Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-617\11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июля 2011 года
Среднеахтубинский райсуд Волгоградской области в составе :
Председательствующего судьи : Овсиенко И.В.
При секретаре : Лаптиевой А.С.
А также с участием : истца Батракова А.А., представителей ответчика - Домрачевой Н.А., Даниленко С.В.
Рассмотрев в р.п. Средняя Ахтуба в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Батракова А.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Среднеахтубинском районе Волгоградской области о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Батраков А.А. обратился суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Среднеахтубинском районе, в котором просит признать решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Среднеахтубинском районе № 10014921 от 18.03.2011 года об отказе в назначении ему досрочной пенсии незаконным ; обязать ответчика засчитать ему в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периоды работы : ДД.ММ.ГГГГ - в должности ; - с ДД.ММ.ГГГГ - в должности , 4 года 10 месяцев 15 дней ; - со ДД.ММ.ГГГГ - в должности ; -с ДД.ММ.ГГГГ - в должности ; а именно 14 лет 04 месяца 15 дней ; обязать ответчика произвести ему назначение трудовой пенсии с момента обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть с 27.12.2010 года, в обоснование своего иска указывая на то, что решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Среднеахтубинском районе № 10014921 от 18.03.2011 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, так как ответчик исключил ему из трудового стажа, как работника, имеющего специальный стаж, необходимый для льготной пенсии - 12 лет 06 месяцев, следующие периоды работы : -ДД.ММ.ГГГГ - в должности ; - с ДД.ММ.ГГГГ - в должности , то есть 4 года 10 месяцев 15 дней, так как нет документального подтверждения занятости на зарядке аккумуляторов согласно Списков № 1,2 производств, работ, профессий, должностей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173, по Списку №2, раздел XXXII «Общие профессии» аккумуляторщики (зарядчики) и аккумуляторщики - слесари, занятые на зарядке аккумуляторов, - заявитель специального стажа не имеет ; -со ДД.ММ.ГГГГ - в должности ; -с ДД.ММ.ГГГГ - в должности ; - с ДД.ММ.ГГГГ - в должности ; - с ДД.ММ.ГГГГ - в должности ; - с ДД.ММ.ГГГГ - в той же должности, там же ; - со ДД.ММ.ГГГГ - в той же должности, там же ; - с ДД.ММ.ГГГГ-в той же должности, там же ; - со ДД.ММ.ГГГГ - в той же должности, там же ; - с ДД.ММ.ГГГГ - в той же должности, там же ; - с ДД.ММ.ГГГГ - в той же должности, там же ; - с ДД.ММ.ГГГГ - в той же должности, там же ; - с ДД.ММ.ГГГГ - в должности ; -с ДД.ММ.ГГГГ - в той же должности, там же, итого : 33 года 08 месяцев 09 дней, так как данная должность не предусмотрена Списками №1,2 производств, работ, профессий, должностей на подземных работах в особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, по Списку № 2, раздел XXXIII «Общие профессии», код позиции 23200000-10047 аккумуляторщики заявитель специального стажа не имеет ; -с ДД.ММ.ГГГГ - отпуск без сохранения заработной платы ; -с ДД.ММ.ГГГГ - отпуск без сохранения заработной платы; -с ДД.ММ.ГГГГ - отпуск без сохранения заработной платы; -с ДД.ММ.ГГГГ - отпуск без сохранения заработной платы; -с ДД.ММ.ГГГГ - отпуск без сохранения заработной платы ; -с ДД.ММ.ГГГГ - отпуск без сохранения заработной платы, итого : 01 год 03 месяца, так как согласно ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в страховой стаж включаются периоды работы, которые выполнялись на территории РФ застрахованными лицами, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР РФ, и ст. 11 Федерального закона от 17.12-2001 г. № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так как период нахождения работника в отпуске без сохранения содержания не предусмотрен в числе «не страховых» периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной трудовой деятельности. Считает данное решение незаконным. С 01 января 2002 года право на досрочную пенсию определяется п.п.2 п.1 ст.27 Федерального Закона РФ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ». Основным условием назначения пенсии за выслугу лет является наличие специального трудового стажа не менее 12 лет 6 месяцев. Действительно, в настоящее время в Списке № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (в редакции постановления Кабинета Министров СССР от 09.08.1991 № 591), профессия аккумуляторщик-слесарь имеет название аккумуляторщик. Записи в его трудовой книжке по периодам работы : - с ДД.ММ.ГГГГ - в должности ; - с ДД.ММ.ГГГГ - в должности - 4 года 10 месяцев 15 дней не соответствуют современной формулировке. В данные периоды времени факт работы имел место до введения новых Списков производств, работ, профессий, должностей с особыми условиями труда. Следовательно, он полагает, он не должен лишаться права на пенсионные льготы в связи с изменением наименования профессии. Существует постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537 (в редакции от 24 апреля 2003 г.) "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которое предусматривает, что в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды трудовой деятельности по определенным профессиям и на должностях, которые предусматривались в ранее действовавших Списках, прекративших свое действие до 1 января 1992 года (п. 1). Считает, что 4 года 10 месяцев 15 дней должны быть засчитаны ему в льготную пенсию. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 1 апреля 2003 г. № 15 "Об установлении тождества профессий рабочих, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1, 2, 4, 5 и 7 п. 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пункт 1, закреплено следующее положение: Установить тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, и Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые предусмотрены Списком № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, и Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, и которые при пересмотре соответствующих выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих были унифицированы в профессии, включенные в Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, и в Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10. Таким образом, перечисленные нормативные акты подтверждают то обстоятельство, что органы, осуществляющие пенсионное обеспечение граждан, в своей практической работе наравне со Списками № 1 и 2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, должны применять Списки № 1 и 2, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173, и не могут лишить права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с изменением наименования профессии. Следовательно, периоды работы : - со ДД.ММ.ГГГГ - в должности ; - с ДД.ММ.ГГГГ - в должности , а всего 9 лет 06 месяцев, должны были быть включены ему в специальный стаж. Весь указанный период времени он фактически работал аккумуляторщиком и выполнял данную работу. Об этом свидетельствуют записи в его трудовой книжке. Считает, что он выработал льготную пенсию.
В судебном заседании истец Батраков А.А. свои исковые требования поддержал в полном объеме.
Представители ответчика - Управления Пенсионного Фонда РФ ( государственное учреждение) в Среднеахтубинском районе Домрачева Н.А. и Даниленко С.В. исковые требования истца не признали полностью и суду пояснили, что на основании п.п. 2 п.1 ст.27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам. В соответствии с п. 2 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Правительству РФ предоставлено право при необходимости утверждать списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи. В соответствии с разделом XXXII «Общие профессии» Списка № 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173, право на назначение досрочной трудовой пенсии предоставлялось рабочим, занятым на следующих работах: «аккумуляторщики (зарядчики) и аккумуляторщики-слесари, занятые на зарядке аккумуляторов». Действие данного Списка распространяется только на периоды работы, протекавшие до 02.10.1991 года. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 были утверждены Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость на которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (вступили в силу с 02.10.1991 года). В соответствии с разделом XXXIII «Общие профессии» Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, право на назначение досрочной трудовой пенсии предоставляется рабочим, занятым на следующих работах: код позиции «23200000-10047 Аккумуляторщики». Аккумуляторщики-слесари, занятые на зарядке аккумуляторов, со 02.10.1991 года утратили право на назначение досрочной трудовой пенсии. Соответственно, Батраков А.А. со 02.10.1991 года не имеет права на назначение досрочной трудовой пенсии, так как работал в должности «», которая не предусмотрена действующим пенсионным законодательством. Поэтому, на предмет установления права на досрочное назначение трудовой пенсии может быть рассмотрен период работы Батракова А.А. в должности с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 4 года 10 месяцев 15 дней. При этом, положение п. 2 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» об уменьшении возраста не может быть применено, так как Батраковым А.А. не выработано 6 лет 3 месяца, то есть половина установленного срока. Даже при установлении факта льготной работы в период с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ права на назначение досрочной трудовой пенсии истец иметь не будет. Также пояснили, что основным документом при назначении трудовой пенсии по старости за период работы до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования является трудовая книжка. Поэтому, если в трудовую книжку внесена запись на основании приказа (распоряжения, приемной записки) о том, что работник принят на работу в профессии (должности), дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, то эта запись может служить достаточным подтверждением постоянной занятости работника на работе, дающей право на указанную пенсию. В тех случаях, когда для определения права на досрочное пенсионное обеспечение необходимы данные о характере и условиях труда, то эти обстоятельства должны подтверждаться соответствующими документами, содержащими необходимые сведения, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в каждом конкретном случае. Назначение такого вида пенсий производится на основании уточняющих справок, выдаваемых администрацией предприятия (организации) на основании первичных документов того периода, когда производились работы. Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, вправе произвести правовую оценку представляемых заявителем документов. Проверяются как правильность оформления (заполнения) документов, так и соответствие содержащихся в них сведений. При проведении правовой оценки документов, подтверждающих стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, устанавливается соответствие представленных документов о работе документально подтвержденным основаниям их выдачи и соответствие этой работы требованиям Списков № 1 и № 2. В соответствии с п.3 статьи 18 Федерального закона от 17.12.2001 г., орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц представления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов. При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий труда, дающих право на пенсионные льготы, оснований для досрочного назначения трудовой пенсии не имеется. Батраковым А.А. для назначения досрочной трудовой пенсии были предоставлены только архивные справки по заработной плате, других документов, в частности, подтверждающих особый характер работы, предоставлено не было. При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий труда, дающих право на пенсионные льготы, оснований для досрочного назначения трудовой пенсии Батракову А.А. не имеется. Порядок исчисления стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, регулируется Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516. В соответствии с пунктами 4 и 5 названных Правил, прямо предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Понятие полного рабочего дня на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, изложено в разъяснении Минтруда России от 22.05.1996 г. № 5 (пункт 5), в соответствии с которым, под полным рабочим днем понимается выполнение работ в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени. В связи с тем, что должность Батракова А.А. подразумевает работу не только аккумуляторщиком, но и слесарем, то необходимо подтверждение работы именно на зарядке аккумуляторов не менее 80% рабочего времени. Кроме того, в силу ст.13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ ( ст.15 ), работодатель обязан предоставлять на каждого работающего периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, а также страховой стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В связи с тем, что Батраков А.А. был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 22 марта 1998 года, то, начиная с 23 марта 1998 года, особый характер его работы должен подтверждаться работодателем на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Из выписки лицевого счета застрахованного лица Батракова А.А. видно, что работодатели не подавали сведения о наличии у своих работников особых условий труда, дающих право на досрочную трудовую пенсию. Просили в удовлетворении исковых требований Батракова А.А. отказать.
Суд, выслушав объяснения истца Батракова А.А., представителей ответчика - Домрачевой Н.А. и Даниленко С.В., изучив материалы дела, считает исковые требования Батракова А.А. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
На основании п.п. 2 п.1 ст.27 Федерального Закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам : мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с разделом XXXII «Общие профессии» Списка № 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173, право на назначение досрочной трудовой пенсии предоставлялось рабочим, занятым на следующих работах: «аккумуляторщики (зарядчики) и аккумуляторщики-слесари, занятые на зарядке аккумуляторов». Действие данного Списка распространяется только на периоды работы, протекавшие до 02.10.1991 года.
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 были утверждены Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, вступившие в силу со 02 октября 1991 года. Постановлением Совета Министров РСФСР от 02 октября 1991 года № 517 действие указанных Списков было распространено на территории РСФСР. Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 подтверждено действие на территории Российской Федерации вышеуказанных Списков.
В соответствии с разделом XXXIII «Общие профессии» Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, право на назначение досрочной трудовой пенсии предоставляется рабочим, занятым на следующих работах: код позиции «23200000-10047 Аккумуляторщики». Аккумуляторщики-слесари, занятые на зарядке аккумуляторов, со 02.10.1991 года утратили право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Судом установлено следующее.
Решением Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Среднеахтубинском районе Волгоградской области от 18 марта 2011 года № 10014921 ( л.д.8 ) Батракову А.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости мотивирован тем, что отсутствует выработанный специальный стаж на работах с тяжелыми условиями труда - 12 лет 06 месяцев, при этом в специальный стаж Батракова А.А. не были засчитаны следующие периоды его работы : - с ДД.ММ.ГГГГ - в должности ; - с ДД.ММ.ГГГГ - в должности , так как нет документального подтверждения занятости на зарядке аккумуляторов согласно Списков № 1,2 производств, работ, профессий, должностей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173 по Списку № 2, раздел XXXII «Общие профессии» аккумуляторщики (зарядчики) и аккумуляторщики - слесари, занятые на зарядке аккумуляторов ; - со ДД.ММ.ГГГГ - в должности ; -с ДД.ММ.ГГГГ - в должности , так как данная должность не предусмотрена Списками №1,2 производств, работ, профессий, должностей на подземных работах в особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 по Списку № 2, раздел XXXIII «Общие профессии», код позиции 23200000-10047 аккумуляторщики.
Судом установлено и подтверждается записями в трудовой книжке Батракова А.А. ( л.д.12-17), что в период с ДД.ММ.ГГГГ Батраков А.А. работал в должности ; в период с ДД.ММ.ГГГГ Батраков А.А. работал в должности ; в период со ДД.ММ.ГГГГ Батраков А.А. работал в должности ; в период с ДД.ММ.ГГГГ Батраков А.А. работал в должности .
Таким образом, судом установлено, что Батраков А.А. со 02.10.1991 года права на назначение досрочной трудовой пенсии не имеет, так как работал в должности «», которая не предусмотрена действующим пенсионным законодательством.
Вместе с тем, суд считает возможным удовлетворить исковые требования истца об обязании ответчика включить ему в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды его работы : - с ДД.ММ.ГГГГ - в должности ; - с ДД.ММ.ГГГГ - в должности , а всего 4 года 10 месяцев 15 дней, поскольку в соответствии с разделом XXXII «Общие профессии» Списка № 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173, право на назначение досрочной трудовой пенсии предоставлялось рабочим, занятым на следующих работах: «аккумуляторщики (зарядчики) и аккумуляторщики-слесари, занятые на зарядке аккумуляторов», действие данного Списка распространялось только на периоды работы, протекавшие до 02.10.1991 года.
При этом, положение п. 2 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» об уменьшении возраста не может быть применено, так как Батраковым А.А. не выработано 6 лет 3 месяца, то есть половина установленного срока.
Таким образом, даже при включении в трудовой стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов его работы с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, у истца право на назначение досрочной трудовой пенсии не возникает.
Основным документом при назначении трудовой пенсии по старости за период работы до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования является трудовая книжка. Поэтому, если в трудовую книжку внесена запись на основании приказа (распоряжения, приемной записки) о том, что работник принят на работу в профессии (должности), дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, то эта запись может служить достаточным подтверждением постоянной занятости работника на работе, дающей право на указанную пенсию. В тех случаях, когда для определения права на досрочное пенсионное обеспечение необходимы данные о характере и условиях труда, то эти обстоятельства должны подтверждаться соответствующими документами, содержащими необходимые сведения, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в каждом конкретном случае. Назначение такого вида пенсий производится на основании уточняющих справок, выдаваемых администрацией предприятия (организации) на основании первичных документов того периода, когда производились работы. Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, вправе произвести правовую оценку представляемых заявителем документов. Проверяются как правильность оформления (заполнения) документов, так и соответствие содержащихся в них сведений. При проведении правовой оценки документов, подтверждающих стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, устанавливается соответствие представленных документов о работе документально подтвержденным основаниям их выдачи и соответствие этой работы требованиям Списков № 1 и № 2.
В соответствии с п.3 статьи 18 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц представления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов. При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий труда, дающих право на пенсионные льготы, оснований для досрочного назначения трудовой пенсии не имеется.
Как установлено судом, Батраковым А.А. для назначения досрочной трудовой пенсии ответчику были предоставлены только архивные справки по заработной плате, других документов, в частности, подтверждающих особый характер работы, предоставлено не было.
Исчисление периодов работы, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии ранее достижения общеустановленного возраста, производится в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, а также разъяснением Министерства труда России от 22 мая 1996 года № 5.
В соответствии с пунктами 4 и 5 названных Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с п. 5 Разъяснения Минтруда РФ от 22 мая 1996 года № 5, при совмещении работ с различными условиями труда, то есть предусмотренными и не предусмотренными Списками № 1 и № 2, стаж на соответствующих видах работ засчитывается при продолжительности работы, предусмотренной Списками, не менее 80% рабочего времени.
В связи с тем, что должность Батракова А.А. в периоды со ДД.ММ.ГГГГ - ; -с ДД.ММ.ГГГГ - подразумевает работу не только аккумуляторщиком, но и слесарем, то необходимо подтверждение работы именно на зарядке аккумуляторов не менее 80% рабочего времени.
Вместе с тем, факт работы истца в указанные периоды времени не менее 80 % рабочего времени именно на зарядке аккумуляторов документально не подтверждён.
Кроме того, в силу ст.13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ ( ст.15 ), работодатель обязан предоставлять на каждого работающего периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, а также страховой стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В связи с тем, что Батраков А.А. был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 22 марта 1998 года, то, начиная с 23 марта 1998 года, особый характер его работы должен подтверждаться работодателем на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Вместе с тем, из выписки лицевого счета застрахованного лица Батракова А.А. видно, что работодатели не подавали сведения о наличии у своих работников особых условий труда, дающих право на досрочную трудовую пенсию.
На основании изложенного, суд считает исковые требования Батракова А.А. об обязании ответчика засчитать ему в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периоды работы : со ДД.ММ.ГГГГ - в должности ; -с ДД.ММ.ГГГГ - в должности необоснованными и удовлетворению не подлежащими.
Поскольку с учетом засчитанных судом истцу периодов работы, специальный стаж истца составляет менее установленного законом специального стажа на работах с тяжелыми условиями труда ( 12 лет 06 месяцев), то право истца на назначение ему досрочной трудовой пенсии в настоящее время не возникло, в связи с чем, суд также считает необходимым отказать истцу в удовлетворении его требований о признании решения Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Среднеахтубинском районе № 10014921 от 18.03.2011 года об отказе в назначении ему досрочной пенсии незаконным и обязании ответчика произвести ему назначение трудовой пенсии с момента обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть с 27.12.2010 года.
В соответствии с п.п. 1.2 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия ( часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения, которым считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Среднеахтубинском районе Волгоградской области включить в трудовой стаж Батракова А.А., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды его работы :
- с ДД.ММ.ГГГГ - в должности ;
- с ДД.ММ.ГГГГ - в должности , а всего 4 года 10 месяцев 15 дней.
В остальной части иска Батракова А.А. отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Волгоградский областной суд через Среднеахтубинский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья (подпись) Овсиенко И.В.
Полный текст решения изготовлен судьей на компьютере 04 июля 2011 года.
Председательствующий судья (подпись) Овсиенко И.В.
Копия верна :
Судья : Овсиенко И.В.
Секретарь : Фуфачева Г.Б.