Дело № 2а-3/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 января 2017 года г. Сретенск
Сретенский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Комковой С.В., при секретаре Красовской С.В.,
с участием процессуального административного истца Простакишиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сретенского района в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению «Служба единого заказчика», Министерству территориального развития Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, Администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Сретенского района проведена проверка в части отсутствия транспортного обслуживания жителей 15 поселений Сретенского района, расположенных ниже города Сретенск по течению река Шилка.
В муниципальном районе «Сретенский район» Забайкальского края транспортное обслуживание населения и связь районного центра с труднодоступными 15 поселениями в навигационный период осуществляется ООО «Пристань» по р. Шилка, единственным видом транспорта - речным. Вне навигационного периода транспортное обслуживание не осуществляется. Автомобильных дорог к указанным поселениям нет. В указанных населенных пунктах проживает более 3 700 человек.
Пассажирские перевозки осуществляются по социально-значимому маршруту Сретенск - Нижние Куларки, протяженностью 135 км. на одном пассажирском теплоходе «Заря», 1975 года выпуска, на основании договора, ежегодно заключаемого Министерством территориального развития Забайкальского края.
В соответствии со статьей 4 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 312-ЗЗК «Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения на территории Забайкальского края» (далее ЗЗК № 312) к полномочиям Правительства Забайкальского края в сфере организации транспортного обслуживания населения в пригородном и межмуниципальном сообщении относятся организация транспортного обслуживания населения пассажирским транспортом; утверждение перечня маршрутов социально значимых перевозок пассажиров и багажа на территории Забайкальского края; утверждение перечня отдаленных и труднодоступных населенных пунктов, в отношении которых могут устанавливаться меры обеспечения населения регулярными перевозками пассажирским транспортом.
Постановлением Правительства Забайкальского края
от 16 февраля 2010 г. N 48 «Об утверждении перечня отдаленных и труднодоступных населенных пунктов, в отношении которых могут устанавливаться меры обеспечения населения регулярными перевозками пассажирским транспортом, и перечня маршрутов социально значимых перевозок пассажиров и багажа на территории
Забайкальского края» утвержден Перечень отдаленных и труднодоступных населенных пунктов, в отношении которых могут устанавливаться меры обеспечения населения регулярными перевозками пассажирским транспортом (далее Перечень).
В соответствии с указанным Перечнем к труднодоступным населенным пунктам относятся: с.Аргун, с.Большие Боты, с.Верхние Куларки, с.Горбица с.Лужанки, с. Мангидай, с.Нижние Куларки, с. Старолончаково, пгт. Усть-Карск. с. Усть-Начин, с. Усть-Черная, с. Чалбучи, с. Шилкинский Завод.
Отсутствие доступности круглогодичного регулярного транспортного обслуживания по социально значимому маршруту Сретенск-с.Верхние Куларки, также приводит к нарушению прав граждан-жителей населенных пунктов с.Аргун, с.Большие Боты, с.Верхние Куларки, с.Горбица, с. Лужанки, с. Мангидай, с.Нижние Куларки, с. Старолончаково, пгт. Усть-Карск, с. Усть- Начин, с. Усть-Черная, с. Чалбучи, с. Шилкинский Завод, на доступность социально-значимых услуг (в частности медицинских).
Условия для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения с.Аргун, с.Большие Боты, с.Верхние Куларки, с.Горбица, с. Лужанки, с. Мангидай, с.Нижние Куларки, с. Старолончаково, пгт. Усть-Карск, с. Усть-Начин, с. Усть- Черная, с. Чалбучи, с. Шилкинский Завод не созданы, что существенно нарушает права граждан, постоянно проживающих в указанных населенных пунктах, и неопределенного круга лиц, которые временно посещают данные населенные пункты, в том числе гости, родственники, новые жители и т.д.
Просит возложить на Правительство Забайкальского края и администрацию муниципального района «Сретенский район» обязанность по организации круглогодичного регулярного транспортного обслуживания населения труднодоступных населенных пунктов: с.Аргун, с.Большие Боты, с.Верхние Куларки, с.Горбица, с. Лужанки, с. Мангидай, с.Нижние Куларки, с. Старолончаково, пгт. Усть-Карск, с. Усть-Начин, с. Усть-Черная, с. Чалбучи, с. Шилкинский Завод и созданию условий для предоставления транспортных услуг в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В дальнейшем прокурор уточнил исковые требования, просил возложить на Государственное казенное учреждение «Служба единого заказчика» Забайкальского края обязанность привести автомобильную дорогу Сретенск - Усть-Карск в нормативное состояние для обеспечения возможности организации транспортного обслуживания путем регулярных перевозок пассажиров автобусами, относящимися к категории транспортных средств М2.
Обязать Министерство территориального развития Забайкальского края профинансировать КГУ Служба единого заказчика для проведения мероприятий по приведению автомобильной дороги Сретенск Усть-Карск в нормативное состояние(5 категории). Установить срок для исполнения решения до 31.12.2017 года. Обязать Администрацию муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края в течение трех месяцев после приведения автомобильной дороги Сретенск-Усть-Карск в нормативное состояние организовать круглогодичное регулярное транспортное обслуживание населения между населенными пунктами по автомобильной дороге Сретенск –Усть-Карск.
В судебном заседании административный процессуальный истец – помощник прокурора Сретенского района Простакишина Ю.А. уточненные административные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
В судебное заседание представитель административного ответчика – ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края не явился, извещен надлежаще, об отложении не просил. В прошлом судебном заседании просил в удовлетворении требований отказать. Представил отзыв на административное исковое заявление, согласно которого по правилам безопасности дорожного движения автобусный маршрут на данном участке дороги открывать нельзя, для этого нужна реконструкция автодороги. Ответчик не является распорядителем денежных средств и не может обеспечить финансирование каких-либо мероприятий по безопасности дорожного движения. Главным администратором бюджетных средств является министерство территориального развития края. Считает себя ненадлежащим ответчиком по делу. Строительство автодороги Сретенск – Усть-Карск будет включено в программу в 2017 году.
В судебном заседании представитель административного ответчика – Администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края не присутствовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об отложении не просил. В прошлом судебном заседании представитель административного ответчика – Администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края Рюмкин Г.И., действующий на основании доверенности, исковые требования признал в полном объеме.
Представители ответчиков Министерства территориального развития Забайкальского края, Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в судебном заседании не присутствовали, извещены надлежаще, об отложении не просили. Представитель ответчика Министерства территориального развития Забайкальского края предоставил отзыв, где требования прокурора считает незаконными, так как, заключив договор на осуществление перевозок пассажиров водным транспортом, Министерство исполнило обязанность по организации перевозок пассажиров, в период отрицательных температур транспортное обслуживание осуществляется по зимней автомобильной дороге. Первоначальные и последующие требования прокурора различны по предмету требований.
Допрошенный по судебному поручению представитель ответчика Министерства территориального развития Забайкальского края Козырев А.В., действующий по доверенности, пояснил, что в муниципальном районе «Сретенский район» транспортное обслуживание населения и связь районного центра с отдаленными и труднодоступными 15 поселениями осуществляется по р. Шилка речным видом транспорта. Автомобильных дорог к указанным поселениям нет. В навигационный период в населенные пункты, находящиеся на правом берегу реки: с. Старолончаково, с. Шилкинский Завод, с. Чалбучи, с. Аргун, с. Ералга нет доступа. В период наступления отрицательных температур транспортное обслуживание осуществляется по автозимнику, проходящему по р. Шилка. Круглогодичный проезд к населённым пунктам с. Большие Боты, с. Мангидай, с. Бори обеспечен и осуществляется через автомобильные дороги «Подъезд к с. Большие Боты» и автодороге «Сретенск – Усть-Карск». Организация пассажирских перевозок воздушным транспортом не представляется возможным ввиду отсутствия технического оснащения в селах, а также в связи с большими затратами. В настоящее время реконструкция автомобильной дороги Сретенск – Усть-Карск не представляется возможной, так как требует больших затрат. Кроме того, при реконструкции дороги учитываются интенсивность движения и количество населения в населённых пунктах, которые она будет связывать. Большинство населенных пунктов, проходящих через дорогу, имеет численность не более 40 человек, соответственно интенсивность движения низкая. Кроме того, автомобильная дорога Сретенск – Усть-Карск эксплуатируется круглогодично, хотя полностью дорога не построена, построена до с. Бори, там же и обрывается. Указанная дорога проходит вдоль левого берега реки Шилка, а населенные пункты с. Чалбучи, с. Усть-Начин, с. Старолончаково, с. Лужанки, с. Усть-Черная, с. Горбица располагаются по правому берегу, в связи с чем данные населённые пункты невозможно связать. Таким образом, в случае, если реконструкция дороги будет окончена, она не решит проблемы обеспечения труднодоступных сел транспортом.
Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил об отложении рассмотрения дела для подготовки отзыва, исковые требования не признал. Судом в ходатайстве об отложении отказано, как не обоснованное, в материалах дела имеется отзыв на заявленные требования. В судебном заседании прокурор исключил Министерство финансов Забайкальского края из числа ответчиков.
Представители заинтересованных лиц ОМВД России по Сретенскому району, ФКУ Центр ГИМС МЧС России по Амурской области в судебное заседание не явились, извещены, об отложении не просили.
Допрошенный в качестве специалиста З. в судебном заседании
пояснил, что работает в должности <данные изъяты> ОГИБДД ОМВД России по Сретенскому району. Без приведения автомобильной дороги Сретенск-Усть-Карск в нормативное состояние организовать круглогодичное регулярное транспортное обслуживание населения между населенными пунктами по автомобильной дороге Сретенск–Усть-Карск невозможно. Автобусное сообщение по зимней автодороге можно будет открыть, если дорога будет соответствовать нормативам и ГОСТам, но в зимний период сама река не позволяет сделать разделяющие потоки для автомобильного транспорта, поэтому зимняя дорога от г.Сретенска до пгт.Усть-Карск не открыта.
Допрошенная в качестве специалиста Л. в суде пояснила, что работает <данные изъяты> филиала КГУП «Автомобильные дороги Забайкалья» Сретенский ДЭУч. В летнее время невозможно от Сретенска добраться до сел, расположенных ниже по реке Шилка. Обустройство рассматриваемой автомобильной дороги возможно. Дорога Сретенск Усть-Карск составляет 103 м. Дорога должна быть не асфальтированная с щебеночно-песчаным или гравийно- песчаным покрытием.
Допрошенная в качестве специалиста Д. в суде пояснила, что работает в должности <данные изъяты> ГУЗ «Сретенское ЦРБ». В Горбице, Верхних Куларках, Луженки, Шилко-Завод, Фирсово, Бори имеются фельдшера, которые совмещают и работу в близлежащих селах и могут проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей автобусов. Отсутствие автодороги Сретенск-Усть-Карск влияет на доступность медицинской помощи. Просила иск удовлетворить.
В силу ч. 2 ст. 150 КАС РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, не сообщивших суду о причинах своей неявки.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему:
Статья 2 Конституции РФ устанавливает: человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Пунктом 7 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
В силу п.12 ч.2 ст.26.3 ФЗ от 06.10.1999 №184 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ относится, в том числе решение вопросов по организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом.
Согласно п.5 ч.1 ст.15 ФЗ от 06.10.2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - ФЗ № 257-ФЗ) определено: под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, к элементам обустройства которых относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения( п.6).
В соответствии с п.6 ст.13 ФЗ № 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ст.17).
Приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7, зарегистрированным в Минюсте России 05.06.2014 г. рег. N32585, утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. В п.61 данных Правил установлено: маршруты регулярных перевозок пассажиров автобусами организуются на автомобильных дорогах I - IV категорий. Регулярное автобусное движение на участках дорог V категории может быть <данные изъяты>
Как отмечается в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. N1734-р, транспортная система обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения.
В судебном заседании установлено, что в силу сообщения ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края следует, что собственником автомобильных дорог «Сретенск – Усть-Карск»и «Подъезд к с.Большие Боты» является Забайкальский край. Ответчику ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края указанные дороги переданы в оперативное управление. Дорога отнесена к пятой технической категории, но имеются участки дорог, ширина дороги на 23 км-25 км(Ломовой бычок) составляет 3,5м-4,8м, на 35 км-39 км(Жарол) составляет 3,4-3,8м, что не соответствует дорогам 5 технической категории. Автомобильная дорога Сретенск-Усть-Карск не является круглогодичной и полностью функционирует только в зимний период, так часть дороги проходит по льду р.Шилка. Организация круглогодичного регулярного транспортного сообщения труднодоступных населенных пунктов не представляется возможным. По правилам безопасности дорожного движения автобусный маршрут на данных дорогах открывать нельзя. Регулярное автобусное движение на участках дорог 5 категории может быть организовано для перевозок на подъездах к сельским населенным пунктам, при наличии на участках таких дорог твердого дорожного покрытия к соответствии с законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, местных уширений проезжей части достаточных для разъезда транспортных средств в зоне видимости с транспортными средствами встречного направления. Для обеспечения пассажирских перевозок по автомобильной дороге Сретенск-Усть-Карск необходимо произвести ее проведение в нормативное состояние, для чего нужна реконструкция автодороги. Самостоятельно исполнить решение не могут ввиду отсутствия финансирования, главным распорядителем бюджетных средств на реконструкцию, строительство и содержание автомобильных дорог межмуниципального и регионального значения края осуществляет Министерство территориального развития края. Для проведения реконструкции, строительства автодороги потребуется большие финансовые затраты, их в бюджете края нет. Считают ее строительство нецелесообразным, нет большой интенсивности движения. На участок дороги от 35 км до 47 км имеется проектная документация, необходимо произвести ее корректировку в связи с окончанием срока действия документов по отводу земель под строительство автомобильной дороги. В конце декабря каждого года проводятся работы по устройству ледовой дороги протяженностью 135 км от Сретенска до с.Верхние Куларки и работает с января по 15-20 марта. Считают себя ненадлежащим ответчиком.
Согласно информации ОМВД России по Сретенскому району паспорта автомобильных дорог Сретенск-Боты, Кудея-Бори, Бори-Усть-Карск отсутствуют, организовать круглогодичное регулярное транспортное обслуживание населенных пунктов с. Аргун, с. Большие Боты, с. Верхние Куларки, с. Горбица, с. Лужанки, с. Мангидай, с. Нижние Куларки, с. Старолончаково, пгт. Усть-Карск, с. Усть-Начин, с. Усть-Черная, с. Чалбучи, с. Шилкинский Завод возможно только при неукоснительном соблюдении владельцем (балансосодержателем) требований ГОСТов, а именно содержать дороги в безопасном для дорожного движения состоянии. Осуществлять регулярные автобусные перевозки пассажиров по дорогам 5 категории запрещено.
Согласно договора на осуществление перевозок пассажиров водным транспортом общего пользования по социально-значимому маршруту № 08/2016-22 от 11 января 2016 года, заключенному между Министерством территориального развития Забайкальского края и ООО «Пристань», ООО «Пристань» обязано обеспечить перевозку пассажиров в соответствии с расписанием в приложении №1.
В силу ответа №125 от 21.07.2015 года администрации МР «Сретенский район» транспортное обслуживание в с.Горбица не организовано в связи с отсутствием автомобильных дорог между населенными пунктами с.Нижние-Куларки-с.Горбица.
Согласно представленного положительного заключения №75-1-5-0182-08 от 19.12.2008 года Комитета инвестиционной политики и развития инфраструктур гоэкспертиз Читинской области, проект на строительство автомобильной дороги Сретенск-Усть-Карск на участке Бори-Усть-Карск км 35+000-км 47+448 в Сретенском районе соответствует требованиям нормативных документов, законодательных актов РФ, имеет общую направленность проектных решений, соблюдение природоохранных требований и рекомендуется к утверждению с определенными технико-экономическими показателями, указанными в заключении.
В силу устава ГКУ «Служба единого заказчика Забайкальского края учреждение является некоммерческой организацией и создано в целях обеспечения исполнительным органом государственной власти государственных функций и государственных услуг в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, а также в сфере строительства и земельных правоотношений. Учреждение создано в целях обеспечения полномочий Забайкальского края по его функциям как государственного заказчика по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Забайкальского края и искусственных сооружений на них, иных объектов капительного строительства, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных средств. В сфере дорожной деятельности осуществляет оперативное управление сетью автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, искусственных сооружений на них и мостовыми сооружениями, участие в разработке и реализации государственных программ по проектированию, строительству, ремонту, капитальному ремонту, реконструкции, эксплуатации и содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; обеспечение безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта, формирование, размещение и исполнение заказов на поставки товаров, на производство работ, оказание услуг для государственных нужд Забайкальского края по проектированию, строительству, реконструкции, капительному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения края и искусственных сооружений на них; контроль за состоянием автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и сооружений на них, техническим обследованием, проведением испытаний, паспортизацией, инвентаризацией, диагностикой автомобильных дорог общего пользования, мостов и производственных баз. Анализируя указанное, КГУ является надлежащим ответчиком по делу.
В силу Положения о Министерстве территориального развития Забайкальского края, Министерство является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области транспортного обслуживания населения, использования автомобильных дорог, обеспечения безопасности дорожного движения и осуществления дорожной деятельности. Министерство имеет право по определению порядка финансирования инвестиционных проектов за счет бюджета края; осуществляет реализацию государственной политики в сфере организации транспортного обслуживания населения на территории края; осуществляет региональный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; осуществляет мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности; обеспечивает доступность транспортных услуг населению края. Анализируя указанное положение, Министерство является надлежащим ответчиком по делу.
Оценивая доводы ответчика о нецелесообразности приведения автодороги в нормативное состояние, о больших финансовых затратах, необходимых для приведения автодороги в нормативное состояние, низкой численности населения, малой интенсивности движения, суд учитывает, что в силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Несоответствие автодороги нормативным требованиям и государственным стандартам, отсутствие транспортного сообщения и условий для предоставления транспортных услуг населению сел, расположенных между г.Сретенском и пгт.Усть-Карск существенно нарушает права граждан, постоянно проживающих и приезжающих в указанные населенные пункты. Отсутствие дорожного сообщения нарушает права и свободы граждан на безопасное передвижение, в том числе несовершеннолетних лиц, инвалидов, пенсионеров, не обеспечивается безопасность дорожного движения, нарушается право граждан на своевременную медицинскую помощь, что в суде подтвердила специалист Д., не доверять которой у суда оснований нет. Расширение сети автомобильных дорог в Российской Федерации, обеспечение безопасности движения по ним является необходимым условием развития экономики государства. Соответствие автотранспортной системы страны социально-экономическим потребностям общества и государства будет способствовать увеличению пассажирских и грузовых перевозок, предоставлению гражданам больших возможностей перемещения внутри страны. Несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки приводит к существенному росту расходов, снижению скорости движения, продолжительным простоям транспортных средств, повышению уровня аварийности.
Оценивая доводы ответчиков о наличии автодороги по льду реки Шилка, суд учитывает показания допрошенного специалиста З. о невозможности открытия указанной автодороги в виду отсутствия возможности произвести разделяющие потоки для автомобильного транспорта, зимняя дорога от г.Сретенска до пгт.Усть-Карск не открыта, автобусного сообщения между г.Сретенск и пгт.Усть-Карск нет. Доказательств наличия ледовой дороги по маршруту г.Сретенск-пгт.Усть-Карск сторона ответчика не предоставила. Оснований не доверять доводам специалиста у суда нет, сторонами не представлены.
Суд учитывает показания специалиста Л. о возможности обустройства и реконструкции автомобильной дороги Сретенск-Усть-Карск и отзыва ответчика КГУ «Служба единого заказчика» о наличии проектной документации на строительство и реконструкцию указанной автодороги, возможности реконструкции автодороги. Согласно показания КГУ «Служба единого заказчика» имеется положительное заключение экспертизы на автодорогу Сретенск-Усть-Карск, необходима его корректировка. Показания специалиста, представителя ответчика нашли свое подтверждение в суде положительным заключением Комитета инвестиционной политики и развития инфраструктур Госэкспертиз Читинской области. Оснований не доверять доводам специалиста Ливенлу, ответчику КГУ «Служба единого заказчика» в данной части у суда нет, сторонами не представлены.
Оценивая показания ответчика об исполнении Министерством территориального развития края обязанности по организации перевозок пассажиров путем заключения договора на осуществление перевозок пассажиров водным транспортом, суд учитывает информацию ООО «Пристань» о том, что в 2016 году навигация была открыта в июне 2016 года, в навигации участвует один теплоход, 1975 года выпуска, кроме того, осенний, весенний и зимний период организация перевозок пассажиров не осуществлена.
Оценивая доводы ответчиков о различных первоначальных и последующих требованиях прокурора, суд учитывает, что организация круглогодичного регулярного транспортного обслуживания населения невозможна без реконструкции автодороги Сретенск–Усть-Карск, поэтому заявленные требования взаимосвязаны.
Оценивая доводы о больших финансовых затратах для исполнения решения суда, суд учитывает положения КАС РФ о праве суда указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Согласно требованиям ст.187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступление его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
С учетом необходимости подготовки проектной документации, осуществления финансирования, иных подготовительных работ, суд полагает необходимым установить ответчикам Министерству территориального развития Забайкальского края и КГУ «Служба единого заказчика» срок для выполнения указанных работ, до 31.12.2017 года; администрации муниципального района «Сретенский район» три месяца после приведения автомобильной дороги Сретенск-Усть-Карск в нормативное состояние.
Суд соглашается с прокурором и исключает из числа ответчиков Министерство финансов Забайкальского края, Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.
Суд принимает признание административных исковых требований администрации муниципального района «Сретенский район», так как оно не противоречит закону, не нарушает права и интересы других лиц, сделано добровольно, с осознанием последствий, которые разъяснены ответчику.
Таким образом, административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора удовлетворить.
Возложить на Государственное казенное учреждение «Служба единого заказчика» Забайкальского края обязанность привести автомобильную дорогу Сретенск - Усть-Карск в нормативное состояние для обеспечения возможности организации транспортного обслуживания путем регулярных перевозок пассажиров автобусами, относящимися к категории транспортных средств М2.
Обязать Министерство территориального развития Забайкальского края профинансировать КГУ «Служба единого заказчика» для проведения мероприятий по приведению автомобильной дороги Сретенск-Усть-Карск в нормативное состояние(5 категории).
Установить срок для исполнения решения до 31.12.2017 года.
Обязать Администрацию муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края в течение трех месяцев после приведения автомобильной дороги Сретенск-Усть-Карск в нормативное состояние организовать круглогодичное регулярное транспортное обслуживание населения между населенными пунктами по автомобильной дороге Сретенск –Усть-Карск.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме через Сретенский районный суд.
Председательствующий судья: С.В. Комкова
Мотивированное решение изготовлено: 27.01.2017 года.