НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Спасского районного суда (Рязанская область) от 28.07.2023 № 2А-439/2023

№2а-439/2023

УИД 62RS0026-01-2023-000517-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июля 2023 года г. Спасск-Рязанский

Спасский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи Петрушковой Е.И.,

при секретаре Мартыновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к Беловой ФИО4 о взыскании недоимки по штрафу за совершение налогового правонарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании недоимки по штрафу за совершение налогового правонарушения, в обоснование административных исковых требований указав, что на налоговом учёте в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> состоит в качестве налогоплательщика ФИО1 и в соответствии с п.1 ст.23 Налогового Кодекса Российской Федерации обязана уплачивать законно установленные налоги.

ДД.ММ.ГГГГ. инспекция обращалась с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье судебного участка Спасского районного суда <адрес> с ходатайством о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления.

ДД.ММ.ГГГГ. вынесено определение об отказе в вынесении судебного приказа.

Согласно п.3 ст.48 НК РФ административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности.

Таким образом, налоговым органом пропущен процессуальный срок на подачу настоящего иска.

Межрайонная ИФНС России по <адрес> просит принять во внимание загруженность работы сотрудников инспекции, нестабильность работы программного обеспечения, в связи с чем ходатайствует о восстановления срока для обращения в суд с настоящим административным иском. Иных уважительных причин пропуска процессуального срока у инспекции не имеется.

ФИО1 индивидуальным предпринимателем не являлась.

В ст.207 Налогового Кодекса РФ установлено, что плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В п.2 ст.11 НК РФ определено, что для целей НК РФ под физическими лицами понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Согласно ст.210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 ст.224 НК РФ, а именно 13 процентов, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст.218- 221 НК РФ.

Согласно п.2 ст.44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Согласно ст.227 НК РФ исчисление и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся физическими лицами, зарегистрированными в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Объектом налогообложения по НДФЛ для физических лиц - налоговых резидентов РФ являются доходы, полученные налогоплательщиком от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ (ст.209 НК РФ).

В соответствии с п.17.1 ст.217 НК РФ к доходам, не подлежащим налогообложению, освобождаемым от налогообложения относятся доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 НК РФ, а так же от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

В соответствии с п.3 ст.210 НК РФ налоговая база по НДФЛ определяется как денежное выражение всех доходов, в отношении которых предусмотрена ставка 13%, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 223 НК РФ дата фактического получения дохода определяется, при получении доходов в денежной форме как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц, а при получении доходов в натуральной форме - как день передачи доходов в натуральной форме.

Из вышеизложенного следует, что в доход налогоплательщика за соответствующий налоговый период включаются все доходы, дата получения которых приходится на этот налоговый период.

Согласно п.1 и п.2 ст.52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено НК РФ. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, процентная доля налоговой базы.

В соответствии с п.2 ст.228 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 228 НК РФ, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.п.4 п.1. ст.228 НК РФ исчисление и уплату НДФЛ производят физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, - исходя из сумм таких доходов.

Согласно п.1 ст.229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в ст.ст.227, 228 НК РФ не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговом органом Межрайонной инспекцией ФНС России по <адрес> была проведена камеральная налоговые проверки.

На основании ст.101 НК РФ было вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ. о привлечении к налоговой ответственности ФИО1 за налоговое преступление, предусмотренное п.1 ст.119 НК РФ - непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах налоговой декларации в налоговый орган по месту учета. Была возложена на налогоплательщика обязанность уплатить штраф в размере <данные изъяты> рублей за каждый случай непредставления в установленный срок налоговой декларации.

В соответствии с п.1 ст.119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее <данные изъяты> рублей.

Решение от ДД.ММ.ГГГГ. о привлечении к налоговой ответственности ФИО1 за налоговое преступление, предусмотренное п.1 ст.119 НК РФ налогоплательщиком не было обжаловано и вступило в законную силу.

В связи с отсутствием оплаты штрафа в размере <данные изъяты> рублей в добровольном порядке налоговым органом были выставлены требования от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно указанным требованиям должнику было предложено в добровольном порядке погасить числящуюся за ним недоимку. Однако до настоящего времени должник не исполнил указанные обязанности, возложенные на него действующим законодательством.

До настоящего времени обязанность об уплате налога на доходы с физических лиц, неисполнение в добровольном порядке должником требований контрольного органа об уплате названных обязательных платежей явилось основанием для обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогам (ст. 48 НК РФ).

До настоящего времени должник не исполнил в добровольном порядке Требование об уплате налога, тем самым не выполнил в установленный срок указанные обязанности, возложенные на него действующим законодательством.

В соответствии с абз.2 п.3 ст.48 НК РФ налоговые органы вправе предъявить требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица в порядке судебного производства.

Согласно абз.3 п.1 ст.48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

На основании изложенного, административный истец МИФНС по <адрес> просит восстановить пропущенный срок направления заявления в суд и взыскать с ФИО1, ИНН недоимку по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации: штраф в размере <данные изъяты> рублей.

Административный истец Межрайонная ИФНС по <адрес> был надлежаще извещен о месте и времени судебного разбирательства, но в судебное заседание представитель административного истца не прибыл, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращался.

Административный ответчик ФИО1 была надлежаще извещена о месте и времени судебного разбирательства, но в судебное заседание не прибыла, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращалась, возражения на заявленные административным истцом требования не представила.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно п.1 ст.207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

На основании ст.209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу подп.4 п.1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату НДФЛ производят физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, - исходя из сумм таких доходов.

Согласно п. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в ст.228 НК РФ, не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п.1 ст.119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Судом установлено, что в отношении ФИО1 налоговым органом была проведена камеральная проверка, в ходе которой установлено, что ФИО1 не исполнила свою обязанность по своевременному представлению в установленный законодательством о налогах и сборах налоговой декларации в налоговый орган по месту учета. В связи с этим решением налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ. за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст.119 НК РФ, на ФИО1 наложен штраф в размере <данные изъяты> рублей.

В связи с неоплатой штрафа в добровольном порядке налоговым органом в адрес ФИО1 было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ. об оплате имеющейся задолженности по НДФЛ в размере <данные изъяты> рублей в срок до ДД.ММ.ГГГГ

На основании п.1 ст.48 НК РФ, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В соответствии с п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, Налоговым кодексом РФ урегулирован как срок на первоначальное обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, так и срок обращения в суд с иском после отмены судебного приказа.

Приведенная норма п.3 ст.48 НК РФ не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного Налоговым кодексом РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа.

При этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ, как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены или отказе в выдаче судебного приказа.

Сроки обращения налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье подлежат проверке при рассмотрении судом дела о взыскании недоимки по налогам и сборам в исковом порядке как после отмены судебного приказа, так и в случае отказа мировым судьей в вынесении судебного приказа. Несоблюдение налоговым органом установленных законодательством сроков и порядка взыскания налога являются основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

Безусловная значимость взыскания в бюджет невыплаченных налогоплательщиками налогов и пеней не освобождает налоговые органы от обязанности обращаться в суд в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения приводить доводы и представлять доказательства уважительности причин такого пропуска.

При этом пропущенный срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок, т.е. не зависящим от налогового органа, находящимся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка взыскания обязательных платежей.

Суд полагает, что требования административного истца о взыскании с административного ответчика, недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ, а именно: штрафа в размере <данные изъяты> рублей, не подлежат удовлетворению в связи с пропуском налоговым органом срока для обращения в суд.

Так, срок исполнения требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. об уплате штрафа установлен в нем до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, налоговый орган на основании п.2 ст.48 НК РФ был вправе в течение 6 месяцев со дня истечения трехлетнего срока, то есть в срок до ДД.ММ.ГГГГ., обратиться в суд.

В суд с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился только ДД.ММ.ГГГГ

В тот же день определением мирового судьи судебного участка судебного района Спасского районного суда <адрес> было отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа.

Доводы административного истца о пропуске предусмотренного законом срока для обращения в суд по уважительным причинам, а именно: из-за загруженности сотрудников инспекции, нестабильности работы программного обеспечения, являются необоснованными. Суд не может признать указанные административным истцом причины пропуска срока обращения в суд уважительным. Административный истец является юридическим лицом и должен иметь необходимый штат сотрудников для своевременного и надлежащего выполнения своих обязанностей по взысканию налогов, штрафов. Ненадлежащая организация работы налогового органа не является уважительной причиной пропуска установленного п.2 ст.48 НК РФ срока. Причины, объективно препятствующие и не позволившие в течение 6-ти месяцев подготовить и подать заявление в суд, административным истцом не приведены. Кроме того, административным истцом не представлены какие-либо доказательства, подтверждающие, что срок обращения в суд пропущен именно из-за загруженности сотрудников инспекции, нестабильности работы программного обеспечения.

В соответствии с ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Согласно ч.5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных КАС РФ случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

При таких обстоятельствах, требования административного истца о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ, а именно: штрафа в размере <данные изъяты> рублей, не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к Беловой ФИО4 о взыскании недоимки по штрафу за совершение налогового правонарушения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Спасский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Е.И. Петрушкова