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда в селе Становое гражданское дело № 2-297/2018 год по иску прокурора Становлянского района Липецкой области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области о понуждении к совершению действий, -

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Становлянского района Липецкой области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о понуждении администрации сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области к совершению действий, а именно: об обязании опубликовать на официальном сайте администрации сельского поселения Успенский сельсовет http://uspenskiy-selsovet.ru сведения об исполнении бюджета сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области за 2017 год не позднее месячного срока с момента вступления решения суда в законную силу. Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой Становлянского района Липецкой области была проведена проверка соблюдения администрацией сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области требований бюджетного законодательства, ФЗ от 06.03.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в ходе которой было установлено, что администрацией сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области требования данных федеральных законов не выполнены, при наличии возможности опубликования соответствующей информации на официальном сайте администрации сельского поселения http://uspenskiy-selsovet.ru в сети «Интернет» сведения об исполнении бюджета сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области за 2017 год в нарушение требований ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», не были опубликованы. В соответствии с п. 3 ст. 3 ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Несоблюдение принципа прозрачности (открытости) бюджетной системы создает предпосылки для коррупционных проявлений, поскольку ограничивает установленные для граждан законом гарантии на получение официальной информации о расходах бюджета сельского поселения, об исполнении бюджета сельского поселения и т.д. и нарушает их право на осуществление местного самоуправления и получение информации о деятельности органов местного самоуправления, при этом индивидуализировать круг лиц, права которых нарушены, привлечь их для участия в деле в качестве истцов, указать их в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, невозможно, поэтому прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ был вынужден обратиться в суд с данным иском в интересах неопределённого круга лиц.

Прокурор Герасимов А.В. в судебном заседании исковые требования о понуждении к совершению действий администрации сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области поддержал и просил удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области – глава администрации сельского поселения Захарова Л.А. в суд не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания была надлежаще извещена, представила заявление, в котором просила дело рассмотреть в её отсутствие и указала, что не возражает против удовлетворения предъявленных прокурором Становлянского района Липецкой области исковых требований о понуждении к совершению действий.

Выслушав прокурора, изучив представленные материалы, суд находит исковые требования прокурора Становлянского района Липецкой области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, о понуждении администрации сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области опубликовать на официальном сайте администрации сельского поселения в сети «Интернет» сведения об исполнении бюджета сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области за 2017 год обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закреплены общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определены государственные гарантии его осуществления.

Согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»:

«2. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 52 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»:

«1. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). …

2. Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации».

Одним из принципов бюджетной системы РФ, предусмотренным ст. 28 БК РФ, является принцип прозрачности (открытости).

Согласно ст. 36 БК РФ:

«Принцип прозрачности (открытости) означает:

обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на едином портале бюджетной системы Российской Федерации; …».

Согласно ч. 6 ст. 52 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»:

«6. Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования».

Согласно ст. 4 ФЗ от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»:

«Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются:

1) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

2) достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;

3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом; …».

В соответствии со ст. 10 ФЗ от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»:

«1. Государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района».

Из представленных в суд материалов: справки помощника прокурора Становлянского района Герасимова А.В. от 19.07.2018 года, распечатки с официального сайта администрации сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района от 19.07.2018 года видно, что в нарушение ч. 1 и ч. 2 ст. 1, ч. 6 ст. 52 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 36 БК РФ, ст. 4 ФЗ от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» администрацией сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области на официальном сайте администрации не размещена информация, подлежащая опубликованию, при наличии возможности опубликования данной информации, а именно: не опубликованы сведения об исполнении бюджета сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области за 2017 год как того требует ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Согласно Устава сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области местное самоуправление на территории сельского поселения осуществляется на основании Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и иных федеральных законов.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Устава сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области (с учётом изменений и дополнений):

«1. К вопросам местного значения сельского поселения относятся:

1) составление и рассмотрение проекта бюджета сельского поселения, утверждение и исполнение бюджета сельского поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета сельского поселения; …».

Согласно ч. 1 - ч. 3 ст. 49 Устава сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области (с учётом изменений и дополнений):

«1. Бюджет сельского поселения формируется на один календарный год и принимается решением Совета депутатов сельского поселения.

2. Составление, утверждение и исполнение бюджета сельского поселения осуществляется в соответствии с единой бюджетной классификацией, установленной в Российской Федерации.

3. Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения бюджета сельского поселения и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Администрация сельского поселения обеспечивает жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями, в случае невозможности их опубликования».

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством и Уставом сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области к компетенции администрации сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области относится официальное опубликование сведений о ходе исполнения местного бюджета.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что администрацией сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области допущено нарушение законодательства, а именно: ФЗ от 06.03.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ФЗ от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Способы защиты гражданских прав предусмотрены ст. 12 ГК РФ, в их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре и иные способы, предусмотренные законом.

Заявленное прокурором требование не ущемляет самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов связанных с его деятельностью, а направлено на понуждение администрации в судебном порядке исполнить возложенные на неё законом обязанности, направленные на соблюдение принципа прозрачности (открытости) бюджетной системы и недопущение предпосылок коррупционных проявлений, поскольку их неисполнение ограничивает установленные для граждан законом гарантии на получение официальной информации о расходах бюджета сельского поселения и об исполнении бюджета сельского поселения и, как следствие, нарушает их право на осуществление местного самоуправления и получение информации о деятельности органов местного самоуправления.

Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, однако, суд может не принять признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что администрация сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области в лице главы администрации сельского поселения Захаровой Л.А. не возражала против удовлетворения предъявленных прокурором Становлянского района Липецкой области исковых требований, на дату рассмотрения дела судом сведений об устранении выявленных нарушений в суд не представила, суд при таких обстоятельствах считает необходимым обязать администрацию сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области опубликовать на официальном сайте администрации сельского поселения http://uspenskiy-selsovet.ru сведения об исполнении бюджета сельского поселения Успенский сельсовет за 2017 год не позднее месячного срока с момента вступления решения суда в законную силу.

Принимая во внимание, что органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, на основании ст. 333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, суд считает возможным госпошлину с ответчика не взыскивать.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию сельского поселения Успенский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области опубликовать на официальном сайте администрации сельского поселения http://uspenskiy-selsovet.ru сведения об исполнении бюджета сельского поселения Успенский сельсовет за 2017 год не позднее месячного срока с момента вступления решения суда в законную силу.

С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться по истечении 5 дней с момента оглашения резолютивной части решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Становлянский районный суд Липецкой области в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 14.08.2018 года.

Судья: Е.А. Суханова