НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сретенского районного суда (Забайкальский край) от 19.12.2023 № 2А-429/2023

Дело № 2а-429/2023

УИД75RS0019-01-2023-000690-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 декабря 2023 г. г. Сретенск

Сретенский районный суд Забайкальского края в составе

председательствующего судьи Малкиевой Е.С.,

при секретаре Бронниковой В.С.,

с участием административного истца Ядонист Л.В.,

представителя истца Паниной И.Г., действующего на основании устного заявления,

ответчика Бубнова А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ядонист Людмилы Владимировны к Сретенскому районному отделению судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю, врио начальника Сретенского районного отделения судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю Бубнову Андрею Леонидовичу, УФССП России по Забайкальскому краю о признании незаконным действий должностного лица службы судебных приставов и возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Ядонист Л.В. обратилась в суд с административным иском, указав в обоснование, что в производстве Сретенского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю находится исполнительное производство № 20987/15/7560-ИП, возбужденное на основании исполнительного листа от 25.02.2021 о взыскании с Лоншакова В.Ю. в пользу Ядонист Л.В. алиментов на содержание ребенка ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере ? части всех видов заработка и иного дохода ежемесячно до совершеннолетия ребенка. 25 мая 2023 ею было подано заявление об удержании алиментов с суммы жилищной субсидии на военнослужащих в размере 6 538 042,50 руб.

27.07.2023 ею получено постановление об отказе в удовлетворении ходатайства от 27.06.2023, вынесенного врио начальника Сретенского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Бубновым А.Л. со ссылкой на подпункт «а» пункта 3 постановления Правительства РФ № 1908 от 02.11.2021 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», где указано, что удержание алиментов производится с денежного довольствия (денежного содержания), получаемого военнослужащими…- с месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, ежемесячных и иных выплат.

С указанным отказом административный истец не согласна, поскольку подп. «г» п. 3 названного постановления Правительства РФ предусмотрено, что удержание алиментов производится с военнослужащего с единовременного и ежемесячного пособий и иных выплат при увольнении с военной службы.

Во-вторых, ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон «Об исполнительном производстве»), предусматривающая перечень видов дохода, на которые не может быть обращено взыскание.

В соответствии с тем, что в данном списке отсутствует запрет на удержание алиментов с жилищной субсидии на военнослужащих, судебные приставы-исполнители не имели права отказываться удерживать алименты с суммы жилищной субсидии на военнослужащих в размере 6 538 042,50 руб.

На основании изложенного, истец просит признать незаконным отказ врио начальника Сретенского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Бубнова А.Л. от 27.05.2023 на удержание алиментов с суммы жилищной субсидии на военнослужащих в размере 6 538 042,50 руб.; обязать Сретенский РОСП УФССП России по Забайкальскому краю произвести удержание алиментов с суммы жилищной субсидии на военнослужащих в размере 6 538 042,50 руб.

Административный истец Ядонист Л.В. в судебном заседании требования поддержала по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, дополнительно пояснила, что жилищная субсидия не входит в список, которым наложен запрет на взыскание с нее алиментов.

Представитель истца Панина И.Г. заявленные требования поддержала, суду пояснила, что военный сертификат относится к иным выплатам при увольнении с военной службы. Сумма данного военного сертификата в 6000000 рублей не вся была использована на приобретение жилья. В данном случае нет прямого запрета на удержание алиментов с данной суммы. Считает отказ врио начальника Сретенского РОСП незаконным.

Административный ответчик врио начальника Сретенского РОСМП УФССП России по Забайкальскому краю Бубнов А.Л. исковые требования не признал, суду пояснил, что Постановлением Правительства РФ за № 1908 от 20.11.2021 установлен перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей. В этом постановлении не указано, что именно необходимо обратить взыскание на субсидию, выданную военнослужащему на приобретение жилья. В соответствии с пп. «а» п. 3 постановления Правительства РФ за № 1908 от 20.11.2021 удержание алиментов производится с военнослужащих с месячного оклада, в соответствии с присвоенным воинским званием, месячного оклада, в соответствии с занимаемой воинской должностью, ежемесячных и иных выплат. Кроме того, субсидия не является доходом должника, субсидия - это целевые денежные средства, выданные военнослужащему на приобретение жилья. Полагает, что суд должен отталкиваться от природы назначения этих денежных средств. В законе четко указано, на какие денежные средства должно быть обращено взыскание по алиментам.

Административные ответчики Сретенское РОСП УФССП России по Забайкальскому краю, УФССП России по Забайкальскому краю извещены о времени и месте разбирательства дела, в суд не явились, представителей не направили.

Заинтересованное лицо Лоншаков В.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, о причинах неявки не сообщил.

Суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав истца, изучив материалы административного дела и исполнительного производства, суд приходит к следующему.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Статьей 4 Закона «Об исполнительном производстве» установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, перечень которых содержится в данной статье.

Статьей 64.1 Закона "Об исполнительном производстве" определен порядок рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Так, в соответствии с положениями ст. 64.1 Закона об исполнительном производстве, заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства (ч. 1) и рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом (ч. 2) Заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов (ч. 3), в случаях, если должностное лицо службы судебных приставов, получившее заявление, ходатайство, не правомочно их рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить заявление, ходатайство должностному лицу службы судебных приставов, правомочному их рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее заявление, ходатайство (ч. 4). Если иное не предусмотрено Законом об исполнительном производстве должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства или в случаях, указанных в ч. 5.1 настоящей статьи, направляет уведомление (ч. 5).

Судом установлено, что решением Сретенского районного суда Забайкальского края от 10.10.2022 удовлетворено исковое заявление Ядонист Л.В. к Лоншакову В.Ю. об увеличении размера алиментов. Размер алиментов, взыскиваемых с Лоншакова В.Ю. в пользу Ядонист Л.В. на содержание несовершеннолетнего ребенка ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, увеличен с 1/6 до ? части от всех видов заработка или иного дохода ежемесячно, начиная со дня вступления решения суда в законную силу и до совершеннолетия ребенка.

Постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Сретенского РОСП Бубнова А.Л. о возбуждении исполнительного производства от 21.10.2022 на основании вышеуказанного решения суда в отношении должника Лоншакова В.Ю. возбуждено исполнительное производство № 23015/22/75060-ИП о взыскании алиментов в размере ? дохода должника в пользу взыскателя Ядонист Л.В.

Ядонист Л.В. в рамках данного исполнительного производства в Сретенский РОСП подано заявление с просьбой произвести удержание алиментов в размере ? части субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в сумме 6 538042,50 руб.

В рамках рассмотрения указанного заявления, врио начальника Сретенского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Бубновым А.Л. вынесено постановление об отказе в удовлетворении ходатайства от 27.06.2023 со ссылкой на пп. «а» п.3 Постановления Правительства РФ № 1908 от 20.11.2021.

Судом установлено, что Лоншаков В.Ю. проходил военную службу по контракту в войсковой части 2539-5 в период с 14.04.2004 по 21.08.2021.

В соответствии со ст. 82 Семейного кодекса РФ виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяются Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации издано Постановление № 1908 от 02.11.2021 года «О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей».

В пункте 1 Перечня определены виды выплат, входящие в заработную плату или иные приравненные к ней виды вознаграждения за труд, с которых производится удержание алиментов.

Военнослужащие в связи с исполнением обязанностей военной службы получают не заработную плату, а денежное довольствие.

Исчерпывающий перечень выплат, получаемых военнослужащими в связи с исполнением обязанностей военной службы, из которых производится удержание алиментов, определен в пункте 3 указанного Перечня.

Согласно п. 3 Перечня удержание алиментов производится с денежного довольствия (денежного содержания), получаемого военнослужащими, прокурорскими работниками, сотрудниками Государственной противопожарной службы, органов внутренних дел и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы иных видов, лицами, проходящими службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющими специальные звания полиции, в том числе: с военнослужащих - с месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, ежемесячных и иных дополнительных выплат (подпункт «а» пункта 3), и с единовременного и ежемесячного пособий и иных выплат при увольнении с военной службы (подпункт «г» пункта 3).

В соответствии с ч.ч. 1-2 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы.

Денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (далее - оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

Согласно ч. 3 ст. 3 указанного закона военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которого составляет менее 20 лет, при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания, а военнослужащему, общая продолжительность военной службы которого составляет 20 лет и более, выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания.

Таким образом, удержание алиментов производится из тех выплат, которые входят в состав денежного довольствия военнослужащих, носят постоянный характер или выплачиваются при увольнении с военной службы (также за счет средств, предназначенных на выплату денежного довольствия).

Согласно ст. 12 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.

В силу ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов военнослужащим одновременно с денежным довольствием устанавливаются отдельные выплаты с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.

Таким образом, взыскание алиментов с иных выплат, не входящих в состав денежного довольствия военнослужащих, в том числе с выплачиваемых военнослужащим в счет жилищной субсидии, без соответствующего решения Правительства РФ о расширении Перечня производиться не может.

При указанных обстоятельствах, постановление врио начальника Сретенского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Бубнова А.Л. от 27.05.2023 является законным и обоснованным.

Кроме того, суд учитывает, что Ядонист о вынесении обжалуемого постановления стало известно 27.06.2023, данное постановление она получила лично, при этом административное исковое заявление подано в суд 13.07.2023.

Согласно ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений Федеральной службы судебных приставов, а также решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 3). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8).

Таким образом, с настоящим административным иском Ядонист Л.В. обратилась в суд по истечении десятидневного срока, предусмотренного положениями ст. 219 КАС РФ, что также является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения административных исковых требований отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных требований Ядонист Людмилы Владимировны к Сретенскому районному отделению судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю, врио начальника Сретенского районного отделения судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю Бубнову Андрею Леонидовичу, УФССП России по Забайкальскому краю о признании незаконным действий должностного лица службы судебных приставов и возложении обязанностей - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированной его части путем подачи апелляционной жалобы через Сретенский районный суд Забайкальского края.

Судья Е.С. Малкиева

Мотивированное решение изготовлено 26.12.2023.