Дело № 2-755/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июня 2016 года г. Сретенск
Сретенский районный суд Забайкальского края в составе
председательствующего судьи Чепцова Ю.Ф.,
при секретаре Судаковой С.А.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика – ГУСО СКЦСОН «Березка» - ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к государственному учреждению социального обслуживания «Сретенский комплексный центр социального обслуживания населения «Березка» Забайкальского края, Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы (в части обеспечения выплаты вознаграждения за труд по «дорожной карте») и возложении обязанности в дальнейшем выплачивать заработную плату при отработанной норме времени и выполненных норм труда в соответствии с «дорожной картой»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванными исковыми требованиями, ссылаясь на то, что она работает в ГУСО «СКЦСОН «Березка» в должности социального <данные изъяты>, и размер ее заработной платы с учетом районного коэффициента, процентной надбавки за стаж работы, других стимулирующих и компенсационных выплат в ДД.ММ.ГГГГ года составлял <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп., в ДД.ММ.ГГГГ года – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп., в ДД.ММ.ГГГГ года – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп.
Истец считает, что в соответствии с Указами Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Распоряжений Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях», от 28.12.2012 № 2606-р «Об утверждении Плана мероприятий (дорожной карты) о доведении к 2018 году средней заработной платы педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей до 100% от средней заработной платы в соответствующем субъекте РФ», распоряжением Правительства Забайкальского края от 06.06.2014 № 341-р «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») повышения эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Забайкальского края (2013-2018 годы)» ей должен повышаться размер оплаты труда в соответствии с линейкой повышения оплаты труда до 2018 года с учетом качества оказываемых услуг.
Просила суд взыскать с ответчиков недоначисленную и невыплаченную заработную плату за ДД.ММ.ГГГГ года в сумме <данные изъяты> рублей, а также обязать выплачивать ей при отработанной месячной норме времени и выполненных норм труда заработную плату в соответствии с «дорожной картой».
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика – ГУСО СКЦСОН «Березка» - ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что финансирование на повышение размера заработной платы не выделяется, положения «дорожных карт», на которые ссылается истец, не являются обязательными.
Представители ответчиков – ГУСО «СКЦСОН «Березка», Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края – в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем судом в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в их отсутствие.
Судом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ года истец работала в ГУСО «СКЦСОН «Березка» в должности <данные изъяты>.
Как следует из представленного истцом дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ к договору от ДД.ММ.ГГГГ, ей установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> рублей, надбавка за работу с вредными и (или опасными) условиями труда – 15 %, выплата за специфику работы – 20 %, повышение за работу в сельской местности – 25 %, районный коэффициент – 40 %, процентная надбавка – 30 % (л.д. 8).
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
В силу требований ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству РФ в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики предписано принять до 01.12.2012 программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников.
Во исполнение Указа Президента РФ Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р принята Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, которой предусмотрено, что действие Программы распространяется на системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, Программа рекомендуется для государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений.
Реализация Программы осуществляется в отношении государственных учреждений субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации.
В приложении № 4 к указанной Программе приведена Динамика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников учреждений, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597, и средней заработной платы в субъектах РФ в 2012-2018 годах. Указанные значения носят индикативный характер и могут быть уточнены в «дорожных картах» по мере реализации Программы.
На основании указанных нормативных актов распоряжением Правительства Забайкальского края от 06.06.2014 № 341-р утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Забайкальского края (2013-2018 годы)», которой предусмотрен комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда. В качестве одной из целей «дорожной карты» предусмотрено повышение в 2017 году средней заработной платы работников учреждений социального обслуживания до 100 % от средней заработной платы в Забайкальском крае. Доведение уровня оплаты труда социальных работников в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 в 2017 году до 100 % средней заработной платы в Забайкальском крае предусмотрено в качестве одного из ожидаемых результатов реализации «дорожной карты».
В Забайкальском крае приняты Концепция поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных услуг в государственных учреждениях, финансируемых из бюджета Забайкальского края, на 2012-2018 годы, утвержденная распоряжением Правительства Забайкальского края от 22.01.2013 № 10-р, и нормативные правовые акты в области оплаты труда, составляющие основу для выполнения целевых показателей повышения заработной платы – постановление Правительства Забайкальского края от 22.01.2013 № 40 «Об утверждении размеров повышающих коэффициентов к окладу (должностному окладу) по соответствующей профессионально-квалификационной группе и перечня профессий (специальностей) и должностей по категориям работников учреждений социального обслуживания Забайкальского края, принимающих непосредственное участие в оказании государственных услуг», Закон Забайкальского края от 09.04.2014 № 964-ЗЗК «Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края».
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Забайкальского края от 09.04.2014 № 964-ЗЗК «Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края» оплата труда работников государственных учреждений Забайкальского края (далее - краевые учреждения) включает в себя оклады (должностные оклады), ставки заработной платы, компенсационные и стимулирующие выплаты и устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами, законами Забайкальского края и настоящим Законом края.
Исполнительные органы государственной власти Забайкальского края, на которые возложены координация и регулирование деятельности соответствующих отраслей и (или) которые осуществляют функции и полномочия учредителей краевых учреждений, утверждают примерные положения об оплате труда работников краевых учреждений (часть 2 названной статьи).
До утверждения Правительством Российской Федерации базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессионально-квалификационным группам устанавливаются Правительством Забайкальского края. Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников краевых учреждений устанавливаются локальными нормативными актами краевых учреждений на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, и профессиональных квалификационных групп с учетом сложности и объема выполняемой работы или профессиональных квалификационных групп в размерах не ниже базовых окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, установленных Правительством Забайкальского края (ст. 2 названного Закона).
Размеры базовых окладов по профессионально-квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края утверждены Постановлением Правительства Забайкальского края от 30.06.2014 № 382.
Размер базового оклада для социального педагога установлен указанным Постановлением Правительства Забайкальского края в размере <данные изъяты> рублей.
Кроме того, положениями названного Закона Забайкальского края урегулировано, что оклады (должностные оклады), ставки заработной платы специалистов краевых учреждений, работающих в сельской местности, повышаются на 25 процентов, работникам краевых учреждений социального обслуживания, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается надбавка к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы в размере 15-25 процентов.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 23.06.2014 № 347 утверждено Положение о надбавке работникам государственных учреждений социального обслуживания Забайкальского края, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, согласно подп. 2 п. 3 которого надбавка указанным работникам устанавливается в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних; центрах помощи семье и детям; социальных приютах для детей и подростков; центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей; комплексных центрах социального обслуживания населения; реабилитационных центрах для инвалидов; домах-интернатах для престарелых и инвалидов; реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями в размере 15%.
Подпунктами «г» п. 1, подп. «е» п. 2, подп. «а», «б» п. 3 ст. 5 названного Закона Забайкальского края предусмотрена выплата за специфику работы, которая устанавливается работникам краевых общеобразовательных учреждений, имеющих интернат, общеобразовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, работникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также работникам в классах, группах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, классах, группах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - в размере 15-20 процентов к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы; медицинским работникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим в штате лечебно-профилактических учреждений, занятым исключительно обслуживанием детей, - в размере 20 процентов к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы; в краевых учреждениях социального обслуживания за непосредственную работу с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми с девиантным поведением: в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах для детей и подростков, центрах помощи семье и детям, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, - в размере 20 процентов к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы; в комплексных центрах социального обслуживания населения - в размере 15 процентов к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы.
Статьями 6 и 7 названного Закона Забайкальского края предусмотрено, что выплаты за интенсивность, за высокие результаты работы устанавливаются локальными нормативными актами краевых учреждений, в которых указываются размеры выплат в пределах утвержденного фонда оплаты труда и с учетом отраслевых особенностей, примерных положений об оплате труда работников краевых учреждений, утверждаемых исполнительными органами государственной власти Забайкальского края, на которые возложены координация и регулирование деятельности соответствующих отраслей и (или) которые осуществляют функции и полномочия учредителей краевых учреждений. Краевые учреждения вправе принимать локальные нормативные акты, устанавливающие условия предоставления стимулирующих выплат за качество выполняемых работ с указанием размеров в пределах утвержденного фонда оплаты труда и с учетом отраслевых особенностей, примерных положений об оплате труда работников краевых учреждений, утверждаемых исполнительными органами государственной власти Забайкальского края, на которые возложены координация и регулирование деятельности соответствующих отраслей и (или) которые осуществляют функции и полномочия учредителей краевых учреждений.
Положением о надбавке работникам государственных учреждений здравоохранения, социального обслуживания Забайкальского края за стаж
непрерывной работы в данных отраслях, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 08.07.2014 № 390, установлены размер, порядок и условия выплаты надбавки работникам государственных учреждений здравоохранения, социального обслуживания Забайкальского края за стаж непрерывной работы в данных отраслях.
Проанализировав вышеприведенные нормы закона, суд приходит к выводу, что положения нормативных актов, на которые ссылается истец, не содержат норм, обязывающих работодателей устанавливать определенный размер заработной платы отдельным категориям работников, предусмотренные ими средние показатели заработной платы конкретных категорий работников являются индикативными значениями в рамках реализации мероприятий по повышению заработной платы и могут быть уточнены по мере реализации программ.
Доказательств того, что выплачиваемая истцу заработная плата не соответствует требованиям Закона Забайкальского края от 09.04.2014 № 964-ЗЗК «Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края» и принятых в целях его исполнения постановлений Правительства Забайкальского края, суду не представлено.
При таком положении суд приходит к убеждению в отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к государственному учреждению социального обслуживания «Сретенский комплексный центр социального обслуживания населения «Березка» Забайкальского края, Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы (в части обеспечения выплаты вознаграждения за труд по «дорожной карте») и возложении обязанности в дальнейшем выплачивать заработную плату при отработанной норме времени и выполненных норм труда в соответствии с «дорожной картой» отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Сретенский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня его принятия.
Судья Ю.Ф. Чепцов